Программа "Спортивный час".
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕКАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО» Зам.директора по УВР Директор школы №______ _________________ _______________ _______________
«____»__________г. «______»_________г. «____»___________г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Спортивный час» в начальной школе
1 – 4 классы.
Программу разработала: Ж.С.Вылиток
2012-2013 г.
Содержание:
Пояснительная записка …………………………………………………………3
Содержание курса ………………………………………………………………5
Организационно- методические указания …………………………………….9
Тематический план 1-2 класса ……………………………………………. .. 12
Тематический план 3 класса……………………………………………………15
Тематический план 4 класса ………………………………………………….. 17
Программа самостоятельной работы учащихся …………………………… 19
Список литературы……………………………………………………………..20
Дополнение:
Приложение 1(игры 1-2 класса)……………………………………………… 22
Приложение 2(игры 3 класса)………………………………………………….24
Приложение 3 (игры 4 класса)…………………………………………………32
Выписка из учебного плана…………………………………………………….35
Пояснительная записка.
Двигательная активность является биологической потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. При двигательной активности в границах ниже нормы наблюдается задержка роста и развития, а также снижения рабочих и адаптивных возможностей организма. У детей двигательный дефицит может привести к серьезным функциональным и морфологическим изменениям. Способами предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии являются расширение двигательной активности учащихся, повышение интенсивности физических упражнений, моторной плотности физкультурных занятий, широкое использование в занятиях подвижных игр, упражнений спортивного характера на воздухе, особенно направленных на развитие общей выносливости, обеспечивающей значительный оздоровительный и общеукрепляющий эффект.
Согласно Письму Минобразования РФ (от 12.08. 2002, №13-51-99/14) «О введении третьего дополнительного часа ФК в образовательные учреждения РФ», в практику школ рекомендуется ввести в недельную нагрузку 3-ий урок ФК, который обеспечит прямое функциональное предназначение предмета ФК, целью которого является содействие всестороннему физическому развитию и физической подготовленности школьников. Тематическая направленность третьего урока может быть разнообразной – коррекционные занятия, ритмика, аэробика, плавание, подвижные и спортивные игры, занятия по лёгкой атлетике, гимнастике и т.д. Мы предлагаем в качестве третьего урока такую форму занятий, спортивный час. Для начальной школы спортивный час включается в расписание уроков (как правило, он приходится на 4 -5 –е уроки по расписанию). При планировании расписания нежелательно допускать, чтобы уроки ФК и спортивный час приходились на один и тот же день недели.
В курсе «Спортивный час» выделены две содержательные линии: «Укрепление здоровья и личная гигиена» и «Физическое развитие и физическая подготовка».
Первая содержательная линия включает:
1) знания о роли физической культуры в укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, подбора спортивной одежды и обуви, а также требования к соблюдению безопасности при выполнении физических упражнений;
2) простейшие способы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой в режиме учебного дня и активного отдыха, наблюдения за индивидуальной осанкой и телосложением;
3) комплексы оздоровительной гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений.
Вторая содержательная линия включает:
1) знания о физических упражнениях, их роли и значении в физической подготовке человека, правилами их выполнения;
2) простейшие способы организации самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и освоению физических упражнений;
3) жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.
Целью курса «Спортивный час» является расширение двигательного опыта учащихся, приобретение двигательных навыков выполнения жизненноважных технических действий и упражнений из области гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных игр. В курсе «Спортивный час» всё построено на игровом методе, т.е. основным видом деятельности является игра. Именно во время игры дети совершенствуют двигательные навыки, разучивают и закрепляют правила игры, познают теорию, формируют позицию здорового образа жизни. Этот курс обучает детей и групповому взаимодействию посредством игр и соревнований, воспитывает дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам по команде, соперникам, честность, смелость, чувство справедливости.
В процессе усвоения курса происходит формирование общеучебных умений, навыков и овладение способами деятельности. Так, в структуре познавательной деятельности это простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. В речевой деятельности это умение участвовать в диалоге при обучении двигательным действиям или объяснять правила подвижных игр, умение элементарно обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого наглядные образцы. У школьников развиваются организационные умения, связанные с самостоятельным выполнением задания, установлением последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкульпауз. Развиваются также умения сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований.
В результате изучения курса «Спортивный час» ученик должен
знать/понимать:
- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
- правила и последовательность выполнения упражнений простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
уметь:
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
-выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
-осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
- преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
- наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Основное содержание
Укрепление здоровья и личная гигиена.
Знания о физической культуре. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, её роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.д.) Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, её влиянии на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий.
Деятельность оздоровительной направленности. Составление комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкульпауз. Проведение утренней зарядки, физкультминуток, физкульпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки, закаливающих процедур. Проведение подвижных игр со сверстниками, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. Комплексы общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Упражнения дыхательной гимнастики.
Физическое развитие и физическая подготовка.
Знания о физической подготовке. Общие представления о физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приёмы организующих команд. Правила самостоятельного освоения физических упражнений. Правила организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований.
Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью.
Жизненно-важные двигательные навыки и умения. Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием. Лазанье по гимнастической стенке различными способами и различной направленностью передвижения. Лазание по гимнастическому канату. Преодоление полосы препятствий с использованием разных способов передвижения.
Акробатические упражнения с элементами гимнастики. Организующие команды и приёмы: построение и перестроение в шеренгу, и колонну; размыкание приставным шагом, повороты на месте; Акробатические комбинации, состоящие из перекатов, кувырков. Простейшие композиции ритмической гимнастики. Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на напольном гимнастическом бревне, включающие в себя ходьбу простым шагом, повороты, опорные прыжки без разбега.
Легкоатлетические упражнения. Прыжки в длину с места и «согнув ноги». Бег с высокого старта. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а так же дальность.
Подвижные игры. Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, лёгкой атлетики, лыжных гонок, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости), психических качеств (внимания, памяти, оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола. Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.
Организационно- методические указания.
«Спортивный час» проводится преимущественно на открытом воздухе, на школьной площадке 1 раз в неделю.
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах, катание на коньках, санях, подвижные, народные и спортивные игры, конкурсы, развлечения и т.д. Основная форма урочная, с активным участием учащихся в организации и проведении.
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес учащихся к занятиям.
В подготовительной части используются упражнения с различными предметами: флажками, гимнастическими палками, мячами, обручами и т.п. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.
В основной и заключительной части часа наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов.
Не менее важно учитывать и состояние здоровья учащихся. В этих целях следует быть внимательным к проявлению внешних признаков утомления учащихся.
При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.
Если в составе класса окажутся ученики, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобождённые от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролёром на этапах эстафет, счётчиком очков и др.
Учитывая интересы учащихся, учитель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность.
При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения её в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности. Например, начать занятия с медленного равномерного бега, чередуемого с ходьбой, бегом "змейкой", с изменением направления, с преодолением небольших препятствий (гимнастическая палка, прыжковая планка, естественные преграды). Длительность бега, высота и сложность препятствий выбирается в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. После бега следует выполнить несколько общеразвивающих упражнений типа потягиваний, наклонов, приседаний, выпадов, махов и др. Затем перейти к упражнениям, запланированным на данном занятии.
Можно использовать и другие варианты начала урока. Например, провести с учащимися одну - две подвижные игры, эстафеты, включающие бег, ходьбу, преодоление препятствия и т.д. с постепенно увеличивающейся нагрузкой.
Организованная часть урока под непосредственным руководством учителя должна занимать примерно 20-30 минут, оставшееся время можно использовать на самостоятельное выполнение игр и физических упражнений.
Учащиеся начальных классов испытывают особую потребность в движении. Но движения не должны быть продолжительными по времени и однообразными, их надо обязательно чередовать с кратковременным отдыхом, чтобы не вызвать утомления. В числе различных упражнений для этого возраста рекомендуем:
- упражнения с большими и малыми мячами: подбрасывание и ловля, удары мяча об пол и стенку, перебрасывание мяча друг другу в кругу, парах, шеренгах, колоннах и т.д.;
- ходьба с различными движениями рук, с изменением длины шага (короткий, широкий) и темпа (ускоренный и замедленный);
- бег с различной скоростью в чередовании с ходьбой, с преодолением несложных препятствий, с изменением направления по сигналу, в парах с различными передачами мяча;
- прыжки на месте (на одной и двух ногах) со скакалкой, в длину с места, с разбега, в высоту через верёвочку;
- метание малого мяча (снежка) в цель, на дальность.
Учащиеся этого возраста любят и простейшие соревнования. Они могут проводиться в форме заданий: кто быстрее пробежит дистанцию 25-30 метров, кто дальше прыгнет в длину с места или с разбега, кто выше прыгнет в высоту с места или разбега, кто дальше бросит мяч (снежок). Можно использовать и такие виды соревнований: бег с обручем по прямой дорожке до 25 метров, бег с короткой скакалкой, прыжки по кружкам на скорость и точность. Разумеется, все эти виды простейших соревнований проводятся в игровой форме. Для них интересны также спортивные различные развлечения и аттракционы: катание на самокатах, велосипедах, набрасывание колец, удочка, кегли и др.
Полезны и интересны занятия на воздухе зимой: катание на лыжах и коньках, различные игры с зимним инвентарём. Мальчики могут играть в хоккей с шайбой и мячом, причём по этим видам желательно проводить простейшие соревнования. Однако зимой не следует ограничиваться занятиями лыжами, коньками, санками, хоккеем.
Можно и нужно заниматься и другими перечисленными выше упражнениями, но для этого надо соответственно подготовить площадки (утрамбовать снег или очистить от снега).
Примерные варианты структуры «Спортивного часа»
для учащихся 1- 4 классов:
Весенне-осенний период.
Вариант 1.
Организованный выход, построение.
Равномерный бег с изменением направления и перепрыгиванием через гимнастическую палку, удерживаемую на высоте 20-30 см (1-3 мин.).
Комплекс обще развивающих упражнений в движении:
- руки через стороны вверх - вдох, то же вниз выдох (4-6 раз);
- круги руками вперёд и назад (по 10 раз);
- руки на пояс, ходьба в приседе - гусиный шаг (15-20 секунд);
- подскоки толчком двумя в приседе (15-20 секунд).
Подвижные игры.
Вариант 2.
Организованный выход, построение.
Подвижные игры.
Самостоятельные игры и развлечения по интересам.
Зимний период.
Вариант 1.
Организованный выход, построение.
Ходьба на лыжах в равномерном темпе (10-15 минут).
Эстафета на лыжах. Учащиеся выстраиваются у линии старта в 2-3 колонны. По сигналу стоящие первыми обегают свои флажки (булавы и т.п.), расположенные в 20 метрах от линии старта, возвращаются обратно и касанием лыжной палкой о палку следующего игрока передают эстафету.
Катание с горок. Вариант 1 - проехать между лыжными палками, параллельно установленными на склоне ("ворота"). Вариант 2 - объезжать лыжные палки (3-4 шт.), установленные последовательно в одну линию на дистанции от старта к финишу (возможно проведение соревнований на время).
Самостоятельные игры и развлечения по интересам с использованием санок, лыж, коньков и др.
Вариант 2.
Организованный выход, построение.
Подвижные игры.
Самостоятельные игры и развлечения по интересам.
Тематическое планирование
«Спортивный час»
1-2 класс (1-4)
1 час в неделю (34 часа).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1-2. | Упражнения с предметами: со скакалкой, с мячами. Подвижные игры с бросками и ловлей мяча: “Гонка мячей”, “Обгони мяч”, “Мяч - среднему”. | 2 ч. | |
3. | Ходьба: на носках, широким свободным шагом, с сохранением правильной осанки, с различными исходными положениями рук, ритмичная ходьба по счету. Подвижная игра “Хитрая лиса”. | 1 ч. | |
4. | Ходьба в полуприседе, со сменой темпа, под музыку, песню; ходьба между препятствиями. Подвижная игра “Перемени предмет”. | 1 ч. | |
5-6. | Бег: медленный на носках, группами до 10-12 человек (парами, взявшись за руки); бег наперегонки до 20 м. Игры с бегом “Октябрята”, “Два мороза”, “Пятнашка, дай руку”, “Мы – веселые ребята”. | 2 ч. | |
6-7. | Танцевальные упражнения: с шагами с подскоками; подвижные игры с элементами ритмики. | 2 ч. | |
8. | Упражнения в лазанье и перелазании. Подвижные игры “По наклонной доске”, “К обручу”. | 1 ч. | |
9 -10. | Прыжки. Подвижные игры с элементами прыжков: “Воробьи”, “Зайцы в огороде”, “Прыгунчики-воробушки”, “Волк во рву”. | 2 ч. | |
11. | Метания малого мяча, мешочков с песком и других предметов на дальность. Подвижная игра с элементами метаний “Кто дальше бросит”. | 1 ч. | |
12-13. | Метания малого мяча. Мешочков с песком и других предметов в цель. Подвижные игры с элементами метаний “Метко в цель”, “Мяч об стенку”. | 2 ч. | |
14-15. | Упражнения на гимнастической скамейке, бревне или на уменьшенной площади опоры; ходьба на носках, руки на пояс, с переступанием через набивные мячи. “Подвижные игры с элементами равновесия “Не упади”, “Не разлей воду”. | 2 ч. | |
16-17. | Катание и спуски с гор на лыжах, санках. “Кто скорее”, “Пятнашки”, “Сани-тачки”, “Лебедь”, “Перетягивание каната на санках”. | 2 ч. | |
18,19,20. | Игры на снегу и на льду. “Попади снежками”, “Чей снеговик лучше”, “Штурм крепости”. | 3 ч. | |
21-22. | Игры-аттракционы: “С завязанными глазами к цели”, “Набрось кольцо”. | 2 ч. | |
23-24. | Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры-забавы с мячами, с перебрасыванием и ловлей мячей “Охотники”, “Мяч - капитану”. | 2 ч. | |
25 -26. | Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры-развлечения с мячами, скакалками. Подвижные игры с перебрасыванием, ловлей и ведением мячей (“Перебрасывание мячей в шеренгах”, “Мяч в воздухе”, “Эстафета с ведением мяча”. | 2 ч. | |
27. | Игры-аттракционы: “Вьюны”, “Метание дисков”, “Качалки”. | 1 ч. | |
28. | Подвижные игры с целью овладения техникой ходьбы (“Не задень предмет”, “Плечом к плечу”, “С мешочком на голове”). | 1 ч. | |
29 -30. | Бег: с ускорением, наперегонки, по узкому “коридору”. Подвижные игры с элементами бега (“День и ночь”, “Караси и щука”, “Линейная эстафета”, “Третий лишний”, “Белые медведи”, “Бег по кривым дорожкам”, “Эстафета с препятствиями”). | 2 ч. | |
31-32. | Игры-аттракционы: “Набрасывание колец на булавы”, “Мишень на земле”, “Космический футбол”. | 2 ч. | |
33. | Игры-аттракционы по выбору. | 1 ч. | |
34. | Итоговое занятие. | 1 ч. | |
Всего: 34 |
Тематическое планирование
«Спортивный час»
3 класс (1-4)
1 час в неделю (34 часа)
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Дата |
1-2. | Упражнения с предметами: со скакалкой, с мячами. Подвижные игры с бросками и ловлей мяча: «Мяч соседу», «Охотники и утки». | 2 | |
3. | Ходьба: на носках, широким свободным шагом, с сохранением правильной осанки, с различными исходными положениями рук, ритмичная ходьба по счету. Подвижная игра «Ловля обезьян». | 1 | |
4. | Ходьба в полуприседе, со сменой темпа, под музыку, песню; ходьба между препятствиями. Подвижная игра «Салки – ноги от земли». | 1 | |
5-6. | Бег: медленный на носках, группами до 10-12 человек (парами, взявшись за руки); бег наперегонки до 30 м. Игры с бегом «Карусель», «Дед Мороз». | 2 | |
7-8. | Танцевальные упражнения: с шагами с подскоками; подвижные игры с элементами ритмики. | 2 | |
9. | Упражнения в лазанье и перелазании. Подвижные игры «Замри», «Исправь осанку». | 1 | |
10-11. | Прыжки. Подвижные игры с элементами прыжков: «Прыжки по кочкам». | 2 | |
12. | Метание малого мяча, мешочков с песком и других предметов на дальность. Подвижная игра с элементами метаний «Мяч соседу». | 1 | |
13-14. | Метание малого мяча, мешочков с песком и других предметов в цель. Подвижная игра с элементами метаний «Подвижная цель». | 2 | |
15. | Упражнения на гимнастической скамейке, бревне или на уменьшенной площади опоры; ходьба на носках, руки на пояс, с переступанием через набивные мячи. Подвижная игра «Копна – тропинка – кочки». | 1 | |
16-17. | Катание и спуски с гор на лыжах, санках. «Кто быстрее?», «Быстрый лыжник». | 2 | |
18-20 | Игры на снегу и на льду. «Попади снежком в цель», «Лисёнок – медвежонок». | 3 | |
21-22. | Игры-аттракционы «Эстафета зверей», «Бег сороконожек». | 2 | |
23-24. | Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры-развлечения с мячами, скакалками. Подвижные игры с перебрасыванием, ловлей и ведением мячей «Передал – садись», «Бегуны и метатели». | 2 | |
25-26. | Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры-развлечения с мячами, скакалками. Подвижные игры с перебрасыванием, ловлей и ведением мячей «Мяч на полу», «Эстафета зверей». | 2 | |
27. | Игры-аттракционы «Метко в цель», «Поезд». | 1 | |
28. | Подвижные игры с целью овладения техникой ходьбы «Кто быстрее встанет в круг». | 1 | |
29-30. | Бег: с ускорением, наперегонки, по узкому «коридору». Подвижные игры с элементами бега «Кто быстрее встанет в круг», «У ребят порядок строгий». | 2 | |
31-32. | Игры-аттракционы «Альпинисты», «У медведя на бору». | 2 | |
33. | Игры-аттракционы по выбору. | 1 | |
34. | Итоговое занятие. | 1 | |
Всего: 34 |
Тематический план
«Спортивный час»
4 класс(1-4)
1 час в неделю (34 часа)
№ урока | Тема урока | Кол–во часов | Дата |
1-2. | Упражнения с предметами: с большими и малыми мячами, со скакалкой, обручем. Подвижные игры: «Проведи мяч», «Брось-поймай», «Эстафета с обручами». | 2 ч. | |
3. | Кувырок назад; кувырок вперёд; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; мост с помощью и самостоятельно. Подвижная игра: «Воробьи и кошки». | 1 ч. | |
4. | Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90 и 180; опускание в упор, стоя на колене (правом, левом) Подвижная игра: «Перемени предмет». | 1 ч. | |
5 -6. | Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым, боком вперёд, с захлёстыванием голени назад. Подвижные игры: «Лошадки», «Лиса и куры». | 2 ч. | |
7 -8. | Танцевальные упражнения: сочетание шагов и польки в парах; элементы народных танцев. Подвижные игры: « Мы- физкультурники», «Мяч в воздухе». | 2 ч. | |
9. | Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы. Подвижная игра: « Воробьи и кошки». | 1 ч. | |
10 -11. | Прыжки. Подвижные игры с элементами прыжков: « Воробьи», «Волк во рву». | 2 ч. | |
12. | Метание теннисного мяча с места, на точность, дальность. Подвижная игра: « Кто дальше бросит». | 1 ч. | |
13 -14. | Бросок набивного мяча (1кг) двумя руками из–за головы, от груди, снизу вперёд-вверх, на дальность и заданное расстояние. Подвижные игры: « Метко в цель», « Мяч об стенку». | 2 ч. | |
15 -16. | Строевые упражнения. Команды «Становись!», «Равняйся!», «Смирно!», «Вольно!». Подвижные игры с элементами равновесия «Не упади», «Не разлей воду». | 2 ч. | |
17 -18. | Катание и спуски с гор на лыжах, санках. Игры: «Пятнашки», «Кто быстрее?», «Кто дальше проскользит?». | 2 ч. | |
19 -21. | Игры на снегу. «Попади снежками», «Чей снеговик лучше?», «Штурм крепости». | 3 ч. | |
22 -23. | Игры – аттракционы:«С завязанными глазами к цели», «Набрось кольцо». | 2 ч. | |
24 -25. | Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры: «Мяч в воздухе», «Пробеги с мячом». | 2 ч. | |
26 -27. | Упражнения с предметами: обручем, мячами. Игры: «Эстафета с ведением мяча», «Эстафета с обручами». | 2 ч. | |
28. | Игры- аттракционы: «Метание дисков», «Горелки». | 1 ч. | |
29. | Подвижные игры с целью овладения техникой ходьбы («С мешочком на голове», « Не задень предмет») | 1 ч. | |
30 -31. | Лазанье по канату в три приёма; перелазание через препятствия. «Эстафета с препятствиями», «Третий лишний». | 2 ч. | |
32 -33. | Игры – аттракционы по выбору. | 2 ч. | |
34. | Итоговое занятие. | 1 ч. | |
Всего: 34 |
- Программа самостоятельной работы учащихся
№ п/п | Вид (наименование) работы | Форма отчетности | Срок отчетности |
1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. | 2класс Прыжки. Метание малого мяча. Упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения с мячами. Упражнения со скакалкой. 3 класс Прыжки. Метание малого мяча. Упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения с мячами. Упражнения со скакалкой. 4 класс Упражнения с обручём, скакалкой. Игра «Воробышки и куры». Метание теннисного мяча с места, на точность, дальность. Ира «Мяч в воздухе». Упражнения с мячами. | зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт зачёт | 10 урок 13 урок 15 урок 24 урок 26 урок 10 урок 13 урок 15 урок 24 урок 26 урок 2 урок 9 урок 12 урок 25 урок 27 урок |
Список литературы
Основная литература:
1. «О введении третьего дополнительного часа ФК в образовательные учреждения РФ». Письмо Минобразования РФ №13-51-99/14 от 12.08. 2002г.
2. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов – Москва: Просвещение, 2010г.
Дополнительная литература:
1. Гриневич Е.В. Программа «Спортивный час» для 2-х классов- Интернет сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007учебного года» festival.1september.ru
2. Должиков И. И. Физкультура: пособие для учителя – Москва: ООО Издательство «Айрис – пресс», 2003г.
3. Матвеев А.П. О совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях.
Приложение 1.
Подвижные игры
1-2 класс
Волк во рву.
Посредине зала проводят две параллельные черты на расстоянии 80 -100см одна от другой - это ров. С одной стороны площадки очерчивается дом коз. Из числа играющих выбирают волка. Все козы располагаются в доме. Волк становится в ров. По сигналу учителя «Волк во рву!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, волк старается их поймать (коснуться). Пойманных коз волк отводит в сторону. Вновь подаётся тот же сигнал. После 3-4 перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом, и выбирается другой волк. Игра повторяется.
Метко в цель.
Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10 -12 предметов (кубики, кегли). Играющие распределяются в две равные команды. Первая получает малые мячи, выходит на исходную линию (на расстоянии 5м от предметов), бросает по мишеням. Затем соревнуется вторая команда. Каждая команда бросает 2-3 раза. Выигрывает команда, метко бросавшая в цель.
Забрось кольцо.
Дети встают за чертой и поочерёдно забрасывают мяч (диаметр 20 -25см) в кольцо (на высоте 120 -130см). Выигрывает тот, кто раньше наберёт определённое (условленное) число очков.
Кто быстрее?
Участвуют 2-3 команды. Дети выстраиваются в колонны у стартовой линии. Перед каждой на расстоянии 5м поставлены предметы. По сигналу «Марш!» первые в колонне клюшкой ведут шайбу к предмету, обводя её вокруг предмета, так же ведя шайбу, возвращаются и передают клюшку следующему в колонне. Побеждает та команда, которая быстро справилась с заданием.
Хитрая лиса.
Дети изображают кур. Один из играющих – петух, другой – лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию учителя (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После 2-3-кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.
Два мороза.
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встают два водящих (морозы). Они говорят:
Мы морозы
Кто из вас решится
В путь – дорожку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настигли Морозы, стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих.
Мяч в воздухе.
Играющие становятся в круг. Водящий находится в центре круга с мячом в руках. Он высоко подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из детей, тот в свою очередь должен подбежать и поймать мяч, а водящий бежит на его место. Если ребёнок поймал мяч, он становится водящим и также бросает мяч. Если же он не успевает поймать мяч, дети быстро разбегаются, а ребёнок, подняв мяч с земли, кричит: «Стой!» - и бросает в ноги одному из играющих. Тот, в кого попал мячом, становится водящим, игра продолжается.
Караси и щука.
Чертится большой круг диаметром 3-4м (или выкладывается шнур). Один из детей – кошка, сидит в середине круга. Все остальные – воробьи, становятся за чертой круга. Воробьи по сигналу учителя прыгают в круг и выпрыгивают из него. Кошка неожиданно вскакивает и старается поймать (запятнать) неуспевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из игры. Когда кошка поймает 2-3 воробьёв, выбирается новая кошка из числа непойманных, и игра возобновляется. Пойманных можно не исключать из игры, а запоминать. Кошка ловит воробьёв только в кругу. Воробьи прыгают на двух ногах.
Перемени предмет.
Дети распределяются на 2-3 команды. Перед каждой на расстоянии 6-8м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Приложение 2.
Подвижные игры
3 класс
Ловля обезьян
Учитель распределяет учеников на две команды: «обезьян» и «ловцов обезьян». Обезьяны размещаются на одной стороне площадки, где имеются средства для лазанья (например, гимнастические стенки). На противоположной стороне находятся ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить обезьян и поймать их.
Ловцы на середине площадки показывают движения и скрываются, обезьяны слазят с деревьев и повторяют движения. По сигналу «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели убежать.
Салки - ноги от земли
Один из играющих – «Салка». Он берет в руку яркий платочек и становится посередине площадки. Остальные игроки располагаются по всей площадке.
«Салка» по сигналу учителя догоняет играющих, пытаясь их «осалить».
Но нельзя «салить» того, кто не касается ногами земли (встал на скамейку, влез на гимнастическую стенку и т.д.)
Карусель
Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки завязаны). Ученики поднимают ее с земли и, держась за неё правой рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом – кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Играющие двигаются сначала медленно. А после слов «бегом» бегут. По команде учителя «Поворот» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, т.е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Опоздавший на карусели не катается.
Дед Мороз
Белый пух,
Снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг!
Пух на шапках,
Пух на губках,
Пух на бровках,
Пух на шубках,
Пух посыпал лоб и нос…
Кто так сделал?
Дед Мороз!
Все играющие разбегаются по площадке. Дед Мороз бежит за игроками и старается дотронуться до любого из игроков рукой, «заморозить» его.
«Замороженный» останавливается и разводит руки в стороны. Игра заканчивается, когда все будут «заморожены».
Замри
Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде учителя «Замри», ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.
Прыжки по кочкам
Играющие делятся на 2-4 равные команды по количеству игроков команды, которые выстраиваются в колонну. На площадке обозначаются 2-4 ряда небольших кружков диаметром до 50 см –«кочки» - на расстоянии 40-50 см. В каждом ряду 5-6 кружков. По сигналу учителя первые игроки прыгают на одной или обеих ногах из одного кружка в другой, стараясь не выступить ногой за пределы кружков. Команда, скорее всех и точнее перепрыгнувшая по всем кочкам, выигрывает.
Исправь осанку
Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мяч над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик, получив мяч, подает команду: «Исправь осанку!»; команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.
Охотники и утки
Утки жили у причала.
Их волной река качала.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги их сосчитать.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Посредством расчета на первый – второй игроки делятся на две команды, равные по количеству игроков. Одна команда – «охотники», другая – «утки». Утки становятся в середину круга. Охотники остаются на своих местах по кругу. Чтобы увеличить круг, охотники делают 1-2 шага назад. Перед носками игроков, стоящих в кругу, проводится черта. Охотники стараются попасть мячом в уток. Утки увертываются от мяча. Утка, которую задел мяч, выходит из круга и в метаниях участия не принимают. Когда в круге не окажется ни одной утки, команды меняются местами. Выигрывает та команда, которая быстрее «перестреляла» всех уток другой команды.
Быстрый лыжник
Две линии (старт и финиш) в 25-30 м одна от другой отмечаются флажками. На старт выходит первый забег (половина всех мальчиков). По команде «Марш!» участники бегут от одной линии флажков до другой. Первые 3-5 победителей выходят в финал. Второй забег проводится для второй половины мальчиков.
Два полуфинальных забега проводятся и для девочек.
После этого – финальные забеги. Но в финале дистанция увеличивается вдвое.
Мяч на полу
Все играющие становятся в круг. Двое из играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются на одно или два колена. У них
один волейбольный мяч. Входящие поворачиваются лицом к мячу.
По сигналу учителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Входящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от мяча. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть в ноги водящего мячом, он становится на его место, а бывший водящий становится в круг. Выигрывают те, кто ни разу не был водящим. Первые водящие не считаются проигравшими.
Эстафета зверей
Ученики делятся на 2-4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия зверей: «Медведи», «Зайцы», «Лисы» и др. Перед впередистоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 м ставится стойка. На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого животного, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Учитель вызывает зверей вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.
Бег сороконожек
Играющие делятся на 2-3 команды по 10-12 человек. Каждая команда получает длинную веревку. Игроки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую они держатся. По сигналу учителя команды бегут к финишу, все время держась за веревку.
Выигрывает команда, прибежавшая первой, если никто из ее участников не упустил веревку.
У медведя на бору
На одном конце площадки чертится круг – берлога медведя. На другом – дом для играющих детей. Дети идут из дома по направлению к берлоге и говорят: «У медведя на бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит».
После этих слов медведь выбегает из берлоги и начинает ловить играющих. Дети стараются убежать в свой дом.
Когда медведь поймает 4-5 человек, назначается новый медведь. Пойманные дети находятся в берлоге до назначения нового медведя.
Лисенок – медвежонок
На лыжне расставить 5-7 меток (лыжные палки, флажки, кубики). Играющие должны пройти между ними на лыжах произвольным способом, совершая повороты и огибая метки то с правой, то с левой стороны. Кто не свалит и не наступит на метку, становится «лисенком», кто столкнет метку – «медвежонком».
Кто быстрее?
Десять флажков, поставленных в 1,5 -2м один от другого,- линия старта. В 20-25 м от нее десятью флажками обозначается линия финиша. По указанию учителя на старт выходят первые 10 человек на лыжах. По команде «Марш!» они бегут к финишу. Учитель определяет победителей.
Попади снежком в цель
Ученики делятся на 2 команды и располагаются друг против друга на расстоянии 15-20 м. Посередине площадки обозначается линия, на которую кладут три волейбольных мяча. Играющие заготавливают по три снежка. По сигналу учителя все игроки одной команды мечут снежки в первый мяч, по второму сигналу – в другой, по третьему – в третий. Затем мячи ставятся на место и мечет снежки другая команда.
Побеждает команда, сбившая с места все три мяча.
Альпинисты
Вдоль границ площадки расставлены препятствия, которые альпинисты, продвигаясь в колоне по одному, последовательно преодолевают: влезают на гимнастическую стенку, перелезают через бревно или подлезают под него, переходят по камешкам (кружочкам, нарисованным на полу), через горный ручей (по рейке гимнастической скамейки) и т.д.
Учитель отмечает тех, кто лучше преодолел препятствия. Игра сопровождается объяснением учителя.
Поезд
До, ре, ми,
Фа, соль, ля, си!
Едет кошка на такси,
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.
К началу игры готовится инвентарь: длинный шнур (10-12м), гимнастическая скамейка, 3-4 набивных мяча, 2 красных и 2 зеленых флажка. Ученики строятся в колонну и берутся за шнур правой рукой. Первый игрок – «паровоз», остальные – «вагоны». По сигналу учителя поезд начинает двигаться то быстрее, то медленнее. Ученики могут подражать движению поезда, произнося: «Тук-тук-тук».
В двух-трех местах отмечаются остановки – «станции», у которых дежурный регулирует движение красным и зеленым флажками. Поезд идет по мосту (гимнастической скамейке), то по тоннелю (ворота, образованные стойками), то змейкой (между набивными мячами).
У ребят порядок строгий
Все ученики выстраиваются в одну или две колонны и вытягивают руки вперед, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих. По команде учителя «убежали!» все разбегаются в разные стороны.
По второй команде «быстро по местам!» все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впередистоящим.
Выбывает из игры тот, кто занял место последним. Если играют две команды, то выигрывает та команда, которая построилась раньше другой.
Мяч соседу
Играющие стоя по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Водящий, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого он коснется мяча, становится водящим. Можно образовать два-три круга и назначить соответственно столько же водящих. Выигрывают ученики, которые не были водящими.
Бегуны и метатели
Играющие делятся на 2 команды, каждая команда – на бегунов и метателей. У метателей мячи разных цветов. На линию старта встают группы бегунов. За бегунами каждой команды встают метатели. По сигналу игроки бросают мячи как можно дальше. Бегуны собирают мячи своей команды и возвращаются к линии старта. Побеждает команда, прибежавшая первой.
Подвижная цель
Играющие образуют большой круг и становятся на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. Перед носками игроков, стоящих по кругу, проводится черта. В круг выходит выделенный водящий. Находящиеся за окружностью игроки стараются попасть в водящего мячом. Водящий, бегая внутри круга, увертывается от мяча. Игрок, который попал в водящего мячом, становится на его место.
Игрокам, стоящим по кругу, нельзя переступать за черту. Если водящий поймает с лета мяч, то это за попадание не считается.
Передал – садись
Две колонны игроков встают на расстоянии 3-4 шагов одна от другой. Расстояние между игроками – длина вытянутых рук, положенных на плечи впереди стоящих. В 5-6 шагах перед колонной проводят черту, за которую входят капитаны команд.
По сигналу капитаны передают мяч первому игроку, который ловит его и возвращает обратно, сразу же принимая положение упор присев. Капитан перебрасывается мячом со вторым, третьим и другими игроками команды. Каждый сделавший ответную передачу, приседает. Когда последний игрок отдаст мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Побеждает команда, раньше закончившая передачи без нарушения правил.
Метко в цель
Шалуны - балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода – из народа,
Выходи их хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец.
Две команды располагаются в шеренгах, одна напротив другой, на расстоянии 10-12 м. По середине площадки проводится черта. Вдоль черты ставятся 10 «городков». Игроки одной команды получают по маленькому мячу. По сигналу учителя команда с мячами бросает их в городки, стараясь сбить больше чурок. Сбитый городок ставят на один шаг ближе к той команде, которая бросала мячи. Теперь подбирает мячи и бросает их в городки другая команда. Сбитые городки ставят на один шаг ближе к команде. Каждая команда, по очереди, бросает мячи четыре раза. Выигрывает команда, которая сумела приблизить к себе городки от средней черты на общее большее число шагов.
Копна – тропинка - кочки
Все ученики строятся в колонны по четыре человека. Каждая колонна – команда. Под музыку команды двигаются за ведущим в разных направлениях, повторяя движения ведущего. По команде учителя «Копна!» игроки каждой команды образуют тесный круг и поднимают руки вверх, слегка наклонившись вперед.
Команда, сумевшая быстрее других «замаскироваться», т.е. принять соответствующее положение, считается победительницей.
Затем под музыку движение в колоннах возобновляется.
По команде учителя «Тропинка!» - игроки в каждой колонне останавливаются, вытягивают руки вперед и кладут их на плечи впереди идущим, образуя цепочку.
По команде учителя «Кочки!» игроки в каждой колонне приседают.
Кто быстрее встанет в круг
Играющие выбирают водящего. Игроки, построенные в шеренгу, рассчитываются на первого, второго, третьего и четвертого. Каждый должен запомнить свой номер. Второй, третий и четвертый номера образуют кружок, а первый находится в середине кружка. Водящий стоит между кружками. Водящий говорит: «Первые номера ко мне!» Первые номера выбегают из кружков и встают в колонну по одному за водящим. Колонна движется за водящим по залу в различных направлениях. Игроки, образующие кружки, стоят на месте, ритмично поднимая соединенные руки вверх и вниз. По сигналу руководителя первые номера разбегаются и стараются встать в любой из кружков. Водящий также старается попасть в один из кружков. Игрок, оставшийся без кружка, становится водящим. В середину встают вторые номера, и игра начинается сначала; затем третьи и т.д.
Игроки, идущие в колонне за водящим, имеют право разбегаться только после сигнала. Игрокам, стоящим в кружках, не разрешается препятствовать движению средних игроков.
Приложение 3.
Подвижные игры
4 класс
Проведи мяч.
Играющие выстраиваются в 2-3 колонны. Перед каждым коридор из верёвок (ширина 50см, длина 3м). У стоящих в колонне первыми мяч. Надо, ударяя его о пол (землю), провести по коридору, обойти коридор с внешней стороны и передать мяч следующему игроку.
Брось- поймай.
Играющие встают перед натянутой верёвкой (на высоте поднятой вверх руки ребёнка), в руках у каждого мяч (диаметр 20 -25см). Дети перебрасывают мяч через верёвку, пробегают под ней и ловят мяч двумя руками после отскока от земли (пола).
Эстафета с обручами.
Дети встают в 2-3 колонны. Перед каждой колонной на расстоянии 6м обруч (диаметр 50см). По команде «Раз, два, три- беги!» первые бегут к обручу, поднимают его вверх, пролезают в него, кладут на место, бегут к своей колонне, касаются рукой следующего в колонне ребёнка, а сами встают в конец строя. Каждый последующий игрок выполняет то же задание. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.
Воробьи и кошки.
Чертится большой круг диаметром 3-4м (или выкладывается шнур). Один из детей – кошка, сидит в середине круга. Все остальные – воробьи, становятся за чертой круга. Воробьи по сигналу учителя прыгают в круг и выпрыгивают из него. Кошка неожиданно вскакивает и старается поймать (запятнать) неуспевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из игры. Когда кошка поймает 2-3 воробьёв, выбирается новая кошка из числа непойманных, и игра возобновляется. Пойманных можно не исключать из игры, а запоминать. Кошка ловит воробьёв только в кругу. Воробьи прыгают на двух ногах.
Перемени предмет.
Дети распределяются на 2-3 команды. Перед каждой на расстоянии 6-8м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Лошадки.
Играющие разбегаются по всей площадки и на сигнал учителя «Лошадки» бегут, высоко поднимая колени. На сигнал «Кучер» - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал подряд.
Лиса и куры.
Дети изображают кур. Один из играющих – петух, другой – лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию учителя (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После 2-3-кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.
Мяч в воздухе.
Играющие становятся в круг. Водящий находится в центре круга с мячом в руках. Он высоко подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из детей, тот в свою очередь должен подбежать и поймать мяч, а водящий бежит на его место. Если ребёнок поймал мяч, он становится водящим и также бросает мяч. Если же он не успевает поймать мяч, дети быстро разбегаются, а ребёнок, подняв мяч с земли, кричит: «Стой!» - и бросает в ноги одному из играющих. Тот, в кого попал мячом, становится водящим, игра продолжается.
Мы – физкультурники.
На сигнал учителя «Бегом на стадион!» дети бегают врассыпную по всему залу, на сигнал «Стоп!» останавливаются и принимают позу, по которой можно определить, каким видом спорта занимается спортсмен. Предварительно дети могут договориться друг с другом, какие можно принять позы.
Волк во рву.
Посредине зала проводят две параллельные черты на расстоянии 80 -100см одна от другой - это ров. С одной стороны площадки очерчивается дом коз. Из числа играющих выбирают волка. Все козы располагаются в доме. Волк становится в ров. По сигналу учителя «Волк во рву!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, волк старается их поймать (коснуться). Пойманных коз волк отводит в сторону. Вновь подаётся тот же сигнал. После 3-4 перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом, и выбирается другой волк. Игра повторяется.
Метко в цель.
Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10 -12 предметов (кубики, кегли). Играющие распределяются в две равные команды. Первая получает малые мячи, выходит на исходную линию (на расстоянии 5м от предметов), бросает по мишеням. Затем соревнуется вторая команда. Каждая команда бросает 2-3 раза. Выигрывает команда, метко бросавшая в цель.
Кто быстрее?
Участвуют 2-3 команды. Дети выстраиваются в колонны у стартовой линии. Перед каждой на расстоянии 5м поставлены предметы. По сигналу «Марш!» первые в колонне клюшкой ведут шайбу к предмету, обводя её вокруг предмета, так же ведя шайбу, возвращаются и передают клюшку следующему в колонне. Побеждает та команда, которая быстро справилась с заданием.
Забрось кольцо.
Дети встают за чертой и поочерёдно забрасывают мяч (диаметр 20 -25см) в кольцо (на высоте 120 -130см). Выигрывает тот, кто раньше наберёт определённое (условленное) число очков.
Кто дальше проскользит?
Дети встают в шеренгу. Разбегаются (выполняется 5-6 шагов), с силой отталкиваются на последнем шаге и скользят на лыжах до полной остановки. Игра проводится на проложенной лыжне.
Горелки.
Играющие строятся в две колонны (парами, впереди – водящий). Все хором произносят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонн – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, то одного из детей он берёт за руку и встаёт с ним в пару.