Программа "Тропинка к своему Я".
программа для занятий 1-4 класс внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_psihologii_1-4_kl._tropinka.word_.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕКАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО» Зам.директора по УВР Директор школы №______ _________________ _______________ _______________
«____»__________г. «______»_________г. «____»___________г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Тропинка к своему Я»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Программа разработана на основе программы О.В.Хухлаевой
«Тропинка к своему Я».
Программу разработала: Ж.С.Вылиток
2012-2013 г.
I. Пояснительная записка
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.
Основные задачи:
- Формирование психологического здоровья.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Формирование позитивное отношение к своему «Я».
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
- Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
- Развитие навыков социального поведения.
- Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
- Создание возможностей для самовыражения.
- Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
- Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
- Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
- Развитие познавательной мотивации.
- Раскрытие творческого потенциала.
Принципы реализации программы курса:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Таблица тематического распределения количества часов
курса «Тропинка к своему Я»:
№ п/п | Разделы, темы | Рабочая программа по классам | ||||
Рабочая программа | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||
1 | Я-школьник | 15 | 15 | - | - | - |
2 | Мои чувства | 18 | 18 | - | - | - |
3 | Вспомним чувства | 4 | - | 4 | - | - |
4 | Чем люди отличаются друг от друга? | 15 | - | 15 | - | - |
5 | Какой я? – Какой ты? | 15 | - | 15 | - | - |
6 | Я – фантазер. | 8 | - | - | 8 | - |
7 | Я и моя школа. | 5 | - | - | 5 | - |
8 | Я и мои родители. | 5 | - | - | 5 | - |
9 | Я и мои друзья. | 9 | - | - | 9 | - |
10 | Что такое сотрудничество? | 7 | - | - | 7 | - |
11 | Кто я? Мои силы, мои возможности. | 13 | - | - | - | 14 |
12 | Я расту, я изменяюсь. | 4 | - | - | - | 3 |
13 | Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | 6 | - | - | - | 6 |
14 | Хочу вырасти интеллигентным человеком что для этого нужно? | 5 | - | - | - | 5 |
15 | Хочу вырасти свободным человеком что для этого нужно? | 6 | - | - | - | 6 |
II. Общая характеристика курса «Тропинка к своему Я»
Программа «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
III. Описание места курса «Тропинка к своему Я» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом прогимназии предмет внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
«Тропинка к своему Я»
Одним из результатов освоение курса «Тропинка к своему Я» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
- Ценность добра – осознание себя как части мира.
- Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
- Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V.Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
VI. Содержание курса «Тропинка к своему Я»
1 класс (33 часа)
Тема 1. Я — школьник.
- Знакомство. Введение в мир психологии.
- Как зовут ребят моего класса?
- Зачем мне нужно ходить в школу?
- Мой класс.
- Какие ребята в моем классе?
- Мои друзья в классе.
- Мои успехи в школе.
- Моя учебная сила.
Тема 2. Мои чувства.
- Радость. Что такое мимика?
- Радость. Как ее доставить другому человеку?
- Жесты.
- Радость можно передать прикосновением.
- Радость можно подарить взглядом.
- Грусть.
- Страх.
- Страх. Его относительность.
- Как справится со страхом.
- Страх и как его преодолеть.
- Гнев. С какими чувствами он дружит?
- Может ли гнев принести пользу?
- Обида.
- Разные чувства.
2 класс (34 часа)
Тема 1. Вспомним чувства.
Тема 2. Чем люди отличаются друг от друга.
- Люди отличаются друг от друга своими качествами.
- Хорошие качества людей.
- Самое важное хорошее качество.
- Кто такой сердечный человек?
- Кто такой доброжелательный человек?
- Трудно ли быть доброжелательным человеком?
- Я желаю добра ребятам в классе.
- Очищаю свое сердце.
- Какие качества нам нравятся в друг друге?
- Какими качествами мы отличаемся?
- Люди отличаются друг от друга своими качествами.
- В каждом человеке есть светлые и темные качества.
Тема 3. Какой Я — Какой Ты?
- Какой Я?
- Какой Ты?
- Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
- Школьные трудности.
- Домашние трудности.
3 класс (34 часа)
Тема 1. Я — фантазер.
- Я – третьеклассник.
- Кого можно назвать фантазером?
- Я умею фантазировать!
- Мои сны.
- Я умею сочинять!
- Фантазии и ложь.
Тема 2. Я и моя школа.
- Я и моя школа.
- Что такое лень?
- Я и мой учитель.
- Как справляться с «немогучками».
Тема 3. Я и мои родители.
- Я и мои родители.
- Я умею просить прощение.
- Почему родители наказывают детей?
Тема 4. Я и мои друзья.
- Настоящий друг.
- Умею ли я дружить?
- Трудности в отношениях с друзьями.
- Ссора и драка.
Тема 5. Что такое сотрудничество?
- Что такое сотрудничество?
- Я умею понимать другого.
- Я умею договариваться с людьми.
- Мы умеем действовать сообща.
- Что такое коллективная работа?
4 класс (34 часа)
Тема 1. Кто я? Мои силы, мои возможности.
- Мое лето.
- Кто я?
- Какой я – большой или маленький?
- Мои способности.
- Мой выбор, мой путь.
- Мой внутренний мир.
- Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
- Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
- Что значит верить?
Тема 2. Я расту, я изменяюсь.
- Мое детство.
- Я изменяюсь.
Тема 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
- Мое будущее.
- Хочу вырасти здоровым человеком.
Тема 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком, что для этого нужно?
- Кто такой интеллигентный человек?
- Хочу вырасти интеллигентным человеком.
- Что такое идеальное Я?
Тема 5. Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно?
- Кто такой свободный человек?
- Права и обязанности школьника.
- Что такое право на уважение?
- Права и обязанности.
- Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
- Как разрешить конфликты мирным путем?
VII.Тематическое планирование курса «Тропинка к своему Я» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования
Содержание курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
Я-школьник | Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса? Зачем мне нужно ходить в школу? Мой класс. Какие ребята в моем классе? Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя учебная сила. | 15 | - | - | - | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Формирование познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. |
Мои чувства | Радость. Что такое мимика? Радость. Как ее доставить другому человеку? Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справится со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу? Обида. Разные чувства. Диагностика. Проектная деятельность. | 18 | - | - | - | Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства других людей, качества характера. Способствовать снижению уровня страха. Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Формирование способности к самооценке. |
Вспомним чувства | Чувства | - | 4 | - | - | Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. |
Чем люди отличаются друг от друга? | Люди отличаются друг от друга своими. Хорошие качества людей. Самое важное хорошее качество. Кто такой сердечный человек? Кто такой доброжелательный человек? Трудно ли быть доброжелательным человеком? Я желаю добра ребятам в классе. Очищаю свое сердце. Какие качества нам нравятся в друг друге? Какими качествами мы отличаемся? Люди отличаются друг от друга своими качествами. В каждом человеке есть светлые и темные качества. | - | 15 | - | - | Познакомить детей с понятием «качества людей». Исследование своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе. |
Какой я? – Какой ты? | Какой Я? Какой Ты? Трудности второклассника в школе, дома, на улице. Школьные трудности. Домашние трудности. | - | 15 | - | - | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. |
Я – фантазер. | Я – третьеклассник. Кого можно назвать фантазером? Я умею фантазировать! Мои сны. Я умею сочинять! Фантазии и ложь. | - | - | 8 | - | Осознание ценности умения фантазировать. Развитие креативных способностей. |
Я и моя школа. | Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с «немогучками». | - | - | 5 | - | Осознание особенности позиции ученика. Отреагирование своих чувств в отношении учителя. |
Я и мои родители. | Я и мои родители. Я умею просить прощение. Почему родители наказывают детей? | - | - | 5 | - | Осознание требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями. Обучение способам разрешения конфликтов с родителями. Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. Формирование представления о семейных ценностях. |
Я и мои друзья. | Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка. | - | - | 9 | - | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Приобретения умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество. |
Что такое сотрудничество? | Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого. Я умею договариваться с людьми. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа? | - | - | 7 | - | Развитие умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. |
Кто я? Мои силы, мои возможности. | Мое лето. Кто я? Какой я – большой или маленький? Мои способности. Мой выбор, мой путь. Мой внутренний мир. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. Кого я могу впустить в свой внутренний мир? Что значит верить? | - | - | - | 14 | Усвоение понятия «способности», исследование своих способностей и возможностей. Осознание своей уникальности и неповторимости. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. |
Я расту, я изменяюсь. | Мое детство. Я изменяюсь. | - | - | - | 3 | Помочь детям осознать происходящие в них изменения. Развитие умения планировать цели. |
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | Мое будущее. Хочу вырасти здоровым человеком. | - | - | - | 6 | Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках. Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. |
Хочу вырасти интеллигентным человеком, что для этого нужно? | Кто такой интеллигентный человек? Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что такое идеальное Я? | - | - | - | 5 | Осознание понятия «интеллигентный человек». Обсуждение проблемы идеалов. |
Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно? | Кто такой свободный человек? Права и обязанности школьника. Что такое право на уважение? Права и обязанности. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как разрешить конфликты мирным путем? | - | - | - | 6 | Осознание личной свободы и свободы другого. Осознание необходимости признавать и уважать права других людей. Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
VIII. Описание материально-технического обеспечения
курса «Тропинка к своему Я»
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Печатные пособия | ||
Рабочая тетрадь. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2010. | ||
2. Технические средства обучения | ||
Магнитофон; Телевизор; DVD-проигрыватель; Компьютер; | 1 1 1 1 | |
3. Экранно-звуковые пособия | ||
Диски с записями детской и классической музыки. | ||
4. Игры и игрушки | ||
Настольно-печатные игры; Развивающие игры; Компьютерные игры. | ||
5. Оборудование кабинета | ||
Столы; Стулья; Шкафы; Ковер; Магнитофон; Телевизор; DVD-проигрыватель; Компьютер; Учебная доска. | 8 16 3 1 1 1 1 1 2 |
Литература:
- Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
- Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.