Презентации к урокам русского языка

Шилкина Ирина Леонидовна

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных .

Слайд 2

Н и НН в суффиксах прилагательных. 1.Определи, от какой части речи образовано слово: если от существительных Определи, какой суффикс прибавлен к основе. - онн , - енн -ан, -ин, - ян пиши – нн пиши –н Исключения: ветреный , безветренный. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный КРАТКАЯ ФОРМА. Ценная вещь – цена Ветреная погода - ветрена

Слайд 3

РУМЯНЫЙ БАР АН ИЙ ЮНЫЙ БАГРЯНЫЙ ЗЕЛЁН ЫЙ ПРЯНЫЙ СВИНОЙ СИНИЙ ФАЗАНИЙ ТЮЛЕНИЙ ПАВЛИНИЙ запомни ЮНЫЙ Я

Слайд 4

Объясни правописание прилагательных. Сон - сонный утка - утиный Солома - соломенный Нефть –нефтяной Песок - песочный Клюква - клюквенный

Слайд 5

Выпиши слова в 1 столбик с – н , во 2 – нн . Торфя …ой, орл ый,обеде ый,деревя ый , песча ый , стари ый , костя ой, кожа ый , обыкнове ый,кури ый , берестя ой, карма ый , племе ой, лошади ый , промыш ле ый , водя ой, серебря ый , бура ый . н н нн нн н нн н н н н нн нн нн н нн н н нн

Слайд 6

Вставь буквы, объясни . 1) Стоит ветре ая погода. 2) Тает в небе журавли ый крик. 3) Слышен торжестве ый марш. 4) Ледя ой ветер произносится над головой. 5) На тарелке лежали тыкве ые семечки. 6) На далёких деревьях кричат со ые грачи. н н н н н нн нн


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы и их роль в русском языке 6 класс

Слайд 2

фразеологизм Фразеологи́зм или фразеологическая единица — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

Слайд 3

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний Словосочетания 1)Любое из слов можно заменить другими словами 2) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 3) Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Повесить бельё, золотой браслет, волчий хвост Фразеологизмы 1 ) В их составе нельзя заменять одно слово другим 2) Слова теряют свою самостоятельность 3) Как и слова, использу-ются готовыми, запоминаются. Повесить нос, золотые руки, волчий аппетит

Слайд 4

Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему? 1).Медвежья услуга, медвежья берлога. 2).С чистым сердцем, с чистым полотенцем 3).Горькая микстура, горькая правда. 4).Серебряная свадьба, серебряная ложка

Слайд 5

Назови фразеологизм, объясни его значение 1 2 3 4 5 6

Слайд 6

Происхождение фразеологизмов Шиворот-навыворот «Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый воротник боярской одежды. Во времена Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу боярина сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду наизнанку, шиворот-навыворот, и возили по всему городу под улюлюканье уличной толпы. Теперь значение этих слов куда шире. Так говорят сейчас и о человеке, который поступает наперекор общепринятым нормам.

Слайд 7

В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение? Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют... ( По Э.А. Вартаньяну )

Слайд 8

Проверяем Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон , бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял , чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем . В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести . А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает . И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту . Все с него как с гуся вода , все ему что об стенку горох . «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки ». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число , задать баню , снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют ...

Слайд 9

Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма 1) хоть пруд пруди 2) кто во что горазд 3) как снег на голову 4) ни рыба ни мясо 5) рукой подать 6) куда ноги несут 7)с пустыми руками 8)ни кровинки в лице 9) доводить до белого каления 1) куда глаза глядят 2) в двух шагах 3) куры не клюют 4) кто в лес, кто по дрова 5) как гром среди ясного неба 6) ни то ни сё 7) приводить в бешенство 8) несолоно хлебавши 9) как мел

Слайд 10

Подбери к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика 1) рукой подать 2) на вес золота 3) семи пядей во лбу 4) песок сыплется 5) в час по чайной ложке 6) профессор кислых щей 7) засучив рукава 8) потерпеть фиаско 9) душа в душу 1) мастер на все руки 2) спустя рукава 3) у чёрта на куличках 4) грош цена 5) одержать победу 6) как кошка с собакой 7) глуп как сивый мерин 8) Молоко на губах не обсохло 9) со всех ног

Слайд 11

«С головы до ног» Подберите фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаза, ноги Человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на голову, голова идёт кругом, сломя голову. Мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу. Со всех ног, встать на ноги, встать с левой ноги, падать с ног, потерять почву под ногами, сбиться с ног, идти в ногу, путаться под ногами, ног под собой не чуять.

Слайд 12

Родственники за рубежом Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские? ( как две капли воды ) Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы? ( Как сыр в масле катается ) Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский? ( Как свои пять пальцев ) Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? ( У него денег куры не клюют ) Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы? ( Зарубить себе на носу ) Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы? ( Он тебе в подмётки не годится ) После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ? ( Искры из глаз сыплются )

Слайд 13

Итак, подведем итоги нашего урока : 1. Что такое фразеологизм? 2. Чем отличается свободное словосочетание от несвободного? 3. Можно ли при синтаксическом разборе разбивать фразеологизм на члены предложения? 4. Что нового вы узнали из истории фразеологизмов? 5. Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?

Слайд 14

Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций. Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов. Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании ( С Богом!) Пожелание долгой жизни, благополучия ( Многие лета ) Пожелание удачи в чём-либо ( В добрый час, ни пуха ни пера )

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дать понятие об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е; Сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах

Слайд 3

Исследователь, обозреватель, летчик - испытатель

Слайд 4

Вставить пропущенные буквы. Пр..ехать Пр..близиться Пр..хороший Пр..строить Пр..странный Пр..клеить Пр..быть Пр..тихий Пр..добрый Пр..поднять Пр..йти Пр..одолеть Пр..казать Пр..обрести Ключ. И Е И Е Е И И И Е Е И И И И

Слайд 5

Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова? Вода, лазить  водолаз Море, плавать  мореплаватель Мышь, ловить  мышелов Это сложные слова

Слайд 6

Ивангород

Слайд 7

ВОДОЛАЗ МЫШЕЛОВ

Слайд 8

Звероловство Сороконожка Железобетон Общежитие Овцеводство Пешеход О Е После твердых основ После основ на мягкий согласный, на шипящий и Ц

Слайд 9

Страница 71

Слайд 10

Творческая работа ( выполняется устно ) Задание: заменить слова одним сложным словом. Пить чай Помогать взаимно Любить труд Люди одной фамилии Любить свободу Тот, кто ходит пешком Старший класс (чаепитие) (взаимопомощь) (трудолюбие) (однофамильцы) (свободолюбие) (пешеход) (старшеклассник)

Слайд 11

2. Работа с учебником Упражнение 167 3. Творческая работа по таблице ловить водить строитель погрузочный

Слайд 12

4. Попутное повторение Задание: к данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной. Ленивый ученик – Серьезный юноша – Однообразное движение – Враждебное отношение – добросовестный легкомысленный многообразное доброжелательное

Слайд 13

пыль хранить овощи тушить огонь сосать телевидение плавать море передача три бороться земля мерить Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

Слайд 14

Пыль, сосать  пылесос Овощи, хранить  овощехранилище Огонь, тушить  огнетушитель Телевидение, передача  телепередача Море, плавать  мореплаватель Три, бороться  троеборье Земля, мерить  землемер

Слайд 15

«Диктант – молчанка». Угадай слово. Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения. Машина, которая очищает хлопок; Завод, где строят корабли; Бумага, чувствительная к свету; Здание, построенное из железа и бетона; Машина, которая очищает дорогу от снега.

Слайд 16

Хлопкоочистительная Кораблестроительный Светочувствительная Железобетонное Снегоочистительная

Слайд 17

Кроссворд . Специалист по разведению садов. Локомотив с паровым двигателем. Канал для выхода дыма из трубы. Русская народная игра – пляска. Лес, поваленный бурей. Бесплановое, стихийное совершение дела, работы. Огнестрельное оружие. с д а о м х о р л а е п т а д о о в п р о в з д о о о о о ы д д х р в б у е м е е у м л о м с т к

Слайд 18

стр 120, упражнение 216. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе Степени сравнения имен прилагательных

Слайд 2

Степень сравнения обозначает признак, который в предмете проявляется в большей или меньшей степени. Пушистый Пушистее, более пушистый Пушистейший, самый пушистый

Слайд 3

Степени сравнения Сравнительная Сильнее Сильнейший Превосходная Более сильный Самый сильный Простая (1 слово) Составная (2 слова)

Слайд 4

Сравнительная степень Простая форма н. ф. прилагательного ее ей е ше Справедлив ый + ее = справедливее (справедливей) Тих ий + е = тише Х // Ш Стар ый + ше = старше Тон к ий + ше = тон ь ше; слад к ий + сла щ е

Слайд 5

Составная форма Н. ф. прилагательного + более, менее. Н. ф. прилагательного умный + более = более умный. Н. ф. прилагательного умный + менее = менее умный. более умный менее умный

Слайд 6

Подумайте! По родам, числам и падежам прилагательные в форме сравнительной степени изменяются или нет? В доме одном у папашки с мамашкой Жили кудрявые дочки – близняшки. Очень была дочка Люба кудрява, Но даже кудрявей ее была Клава. - Слово кудрявей , ребята, возьмите И по родам поскорей измените. В доме идет конкурс тщеславий: Папа кудрявей иль мама кудрявей ?

Слайд 7

Подумайте! Не станем мы сидеть с лицом печальным, кислым: Не вышло по родам – попробуем по числам! К сестрам однажды приехали в гости Братья кудрявые: Миша и Костя. Смотрят девчонки на братьев своих: Все же мальчишки кудрявее их.

Слайд 8

А по падежам изменяются? Попробуем! Клаву (в. п.) кудрявей (?) К Клаве (д. п.) кудрявей (?) О Клаве (п. п. ) кудрявей (?) Сделайте вывод!

Слайд 9

Вывод: прилагательные в форме простой сравнительной степени по числам, родам и падежам не изменяются. Теперь – роль в предложении. Клава кудрявей Любы. Сказуемое.

Слайд 10

А в форме составной сравнительной степени изменяются? Саша более умный , чем Маша. Маша более быстрая , чем Миша. Пятиклассники более быстрые , чем шестиклассники. К более быстрому, о более быстром. Сделайте вывод!

Слайд 11

Вывод: в прилагательных в форме составной сравнительной степени изменяется по числам, родам и падежам второе слово.

Слайд 12

Превосходная степень Простая форма Н. ф. прилагательного ейш айш Мудр ый + ейш = мудрейший Тонк ий + айш = тон ч айший (к // ч)

Слайд 13

Составная форма Самый, наиболее, наименее + н. ф. имени прилагательного Самый + н. .ф. прилагательного мудрый = самый мудрый.

Слайд 14

Изменяются ли прилагательные в форме превосходной степени? Подумайте !Сделайте вывод! Красивейшая девочка. Красивейший мальчик. Красивейшее панно. Красивейшие книги. У самой красивой реки, о самой красивой реке.

Слайд 15

Вывод: прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам (в ед. ч.), числам и падежам. Теперь – роль в предложении! Прекраснейшая фея сотворила чудо. Я получил самый прекрасный подарок. Этот подарок самый прекрасный Определение, сказуемое.

Слайд 16

Образуйте простую и составную сравнительную степень. Добрый - Мудрый - Справедливый - Утренний - Строгий - Решительный - Добродушный – От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения? Почему?

Слайд 17

Образуйте составную сравнительную и превосходную степень Светлый - Могущественный - Богатый - Заботливый – Кожаный - Храбрый - Душевный - От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения? Почему?

Слайд 18

Правильно ли распределены слова в две колонки? Напишите правильно. Сравнительная степень Шире Глубочайшая Самая интересная Слаще Легчайший Наиболее удобный Дальше Превосходнейший Более чистый Превосходная степень Старейший Более мягкий Дольше Простейший Самый густой Тверже Самый ужасный Прилежнее Более известный

Слайд 19

Найдите ошибки и исправьте их. Более громче, самый умнейший, менее грамотный, наиболее интересный, самый вкуснейший, самый главный, более осторожный, твердее , мельчее , слаще, мягче, более мельче, самый горький, более сладкий, дороже, ужаснее, самый искусный.

Слайд 20

Найдите имена прилагательные в форме превосходной степени и подчеркните их как члены предложения. Чистейшего снега, белейшего снега Зима отряхнула на рощу с разбега И, пухом легчайшим на солнце блистая, Пустила гулять по лесам горностая. М. Дудин

Слайд 21

Найдите имена прилагательные в форме сравнительной степени и подчеркните их как члены предложения Человеческое слово острее стрелы. Маленькое дело лучше большого безделья. Здоровье дороже золота. Добрые слова лучше мягкого пирога. Правда светлее солнца.

Слайд 22

Произносите правильно! Крас и вее, твер ж е, мель ч е, сла щ е, лег ч е.

Слайд 23

Творческое задание Придумайте рекламный ролик, используя имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. Поиграем в парах! «Я самый, самый»

Слайд 24

Домашнее задание выберите сами: Напишите сочинение – миниатюру на тему « Природа родного края», используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. Составьте 10 предложений, используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. Выпишите из учебника 10 прилагательных и образуйте от них прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

Слайд 25

Спасибо за урок! Удачи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии

Слайд 2

Подготовьте рассказ о деепричастии добавочное действие глагол признаки предмета по действию вид время возвратность изменяется по родам и падежам не изменяется бывает 1-ого, 2-ого, 3-его лица обстоятельство определение сказуемое

Слайд 3

Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Од_нокая с_сна занесен_ая снегом во_вышает_ся на скал_ над далью северных л_сов и_чезающих в т_мноте зимней ноч_; только снег на с_сне с_яет в лун_ом свет_.

Слайд 4

Проверка Од и нокая с о сна , занесе нн ая снегом , во з вышае тся на скал е над далью северных л е сов , и с чезающих в т е мноте зимней ноч и ; только снег на с о сне с и яет в лу нн ом свет е .

Слайд 5

Прочитайте выразительно _._._._._ _._._._._._._._._._._._._._._._._._ Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. И. Северянин одиночное дееприч. деепричастный оборот

Слайд 6

Дополнительно И день и ночь по снеговой пустыне Спешу к вам голову сломя. А.С. Грибоедов фразеологизм

Слайд 7

Продолжите ... Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит. (А.С. Пушкин)

Слайд 8

Продолжите ... Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. (А.С. Пушкин)

Слайд 9

Продолжите ... На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, И снегом сыпучим Одета, как ризой , она. (М.Ю. Лермонтов)

Слайд 10

Продолжите ... А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. (С. Есенин)

Слайд 11

Продолжите … Вот север, Тучи нагоняя, Дохнул, завыл, – И вот сама Идет волшебница зима. (А.С. Пушкин)

Слайд 12

Замените глаголы деепричастиями 1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды. 2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром. 3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне. 4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

Слайд 13

Вспомните! Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.

Слайд 14

Примеры Подъезжая к лесу, я увидел волка. Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком и бежал к окну. Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком и бежал к окну. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. Когда я вошел в автобус, неожиданно пошел снег.

Слайд 15

Мини тест Приехав в деревню а) весь сад был в снегу б) я застал весь сад в снегу Возвращаясь домой а) я попал под снегопад б) начался снег Выйдя на улицу а) ему стало холодно б) он почувствовал холод

Слайд 17

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слитное и раздельное написание не с причастиями Урок в 7 классе

Слайд 2

Того, кто (не) задумывается о далеких трудностях, (не)пременно поджидают близкие (не)приятности. Конфуций.

Слайд 3

Проверь себя! не прекращать (гл.) нез аботливый (= равнодушный) ничуть не привлекательный (ничуть) не решительность, а робость (союз а ) не лепый (не употр. без не) не нависть (не употр. без не) не годовать (не употр. без не) Проверь себя!

Слайд 4

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи 1. Г, С, П, если не употр. без не ненавидеть неразбериха неряшливый 2. С, П, если = синоним без не непогода (= плохая погода) недалёкий (= близкий) 3. Неопределённые М: некто нечто некоторый несколько 4. Отрицательные М,если не отделены предлогом нечего нечем С, П, если есть противопоставление с а не счастье, а беда не смелый, а трусливый 2. П, если употребляются со словами далеко не нисколько не вовсе не совсем не ничуть не Вовсе не вежливый юноша 3. Отрицательные М, если отделены предлогом не с чего Слитно Раздельно

Слайд 5

Цели: 1. Знать условия слитного и раздельного написания не с причастиями. 2. Научиться правильно писать не с причастиями. 3. Повторить правила написания не с другими частями речи.

Слайд 6

Проверь себя! не убран привезти вспахать приклеить взвесить напугать припаять приостановить не привезен не вспахан не приклеен не взвешен не напуган не припаян не приостановлен убрать

Слайд 7

Творческий диктант Неосвоенная территория Еще не закрытое тучей небо Ничем не защищенный от ветра дом Непрекращающийся шум Нескошенное поле Не видимая невооруженным глазом звезда

Слайд 8

с с с с с с с с с с с с р р р р р р р р р р р р р р р Работаем с перфокартой

Слайд 9

Рефлексия хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Слайд 10

Ссылки http :// www.liveinternet.ru / users / amayfaar / tags /%EC%F3%E4%F0%EE%F1%F2%FC/- Конфуций http :// www.alva-media.ru /news-on-one-page?page=239- звездочет http ://nash-klass22.my1.ru/ news /9- перо и бумага http://abali.ru/?paged=139&lang=uk- перо и чернильница http://900igr.net/kartinki/matematika/Prijomy-uchebnoj-dejatelnosti/013-Ejo-tsel-i-rezultat-sostojat-v-izmenenii-samogo-subekta-dejatelnosti.html - книги http://webavatars.ru/magazine/page/19/ - смайлики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе

Слайд 2

Цели урока: Ознакомить ребят с правилом написания не с деепричастиями; Формировать умение распознавать приставку не и частицу не при деепричастии; Закрепить навыки выделения запятыми деепричастного оборота; Р/р. Учиться конструировать предложения, используя деепричастия.

Слайд 3

Работа со словарным словом. « сиять» Определите лексическое значение этого слова. ( Сиять – излучать ровный свет; переносное значение: блестеть, выражая какие-либо чувства. ) Определите постоянные признаки слова (Глагол, непереходный, несовершенного вида, I спряжения) . Подберите однокоренные слова. (Сияющий; сияние; сияя.) Придумайте (устно) предложение так, чтобы глагол сиять был использован в прямом и переносном значении. (Например: Высоко в небе сияло солнце. Лицо его сияло умом. ) От слова сиять образуйте деепричастие, прибавьте к нему зависимые слова. Постройте и запишите предложения с деепричастным оборотом так, чтобы оборот стоял в начале, в середине и в конце предложения. Нарисуйте схемы предложений. Ход урока.

Слайд 4

2. Новая тема. Не сиять - не сияя; Негодовать - негодуя. Вспомните, как пишется не с глаголами. Сравните правописание не с деепричастиями и с глаголами, какой вывод вы можете сделать? Чем является не в первом случае, во втором?

Слайд 5

ЧИТАЕМ ПРАВИЛО!!! Частица не с деепричастиями пишется раздельно. Не__зная (дееприч.) Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся с не слитно. Недоумевая (без не не употр.)

Слайд 6

3. Закрепление. Задание 1. Словарный диктант. Определить, приставкой, частицей или частью корня является не в словах ( Не)чувствовал, (не)чувствуя, (не)удивляясь, (не)доумевал, (не)завися, (не)сожалея, (не)взирая.

Слайд 7

Проверь себя!!! Не чувствовал, не чувствуя, не удивляясь, недоумевал, не завися, не сожалея, невзирая.

Слайд 8

Задание 2. Устно. Объясните написание не со словами, расставьте пропущенные знаки препинания. 1. (Не)зная броду (не)суйся в воду. 2. (Не)убив медведя шкуры (не)продают. 3. (Не)поглядев на пирог (не)говори, что сыт. 4. (Не)поклонясь до земли грибка (не)подымешь. 5. (Не)работая сыт (не)будешь.

Слайд 9

Проверь себя!!! 1. Не зная броду, не суйся в воду. 2. Не убив медведя, шкуры не продают. 3. Не поглядев на пирог, не говори, что сыт. 4. Не поклонясь до земли, грибка не подымешь. 5. Не работая, сыт не будешь.

Слайд 10

Задание 3. Выборочный диктант. Выписать деепричастия, графически объясняя написание не с деепричастиями. ( Не)задумываясь, (не)думал, (не)присутствовал, (не)присутствуя, (не)навидя, (не)годуя, (не)спрашивал, (не)припоминая, (не)истомившись, (не)удивился.

Слайд 11

Проверь себя!!! Не задумываясь, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не припоминая, не истомившись,

Слайд 12

Задание 4. Объясните правописание слов с не . Как называются такие сочетания слов, выделяются ли они знаками препинания? Объясните значение фразеологизмов. Назовите фразеологизмы-синонимы. ( Не)мудрствуя лукаво; (не)разгибая спины; (не)смыкая глаз; (не)чуя ног; (не)сходя с языка; (не)пуская на порог; (не)показывая носа; (не)помня себя; (не)понюхав пороху; (не)найдя себе места; (не)покладая рук.

Слайд 13

Проверь себя!!! Не мудрствуя лукаво; не разгибая спины; не смыкая глаз; не чуя ног; не сходя с языка; не пуская на порог; не показывая носа; не помня себя; не понюхав пороху; не найдя себе места; не покладая рук. Значение фразеологизмов: долго не раздумывая; усердно трудиться; совсем не спать; очень быстро бежать; постоянно произносить; не принимать в доме; не появляться где-либо; не контролировать свои поступки; не участвовать в бою; очень тревожиться; с большим усердием.)

Слайд 14

Задание 5. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые. 1. У порога, на сундуке, сидит бабушка согнувшись (не)двигаясь (не)дыша. 2. Дед и бабушка слушали мать молча (не)перебивая. 3. Мать (не)годуя рассказывала о моих проделках. 4. (Не)ответив мать смотрела в лицо мне так, что я окончательно растерялся. 5. Вдруг дед вышел на середину комнаты, встал на колени и (не)устояв ткнулся вперед коснувшись рукою пола.

Слайд 15

Проверь себя!!! 1. У порога, на сундуке, сидит бабушка, согнувшись, не двигаясь, не дыша. 2. Дед и бабушка слушали мать молча, не перебивая. 3. Мать, негодуя, рассказывала о моих проделках. 4. Не ответив, мать смотрела в лицо мне так, что я окончательно растерялся. 5. Вдруг дед вышел на середину комнаты, встал на колени и, не устояв, ткнулся вперед, коснувшись рукою пола.

Слайд 16

4. Выводы по уроку. Расскажите о правописании не с деепричастиями. В чём отличие и что общего в написании не с глаголами и деепричастиями?

Слайд 17

5. Проверочная работа. Вариант I 1.Найти словосочетание с деепричастием. а) Закутанный в тулуп; б) проложенный геологами; в) укрепил болт; г) запер на замок; д) вырастив урожай; е) раскачивающихся от ветра. 2. Найти предложение с деепричастным оборотом. а) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома. б) Много тайн хранят леса, опаленные войной. в) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. г) Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки. д) Не узнав горя, не узнаешь и радости. е) Мальчик шел и не разбирал дороги. Вариант II 1. Найти словосочетания с деепричастием. а) Выкрашенный краской; б) выкрасив краской; в) устроенный по проекту; г) устроившись на ночлег; д) запертый дома; е) заперев дом. 2. Найти предложения с деепричастным оборотом. а) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке. б) Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк. в) Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила. г) Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались. д) Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем. е) Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.

Слайд 18

6. Домашнее задание. Правило на стр. 80; упр. 173.