ФГОС (5 класс)
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида
личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:
- из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;
- из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;
- из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме: "Древнее Двуречье2 | 230.5 КБ |
zadaniya_na_formirovanie_poznavatelnykh_uud.doc | 43 КБ |
zadaniya_na_formirovanie_lichnostnykh_uud.doc | 36.5 КБ |
zadaniya_na_formirovanie_regulyativnykh_uud.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории по теме «Древнее Двуречье»
Урок для учащихся 5 классов, рассчитан на 45 минут, сопровождается авторской мультимедийной презентацией.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок-путешествие.
Форма урока: урок-погружение.
Цели урока:
- дидактические: закрепление практических умений работать с картой, извлекать из источника необходимые данные; формирование исторического понятийного аппарата;
- развивающие: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; развитие творческой, речевой, мыслительной деятельности учащихся; умения выделять главное, делать выводы;
- воспитательные: формирование личностных универсальных учебных действий через контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Термины и понятия: Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.
Оборудование и дидактический материал: учебник, настенная карта «Древний Восток», презентация «Древнее Двуречье», пакет документов, глиняные таблички, заостренные палочки.
Ход урока
Оргмомент 1-2 мин
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности | ||||||||||||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Здравствуйте ребята! Очень рада вас сегодня видеть. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова: «Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей». На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы часто путешествуете с родителями? В каких странах вы побывали? Что вам нравиться посмотреть в новой стране? Сегодня я вам предлагаю со мной отправиться в путешествие. Хотите? А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему? Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны? | Дети говорят о своих путешествиях, выдвигают гипотезы о предполагаемом путешествии | Актуализация знаний. Формирование мотивации. Личностные УУД: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные УУД (определение целей деятельности) | ||||||||||||
Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить. У меня будут помощники - они будут раздавать и собирать у вас необходимые документы. Это Маша Дячок, Алина Кочанова и Лена Баронина. | Регулятивные УУД: составление плана действий по постижению результата, прогнозирование, целеполагание. | ||||||||||||||
Этап актуализации и пробного учебного действия. | А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте. Давайте все вместе ответим на вопросы:
Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Мои помощники раздайте, пожалуйста, пакет необходимых документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а затем применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию. | Дети, повторяя и обобщая имеющиеся знания, отвечают на поставленные вопросы. | |||||||||||||
Этап локализации индивидуальных затруднений | Виза, декларация (приложение 1) | Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации. (На заполнение визы – 3 минуты, на декларацию - 5 минут). | |||||||||||||
Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия? Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране? Каков будет план наших действий? Варианты ответов. Учитель обобщает полученные ответы. Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны. | Дети корректируют план путешествия | Регулятивные УУД: составление плана действий по постижению результата, прогнозирование, целеполагание. | |||||||||||||
4. Изучение нового материала | В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет назад. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож, ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы. Открываем дневник путешественника и записываем: Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. (Приложение 2) | Дети работают с опорным конспектом | |||||||||||||
А что бы наше путешествие было успешным, нам необходимо ознакомиться с природно-климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом. Отряд воинов – чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!». Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата? Задание для всех учащихся: Найдите описание природы Южного Междуречья и сравните ее с природой древнего Египта с.65. Заполните сравнительную таблицу. | (Учащиеся способны назвать египтян, фараона-завоевателя Тутмоса III и отметить, что Евфрат, в отличие от Нила, течет с севера на юг (точнее: с северо-запада на юго-восток)). | Логическое задание Познавательные УУД | |||||||||||||
| Дети работают с таблицей, происходит формирование познавательных универсальных учебных действий: формирование умений работать с информацией, установление причинно-следственных связей, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | Работа с таблицей. Познавательные универсальные учебные действия: формирование умений работать с информацией. Установление причинно-следственных связей. Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | |||||||||||||
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Ну что ж, мы немного устали, пора нам размять уставшие от похода по музеям ноги. Физкультминутка. Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть. Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община, Молодцы. Ребята, а можно ли считать, что мы уже знакомы со страной, если мы знаем лишь о ее географическом положении и природных условиях? С чем еще нам необходимо познакомиться? Конечно, нам необходимо познакомиться с занятиями и культурой шумеров | Дети корректируют первоначально построенный план действий, строят алгоритм решения возникших проблем | Регулятивные УУД (целеполагание, планирование) | ||||||||||||
Этап реализации построенного проекта | Основное занятие жителей Двуречья – земледелие. А что там выращивали? Возьмите из файла документ, давайте его прочитаем и ответим на вопросы. Работа с документом (Приложение 3) запись в дневник путешественника. | Дети знакомятся с текстом Геродота. Определяют тему, главную мысль, извлекают необходимую информацию, отвечают на поставленные вопросы | Знакомство с текстом Геродота. Определение темы, главной мысли. Познавательные универсальные учебные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. | ||||||||||||
Геродот. История Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам- двести, В (хорошие годы) - даже сам -триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масленичное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколько большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии различных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм изготавливают хлеб, вино и мед… Вопросы к документу:
Вывод учителя. | |||||||||||||||
Какие условия благоприятствовали земледелию, а какие мешали его развитию? | Дети обобщают полученные знания | ||||||||||||||
Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. В Междуречье есть города. Посмотрите на карту на с. 33 в учебнике и назовите города. В Междуречье появилось много небольших городов. Дома в них строились из тростника и кирпича в 1-2 этажа. Войдем в такой дом: вместо деревянной двери (она стоила очень дорого) обычно висел коврик. В жару в комнатах была прохлада и полутьма. Это от того, что дом не имел окон (их отсутствие спасало от нестерпимого зноя). Между верхним краем стены и плоской крышей была оставлена щель, через которую внутрь проникали свет и воздух. Дом имел внутренний двор, в который ведут выходы из отдельных помещений. | Познавательные УУД | ||||||||||||||
Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются клинописью. Записать определение в дневник путешественника. Клинопись - вид письма Древнего Двуречье. Знаки выдавливались на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово. (Учитель рисует на доску несколько знаков и обозначение) И сейчас мы отправляемся на урок в школу Древнего Двуречья. | Работа в парах, один рисует на глиняной табличке, другой в тетради, затем меняются. | Метапредметные УУД | |||||||||||||
Этап обобщения затруднений во внешней речи | Учитель: Скажите ребята, а где вам было удобнее писать. Как вы думаете почему? Вывод учителя. | Дети обобщают возникшие затруднения во внешней речи | Познавательные УУД (способность рассуждать) | ||||||||||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Наше путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия. Задание 1: игра «Да» или «Нет». Я утверждаю, что… Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да). 2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет). 3. Ур и Урук это название рек. (Нет). 4. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет). 5. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да). Задание 2: Тест “Древнее Двуречье” Выберите правильный ответ. 1. Двуречьем назывались страна, расположенная между реками; А. Инд и Ганг Б. Евфратом и Тигром В. Хуанхэ и Янцзы
2. Когда возникло государство Двуречье? 1. Более 5000 лет назад 2. Более 3000 лет назад 3. Более 2000 лет назад 3. Основным строительным материалом в Двуречье были: А. Дерево Б. Глина В. Камень 4. Основное занятие жителей Двуречья: А. Собирательство Б. Охота В. Земледелие 5. Жители Двуречья писали: А. Иероглифами Б. Буквами В. Клинописью | Дети самостоятельно работают в тестовом режиме | Мозговой штурм | ||||||||||||
Этап решения заданий творческого уровня | Задание 3: решите задачу. В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья. Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте своё мнение. Задание 4: работа с историческим документом «Миф о потопе» стр. 65 учебника. Вопросы:
| Дети решают задачи творческого характера. Ответ: Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, т.к. вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, конюхов, музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, т.к. из двух тысяч гробниц всего лишь несколько отличались от других (золотыми украшениями, нахождением слуг, конюхов). | |||||||||||||
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности | - Вам понравилось путешествие? - Что вы узнали нового, интересного? - Все ли пункты плана нашего путешествия мы выполнили? - Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке? | Дети анализируют урок | Регулятивные УУД (оценка деятельности) Личностные УУД (смыслообразование) | ||||||||||||
Этап оценки и самооценки | Ребята, оцените наш урок. Понравился он вам или нет? Прикрепите к доске тот смайлик, который на ваш взгляд соответствует вашему мнению. + Таблица самооценки | Дети оценивают полученные знания, свою работу на уроке | Регулятивные УУД (оценка деятельности) Личностные УУД (смыслообразование) | ||||||||||||
Этап постановки домашнего задания | Домашнее задание: пересказ § 13 и ответить на вопросы к тексту. Рабочая тетрадь: задания к теме «Древнее Двуречье». Контурная карта «Передняя Азия». Дополнительное задание: перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты: а) Бедняк занимает - себе забот наживает. б) Хорошо одетому всегда рады. в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку. Ученики, которые имеют желание, получают: 1) поисково-исследовательское задание – найти материалы и подготовить сообщения: а) о царе Хаммурапи; б) о глиняной библиотеке в Ниневии; 2) творческое задание – Составить ребусы или кроссворды к новым понятиям. | Дети записывают домашнее задание | Творческое задание. Познавательные универсальные учебные действия: построение письменной монологической речи. Регулятивные универсальные учебные действия: формирование произвольного поведения. Саморегуляция. Коммуникативные универсальные учебные действия: участие в коллективном обсуждении. | ||||||||||||
9. Сообщение учителя и постановка задач на следующий урок (по желанию). | Далее учитель сообщает, что около 2330 г. до н. э. с севера на Шумер напал аккадский царь Саргон. В плен попали все цари городов, которые и были принесены в жертву богам. Образовалось одно Аккадское царство. Оно просуществовало сравнительно недолго – 200 лет. Но после его падения шумерам так и не удалось вернуть свою самостоятельность. На месте Шумер образовалось государство со столицей Вавилон. С ним мы познакомимся на следующем уроке. Итог урока. В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. |
Предварительный просмотр:
Задания на формирование познавательных УУД
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ « БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ»
1.Прочитав фразу, напиши «да», если она правильная, «нет», если неправильная
1. Библия состоит из трёх частей
2. В ветхом завете описывается жизнь Иисуса Христа
3. Слово библия переводится как «книга»
4. Еврейские племена были кочевниками
5. Евреи проживали на территории к западу от Финикии
6. Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян
7. Евреи поклонялись множеству богов
8. Бог дал евреям заповеди- правила поведения, которые надо соблюдать
9. Еврейский народ долгое время жил в Египте
10. Государство Евреев стало называться Израиль
11. Столицей Израиля стал город Иерусалим
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ « БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ»
1.Прочитав фразу, напиши «да», если она правильная, «нет», если неправильная
1. Библия состоит из трёх частей
2. В ветхом завете описывается жизнь Иисуса Христа
3. Слово библия переводится как «книга»
4. Еврейские племена были кочевниками
5. Евреи проживали на территории к западу от Финикии
6. Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян
7. Евреи поклонялись множеству богов
8. Бог дал евреям заповеди- правила поведения, которые надо соблюдать
9. Еврейский народ долгое время жил в Египте
10. Государство Евреев стало называться Израиль
11. Столицей Израиля стал город Иерусалим
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ « БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ»
1.Прочитав фразу, напиши «да», если она правильная, «нет», если неправильная
1. Библия состоит из трёх частей
2. В ветхом завете описывается жизнь Иисуса Христа
3. Слово библия переводится как «книга»
4. Еврейские племена были кочевниками
5. Евреи проживали на территории к западу от Финикии
6. Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян
7. Евреи поклонялись множеству богов
8. Бог дал евреям заповеди- правила поведения, которые надо соблюдать
9. Еврейский народ долгое время жил в Египте
10. Государство Евреев стало называться Израиль
11. Столицей Израиля стал город Иерусалим
Предварительный просмотр:
Задания на формирование личностных УУД
Древнее Двуречье
- Вы отправляетесь в путешествие по Древнему Двуречью. Составьте план своих действий.
- С какой целью вы отправляетесь в путешествие?
- Что вы хотите узнать, отправляясь в путешествие?
Библейские сказания
1) Какие заповеди содержатся в Библии?
2) Как вы считаете, необходимо ли соблюдать их в современной жизни? Свои ответ обоснуйте.
Предварительный просмотр:
Задания на формирование регулятивных УУД
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ « БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ»
1.Прочитав фразу, напиши «да», если она правильная, «нет», если неправильная
1. Библия состоит из трёх частей
2. В ветхом завете описывается жизнь Иисуса Христа
3. Слово библия переводится как «книга»
4. Еврейские племена были кочевниками
5. Евреи проживали на территории к западу от Финикии
6. Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян
7. Евреи поклонялись множеству богов
8. Бог дал евреям заповеди- правила поведения, которые надо соблюдать
9. Еврейский народ долгое время жил в Египте
10. Государство Евреев стало называться Израиль
11. Столицей Израиля стал город Иерусалим
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ « БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ»
1.Прочитав фразу, напиши «да», если она правильная, «нет», если неправильная
1. Библия состоит из трёх частей
2. В ветхом завете описывается жизнь Иисуса Христа
3. Слово библия переводится как «книга»
4. Еврейские племена были кочевниками
5. Евреи проживали на территории к западу от Финикии
6. Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян
7. Евреи поклонялись множеству богов
8. Бог дал евреям заповеди- правила поведения, которые надо соблюдать
9. Еврейский народ долгое время жил в Египте
10. Государство Евреев стало называться Израиль
11. Столицей Израиля стал город Иерусалим
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ « БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ»
1.Прочитав фразу, напиши «да», если она правильная, «нет», если неправильная
1. Библия состоит из трёх частей
2. В ветхом завете описывается жизнь Иисуса Христа
3. Слово библия переводится как «книга»
4. Еврейские племена были кочевниками
5. Евреи проживали на территории к западу от Финикии
6. Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян
7. Евреи поклонялись множеству богов
8. Бог дал евреям заповеди- правила поведения, которые надо соблюдать
9. Еврейский народ долгое время жил в Египте
10. Государство Евреев стало называться Израиль
11. Столицей Израиля стал город Иерусалим
Исторические загадки по теме «Демократия»
1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя.
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять.
3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти.
4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал?
5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ.
6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна.
7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил.
8.Они жили, не тужили
В Греции любимой.
Но пришли спартанцы – вмиг
Их они разбили.
В рабов превратили.
И могли убить иль высечь
Просто без причины.
9. Здесь правит бал Совет,
Который властью самой большей обладает.
Уж очень краток здесь ответ
Людей, что на захват земли чужой
Совет тот побуждает.
Всех здесь юнцов в лет семь
От матери с отцом насильно отбирают.
Те ж, повзрослев, работать
На себя илотов заставляют.
Исторические загадки по теме «Демократия»
1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя.
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять.
3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти.
4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал?
5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ.
6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна.
7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил.
8.Они жили, не тужили
В Греции любимой.
Но пришли спартанцы – вмиг
Их они разбили.
В рабов превратили.
И могли убить иль высечь
Просто без причины.
9. Здесь правит бал Совет,
Который властью самой большей обладает.
Уж очень краток здесь ответ
Людей, что на захват земли чужой
Совет тот побуждает.
Всех здесь юнцов в лет семь
От матери с отцом насильно отбирают.
Те ж, повзрослев, работать
На себя илотов заставляют.
Кроссворд по теме «Олимпийские игры»
По вертикали:
1. Праздник спортивных игр в современности.
2. Награда победителю Олимпийских игр в Древней Греции.
3.Вид спорта, входящий в пятиборье.
4. Спортивный снаряд дискобола.
5. Спортивный снаряд для метания.
6. Вид спорта, в котором участникам обматывали руки кожаными ремнями.
По горизонтали:
7. Повозка для соревнований, в которую запряжена четверка лошадей.
8. Состязания из пяти видов спорта.
9. Обряд, который совершают в первый день Олимпийских игр.
10. Соревнования на ипподроме.
11. Главный результат, к которому стремились все участники Олимпийских игр.
Кроссворд по теме «Олимпийские игры»
По вертикали:
1. Праздник спортивных игр в современности.
2.Награда победителю Олимпийских игр в Древней Греции.
3.Вид спорта, входящий в пятиборье.
4. Спортивный снаряд дискобола.
5. Спортивный снаряд для метания.
6. Вид спорта, в котором участникам обматывали руки кожаными ремнями.
По горизонтали:
7. Повозка для соревнований, в которую запряжена четверка лошадей.
8. Состязания из пяти видов спорта.
9. Обряд, который совершают в первый день Олимпийских игр.
10. Соревнования на ипподроме.
11. Главный результат, к которому стремились все участники Олимпийских игр.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида
личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:
- из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;
- из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;
- из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.