Программа "Тропинка к своему Я".

вылиток жанна сергеевна

программа для занятий 1-4 класс внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_psihologii_1-4_kl._tropinka.word_.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕКАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено                                   «Согласовано»                             «Утверждаю»    

на заседании ШМО»                           Зам.директора по УВР                Директор школы   №______                                               _________________                      _______________                               _______________

«____»__________г.                         «______»_________г.                    «____»___________г.

                           

           

Рабочая программа внеурочной  деятельности

по курсу «Тропинка к своему Я»

Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)

Программа разработана на основе программы О.В.Хухлаевой

«Тропинка к своему Я».

Программу разработала: Ж.С.Вылиток

2012-2013 г.

I. Пояснительная записка

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.

Курс «Тропинка к своему Я» поможет  ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути.  Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга,  социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

Основная цель программы: формирование  позитивного отношения к себе и школе,  профилактика школьной дезадаптации.

Основные задачи:

  • Формирование психологического здоровья.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Формирование позитивное отношение к своему «Я».
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.
  • Предупреждение и снижение тревожности и страхов  детей.
  • Развитие навыков социального поведения.
  • Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
  • Создание возможностей для самовыражения.
  • Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
  • Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  • Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
  • Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
  • Развитие познавательной мотивации.
  • Раскрытие творческого потенциала.

Принципы реализации программы курса:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Таблица тематического распределения количества часов

курса «Тропинка к своему Я»:

№ п/п

Разделы, темы

Рабочая  программа по классам

Рабочая программа

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Я-школьник

15

15

-

-

-

2

Мои чувства

18

18

-

-

-

3

Вспомним чувства

4

-

4

-

-

4

Чем люди отличаются друг от друга?

15

-

15

-

-

5

Какой я? – Какой ты?

15

-

15

-

-

6

Я – фантазер.

8

-

-

8

-

7

Я и моя школа.

5

-

-

5

-

8

Я и мои родители.

5

-

-

5

-

9

Я и мои друзья.

9

-

-

9

-

10

Что такое сотрудничество?

7

-

-

7

-

11

Кто я? Мои силы, мои возможности.

13

-

-

-

14

12

Я расту, я изменяюсь.

4

-

-

-

3

13

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

6

-

-

-

6

14

Хочу вырасти интеллигентным человеком что для этого нужно?

5

-

-

-

5

15

Хочу вырасти свободным человеком что для этого нужно?

6

-

-

-

6

II. Общая характеристика курса «Тропинка к своему Я»

Программа «Тропинка к своему Я» поможет  ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути.  Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Программа разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга,  социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

III. Описание места курса «Тропинка к своему Я» в учебном плане.

        В соответствии с учебным планом прогимназии предмет внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса

«Тропинка к своему Я»

        Одним из результатов освоение курса «Тропинка к своему Я» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

  • Ценность добра – осознание себя как части мира.
  • Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
  • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
  • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V.Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В  сфере познавательных универсальных учебных  действий  выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и  оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

VI. Содержание курса «Тропинка к своему Я»

1 класс (33 часа)

Тема 1. Я — школьник.

  1. Знакомство. Введение в мир психологии.
  2. Как зовут ребят моего класса?
  3. Зачем мне нужно ходить в школу?
  4. Мой класс.
  5. Какие ребята в моем классе?
  6. Мои друзья в классе.
  7. Мои успехи в школе.
  8. Моя учебная сила.

Тема 2. Мои чувства.

  1. Радость. Что такое мимика?
  2. Радость. Как ее доставить другому человеку?
  3. Жесты.
  4. Радость можно передать прикосновением.
  5. Радость можно подарить взглядом.
  6. Грусть.
  7. Страх.
  8. Страх. Его относительность.
  9. Как справится со страхом.
  10. Страх и как его преодолеть.
  11. Гнев. С какими чувствами он дружит?
  12. Может ли гнев принести пользу?
  13. Обида.
  14. Разные чувства.

2 класс (34 часа)

Тема 1. Вспомним чувства.

Тема 2. Чем люди отличаются друг от друга.

  1. Люди отличаются друг от друга своими качествами.
  2. Хорошие качества людей.
  3. Самое важное хорошее качество.
  4. Кто такой сердечный человек?
  5. Кто такой доброжелательный человек?
  6. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
  7. Я желаю добра ребятам в классе.
  8. Очищаю свое сердце.
  9. Какие качества нам нравятся в друг друге?
  10.  Какими качествами мы отличаемся?
  11. Люди отличаются друг от друга своими качествами.
  12.  В каждом человеке есть светлые и темные качества.

Тема 3. Какой Я — Какой Ты?

  1. Какой Я?
  2. Какой Ты?
  3. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
  4. Школьные трудности.
  5. Домашние трудности.

3 класс (34 часа)

Тема 1. Я — фантазер.

  1. Я – третьеклассник.
  2. Кого можно назвать фантазером?
  3. Я умею фантазировать!
  4. Мои сны.
  5. Я умею сочинять!
  6. Фантазии и ложь.

Тема 2. Я и моя школа.

  1. Я и моя школа.
  2. Что такое лень?
  3. Я и мой учитель.
  4. Как справляться с «немогучками».

Тема 3. Я и мои родители.

  1. Я и мои родители.
  2. Я умею просить прощение.
  3. Почему родители наказывают детей?

 Тема 4. Я и мои друзья.

  1. Настоящий друг.
  2. Умею ли я дружить?
  3. Трудности в отношениях с друзьями.
  4. Ссора и драка.

Тема 5. Что такое сотрудничество?

  1. Что такое сотрудничество?
  2. Я умею понимать другого.
  3. Я умею договариваться с людьми.
  4. Мы умеем действовать сообща.
  5. Что такое коллективная работа?

4 класс (34 часа)

Тема 1. Кто я? Мои силы, мои возможности.

  1. Мое лето.
  2. Кто я?
  3.  Какой я – большой или маленький?
  4. Мои способности.
  5. Мой выбор, мой путь.
  6. Мой внутренний мир.
  7. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
  8. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
  9. Что значит верить?

Тема 2. Я расту, я изменяюсь.

  1. Мое детство.
  2. Я изменяюсь.

Тема 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

  1. Мое будущее.
  2. Хочу вырасти здоровым человеком.

Тема 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком, что для этого нужно?

  1. Кто такой интеллигентный человек?
  2. Хочу вырасти интеллигентным человеком.
  3. Что такое идеальное Я?

Тема 5. Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно?

  1. Кто такой свободный человек?
  2. Права и обязанности школьника.
  3. Что такое право на уважение?
  4. Права и обязанности.
  5. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
  6. Как разрешить конфликты мирным путем?

VII.Тематическое планирование курса «Тропинка к своему Я» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования

Содержание  курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Я-школьник

Знакомство. Введение в мир психологии.

Как зовут ребят моего класса?

Зачем мне нужно ходить в школу?

Мой класс.

Какие ребята в моем классе?

Мои друзья в классе.

Мои успехи в школе.

Моя учебная сила.

15

-

-

-

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Формирование познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

Мои чувства

Радость. Что такое мимика?

Радость. Как ее доставить другому человеку?

Жесты.

Радость можно передать прикосновением.

Радость можно подарить взглядом.

Грусть.

Страх.

Страх. Его относительность.

Как справится со страхом.

Страх и как его преодолеть.

Гнев. С какими чувствами он дружит?

Может ли гнев принести пользу?

Обида.

Разные чувства.

Диагностика.

Проектная деятельность.

18

-

-

-

Развитие умения  распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства  других людей, качества характера.

Способствовать снижению уровня страха.

Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование способности к самооценке.

Вспомним чувства

Чувства

-

4

-

-

Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

Чем люди отличаются друг от друга?

Люди отличаются друг от друга своими.

Хорошие качества людей.

Самое важное хорошее качество.

Кто такой сердечный человек?

Кто такой доброжелательный человек?

Трудно ли быть доброжелательным человеком?

Я желаю добра ребятам в классе.

Очищаю свое сердце.

Какие качества нам нравятся в друг друге?

 Какими качествами мы отличаемся?

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

-

15

-

-

Познакомить детей с понятием «качества людей».

Исследование своих качеств и особенностей.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе.

Какой я? – Какой ты?

Какой Я?

Какой Ты?

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

Школьные трудности.

Домашние трудности.

-

15

-

-

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Я – фантазер.

Я – третьеклассник.

Кого можно назвать фантазером?

Я умею фантазировать!

Мои сны.

Я умею сочинять!

Фантазии и ложь.

-

-

8

-

Осознание ценности умения фантазировать.

Развитие креативных способностей.

Я и моя школа.

Я и моя школа. Что такое лень?

Я и мой учитель. Как справляться с «немогучками».

-

-

5

-

Осознание особенности позиции ученика.

Отреагирование своих чувств в отношении учителя.

Я и мои родители.

Я и мои родители.

Я умею просить прощение.

Почему родители наказывают детей?

-

-

5

-

Осознание требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями.

Обучение способам разрешения конфликтов с родителями.

Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к

старшим и младшим.

Формирование  представления о семейных ценностях.

Я и мои друзья.

Настоящий друг.

Умею ли я дружить?

Трудности в отношениях с друзьями.

Ссора и драка.

-

-

9

-

Установление  дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Приобретения  умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество.

Что такое сотрудничество?

Что такое сотрудничество?

Я умею понимать другого.

Я умею договариваться с людьми.

Мы умеем действовать сообща.

Что такое коллективная работа?

-

-

7

-

Развитие умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.

Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Кто я? Мои силы, мои возможности.

Мое лето.

Кто я?

Какой я – большой или маленький?

Мои способности.

Мой выбор, мой путь.

Мой внутренний мир.

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

Что значит верить?

-

-

-

14

Усвоение понятия «способности», исследование своих способностей и возможностей.

Осознание своей уникальности и неповторимости.

Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

Я расту, я изменяюсь.

Мое детство.

Я изменяюсь.

-

-

-

3

Помочь детям осознать происходящие в них изменения.

Развитие умения планировать цели.

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Мое будущее.

Хочу вырасти здоровым человеком.

-

-

-

6

Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

Хочу вырасти интеллигентным человеком, что для этого нужно?

Кто такой интеллигентный человек?

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

Что такое идеальное Я?

-

-

-

5

Осознание понятия «интеллигентный человек».

Обсуждение проблемы идеалов.

Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно?

Кто такой свободный человек?

Права и обязанности школьника.

Что такое право на уважение?

Права и обязанности.

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

Как разрешить конфликты мирным путем?

-

-

-

6

Осознание личной свободы и свободы другого.

Осознание необходимости признавать и уважать права других людей.

Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

VIII. Описание материально-технического обеспечения

курса  «Тропинка к своему Я»

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Печатные пособия

Рабочая тетрадь. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2010.

2. Технические средства обучения

Магнитофон;

Телевизор;

DVD-проигрыватель;

Компьютер;

1

1

1

1

3. Экранно-звуковые пособия

Диски с записями детской и классической музыки.

4. Игры и игрушки

Настольно-печатные игры;

Развивающие игры;

Компьютерные игры.

5.  Оборудование кабинета

Столы;

Стулья;

Шкафы;

Ковер;

Магнитофон;

Телевизор;

DVD-проигрыватель;

Компьютер;

Учебная  доска.

8

16

3

1

1

1

1

1

2

Литература:

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
  4.  Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
  5. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.
  6. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
  8. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.