Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Батуев Булат Батожапович

Согласовано  с Районным центром дополнительного образования,  на базе МБОУ "Майская СОШ" веду кружок юных  исследователей - "Джирга"  с сентября 2017г. , где активно  работаю с одаренными детьми и выявляю способности учащихся по разных направлениям биологии. Могу представить свою образовательную программу по клубу "Джирга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhirga_obrazovatelnaya_programma_bbb.docx94.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Курумканское районное Управление образование»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Районного центра дополнительного образования Курумканского района»

Принята на заседании                                                                  Утверждаю

педагогического совета                                                                Директор МБОУ ДО РЦДО

от « ____» ___________20__г.                                                      А.У. Сахманов

ФИО                                                                                                 «___» ___________20___г.

Протокол №___

Образовательная программа дополнительного образования детей

любителей и исследователей природы «Джирга»

/Эколого-биологическое  направление/  

Возраст обучающихся – 12-16 лет

Срок реализации программы: 3 года

Автор –    Батуев Булат Батожапович

педагог дополнительного образования,

       с. Курумкан

        2017 г.

Пояснительная записка

Программа детского экологического объединения «Джирга» разработана в соответствии с:

– Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273;

– Распоряжением правительства РФ 4 сентября 2014 г. № 1726. Концепция развития дополнительного образования;

– Приказом МОиН РФ от 29 августа 2013 г. №1008. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

– Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.07 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования»;

– Письмом МОиН России от 11.12. 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;

–  Уставом МБОУ ДО РЦДО

– Положением об образовательной программе дополнительного образования обучающихся, утвержденного приказом МБОУ ДО «Районного центра дополнительного образования Курумканского района».

          Актуальность данной программы можно рассматривать с нескольких позиций. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

Программа способствует раскрывать проблемы прогнозировать появление проблем и их последствий в жизни общества. Отвечает потребностям учащихся проявлять свои познавательные, творческие, практические знания. Важным звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания является формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.

Данная экологическая программа дополняет курс экологии и   краеведения.

Возраст обучающихся: 10–16 лет.

Срок реализации программы: настоящая программа рассчитана на 3 года обучения.

Основная цель этой программы - формирование понятий, связанных с особо охраняемыми природными территориями (далее ООПТ), в частности заповедника «Джергинский»,  раскрытие значения ООПТ, развитие бережного отношения к природе, экологическое воспитание и образование, профильное ориентирование.

Внедрение основ об ООПТ необходимо с раннего возраста, для осознания детьми значения и роли ООПТ. Школа - социальный институт, который охватывает всех без исключения граждан. Но немаловажную роль играют и такие  социальные институты как семья и система дополнительного образования. Воспитывая экологически культурного человека, мы вносим свой существенный вклад в решение экологических проблем.

          Задачи программы:

Образовательные

  • Развитие представлений об основных понятиях ООПТ в частности о заповеднике Джергинский, которые представляют всемирное экологическое и культурное значение.
  • Знакомство с ООПТ  мира и России, их роль в биосфере в целом.

Развивающие

  • Развитие навыков и умений, способствующих улучшению состояния и качеству восстановления уничтоженных, поврежденных, потребленных объектов природы.
  • Обязательное участие учащихся в непосредственной работе  заповедника по поддержанию экологического правопорядка.
  • Развитие научно-исследовательских навыков для обеспечения экологической безопасности населения и природных территорий.

Воспитательные

  • Формирование экологической культуры в целях сохранения окружающей среды.
  • Формирование у молодого поколения экономически ответственного поведения.

В приложение включены опорные лекции по курсу, а также программы практикумов. Пособие подробно раскрывает суть заповедного дела, его организационную и правовую структуру, природоохранное и научное значение.

Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия  труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание  науки  о  жизни  необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека. Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь  школьников  в  процесс познания  живой  природы, заставить  их  задуматься  о  тонких  взаимоотношениях  внутри  биоценозов, научить    высказывать свои  мысли  и  отстаивать их – это  основа  организации биологического  кружка, т.к. биологическое  образование  формирует  у  подрастающего  поколения  понимание  жизни  как  величайшей  ценности.

          Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Основы исследовательской деятельности».

В организации занятий используются такие методы обучения как словесные: беседа, устное изложение, объяснение, анализ текста; наглядные: показ видеоматериалов, наблюдения; практические: самостоятельная работа, тестовые задания, экскурсии, творческая работа.

  1. Режим занятий.

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов

в неделю

Количество часов в год

1

 2 и 1 ч

2

3 ч

108 ч

2  

3 ч

1

3 ч

108 ч

3

2 ч

2

6 ч

144 ч

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

На первый год обучения обучающиеся:

– осваивают знания об ООПТ

– овладевают основами исследовательских работ;

– анализируют разные ООПТ;

– подготавливают свои работы для  презентации.

В результате второго года обучения будут сформированы и закреплены следующие знания и умения:

– методика  проведения исследовательских работ

– формы исследовательских работ;

– цели и задачи экологического клуба;

– подготавливать исследовательские работы для участия в  мероприятиях разных уровней  экологической направленности.

По окончании третьего года обучающиеся будут осваивать:

– умение проводить исследовательскую деятельность;

– знание ООПТ  родного края;

– сведения о Заповеднике «Джергинский» ;

– умения проводить исследовательские работы самостоятельно.

Способы проверки результатов:

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тестовые задания, практические работы, конференции.

Форма итоговой аттестации: Публичная презентация исследовательских работ и проектов.

Обеспечение научно-исследовательской деятельности:

  1. Планшеты, ноутбуки,
  2.  Гербарии из школы, ловушки Бербера, бинокль.
  3. Учебные пособия, определители, справочники.

Материально-техническое оснащение программы:

Компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотоаппарат, световые микроскопы, предметные стекла.

II. Учебно-тематический план

  1. ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Наименование темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

   Ι

Вводное занятие

2

2

-

ΙΙ

ООПТ мира

20

14

6

ΙΙΙ

Охрана и восстановление растительного мира на ООПТ России и Бурятии

32

26

6

ΙV

Научная деятельность ООПТ

8

2

6

 V

Экологическое просвещение и природоохранная пропаганда

22

16

6

Антропогенное воздействие на ООПТ и методы защиты от них

22

12

10

VΙΙ

Экологическое право

10

4

6

VΙΙΙ

Экскурсии

12

-

12

ΙX

Практические, лабораторные работы

12

-

12

X

Подведение итогов

4

-

4

ИТОГО:

144

76

68

II ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Вводное занятие

6

6

-

Значение гербаризации в изучении растений

9

3

6

Ботанический практикум по морфологии растений

24

12

12

Явления в жизни растений осенью

15

6

9

Определение растений

33

15

18

Растения зимой

12

6

6

Гербарий

9

3

6

Особенности растений водной среды и влажных мест обитания

12

6

6

Сорные растения

9

3

6

Лекарственные растения

9

3

6

Лишайники особая группа растительного мира

9

3

6

Весенние явления в жизни растений

24

4

20

Хозяйственные ценные растения местной флоры

9

3

6

Фитонцидные свойства растений

6

3

3

Грибы

27

9

18

Итоговая конференция

3

-

3

ИТОГО:

216

85

131


III ГОД ОБУЧЕНИЯ

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Вводное занятие

6

6

0

Связь животных со средой обитания

9

6

3

Обитатели пресных вод

21

9

12

Животные водной и наземной среды

21

9

12

Лес как среда обитания животных

24

9

15

Степные или луговые животные

15

6

9

Животное сообщество культурных ландшафтов

21

9

12

Охрана природы

24

12

12

Систематический обзор птиц

12

6

6

Фенология птиц

15

6

9

Определение птиц в природе

15

6

9

Миграция птиц

9

3

6

Зимняя подкормка птиц

3

0

3

Песня птиц и его биологическое значение

18

9

9

Отчетная конференция

3

3

ИТОГО

216

96

120


III. Календарный учебный график

I года обучения

№ занятия

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

Дата проведения

Примечание

Всего часов

теория

практика

План

Факт

Ι

Вводное занятие.

2

2

-

Фронтальный опрос

2

1

Вводное занятие.

Знакомство с целью и задачами кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ.

2

2

-

Фронтальный опрос

3

ΙΙ

История ООПТ

20

14

6

Защита рефератов№1,

4

1

История ООПТ

2

2

-

5

2

Праздник «День работника леса». (поздравления отдела охраны в ФГБУ «Государственный заповедник «Джергинский»)

Посадка деревьев.

2

-

2

6

3

ООПТ мира

4

4

-

Защита рефератов №1

7

4

Классификация Российских ООПТ

2

2

-

8

5

Заповедники, национальные парки и заказники России

4

2

2

9

6

Охраняемые территории Бурятии.

4

      2

2

10

7

Классификация ООПТ

2

2

Тест №1

11

ΙΙΙ

Охрана и восстановление растительного и животного  мира на ООПТ России и Бурятии

32

26

6

Защита рефератов №2, №3, №4

12

1

Охрана и восстановление растительного и животного  мира на ООПТ России и Бурятии

2

2

-

13

2

Охрана и восстановление растительного мира на ООПТ России и Бурятии

4

3

1

14

3

Красная книга. Редкие растения ООПТ Бурятии.

2

2

-

15

4

Редкие виды растений заповедника «Джергинский»

4

4

Защита рефератов №2

16

5

Охрана и восстановление животного мира на ООПТ России и Бурятии.  

4

4

-

17

6

Красная книга. Редкие животные ООПТ России, Бурятии.

2

-

2

18

7

Красная книга. Редкие виды животных  заповедника «Джергинский»

2

2

-

Защита рефератов №3

19

8

Красная книга. Редкие виды птиц заповедника «Джергинский»

2

2

Защита рефератов №4

20

9

Красная книга. Редкие виды рыб  заповедника «Джергинский»

2

1

1

Защита рефератов №5

21

10

Красная книга. Редкие виды насекомых  заповедника «Джергинский»

2

2

-

22

11

Красная книга. Редкие виды земноводных заповедника «Джергинский»

2

1

1

23

12

Красная книга. Редкие виды пресмыкающихся заповедника «Джергинский»

2

1

1

24

13

Животные  моей малой Родины, нуждающиеся в защите

2

2

-

25

ΙV

Научная деятельность ООПТ

8

2

6

26

1

Научная деятельность ООПТ

2

1

1

27

2

Виды-биоиндикаторы.

2

2

28

3

Методики исследования живых организмов в заповеднике.

2

2

29

4

Научная деятельность ООПТ

2

1

1

30

V

Экологическое просвещение и природоохранная пропаганда

22

16

6

Подготовка презентаций, буклетов «Защитим лес от пожара»

31

1

Экологическое просвещение и природоохранная пропаганда

2

1

1

32

2

Эколого-просветительская деятельность

4

4

-

Подготовка презентаций, буклетов «Защитим лес от пожара»

33

3

Экологические праздники.

4

4

-

34

4

Подготовка и проведение Марша Парков, Дня птиц  для дошкольников и начальных классов.

4

2

2

35

5

Экологический туризм

2

1

1

36

6

Составление паспорта экологической тропы

4

2

2

37

7

Экологическое просвещение и природоохранная пропаганда

2

2

-

38

Антропогенное воздействие на ООПТ и методы защиты от них.

22

12

10

Тест №2

39

2

Антропогенное воздействие на ООПТ и методы защиты от них.

4

3

1

Тест №2

40

6

Экологический мониторинг и экологическая экспертиза

4

2

2

41

7

Закладка мониторинговых площадок на территории школьного лесничества

2

2

2

42

8

Закладка мониторинговых площадок на территории школьного лесничества

2

1

43

9

Школьная летопись природы

4

2

2

44

10

Антропогенное воздействие на ООПТ и методы защиты от них.

2

2

45

VII

Экологическое право

10

4

6

Тест №3

46

1

Экологическое право

10

4

6

Тест №3

47

V

Экскурсия в заповедник.

12

-

12

48

1

Экскурсия в заповедник.

12

-

12

49

VIII

Практические работы.

12

-

12

50

1

Экологический практикум по программе «Заповедное дело»

6

6

51

2

 Определение растений.

2

-

2

52

3

Практические работы. Определение насекомых.

2

-

2

53

4

Практические работы. Определение рыб.

2

-

2

54

Подведение итогов работы.

2

1

1

55

1

Итоговая научно-практическая конференция.

2

1

1

Защита научно - исследовательских работ

56

2

Итого

144

42

66

Календарный учебный график

II год обучения

Поиск дополнительного материала, информации

Учет и хранение фонда

Количество часов

Форма контроля

Дата проведения

Примечание

Всего часов

теория

практика

план

факт

1

I

Вводное занятие

6

6

Фронтальный опрос №1

2

1

Вводное занятие.

Знакомство с целью и задачами кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ.

3

3

Фронтальный опрос №1

3

2

Растительный покров Земли. Знакомство с гербаризацией.

3

3

4

II

Значение гербаризации в изучении и растений

9

3

6

Фронтальный опрос №2

5

1

Значение гербаризации в изучении и растений. Основные правила сбора растений. Снаряжения ботаника для работы в полевых условиях.

6

3

3

Фронтальный опрос №2

6

2

Практическая работа. Изготовление и подготовка снаряжения для ботанических экспедиций.

3

-

3

7

3

Ведение наблюдений во время сбора растений.

3

2

8

4

Ботанический практикум по морфологии растений.

24

12

12

Тест №1

9

5

Ботанический практикум по морфологии растений. Вегетативные органы растений.

3

1

2

10

6

Корень. Корневая система. Видоизменение корней.

3

2

1

11

7

Побег. Метаморфозы побега.

3

2

1

12

8

Стебель. Почка.

3

2

1

13

9

Лист. Метаморфозы листьев.

3

1

2

14

10

Генеративные органы. Расположение цветков.

3

1

2

15

11

Цветок и плод

3

3

-

Тест №2

16

12

Сбор материала для составления индивидуальных справочников. Растения осенью.

3

-

3

17

III

Явления в жизни растений осенью.

15

6

9

18

1

Явления в жизни растений осенью. Изменение окраски листвы, листопад.

3

2

1

19

2

Физиологическая сущность опадения листьев.

3

3

-

20

3

Подготовка растений к зиме.

3

1

2

-

21

4

Наблюдение, осенью, за явлениями в жизни растений.

3

-

3

22

5

Посадка растений. Сбор гербариев.

3

3

23

IV

Определение растений.

33

15

18

Самостоятельная работа №1

24

1

Определение растений. Экскурсия на природу. Знакомство с определителем растений.

3

3

-

25

2

Различные типы определителей; ботанические атласы.

3

2

1

26

3

Практическая работа определение растений.

3

2

1

Самостоятельная работа №1

27

4

Экскурсия на природу.

3

2

1

28

5

Работа с гербарием.

3

1

2

29

6

Изготовление паспортов растений.

3

1

2

30

7

Практическая работа. Работа с определителем.

3

2

1

31

8

Практическая работа. Работа с определителем.

3

3

32

9

Практическая работа. Работа с определителем.

3

3

33

10

Практическая работа. Работа с определителем. Проверочная зачётная работа.

3

3

34

11

Экскурсия на природу

3

2

1

35

V

Растения зимой.

12

6

6

36

1

Растения зимой. Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных.

3

2

1

37

2

Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов.

3

2

1

38

3

Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы.

3

2

1

39

4

Практическая работа. Наблюдение за распусканием почек деревьев и кустарников на ветках, поставленных в воду.

3

-

3

40

VI

Гербарий.

9

3

6

Самостоятельная работа №2

41

1

Гербарий. Крупнейшие гербарии научных учреждений.

3

1

2

42

2

Международные правила монтировки гербария.

3

1

2

43

3

Форма и написание этикеток. Хранение гербария. Монтировка гербария, этикетаж.

3

1

2

Самостоятельная работа №2

44

VII

Особенности растений водной среды и влажных мест обитания.

12

6

6

Фронтальный опрос №3

45

1

Особенности растений водной среды и влажных мест обитания. Разнообразие растений местных водоёмов.

3

2

1

46

2

Основные группы водных растений.

3

2

1

Фронтальный опрос №3

47

3

Особенности вегетативных и генеративных органов.

3

1

2

48

4

Сравнение вегетативных и генеративных органов наземных и водных растений.

3

1

2

49

VII

Сорные растения.

9

3

6

Защита рефератов №1

50

1

Сорные растения. Происхождение сорных растений

3

1

2

51

2

Сорные растения путешественники. Относительность понятия сорные растения.

3

1

2

52

3

Использование сорных растений в медицине. Их интродукция. Безвредные меры борьбы с сорными растениями.

3

1

2

Защита рефератов №2

53

VIII

Лекарственные растения.

9

3

6

Защита рефератов №3

54

1

Лекарственные растения. Знакомство с лекарственными растениями родного края.

3

2

1

Защита рефератов №4

55

2

Определение лекарственных растений.

3

3

56

3

Краснокнижные растения. Подготовка к весеннему сбору лекарственных растений

3

1

2

57

IX

Лишайники Особая группа растительного мира.

9

3

6

Контрольная работа №1

58

1

Лишайники Особая группа растительного мира.

3

2

1

Контрольная работа №1

59

2

Знакомство с особенностями строения лишайников.

3

1

2

60

3

Лишайники. Весенние явления в жизни растений.

3

-

3

61

X

Весенние явления в жизни растений.

24

4

20

62

1

Весенние явления в жизни растений. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников.

3

2

1

63

2

Особенности цветения ветроопыляемых растений (орешник, ольха, береза)

3

1

2

64

3

Особенности цветения клена остролистного

3

1

2

65

4

Насекомоопыляемые деревья и кустарники.

3

3

66

5

Сроки цветения насекомоопыляемых растений в зависимости от появления насекомых

3

3

67

6

Начало вегетативного роста растений и переход в генеративную стадию.

3

3

68

7

Наблюдение за весенними явлениями отдельных видов и экземпляров растений доступных для ведения систематических наблюдений.

3

3

69

8

Практическая работа. Продолжение наблюдений начатых осенью, составление календарей роста и развития растений в весенний период. Хозяйственные ценные растения местной флоры.

3

3

70

XI

Хозяйственные ценные растения местной флоры.

9

3

6

71

1

Хозяйственные ценные растения местной флоры. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения местной флоры. Их вред и польза.

3

1

2

72

2

Декоративные растения используемые в озеленении, дубильные и эфирномасличные растения.

3

2

1

73

3

Практическая работа. Знакомство с растениями в природе.

3

3

74

XII

Фитонцидные свойства растений.

6

3

3

75

1

Фитонцидные свойства растений. Способность зеленых растений выделять летучие вещества – фитонциды. Значение фитонцидов в борьбе с болезнетворными микроорганизмами воздушной среды.

3

2

1

76

2

Способность фитонцидов оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на соседствующую растительность и животные организмы.

3

1

2

77

XIII

Грибы.

27

9

18

Тест №3

78

1

Отдельное царство живых организмов – грибы.

3

3

-

Тест №3

79

2

Отличительная особенность грибов от других царств живой природы.

3

3

-

80

3

Практическое значение грибов для человека.

3

1

2

81

4

Будь осторожен грибник!

3

1

2

82

5

Применение грибов в кулинарии и в медицине.

3

-

3

83

6

Применение грибов в других отраслях хозяйства.

3

-

3

84

7

Культивирование грибов.

3

1

2

85

8

Съедобные и ядовитые грибы.

3

-

3

86

9

Грибы вредители и меры борьбы с ними.

3

-

3

87

XIV

Итоговая конференция.

3

-

3

88

1

Итоговая научно-практическая конференция.

3

-

3

89

2

Итого

216

85

131

Календарный учебный график

III год обучения

№ занятия

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

Дата проведения

Примечание

Всего часов

теория

практика

план

факт

1

I

Вводное занятие.

6

6

0

2

1

Вводное занятие. Знакомство с целью и задачами кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ.

6

6

3

2

Вводное занятие. Знакомство с многообразием животного мира. Современный мир животных Земли.

26

6

20

4

II

Связь животных со средой обитания.

9

6

3

Проверка дневников

5

1

Методы и правила ведения дневников наблюдении на природе. Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных.

3

3

Проверка дневников

6

2

Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в разных условиях среды. Покровительственная окраска; приспособления одних видов к другим.

3

2

1

7

3

Биологическая обусловленность и регулирование численности отдельных видов и популяций. Показ примерных дневников наблюдений новым членам объединения. Экскурсия в музей природы, на природу.

3

1

2

8

III

Обитатели пресных вод.

21

9

12

-

9

1

Обитатели пресных вод. Характеристика водоёма.

3

1

2

10

2

Определение примерной площади.

3

2

1

11

3

Характер берегов.

3

-

3

12

4

Рельеф дна и глубина.

3

3

-

13

5

Колебания уровня воды (приток воды, осадки).

3

3

14

6

Органический мир водоёма.

3

2

1

15

7

Флора и фауна водоёма.

3

1

2

16

IV

Животные водной и наземной среды.

21

9

12

Контрольная работа №1

17

1

Хвостатые и бесхвостые земноводные – наиболее примитивная группа наземных позвоночных.

3

2

-

Контрольная работа №1

18

2

Температура и влажность – основные факторы внешней среды, обуславливающие жизнедеятельность этой группы животных.

3

2

19

3

Годичный цикл; миграция к местам зимовки; места и длительность зимовки; начало размножения.

3

2

1

20

4

Развитие в водной среде. Личинки и метаморфоз. Виды, распространения. Места обитания. Биологические особенности.

3

1

2

21

5

Птицы местного водоёма, их видовой состав; сроки сезонной миграции; биология и охрана.

3

1

2

22

6

Водные млекопитающие – ценные пушные животные: бобры, ондатры, нутрии. Акклиматизация и реакклиматизация. Охрана. Биология. Связь с водной средой.

3

3

23

7

Взаимосвязь живых организмов водоёма: места обитания, образ жизни, цепи питания, симбиоз, паразитизм, размножение, забота о потомстве.

3

1

2

24

V

Лес как среда обитания животных.

24

9

15

Сообщение

25

1

Леса России их площадь. Основные породы деревьев, образующие леса. Разнообразие видов обитающих в лесах.

3

3

26

2

Особенности и специализация животных, жизнь которых на протяжении долгого исторического времени связана с лесом. Значение снегового покрова в защите лесных

 обитателей от неблагоприятных погодных условий и врагов.

3

2

1

27

3

Кормовые ресурсы леса. Растительные и животные корма.

3

2

1

28

4

Сезонные изменения запасов кормов и кормодобывание, влияние этих факторов на состав животных.

3

-

3

29

5

Роль животных в жизни леса.

3

3

Сообщение

30

6

Промысловые животные.

3

2

1

31

7

Акклиматизация и реакклиматизация пушных зверей.

3

3

32

8

Законы об охране животных и охоте на них. Звероводство.

3

-

3

33

VI

Степные или луговые животные.

15

6

9

Защита рефератов №1

34

1

Характеристика растительного сообщества луга или степи.

3

2

1

35

2

Развитие растительности в течении сезона и изменение состава растений с возрастом луга, степи.

3

2

1

36

VII

Особенности луговой или степной фауны; преобладание насекомых, влияние на видовой состав фауны близости водоема, леса, поля, сада, огорода.

3

1

2

Защита рефератов №1

37

1

Растения – эфемеры степи, луга и степи как естественная среда обитания животных.

3

1

2

38

2

Годовой и суточные циклы в жизни луга (степи). Влияние хозяйственной деятельности человека на фауну луга (степи).

3

-

3

39

VIII

Животное сообщество культурных ландшафтов.

21

9

12

40

1

Животное сообщество культурных ландшафтов. Растительность культурных ландшафтов.

3

2

1

41

2

Преобладание растений, интродуцированных в процессе труда человека из других географических мест.

3

2

1

42

3

Особенности культурных растений.

3

2

1

43

4

Поле, огород. Культуры: полевые, овощные.

3

1

2

44

5

Годичный цикл насекомых. Суточная активность. Насекомые-вредители. Полезные насекомые. Птицы обитатели поля. Биология. Образ жизни. Годовой цикл. Миграция.

3

1

2

45

6

Хищные птицы, привлекаемые грызунами; их охрана.

3

1

2

46

7

Экскурсия в поле, в огород, в сад, в лес. Видовой учёт фауны. Проведение фенологических наблюдений. Учёт насекомых – естественных врагов насекомых вредителей.

3

3

47

IX

Охрана природы.

24

12

12

48

1

Современное состояние и охрана атмосферы. Природа Земли – источник материальных ресурсов.

3

2

1

49

2

Основные аспекты охраны природы.

3

2

1

50

3

Рациональное использование и охрана вод.

3

2

11

51

4

Использование и охрана недр.

3

1

2

52

5

Почвенные ресурсы.

3

1

2

53

6

Современное состояние и охрана растительности и животных.

3

1

2

54

7

Рациональное использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений и животных.

3

3

55

8

Редкие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России. Их современное состояние и охрана. ООПТ России и Республики Бурятия.

3

3

56

X

Систематический обзор птиц.

12

6

6

57

1

Систематический обзор птиц. Значение птиц в природе, примеры. Птицы населённых пунктов.

3

2

1

58

2

Птицы, требующие особой охраны, их место в МСООП и в Российской Красной книге.

3

2

1

59

3

Хищные птицы и совы.

3

1

2

60

4

Водоплавающие птицы и их охрана. Насекомоядные птицы.

3

1

2

61

XI

Фенология птиц.

15

6

9

Проверка журналов

62

1

Введение коллективного журнала сроков прилёта птиц.

3

2

1

Проверка журналов

63

2

Введение коллективного журнала сроков прилёта птиц.

3

1

2

64

3

Введение коллективного журнала сроков прилёта птиц.

3

1

2

65

4

Введение коллективного журнала сроков прилёта птиц.

3

1

2

66

5

Введение коллективного журнала сроков прилёта птиц.

3

1

2

67

XII

Определение птиц в природе.

15

6

9

-

68

1

Самостоятельное определение птиц по методике.

15

6

9

69

2

Миграция птиц.

9

3

6

70

3

Миграция птиц. Основные принципы построение птиц в стаи.

3

3

-

71

4

Осенняя экскурсия. Наблюдение за кочующими стаями птиц.

3

-

3

72

5

Осенняя экскурсия. Наблюдение за кочующими стаями птиц.

3

-

3

73

6

Зимняя подкормка птиц сообщество культурных ландшафтов.

3

0

3

Изготовление кормушек

74

7

Зимняя подкормка птиц сообщество культурных ландшафтов. Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение у кормушки.

3

-

3

Изготовление кормушек

75

XIII

Песня птиц и его биологическое значение.

18

9

9

76

1

Песня птиц и его биологическое значение.

3

3

-

77

2

Песня птиц - прослушивание аудиозаписи.

3

3

-

78

3

Экскурсия в природу. Маршрутный учет численности птиц.

12

4

8

79

XIV

Отчетная конференция.

3

3

80

1

Конференция

3

-

3


IV.Содержание

КУРСА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Ι. Вводное занятие. Знакомство с членами объединения «Заповедное дело», сообщение плана работы на год, уточнение расписания занятий кружка, правила для членов объединения, торжественное принятие членов объединения и другие организационные вопросы.

 Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ.

Беседа руководителя на тему «Заповедное дело». Просмотр фильма «Заповедная территория».

ΙΙ. ООПТ мира. Основные понятия темы «История ООПТ».

Праздник «День работника леса»  (поздравления отдела охраны в ФГБУ «Государственный заповедник «Джергинский»).

Посадка деревьев.

Чем отличаются национальные парки и заповедники.

Заповедники: «Заповедники России», «Национальные парки России», «Заказники федерального значения России».

ООПТ Бурятии: «Заповедник Байкальский», «Заповедник Баргузинский», «Заповедник Джергинский», «Национальные парки: Тункинский и Забайкальский», «Федеральные заказники Бурятии».

ΙΙΙ. Охрана и восстановление растительного мира на ООПТ России и Бурятии.

 Дать представление об охране и восстановление растительного мира на ООПТ.

В чем заключается одна из главных функций ООПТ в сохранении генофонда растительного мира.

Красная книга. Редкие растения ООПТ Бурятии. Написание статьи «Самые редкие растения – им угрожает опасность!!!»

Редкие виды растений заповедника «Джергинский».

Практические работы. Редкие растения заповедника – работа с гербарием заповедника с определением редких растений. Составление списока краснокнижных видов (занесенных в Красные книги РФ и Бурятии)

Охрана и восстановление животного мира на ООПТ России и Бурятии.

В чем заключается главная функция ООПТ в сохранении генофонда животного мира.

Красная книга. Редкие животные ООПТ России, Бурятии.

Красные книги (России, Бурятии, других регионов России), мультимедиа

ΙV. Научная деятельность ООПТ. 

Дать представление учащимся о научной деятельности ООПТ.

Виды-биоиндикаторы. Методики исследования живых организмов в заповеднике.

V. Экологическое просвещение природоохранная пропаганда.

Знакомство с эколого-просветительской деятельности заповедника.

Создание макета рекламного буклета тропы «Живая природа».

В чем заключается роль отдела экопросвещения заповедников и национальных парков?

Путешествие «Эколого-просветительская деятельность ООПТ»:

  1. 1 станция – «Организация визит -центра»;
  2. 2 станция – «музейное дело»;
  3. 3 станция - «работа с СМИ»;
  4. 4 станция – «работа со школьниками»;
  5. 5 станция – «экологические праздники и акции» (на каждой станции учащиеся в форме «вопрос-ответ» более полно выясняют задачу каждого вида работ отдела экопросвещения)

Подготовка и проведение экологических праздников:

- Марша парков,

- День птиц.

Экологический туризм. Одной из задач эколого-просветительского отдела заповедника является экологический туризм.

Составление паспорта экологической тропы  на территории заповедника «Джергинский».

Экскурсия в ФГБУ «Государственный заповедник «Джергинский».

VΙ. Антропогенное воздействие на ООПТ и методы защиты от них. Антропогенное воздействие на ООПТ и методы защиты. Глобальные экологические проблемы. Антропогенное воздействие на ООПТ:

- сельское хозяйство,

- браконьерство,

- химическое загрязнение.

Экскурсия на природу. Оборудование для экскурсий (метр, компас, склянки для взятия почвенных проб, индикаторы)

Закладка мониторинговых площадок на территории школьного лесничества

VΙΙ. Экологическое право. Значение экологического права и права вообще.

«Экологическая этика»

Кодекс охраны окружающей среды их соблюдение на примере окрестностей села.

Решение проблемы «Чистая совесть – чистая планета».

Защита проектов – «Роль экологического права в предотвращении правонарушений».

VΙΙΙ. Экскурсии в заповедник.

Закрепить теоретические знания на практике.

ΙX. Практические работы.

  • Определение растений.
  • Определение насекомых.
  • Определение рыб.

X.  Подведение итогов.

Итогом всей работы программы является конференция, на которой проводится защита докладов работ по ведению Летописи природы и защита работ, выполненных во время экологического практикума в летнем лагере.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Вводное занятие. Знакомство с членами объединения, сообщение плана работы на год, уточнение расписания занятий кружка, правила для членов объединения, торжественное принятие новых членов объединения и другие организационные вопросы.

Беседа руководителя на тему «Растительный покров Земли». Общее знакомство с географическим распределением растительности на планете. Леса, луга, степи, болота, горы, пустыни, водные пространства – места обитания растений. Разнообразие растительного мира. Науки, изучающие растительность и растения.

  1. Значение гербаризации в изучении и растений. Основные правила сбора растений, засушивание, этикетаж. Снаряжение ботаники для работы в полевых условиях.

Практические работы. Изготовление своими силами и подготовка снаряжения (ботанической папки, пресса) подготовка бумаги и матрасиков для засушки растений, инструмента для выкапывания и срезки растений, мелкой посуды со спиртом или формалином для фиксации низших растений, цветков, отдельных органов растений. Ведение наблюдений во время сбора растений; запись в дневник.

  1. Ботанический практикум по морфологии растений. Вегетативные органы растений.

Корень: главный, боковые, придаточные корни. Корневые системы. Видоизменения корня: корнеплоды, корневые шишки, корни присоски и т.д.

Побег. Метаморфозы побега: видоизменения подземных побегов (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица); видоизменения надземных побегов (кладония, филлокладия,  колючки, усы).

Стебель: разветвленность, направление роста, поперечное сечение.

Почка: строение вегетативной и генеративной почек.

Лист: части листа, положение листа на стебле, прилистники, листорасположение, форма листовой пластинки, жилкование три категории листьев, простые и сложные, размеры и продолжительность жизни. Метаморфозы листьев: чешуйчатые, почечные чешуи, чешуи луковиц, усик.

Генеративные органы растений.

Расположение цветков: а) одиночные цветки; б) ботрические соцветия (кисть, щиток, колос, початок, зонтик, головка и корзинка); в) цимозные соцветия.

Цветок.

Плоды и различные типы их распространения.

Сбор материала для составления индивидуальных справочников и для работы кружка зимой.

Зачёт по практикуму.

  1. Явления в жизни растений осенью. Изменение окраски листвы, листопад. Физиологическая сущность опадания листьев: влияние регуляторов роста (гормонов) на процессы листопада. Значение листопада в жизни растений. Подготовка растений к зиме; однолетние и многолетние травянистые растения осенью.

Наблюдение осенью за явлениями в жизни отдельных деревьев и кустарников. Выведение красящих пигментов из листьев.

Посадка травянистых растений в горшки и подготовка их к цветению зимой (мать-и-мачеха, одуванчик, чистяк, лютик кашубский, медуница, сцилла и др), сбор растений для гербария.

Экскурсии на природу (парк, сад).

  1. Определение растений. Знакомство с определителями. Различные типы определителей; ботанические атласы.

Практическая работа. Определение растений местной растительности в природе.

Экскурсия на природу.

  1. Растения зимой. Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных деревьев и кустарников. Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Развитие раннецветущих растений под снегом.  

Практическая работа. Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Годичный прирост деревьев и кустарников. Определение будущего урожая плодовых и дикорастущих деревьев и кустарников по генеративным почкам. Наблюдения за распусканием почек деревьев и кустарников на ветках, поставленных в воду в разное время (с декабря на март). Наблюдения за ростом и развитием раннецветущих растений в помещении и под снегом в лесу.

Экскурсии на природу (парк, сад).

  1. Гербарий. Крупнейшие гербарии научных учреждений страны. Международные правила монтировки гербария. Форма и написание этикеток. Хранение гербария.

Практические работы. Монтировка гербария (подготовка гербарного листа, расположение растений, прикрепление растений к гербарному листу); этикетаж.

Экскурсии в ботанический сад, РЭБЦУ и в институт растениеводства.

  1. Особенности растений водной среды и влажных мест обитания. Разнообразие растений местных водоёмов. Основные группы водных растений: подводные, плавающие, частично находящиеся в воздухе, частично погруженные в воду (камыши, манник, рогоз, ряска, ежеголовка и др.) Особенности их вегетативных и генеративных органов.

Практические работы. Сравнение вегетативных и генеративных органов наземных и водных растений (по материалам ботанического практикума) Размножение водных растений (вегетативное) в аквариумах.

  1. Сорные растения. Происхождение сорных растений; места распространения, мимикрия; способность семян к постепенному прорастанию; плодовитость (вегетативная и генеративная); однолетние и двулетние и многолетние сорные растения. Сорные растения путешественники. Относительность понятия «сорные растения». Использование сорных растений в медицине. Введение некоторых из них в культуру. Современные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве.

Практические  работы. Знакомство с сорной растительностью своей местности (в поле, на огороде, по обочинам дорог и т.д.) Наблюдения за сроками появления различных сорных растений на одном из выбранных участков. Анализ почвы культурных угодий для определения количества семян сорных растений. Сбор растений для гербария.

Экскурсия в поле, лес.  

  1. Лекарственные растения. Знакомство с лекарственными растениями своего края; определение растений. Краснокнижные растения. Сбор лекарственного сырья в период весны, начала лета по заказу аптеко-управления.
  2.  Лишайники особая группа растительного мира. Знакомство с особенностями строения лишайников 
  3. Весенние явления в жизни растений. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников; особенности цветения ветроопыляемых растений (орешник, ольха и береза); особенности цветения клена остролистного; насекомоопыляемые деревья и кустарники; сроки их цветения в зависимости от появления насекомых;  начало вегетативного роста растений и переход  в генеративную стадию.

Практические работы. Наблюдения за весенними явлениями отдельных видов и экземпляров растений, доступных для ведения систематических наблюдений. Продолжение наблюдений, начатых осенью; составление календарей роста и развития растений в весенний период.

Экскурсия в лес, на луг, в сад.

  1.  Хозяйственные ценные растения местной флоры

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения; их вред и польза; декоративные растения, используемые в озеленении, дубильные и эфирномасличные растения.

Практические работы. Знакомство с растениями в природе; сбор материала для гербария.

  1.  Фитонцидные свойства растений. Способность зеленых растений выделять летучие вещества – фитонциды. Значение фитонцидов борьбе с болезнетворными микроорганизмами воздушной среды. Способность фитонцидов оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на соседствующую растительность и животные организмы.
  2.  Грибы. Отличительная особенность грибов от других царств живой природы. Практическое значение грибов для человека – его применение в медицине, кулинарии и др. отраслях хозяйствования. Культивирование грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы «вредители» и меры борьбы с ними.

  1.      Подведение итогов.

Итогом всей работы программы является конференция, на которой проводится защита докладов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка на год, с требованием к поведению членов объединения.

Знакомство с многообразием животного мира. Современный мир животных Земли.

  1. Связь животных со средой обитания. Знакомство юннатов с методами и с правилами ведения дневников наблюдении на природе. Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных.

Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в разных условиях среды. Покровительственная окраска; приспособления одних видов к другим. Биологическая обусловленность и регулирование численности отдельных видов и популяций.

Практические работы. Показ примерных дневников наблюдений новым членам объединения. Экскурсия в музей природы, на природу.

  1. Обитатели пресных вод. Характеристика водоёма: примерная площадь, характер берегов, рельеф дна, глубина, колебания уровня воды (приток воды, осадки). Органический мир водоёма. Флора и фауна.
  2. Животные водной и наземной среды. Хвостатые и бесхвостые земноводные – наиболее примитивная группа наземных позвоночных. Температура и влажность – основные факторы внешней среды, обуславливающие жизнедеятельность этой группы животных. Годичный цикл; миграция к местам зимовки; места и длительность зимовки; начало размножения. Развитие в водной среде. Личинки и метаморфоз. Виды, распространения. Места обитания. Биологические особенности.

Птицы местного водоёма, их видовой состав; сроки сезонной миграции; биология и охрана.

Водные млекопитающие – ценные пушные животные: бобры, ондатры, нутрии. Акклиматизация и реакклиматизация. Охрана. Биология. Связь с водной средой. Взаимосвязь живых организмов водоёма: места обитания, образ жизни, цепи питания, симбиоз, паразитизм, размножение, забота о потомстве.

Практические работы. Тематика и методика опытов и наблюдений за животными в природе и в уголке живой природы. Показ важных препаратов, живых животных, учебно-наглядных пособий (чучел, тушек, биогрупп, коллекций), диапозитивов, таблиц, фото. Просмотр кинофильма и диафильма.

Экскурсии в природу, музей краеведения, зоомузей. Выявление видового состава и определение животных по определителям. Наблюдения в природе и в уголке живой природы за животными: их внешним видом, движениями, дыханием, зрением, слухом, обонянием, питанием, образом жизни, развитием, суточной и годовой активностью.

  1. Лес как среда обитания животных. Леса России их площадь. Основные породы деревьев, образующие леса. Разнообразие видов обитающих в лесах: млекопитающие, птицы, земноводные и пресмыкающиеся, насекомые, паукообразные, моллюски, черви и тд. Особенности и специализация животных, жизнь которых на протяжении долгого исторического времени связана с лесом.

Значение снегового покрова в защите лесных обитателей от неблагоприятных погодных условий и врагов.

Кормовые ресурсы леса. Растительного корма, древесного корма, кустарники и полукустарники, ягодные полукустарнички, травянистые растения, мхи, лишайники, грибы.

Животные корма: беспозвоночные, земноводные, пресмыкающиеся и птицы, мышевидные млекопитающие, зайцы, белки.

Сезонные изменения запасов кормов и кормодобывание, влияние этих факторов на состав животных. Взаимоотношения: связи по питанию, покровительственная окраска, симбиоз, паразитизм.

Годовая и суточная активность животных, изменения в поведении животных, связанные с сезонными изменениями в природе, с погодными условиями. Миграция, спячка.

Роль животных в жизни леса: опыление деревьев, кустарников и травянистых растений, распространение семян, использование урожая семян и плодов животными и распределение семян в почве, влияние фауны на почву, воздушный режим почвы, фауна как причина смены пород деревьев; влияние животных на молодняк леса на его состав, на прирост древесины, санитарное состояние леса, долговечность деревьев.

Промысловые животные; их хозяйственное значение. Акклиматизация и реакклиматизация пушных зверей. Законы об охране животных и охоте на них. Звероводство.

Практические работы. Показ живых животных, учебно-наглядных пособий, диапозитивов, таблиц, фото. Просмотр видеофильмов и диафильмов.

Экскурсии на природу, музей животных, краеведческий музей. Выявление видового состава местного леса; определение животных с помощью определителей; изучение жизни птиц, их привлечение и охрана; изучение жизни рыжего муравья, выявление очагов массового распространения насекомых – вредителей леса; изучение животных в условиях уголка живой природы; выполнение заданий научно-исследовательских институтов, лесничеств.

  1. Степные или луговые животные. Характеристика растительного сообщества луга или степи. Зависимость травянистого покрова от почвенно-климатических условий. Пойменные, низинные, суходольные луга.

Развитие растительности в течении сезона и изменение состава растений с возрастом луга, степи. Обилие цветущих растений. Растения – эфемеры степи, луга и степи как естественная среда обитания животных. Особенности луговой или

Степной фауны; преобладание насекомых, влияние на видовой состав фауны близости водоема, леса, поля, сада, огорода. Луг (степь) как место для прокорма наездников и других полезных насекомых. Животные постоянные обитатели луга (степи).Покровительственная окраска (кузнечики, дневные бабочки и др.) насекомые опылители растений луга (степи).приспособление растений к опылению насекомыми. Паразитизм. Роль слизней и наземных моллюсков в заражении домашних животных гельминтами. Годовой и суточные циклы в жизни луга (степи). Влияние хозяйственной деятельности человека на фауну луга (степи) .Практические работы. Показ живых животных, учебно-наглядных пособий (чучел, тушек, биогрупп, коллекций) диапозитивов, таблиц, фото. Просмотр кинофильмов и диафильмов.

  1. Животное сообщество культурных ландшафтов. Растительность культурных ландшафтов. Преобладание растений, интродуцированных в процессе труда человека из других географических мест. Особенности культурных растений.

Поле, огород. Культуры: полевые, овощные.

Годичный цикл насекомых. Суточная активность. Насекомые-вредители. Полезные насекомые. Птицы обитатели поля. Биология. Образ жизни. Годовой цикл. Миграция.

Хищные птицы, привлекаемые грызунами; их охрана.

Экскурсия в поле, в огород, в сад, в лес. Видовой учёт фауны. Проведение фенологических наблюдений. Учёт насекомых – естественных врагов насекомых вредителей.

  1. Охрана природы. Современное состояние и охрана атмосферы. Природа Земли – источник материальных ресурсов. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный. Рациональное использование и охрана вод. Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины. Основные меры по рациональному использованию и охране вод. Использование и охрана недр. Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Почвенные ресурсы. Их использование и охрана. Значение почвы и ее плодородия для человека. Причины истощения и разрушения почв. Рациональное использование и охрана земель. Современное состояние и охрана растительности и животных. Рациональное использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений и животных. Редкие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России. Их современное состояние и охрана. ООПТ России и Республики Бурятия.
  2. Систематический обзор птиц. Значение птиц в природе, примеры. Птицы населённых пунктов. Птицы, требующие особой охраны, их место в МСООП и в Российской Красной книге.

Хищные птицы и совы. Водоплавающие птицы и их охрана. Насекомоядные птицы.

Практическая работа. Экскурсия в краеведческий музей, на природу. Определение птиц в природе по определителю.

  1. Фенология птиц. Введение коллективного журнала сроков прилёта птиц. 
  2. Определение птиц в природе. Самостоятельное определение птиц по методике.
  3. Миграция птиц. Основные принципы построение птиц в стаи. Осенняя экскурсия. Наблюдение за кочующими стаями птиц.
  4. Зимняя подкормка птиц сообщество культурных ландшафтов. Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение у кормушки: виды кормящихся птиц, погода и интенсивность кормёжки птиц. Зимующие птицы леса (систематические наблюдения и записи). Причины концентрации оседлых и зимующих птиц в населённых пунктах и в лесу, численность разных видов и её динамика.
  5. Песня птиц и его биологическое значение. Прослушивание аудиозаписи. Экскурсия в природу. Маршрутный учет численности птиц.
  6. Отчетная конференция. Проведение конференции с приглашением учёных и участием всех объединений дома творчества.

V. Методическое обеспечение

I год обучения

Фронтальный опрос

- Цели и задачи кружка

- Правила безопасности при выполнении лабораторных работ.

- Правила безопасности во время экскурсий

- Правила безопасности при сборе материалов для исследований.

Защита рефератов №1

Подготовка и защита рефератов на тему «ООПТ Мира»

Тест №1 « Классификация ООПТ»

1. Особо охраняемые природные территории могут быть:

а) только федерального значения;

б) регионального и местного значения;

в) федерального, регионального и местного значения;

г) федерального и регионального значения.

Ответ: в

2. В ведении субъектов Российской Федерации не могут находиться:

а) памятники природы;

б) государственные заказники;

в) государственные заповедники;

г) ботанические сады.

Ответ:в

3. Создание сети особо охраняемых природных территорий не преследует цели:

а) извлечения прибыли от использования данных территорий;

б) сохранения этих территорий как резерваторов дикой природы;

в) обеспечения надежной охраны объектов природного и культурного наследия на этих территорий;

г) проведения научных исследований на особо охраняемых территорий как эталонных участков биосферы.

Ответ: а

4. Особо охраняемые природные комплексы и объекты, расположенные на территории государственных природных заповедников, изымаются из хозяйственного использования:

а) полностью;

б) частично;

в) вообще не изымаются;

г) лишь в исключительных случаях, установленных действующим законодательством.

Ответ: а

5. В качестве вида государственных природных заказников не рассматривается:

а) историко-культурные;

б) комплексные;

в) биологические;

г) палеонтологические.

Ответ: в

Защита рефератов №2

«Редкие виды растений заповедника «Джергинский»

Подготовить и защитить рефераты на тему «Редкие виды растений заповедника «Джергинский»

Защита рефератов №3

«Редкие виды животных заповедника «Джергинский»

Подготовить и защитить рефераты на тему «Редкие виды животных заповедника «Джергинский»

Защита рефератов №4

«Редкие виды рыб заповедника «Джергинский»

Подготовить и защитить рефераты на тему «Редкие виды рыб заповедника «Джергинский»

Защита рефератов №5

«Редкие виды насекомых заповедника «Джергинский»

Подготовить и защитить рефераты на тему «Редкие виды насекомых заповедника «Джергинский»

Тест № 2 «Антропогенное воздействие»

1. Антропогенные факторы — это воздействие …..

А) человека на природу

Б) природы на здоровье человека

В) природы на хозяйственную деятельность человека

Г) а), б), в)

Ответ: А

2. Взаимоотношения общества и природы — это воздействие …

А) антропогенных факторов в) никаких

Б) природных факторов

Г) а), б)

Ответ: Г

3. Какого воздействия человека на природу не существует?

А) разрушительного

В) шуточного

Б) точечного г) кратковременного

4. Деструктивное воздействие — это ….

А) кратковременное в) статическое

Б) разрушительное г) точечное

Ответ: Б

5. Человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных

Человеку качеств — ….. воздействие.

А) разрушительное в) статическое

Б) динамическое г) площадное

Ответ: А

6. Человеческая деятельность, направленная на восстановленние природной среды — это

Какое воздействие?

А) статическое

В) конструктивное

Б) динамическое г) стабилизируещее

Ответ: В

7. Человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции природной

Среды — это какое воздействие?

А) кратковременное в) химическое

Б) стабилизируещее г) конструктивное

Ответ: Б

8. Изменения природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности

Человека на природные объекты — это …. воздействие

А) кратковременное

В) непосредственное

Б) косвенное г) стабилизирующее

Ответ: В

9. Изменение природы в результате цепных реакций — это какое воздействие?

А) прямое в) стабилизирующее

Б) опосредованное г) непосредственное

Ответ:Б

10. Совокупность геохимических процессов, вызванных производственно — хозяйственной

Деятельностью человека — это

А) экологический кризис

В) техногенез

Б) экологическая катастрофа г) а), б), в)

Ответ: В

11. С геологической точки зрения производственно — хозяйственную деятельность человека

Можно разделить на ….. типа.

А) 10

В) 3

Б) 4 г) 2

Ответ: В

12. Земледелие, орошение, осушение, применение удобрений — это какая деятельность?

А) горно — техническая в) инжинерно — строительная

Б) сельскохозяйственная

Г) а) , б) , в)

Ответ: Б

13. Разведка, добыча, переработка полезных ископаемых — это какая деятельность?

А) горно — техническая в) инженерно — строительная

Б) сельскохозяйственная г) а) , б) , в)

Ответ: А

14. Строительство водохранилищ, плотин, ГЭС — это какая деятельность?

А) горно — техническая

В) инжинерно — строительная

Б) сельскохозяйственная г) а) , б) , в)

Ответ: В

Подготовка презентаций и буклетов

Подготовить и защитить  презентации, буклеты по акции «Защитим лес от пожара»

Тест №3

«Экологическое право»

В каком году был издан первый закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»...

Ответ: 1991 г.

В чем заключается главное отличие антропогенного и природно-антропогенного объектов.

Ответ: Первый не обладает свойствами природного объекта, а второй – обладает

Ведение Красной книги осуществляется...

Ответ: Федеральной службой по надзору в сфере природопользования

Водный кодекс выделяет следующие виды водопользования...

Ответ: Общее. Специальное. Особое

Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой...

Ответ: Деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов

Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены следующие виды экспертизы...

Ответ: Государственная. Общественная

Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены следующие виды юридической ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе...

Ответ: Уголовная. Административная. Материальная. Гражданско-правовая

К водным объектам, подлежащим охране в экологическом законодательстве, НЕ ОТНОСИТСЯ...

Ответ: Вода, изъятая из водного объекта

Как переводится с греческого термин «экология»...

Ответ: Наука о месте обитания (жилище)

Какие из названных особо охраняемых природных территорий не могут находиться в ведении субъектов Российской Федерации...

Ответ: Государственные заповедники

Какие из перечисленных ниже объектов не относятся к объектам охраны окружающей среды...

Ответ: Полигоны размещения отходов производства и потребления

II год обучения

Фронтальный опрос №1

- Цели и задачи кружка

- Правила безопасности при выполнении лабораторных работ.

- Правила безопасности во время экскурсий

- Правила безопасности при сборе материалов для исследований.

Фронтальный опрос №2

- Значение гербаризации в изучении растений.

-Основные правила сбора растений.

-Снаряжения ботаника для работы в полевых условиях.

Фронтальный опрос №3

            - Перечислите основные группы водных растений.

Тест №1 Органы растений

1. Корни растениям нужны для:

А) закрепления в почве

Б) испарения воды

В) поглощения воды

Г) поглощения питательных веществ.

Ответ: А,В,Г

2. Питательные вещества запасены в главном корне у:

А) моркови Б) пшеницы В) одуванчика Г) свеклы.

Ответ: А,Г

3. Стержневая корневая система у:

А) моркови Б) пшеницы В) одуванчика Г) риса.

Ответ: А,Б

4. Побег состоит из:

А) корней Б) листьев В) стебля Г) почек.

Ответ: Б,В,Г

5. Черешок – это часть:

А) стебля Б) листа В) побега Г) почки.

Ответ: Б

6. Простыми называют листья у

А) дуба Б) березы В) рябины Г) осины.

Ответ: А,Б,Г

7.Сложными называют листья у:

А) дуба Б) березы В) рябины Г) осины.

Ответ: В

8. Лист служит для:

А) образования питательных веществ

Б) поглощения питательных веществ

В) дыхания

Г) испарения воды.

Ответ: А,В,Г

9. Зачаточный побег называют:

А) черешком Б) стеблем В) цветком Г) почкой.

Ответ: Г

10.Венчик цветка состоит из:

А) лепестков Б) тычинок В) пестиков Г) почек.

Ответ: А

11. Завязь, столбик и рыльце вместе составляют:

А) побег Б) почка В) венчик Г) пестик.

Ответ: Г

12. Главные части цветка:

А) венчик и лепестки

Б) пестик и тычинки

В) плоды и семена

Г) завязь, столбик и рыльце.

Ответ: Б

13.У большинства цветков в первую очередь замечаешь:

А) пыльцу Б) завязь, столбик и рыльце В) венчик Г) пестик и тычинки.

Ответ: В

14. Пыльца образуется в:

А) семенах Б) венчике В) пестике Г) тычинках.

Ответ: Г

Самостоятельная работа №1

 «Определение видов растений с помощью определителя растений»

Самостоятельная работа №2

«Оформление гербария . Формы и написание этикеток. Хранение гербария

Защита рефератов № 1

«Использование сорных растений в медицине»

Защита рефератов № 2

«Лекарственные растения Бурятии»

Контрольная работа №1

Лишайники Особая группа растительного мира.

1.  Назовите группу организмов, представители которой вместе с водорослями входят в состав лишайников.

1)        только моховидные, или мхи

2)   только грибы

3)   мхи и грибы

Ответ: 2

2.  Назовите организм, который является лишайником.

1)       кукушкин лен            4) сфагнум

2)   ксантория                   5) ламинария

3)   мукор

Ответ: 2

3.  Назовите группу(ы) организмов, которые участвуют в образовании лишайников.

1)        только моховидные, или мхи

2)   только синезеленые водоросли

3)   только зеленые водоросли

4)   только синезеленые или зеленые водоросли

5)   моховидные, синезеленые или зеленые водоросли

Ответ: 4

4.  Как называют тело лишайника?

1)   грибница, или мицелий

2)   плодовое тело

3)   слоевище

4)   строма

Ответ: 3

5.  Что из перечисленного ниже характерно для лишайников?

     1)   очень требовательны к химическому составу почвы

2)   растут очень быстро

3)   состоят из гриба и водоросли

4)   являются растениями

Ответ: 3

6.Назовите кустистый(ые) лишайник(и).

1)        пармелия

2)   ягель (« олений мох »)

3)   ксантория

4)   лецидея, леканора

Ответ: 2

7.  Каково значение водорослей, входящих в организм лишайника, для     жизнедеятельности этих организмов?

1)        синтезируют органические вещества во время фотосинтеза

2)   служат для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев

3)   всасывают минеральные вещества

4)   всасывают воду

5)   запасают воду

Ответ: 1

8.  Назовите организм, который относят к лишайникам.

1)        кукушкин лен

2)   цетрария («исландский мох»)

3)   сфагнум

4)   ламинария

Ответ: 2

9.  Каково значение грибов, образующих лишайники, для жизнедеятельности этих организмов?

1)       синтезируют органические вещества во время фотосинтеза

2)   поглощают воду и минеральные вещества

3)   обеспечивают половое размножение водорослей

Ответ: 2

10.  Назовите листоватый(ые) лишайник(и) .

1)   ягель («олений мох»)            3) ксантория

2)   леканора                                 4) лецидея

Ответ: 3

11.  Назовите группу организмов, представители которой образуют лишайники и выполняют следующие функции: поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, служат для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев.

1)   грибы

2)   зеленые водоросли или цианобактерии

3)   моховидные

4)   красные и бурые водоросли

Ответ: 1

12.  Что из перечисленного ниже НЕ является функцией грибов, образующих лишайники?

1)        поглощают воду

2)   создают тень для водорослей

3)   синтезируют органические вещества во время фотосинтеза

     4)служат для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев

     5)поглощают минеральные соли

Ответ: 3

Тест №3

Царство грибов, их строение, жизнедеятельность, размножение.

1. Наука, изучающая особенности строения, жизнедеятельности, биологического разнообразия и распространения грибов

А) цитология Б) гистология В) микология Г) органология

Ответ: В

2. Какие грибы имеют структуру псевдомицелия?

А) дрожжи Б) боровик В) вешенки Г) ризопус

Ответ: А

3. Клеточная стенка гриба содержит

А) муреин Б) целлюлозу В) хитин Г) валютин

Ответ: В

4. Без гриба не может прорастать растение

А) орхидея Б) фасоль В) подорожник Г) вороний глаз

Ответ: А

5. В клетках грибов не наблюдаются

А) пластиды Б) митохондрии В) вакуоли Г) Эндоплазматическая сеть

Ответ: А

6. Клетки грибов и животных содержат

А) зерна валютина Б) пластиды В) зерна гликогена Г) зерна крахмала

Ответ: В

7. Для производства лимонной кислоты используют гриб

А) пеницилл Б) аспергилл В) мукор Г) шампиньон обыкновенный

Ответ: Б

8. Лишайник — это симбиоз

А) гриба и бактерии Б) гриба и растения В) гриба и водоросли Г) бактерии и растения

Ответ: В

9. Тело лишайника, не расчлененное на ткани и органы, называется

А) мицелием Б) талломом В) меристемой Г) плодовым телом

Ответ: Б

10. Химический индикатор лакмус получают

А) из бактерий Б) из пеницилла В) из лишайников Г) из водорослей

Ответ: В

III год обучения

Проверка дневников

«Методы и правила ведения дневников наблюдения на природе »

Контрольная работа №1

  1. Общая характеристика Хвостатых земноводных

Все хвостатые земноводные характеризуются тем, что имеют удлиненное туловище, переходящее в хорошо развитый хвост и снабженное парными конечностями.

Такая форма тела является наименее специализированной и наиболее характерной для земноводных вообще. У низших групп зачаточная хорда сохраняется в течение всей жизни. Позвонки амфицельные или опистоцельные. Настоящих ребер нет, но имеются короткие верхние ребра, гомологичные одноименным образованиям костных рыб. Лобные и теменные кости черепа не слиты, как это имеет место у бесхвостых, существует парная глазоклиновидная кость, замененная у бесхвостых непарной клинообонятельной. Квадратноскуловой кости нет, так что задний край верхнечелюстной кости оканчивается свободно. Большая часть плечевого пояса хрящевая, и коракоиды подвижно налегают один на другой. Ключица отсутствует. Лучевая и локтевая кости, также большая и малая берцовые не сращены, точно так же, как косточки запястья и предплюсны. Барабанной полости и барабанной перепонки нет, что представляет вторичное явление. У чисто водных форм существуют в течение всей жизни органы боковой линии, жаберные дуги; предсердие имеет неполную перегородку; продольный клапан в артериальном конусе отсутствует. Кровеносная система у низших групп устроена по типу кровеносной системы молодого головастика. У высших групп, ведущих более наземную жизнь, во взрослом состоянии жаберные дуги зачаточные, имеются полная перегородка между предсердиями и продольный клапан в артериальном конусе. Кровеносная система их занимает промежуточное положение между чисто водными и бесхвостыми земноводными, так как имеется хвостовая артерия и у многих форм сохраняются все четыре артериальные дуги; в венозной системе наряду с задней полой веной существуют задние кардинальные вены, впадающие в кювьеровы протоки. Кепулятивных органов у хвостатых нет, но осеменение у большинства видов внутреннее и самки захватывают краями клоаки мешки с семенем (сперматофоры), отложенные самцами. У личинок развиваются и появляются наружу сперва передние конечности. Явление регенерации развито чрезвычайно сильно и в противоположность бесхвостым сохраняется в течение всей жизни.

  1. Общая характеристика бесхвостых земноводных

                 Бесхвостые (лат. Anura, или лат. Salientia, или лат. Ecaudata) — крупнейший отрядземноводных, насчитывающий более 5600 (по другим данным — около 2100) видов. Обычно понятие лягушки относится именно к этой группе животных в целом, хотя использование его в качестве обозначения таксономической (систематической) группы неверно из-за нечёткости традиций употребления.                         Царство: Животные, тип: Хордовые, подтип: Позвоночные, 

класс: Земноводные,отряд: Бесхвостые.
Бесхвостые земноводные представляют собой наиболее высокоорганизованный и богатый представителями отряд. Разнообразие видов бесхвостых амфибий в 6, 5 раза больше, чем хвостатых, и в 32 раза больше, чем безногих. Ныне живущих бесхвостых насчитывается около 1800 видов. Однако, несмотря на свою многочисленность, все они имеют довольно однообразное строение. Туловище у них короткое, шея не выражена, хвоста нет, парные конечности хорошо развиты, причем задние конечности в два-три раза больше передних и служат для характерного передвижения прыжками.

 Однообразие в строении бесхвостых связано с приспособлением к передвижению прыжками, что первично было присуще всем представителям этого отряда. Одновременный толчок задними ногами повлек за собой выработку укороченного, клинообразного тела и удлинённых задних конечностей. При этом возник дополнительный отдел — предплюсна как эластичная вставка, продолжающая действие мускулатуры при прыжке.

Сообщение

Подготовить сообщение «Роль животных в жизни леса»

Защита рефератов №1

Особенности луговой или степной фауны; преобладание насекомых, влияние на видовой состав фауны близости водоема, леса, поля, сада, огорода.

Проверка журналов

«Фенология птиц»

Изготовление и установка кормушек

VI. Методическое обеспечение программы

 Список рекомендуемой  литературы для педагога:

  1. Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 1979 г.
  2.  Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975 г.
  3.  Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 1973 г.
  4. Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий,        

практических работ.

  1.  Географические карты природных зон, растительности мира, Республики Бурятия
  2.  Определители растений и животных.
  3. Ален Р.Д.  «Наука о жизни»
  4. Асонов Н.Р.  «Микробиология»
  5. Баранов В.Д., Устименко  Г.В. «Мир  культурных  растений»
  6. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. «Биологический  эксперимент  в  школе»
  7. Быков В.Л.  «Цитология  и  общая  гистология»
  8. Еник Я. «Иллюстрированная  энциклопедия  лесов»
  9. Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. «Окружающая  среда  Санкт– Петербурга» (серия  занятий)
  10. Колдитц  Г. «Рекорды  животных»
  11. Комиссаров Б.Д. «Методологические  проблемы  школьного  биологического  образования»
  12. Курочкин Е.Н.  «Атлас динозавров и  других  ископаемых  животных»
  13. Либберт Э.  «Основы  общей биологии»
  14. Майер В., Кенда М. «Невидимый  мир  вирусов»
  15. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А.  «Высшие  растения»
  16. Михайлова И.А., Бондаренко О.Б.«Палеонтология» (2тома с  определителем)
  17. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А.  «Гистология. Введение  в патологию»
  18. Шапиро Я.С.  «Микроорганизмы. Вирусы. Бактерии. Грибы»

Список рекомендуемой литературы обучающихся:

  1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. «Окружающая  среда  Санкт – Петербурга»
  2. Ален Р.Д.  «Наука о жизни»
  3. Браун В. «Настольная  книга  любителя  природы»
  4. Варшавский А.С. «В поисках  предков»
  5. Головкин  Б.Н. «Рассказы  о  растениях- переселенцах»
  6. Заянчковский И.Ф.  «Враги  наших врагов»
  7. Колдитц  Г. «Рекорды  животных»
  8. Корсунская В. «Из  жизни  растений»
  9. Корсунская В. «Приключения  плодов  и  семян»
  10. Курочкин  Е.Н. «Атлас динозавров и  других  ископаемых  животных»
  11. Льямас А., Гарсия Э., Пикс Ж., Санчес И.  «Секреты животного  мира» Том 1
  12. Льямас А., Гарсия Э., Пикс Ж., Санчес И.  «Секреты животного  мира» Том 2
  13. Льямас А., Гарсия Э., Пикс Ж., Санчес И.  «Секреты животного  мира» Том 3
  14. Махлин  М.Д. «Занимательный  аквариум»
  15. Пальман В.И.  «Земля  в  наследство»
  16. Пик К. «Жизнь» (серия  «Энциклопедия  юного  учёного»)
  17. Пиротта С.  «Кости  и  окаменелости» (серия «Загадки  Земли»)
  18. Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям  природы»
  19. Роджерс К.  «Всё  о  микроскопе»
  20. Сахарнов С.В.  «Белые  киты»
  21. Смирнов А.В. «Мир  растений»
  22. Товарницкий В.И. «Повесть  о  вирусах»
  23. Халифман  И.А.«Муравьи»
  24. Сборник «Тайная жизнь  животных» Книга 1
  25. Сборник «Тайная жизнь  животных» Книга 2