Методическое пособие

Козельцева Елизавета Евгеньевна

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Козельцева Елизавета Евгеньевна


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Методическое пособие для студентов

Челябинск , 2018

Козельцева Е.Е. Развитие музыкального мышления младших школьников на уроках музыки.-Челябинск,2018

 

Цель данного методического пособия - Обоснование педагогических путей эффективного развития музыкального мышления у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Эффективность в развитии музыкально-образного мышления младших школьников при восприятии музыки, выявление комплекса приемов и методов, активизирующих процесс развития музыкально-образного мышления

  1. ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        4

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ        5

1.1. Музыкальное мышление.        5

1.2. Психологические характеристики младшего школьного возраста.        6

ГЛАВА II. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ        12

2.1 Развитие восприятия.        12

2.2. Развитие гибкости (ассоциативности) мышления.        13

2.3. Развитие оригинальности мышления        15

2.4. Моделирование творческого процесса        15

Заключение        18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        19

  1. Введение

Необходимость многогранного исследования сферы развития музыкального мышления у детей осознается как остро актуальная проблема современной музыкальной педагогики. Наиболее благоприятен для развития музыкального мышления средствами музыки младший школьный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления.

Дети начальной школы всегда очень эмоциональны при восприятии музыки. Однако, многие раскрывают содержание классических произведений на уровне "журчания ручейков", "пения птичек" и т.д. Им не понятен язык музыкально-образных систем, потому что в процессе обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе, еще недостаточно внимания уделяется развитию музыкально - образного мышления. Поэтому данная тема актуальна тем, что развивая музыкально- образное мышление каждого школьника, "погружая" его в образный мир высоко - нравственного, духовно - совершенного классического искусства, мы способствуем расширению и обогащению личного опыта ученика, развитию его образной памяти, накоплению эмоциональных реакций, связанных с проживанием музыки.

Выделение в процессе музыкального мышления уровней, отражающих все разнообразие его проявлений в музыкальной деятельности, и этапов постижения художественного смысла музыкального произведения позволяет реализовать задачу развития музыкального мышления детей в целостной системе организации музыкально-педагогического процесса.

  1. ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
  2. 1.1. Музыкальное мышление.

Будучи сложным социально-историческим феноменом, мышление изучается многими науками: философией,  логикой,  кибернетикой,  психологией,  эстетикой, науковедением, нейрофизиологией, психопатологией, этологией.

В последнее время повышенный интерес философов, эстетиков, музыковедов, педагогов вызывают проблемы развития музыкального мышления. Естественно, что эта проблема многоаспектна и при её рассмотрении исследователи также опираются на данные разных наук.

Общефилософский уровень рассматривает музыкальное мышление как один из видов художественного мышления. По современным философским представлениям «мышление определяется как высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существующих связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий». [60, 382 – 383].

Термин "Музыкальное мышление" появляется в музыковедческой литературе все чаще. С помощью собственно музыковедческого, социологического, культурологического, семиотического, информационного подходов ученые постепенно "выстраивают" теорию музыкального мышления. Споры о сущности, структуре, функциях музыкального мышления далеки от завершения. Однако музыкальная педагогика может и должна уже сейчас воспользоваться наиболее перспективными идеями музыкознания в данной области.

Педагогический уровень. Известный педагог В. Сухомлинский утверждал, что «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание Человека». Исходя из его слов цель, и смысл педагогики в целом и музыкальной педагогики в частности в настоящее время обозначились отчётливо: это формирование и развитие личности ребёнка. Формируя личность, мы развиваем её интеллект, её индивидуальные способности, формируем её сознание как регулятор поведения и развиваем мышление, формируя ядро личности – её самосознание.

Музыковедческий уровень. По мнению ведущих отечественных музыковедов, самой характерной особенностью музыки является её интонационная природа. Слово «интонация» в истории музыкального искусства бытует давно и имеет различные значения. Цельную интонационную концепцию музыки разработал Б.В.Асафьев. Он научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи.

Можно сделать выводы о том, что музыкальное мышление – разновидность мышления художественного, представляет собой особый вид художественного отражения действительности, состоящий в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании и преобразовании субъектом этой действительности, творческом созидании, передаче и восприятии музыкально-звуковых образов. Специфика музыкального мышления определяется интонационной и образной природой, духовным содержанием музыкального искусства и активным самовыражением личности в процессе музыкальной деятельности.

Таким образом, феномен музыкального мышления выступает как многоуровневое образование, рассматриваемое с позиции различных наук.

  1. 1.2. Психологические характеристики младшего школьного возраста.

Мышление младшего школьника, его психологический опыт, эмоциональная, мотивационная и другие сферы личности имеют ряд существенный отличий от психики взрослого человека.

Возрастная периодизация, которая принята в отечественной психологии, опирается на концепцию Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина о ведущем типе деятельности и возникающих в его рамках новообразованиях. Именно для младшего школьного возраста учебная деятельность становится ведущей. В этой деятельности ребенок "усваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают главные психологические новообразования - содержательная рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения (развитие) как познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.".

Теоретические знания и мыслительные действия - вот главное содержание учебной деятельности. Уже одно это положение возрастной и педагогической психологии позволяет утверждать, что развитие музыкального мышления на уроках музыки в начальной школе является наиболее адекватной возрасту педагогической задачей. Более того, новообразования не возникают автоматически сами по себе, для их формирования необходима соответствующая деятельность. А умение действовать во внутреннем плане (планирование), анализ, самосознание (рефлексия) - есть не что иное, как важнейшие компоненты мыслительной деятельности. Таким образом, для возникновения основных новообразований младшего школьного возраста необходима стимуляция именно мышления во всех его формах.

Можно сказать, что в этом возрасте становится активным весь комплекс "психического строительного материала", необходимый для формирования музыкального мышления: сенсорно-перцептивная активность обеспечивает богатое слуховое восприятие; моторная активность позволяет прожить, отработать движениями самого разного типа и уровня метро-ритмическую и, шире, временную природу музыки; эмоционально-выразительная активность служит залогом эмоционального переживания музыки как определенного личностно-смыслового содержания; и, наконец, интеллектуально-волевая активность способствует как возникновению внутренней мотивации, так и целеустремленному "прохождению всего пути" процессуального развертывания музыкального мышления.

«Музыкальное восприятие-мышление в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни развивается в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка».

У детей младшего школьного возраста происходят значительные перемены в психическом развитии. Если дошкольникам, например, трудно представить переживания другого человека, увидеть себя в других ситуациях из-за небольшого жизненного опыта, то на начальном этапе обучения в школе у детей более развита эмпатическая способность, которая позволяет им встать в позицию другого, переживать вместе с ним.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

Психологической характеристикой творчества является то, что оно рассматривается как создание в процессе мышления и воображения образов предметов и явлений, ранее не встречавшихся в практике детей.

Творческая активность проявляется и развивается в процессе непосредственной продуктивной (игровой или учебной) деятельности.

Младший школьный возраст предоставляет больше возможности для формирования нравственных качеств и черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности.

Важнейшим из заданий в области эстетического воспитания в начальных классах является последовательное и систематическое обогащение музыкального опыта детей, формирование у них навыков восприятия и исполнения музыки. В этом возрасте обогащается эмоциональная жизнь детей, накапливается определенный жизненный и художественный опыт, в значительной степени развивается их речь. Дети ощущают выразительность эпитетов и сравнений, это дает им возможность делиться своими впечатлениями. Приобретается определенный опыт общения с музыкой. Разнообразной становится их музыкальная деятельность, реализующаяся в исполнении песен, танцев. Воплощение музыкально-игровых образов в движении приобретает выразительность, что придает учащимся дополнительные возможности для передачи своего отношения к музыке.

Более зрелыми становятся проявления музыкальных способностей детей в сфере мелодического слуха. Ученики могут узнавать знакомую мелодию, определять её характер и способы музыкальной выразительности.

Следует помнить, что восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Значительно обогащается словарный запас ребёнка.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Она имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

К концу первого года обучения, у учащихся выравнивается состояние их музыкальной подготовки, накапливаются конкретные знания и навыки к разным видам музыкальной деятельности.

Дети, завершившие второй год обучения, к этому времени овладевают опытом в исполнении песен, в том числе с ритмическим сопровождением, и танцевальными движениями. Они достаточно четко определяют характер, темп, динамику, с интересом исполняют песни как индивидуально, так и группами, умеют анализировать свое пение и пение друзей.

Обучаясь в третьем классе, дети проявляют готовность к еще более глубокому анализу произведений, выражению своих впечатлений об услышанной музыке, без особого труда определяют жанр музыки, ориентируются в простых формах, интонациях. Определенного уровня в этом возрасте достигает музыкальный слух, чувство ритма. Ученики проявляют стремление к самоутверждению, поэтому они с удовольствием импровизируют и исполняют иные творческие задания.

Учащиеся третьего года обучения уже более сосредоточены и внимательны. У них интенсивно развивается память, мышление, однако в работе с ними еще требуется достаточно частая смена видов музыкальной деятельности, обращение к приемам предполагающим применение наглядных методов обучения, использования игровых ситуаций.

К концу учебного года учащиеся должны овладеть конкретными вокально-хоровыми навыками, исполнять песенный репертуар с отдельными заданиями, овладеть навыками двухголосного пения, осмысленно воспринимать музыку, определять жанр, темп и другие способы музыкальной выразительности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста заложены большие возможности для их художественно-эстетического развития. При правильной организации этой деятельности, с одной стороны, у младших школьников закладываются предпосылки для развития эстетических чувств. С другой стороны, интенсивное развитие у них получают компоненты, сопутствующие этому процессу – развивается музыкальный слух, способность к слуховому представлению мелодии, критическому анализу услышанных музыкальных произведений, возможность выражения собственных впечатлений.

  1. ГЛАВА II. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
  2. 2.1 Развитие восприятия.

Прием визуализации. Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Перед применением этого приема предлагаю ребятам проблемную ситуацию.

Например, во 2 классе при знакомстве с балетом "Золушка" С.С.Прокофьева -Вы оказались в сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка (звучит "Вальс"). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?

- Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д.

- И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами?

Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. Предлагаю отразить внутренне ощущение праздника, счастья различными зрительными моделями:

спонтанное рисование;

цветовое и графическое изображение;

пластическое движение (руки, тело).

Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.

Прием "Снежный ком". Позволяет учащимся в условиях коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам. Слова подбираются на основе какого-либо одного признака.

В 4 классе при знакомстве с инструментами симфонического оркестра, предложить ученикам охарактеризовать тембр музыкальных инструментов оркестра. Поставить проблему - возможно ли пересказать литературное произведение без слов?

Далее углубляемся в проблему: вы - руководитель симфонического оркестра. Писатель сочинил рассказ, а пересказать его нужно музыкой. Каким образом это можно осуществить?

Ученики предлагают для каждого героя выбрать музыкальный инструмент. Затем выясняют, что характер звучания инструмента должен соответствовать характеру героя, значит, нужен подходящий тембр инструмента. Далее после звучания определенного инструмента охарактеризовать его окрас звучания (труба - тембр яркий, звонкий, призывный, сильный, мощный и т.д). Для этого приема использовать Словарь эстетических эмоций В.Ражникова.

Данный прием позволяет, выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные вербальные истолкования. Таким образом, музыкальное средство обрастает смысловыми характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.

Отсюда следует, что, применяя постоянно данный прием, у ребенка постепенно накапливается и обогащается музыкальный словарь, который позволит ему в дальнейшем легко и полно раскрывать свои музыкальные представления словами.

  1. 2.2. Развитие гибкости (ассоциативности) мышления.

Способность быстро и легко переходить от одного явления к другому, далекому по содержанию, называют гибкостью мышления. Она важна не только при восприятии музыки, но и в процессе решения любых творческих задач, поэтому я развиваю этот вид мышления на протяжении всего цикла обучения музыке.

Прием "Литературно-музыкальная палитра".

Реализуется этот прием в три этапа:

1. Прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием должно быть присутствие двух контрастных по характеру частей (например, в 1 классе - "Весна, Осень" из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель" Г.Свиридова).

2. После анализа характера и содержания произведения, учащимся перечислить слова-"оттенки" к понятию радость - "Весна" (веселье, праздник, счастье и т.д.) и к понятию грусть-"Осень" (печаль, обида, переживание и т.д.).

3. Напротив каждого слова-"оттенка" нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению.

Составив такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия,  решается задача на развитие гибкости мышления.

Прием "Интеллектуальная зарядка".

Этот прием эффективен при знакомстве с музыкальной формой произведения. Осуществлять его по следующему алгоритму:

1. Прослушивание произведения.

2. Выделение общих и различных признаков музыкальных частей при их сравнении между собой.

3. Выявление логики развития музыкального произведения.

4. Наблюдение за ходом мысли композитора.

В ходе проведения данного типа заданий предлагается не только найти сходные и отличительные признаки частей произведения, но и охарактеризовать их.

Использование этого приема помогает развивать у учащихся умения находить причинно-следственные связи, рассуждать, правильно оформлять свои мысли вслух.

  1. 2.3. Развитие оригинальности мышления

Это еще один вид мышления, который необходимо развивать у школьников, т.к. оригинальность восприятия дает учащимся возможность раскрыть совершенно новый образ.

Прием "Перевод музыки на язык другого вида искусства" через различные творческие задания. Перед прослушиванием произведения задать вопрос: "С помощью чего мы можем показать музыку человеку, который не может её услышать?" Через несколько мгновений дети начинают высказывать свои предположения. После прослушивания и анализа музыкального произведения "перевести" его на язык красок или движений, причем более высоким уровнем творческой развитости будут отмечены работы, в которых образный строй передан более точно и, вместе с тем, оригинально (возможно, абстрактно).

Например, при изучении балета П.Чайковского "Спящая красавица" в 3 классе после прослушивания музыкальных тем феи Сирени и феи Карабосс раздаю учащимся два совершенно одинаковых шаблона и превратить их в соответствуюших персонажей с помощью красок. Дети переносят музыкальную ткань на силуэты при помощи цвета и линий. Затем повторно прослушиваем музыкальные темы и выясняем соответствие музыкальных и художественных средств. В качестве домашнего задания предлагаю сочинить движения для каждого персонажа. Следующее занятие начинается с воплощения музыки в движениях. Это подготавливает детей к дальнейшему знакомству с темой "Балет".

  1. 2.4. Моделирование творческого процесса

Развитие музыкально-образного мышления строится и через моделирование творческого процесса. Дети ставятся как бы в позицию автора, пытаясь создать для себя и других произведения искусства. Наиболее оптимальным представляется музыкально-смысловой диалог, когда, идя от смысла к смыслу, прослеживая развитие образности произведения, дети как бы сами "находят" нужные интонации, которые наиболее ярко могут выразить музыкальную мысль.

Игра "В сюжет".

Задача: развитие эмоциональности, навыков перевоплощения.

Во 2 классе при знакомстве с оперой "Волк и семеро козлят" М.Коваля, дети перевоплощаются в героев произведения. Главным в такой игре становится не сюжетное построение, а умение героев удержать характер персонажа, основную эмоциональную атмосферу произведения, характерность речи, соответствующую. Игра может реализоваться в разных формах работы: индивидуальной, парной, групповой.

Игра "Узнай по описанию".

Задача: развитие музыкально-интонационного словаря, умение находить музыкальные аналогии.

Дети выбирают карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее описывают словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Игра развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.

Игра "Музыкальный колпачок".

Задача: развитие музыкального внимания и умения логически выстраивать и завершать музыкальную мысль.

Данную игру можно применять при знакомстве с новым произведением.

После прослушивания начинаем анализировать произведение раскрывать музыкальный образ, а тот ученик, у которого на голове музыкальный колпачок, должен сочинить окончание коллективного обсуждения, т.е завершить развитие музыкального образа в произведении. Эта игра развивает умение вслушиваться в музыку, так как любой из класса несет ответственность за окончание музыкальной истории. Так же она дает возможность выразить ребенку все свои впечатления и ощущения, полученные от прослушивания. Таки образом происходит и формирование культуры музыкального восприятия школьника.

Игра "Если это..."

Задача: активизировать включение знаний и опыт учащихся, научить ребенка уходить от стереотипов.

На уроках при обсуждении прослушанной музыки иногда возникают ситуации, когда необходимо активизировать знания детей, полученные ранее. В этом случае нужно поразмыслить, что станет с произведением, если в нем поменять звучание музыкальных инструментов или музыкальные средства выразительности. Суть игры заключается в том, что учащимся нужно взять из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащимся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать. Облегченный вариант этого метода - карточки с названиями животных, растений, стихий, игрушек.

  1. Заключение

Феномен музыкального мышления представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека музыкального образа, являющего единство эмоционального и рационального.

Формирование и развитие музыкального мышления учащихся должно основываться на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений. Учитель музыки, организуя процесс развития музыкального мышления школьников должен опираться на его прежний опыт, воспоминания, полученные представления. Именно мышление помогает человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного подключения иных практических действий.


  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Алиев Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998.
  2. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский. – М.: Музыка, 1974.
  3. Арчажникова Л. Профессия учитель музыки. – М.: Просвещение, 1984.
  4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.
  5. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Румер. – М.: Педагогика, 1975.
  6. Блонский П. П. Развитие мышления школьников. // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  7. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 1997.
  8. Возрастные и индивидуальные особенности развития образного мышления учащихся / Под. ред. И. С. Якиманской. – М., 1991.
  9. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – М., 1982.
  10. Л. Г. К вопросу об активизации мышления младших школьников в процессе восприятия музыки // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. – М.: МГПИ, 1985.
  11. Дыс Л. И. Музыкальное мышление как объект исследования // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. статей / Сост. Л. И. Дыс. – Киев: Муз. Украина, 1989.
  12. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1984.
  13. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  14. Самсонидзе Л. Особенности развития музыкального восприятия. – Тбилиси: Мецниереба, 1997.