Методическая копилка

Меньшикова Марина Владимировна

Деятельность воспитателя в детском саду предусматривает постоянное накопление педагогического опыта, освоение новых знаний и умений, а также сбор значительного фактического, иллюстративного, дидактического и иного практического материала, имеющего непосредственное отношение к профессиональной работе педагога. Все это вместе взятое относится к понятию копилка воспитателя, то есть весь объем знаний, умений и практических наработок, полученных за годы работы по специальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 «УЛЫБКА»

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ

«Проказы старухи зимы»

ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ Меньшикова М.В

г. Семенов 2021 г.

 

Целеполагание

Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы.

Задачи

Обогащать и расширять знания детей о зиме, зимних месяцах, пословиц о зиме.

Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы.

Развивать устную речь, внимание, мышление, память.

Закреплять умение отвечать полными предложениями.

Расширять кругозор с помощью литературных произведений.

Способы

Вопросы к детям.

Проблемная ситуация.

Использование ИКТ

Средства

Иллюстрации с изображением зимних месяцев на слайдах,  аудиозапись сказки «Проказы старухи зимы»

Предварительная работа

Рассмотрение  картин зимних месяцев. Значение слов:

  • ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  • ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  • ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  • ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ
  • САЛАЗКИ - САНКИ
  • ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
  • СТРЕХА - край крыши

Интеграция

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГА

ОТВЕТЫ ВОСПИТАННИКОВ

«Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. Но с начала, чтобы не замерзнуть в пути, я предлагаю вам согреться. Давайте возьмемся за руки и образуем круг, посмотрев при этом, кто рядом с вами стоит, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закройте глаза, вытянете руки вперед и соедините их в центре нашего круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. Мы все вместе – большое яркое солнце, и не какие тучи не смогут нас разъединить. Теперь можно опустить руки и открыть глаза.

У нас есть волшебный экран, с его помощью можно попасть в любой зимний месяц.

Какое время года изображено на экране? 

Какая бывает зима 

Какие признаки зимы вы знаете? 

 

Ребята как называются зимние месяцы?

Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: первый месяц - декабрь, второй – январь и последний – февраль. Теперь можно начинать наше путешествие.

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

На поля и на луга  до весны легли снега.

Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

Только месяц наш пройдет – Мы встречаем Новый Год.»

Иллюстрация картины ДЕКАБРЬ

В народе этот месяц называют «студень», «студёный», от слова «стужа»

 

Как вы думаете, почему люди так говорили?

С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи.

Заучивание пословицы. 

Декабрь год кончает, а зиму начинает. 

Все пословицы и приметы складывались народом и передавались из поколения в поколения.

Иллюстрация ЯНВАРЬ.

А как называется второй зимний месяц?

Январь, говорит народ, к весне поворот; году начало, зиме серёдка; солнце на лето, зима на мороз.

 

Давайте вспомним, как называется третий месяц зимы?

 Воспитатель показывает иллюстрацию на месяц февраль

Февраль – перезимок. Вьюги да метели под февраль полетели.

В феврале зима с весной встречаются. В феврале стоят сильные морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры.

Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз, да вьюга».

В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.

Как вы думаете, что такое метель?

 

 Иногда метель называют вьюгой. Если прислушаться к воют ветра, то можно услышать «Вьююуу-у. Так метель сама себя назвала. Бывает что ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. Ничего не видно вокруг, воздух мутный. Это пурга.

Именно в конце февраля, люди провожают зиму и зазывают весну, везде идут народные гулянья. В народе говорят в феврале зима с весной встречаются.

Педагог обращает внимание на то, что лицо у человека грустное.

 Как вы думаете, почему?

И всё же зимой бывает вот такое настроение. (выставляется модель «весёлое лицо»).

Какое это настроение? Когда зимой бывает весело?

А давайте покажем как мы веселимся на прогулке.

Физкультминутка ” Лепим мы снеговика”.

А Сейчас я вам  предлагаю послушать сказку «Проказы старухи-зимы».

Написал эту сказку Константин Дмитриевич Ушинский.

Прежде, чем начнем слушать, давайте разберем некоторые слова, что они означают.

СТРЕХА- край крыши


ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК

ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ

ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ

ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ

САЛАЗКИ - САНКИ        

ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ

Слушание сказки

1. Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?



2. Как зима решила расправиться с птицами? Почему ей не удалось заморозить птиц?

Как называются птицы, улетающие в теплые края?

Правильно! А как называются птицы, которые остаются зимовать?


3. Как звери спасаются зимой от мороза?

4. А что же с рыбами? Испугались ли они зимы?

5. Как же люди спасаются от старухи зимы?

Молодцы!

6. А о каких зимних развлечениях говорилось в сказке?

Боятся ли дети зимы?

7. Ребята, что случилось со старухой зимой, когда она увидела, что ничем ей не взять ни птиц, ни зверей, ни людей, ни малых ребятишек.

Рефлексия:

Как называется сказка, автор?

Вот и закончилось наше путешествие по зимнему времени года. Мы вспомнили названия зимних месяцев, выучили новые пословицы и поговорки о зиме.

Давайте с вами по очереди выскажемся, кому, что больше понравилось в нашем занятии, что нового вы узнали сегодня.

Зима

Холодная, снежная, морозная, и.д.

Идет снег, становится холодно, дует холодный ветер, день становится короче, и т.д.) 

Декабрь, Январь, Февраль

Декабрь

В декабре наступают морозы, Одеваться нужно очень тепло. На окнах появляются морозные узоры.

Январь

Открываем календарь.

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

 В небо дым идёт столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Когда дует ветер и метёт снег.

Зимой холодно, долго одеваться, мороженое есть нельзя, солнышко редко светит и не греет.

Когда катаемся на санках, играем в снежки, лепим снеговиков, приходит праздник Новый год.)

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам.

Одни улетали в теплые края, а другие оставались зимовать.

Птицы, которые улетают в теплые края, называются «Перелетные».

Птицы, которые остаются зимовать, называются «Зимующие».

У одних зверей шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Нет! Они ушли на глубокое дно.

Люди тепло одеваются, растирают руки, лицо, уши. Топят печку

Катание на лыжах, санках, коньках, играх в снежки, постройка снежной крепости

Нет! Им весело и тепло.

Зима заплакала.

Проказы старухи-зимы. Автор Константин Ушинский.

Узнали пословицы о зимних месяцах. Значение слов лютый, оконницы, стреха.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 5 «Улыбка»

Конспект проведения

общественно-полезного труда

 с детьми 4-5 лет.

Тема:

«Мытьё кукольной посуды»

                                                                                            Подготовила:

Воспитатель Меньшикова М.В

г. Семенов, 2019 г.

Целеполагание

Задачи.

Формировать у детей позитивное отношение  к трудовой деятельности  и умение работать в коллективе. 

- Формировать умения детей распределять работу между собой в команде.

- Закреплять представления детей о трудовых процессах.

 - Формировать умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.

 -Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда,
- Воспитывать бережное отношение к  материалам и оборудованию для труда.
- Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

Способы

Сюрпризный момент :приход бабушки Федоры.

Вопросы к детям.

Проблемная ситуация.

Трудовая деятельность.

Материалы и оборудование

Методы и приемы

губки, фартуки, мыльная и чистая вода, подносы, клеенки, , тазы, столы; набор кукольной посуды.

Беседа, объяснение, вопросы , художественное слово, опора на знания детей, практическая работа, сюрпризный момент.

Предварительная работа

Чтение сказок. Словесные игры. Беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, трудовая деятельность.

Интеграция

Прогнозируемый результат

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

В результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.

Здравствуйте, ребята! Я-бабушка Федора.

Из какой сказки я к вам пришла ?


- Правильно, а кто написал эту сказку?


- Знаете какое горе у меня приключилось?

- А почему она убежала, знаете?


А,вы, помните, что сказала мне посуда?

 

- Не любила я трудиться: мыть посуду и полы, прибирать  вещи. Вот теперь беда случилась. А, вы любите трудиться?

- Давайте пройдем по вашей  группе и посмотрим, что нужно сделать, чтобы в группе все было чисто и в порядке .Игрушки чистые, а посуда кукольная вижу загрязнилась. Что надо сделать?

Дети:

Вот этим сейчас мы и займемся, а что нам надо припасти для мытья кукольной посуды?

Давайте все припасем.

 Дети с помощью Федоры припасают материал и оборудование (расстилают кленки, ставят тазики,припасают губки, мыло,полотенца; подносы.

- Посмотрите, все у нас готово.С чего начнем мытьё посуды?

- Сначала в тазике будем мыть с помощью губки в мыльной воде.

Потом споласкивать в чистой воде и затем вытереть полотенцем.

- Молодцы, все рассказали. А теперь давайте договоримся, кто что будет делать.

Что Маша хочет делать?

Настя, что будешь делать ты?

Данил и Яна- что вы будите делать?

Артур и Егор – вытирают полотенцем.

Прежде чем начать трудиться, что нам надо одеть?

- А зачем они нам нужны?

И не забудьте засучить рукава.

 Всё готово, можно приступать.

- Воспитатель разливает заранее приготовленную воду по тазикам).

(Во время выполнения трудовых действий Федора дает детям совет,делает напоминание, хвалит детей.)

-Посмотрите, ребята ,какая у нас сейчас посуда чистая или грязная?

- А какое у вас настроение?

-Это потому что вы любите трудиться! А труд приносит радость.

- А почему мы так быстро справились с этим делом?

А теперь что еще надо сделать?

- Спасибо, ребята, вы меня научили мыть посуду и у вас в группе тоже порядок. Я пойду к себе, перемою всю посуду, а вас приглашаю в гости. Как говорится в пословице «Кончил дело- гуляй смело»» До свидания.

Здравствуйте!

 

-Федорино горе.


-Корней Иванович Чуковский.

От тебя убежала вся посуда.

Потому что вы ее не мыли.

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

Да.

Помыть посуду.

Тазики, мыло,клеёнка, губки, полотенца.

Мыть в мыльной воде.

Мыть в мыльной воде.

- споласкивают в чистой воде

Фартуки .

Чтобы не замочить и испачкать одежду.

Чистая.

Радостное.

Потому что трудились все вместе, дружно.

Убрать весь материал на место.

(Дети с помощью Федоры убирают весь материал и оборудование).



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 5 «Улыбка»

Мастер-класс

«Создание видеороликов в программе  InShot»

Подготовила воспитатель:

Меньшикова М.В

г. Семенов 2020г.

«Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности»

Горвиц Ю. М.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования призывает нас регулярно повышать свою педагогическую компетентность в работе с детьми и родителями, используя новые нестандартные формы взаимодействия. Так, в работе с детьми я использую современные образовательные технологии, различного рода (компьютерные презентации, игры), чтобы повышать и поддерживать их познавательный интерес.

Стандарт нацеливает нас и на активное взаимодействие с родителями, вовлечение их в образовательное пространство. И для того, чтобы сделать работу с родителями наиболее продуктивной, я стараюсь разнообразить взаимодействие интересными интерактивными формами, использую для этого различные видеоролики.

Сегодня я хотела бы вас познакомить с одной из форм мультимедийного обучения, которую я использую как для работы с детьми, так и с родителями. Эта форма работы предполагает создание обучающих, ознакомительных видеороликов в программе InShot. Преимущество использования таких видеороликов в сравнении со стандартными презентациями, в том, что они способны дать намного более сильный эмоциональный эффект, надолго отложиться в памяти детей и родителей, а главное получить педагогам максимально эффективную обратную связь. Создание и использование в работе аналогичных видеороликов позволит сделать встречи с родителями более эмоционально насыщенными, и, что немаловажно, поможет родителям по-другому взглянуть на своих детей, и повысит их педагогическую грамотность.

Надеюсь, что этот видеоролик станет ярким наглядным примером применения программы в работе с родителями.

Исходя из вышесказанного, ставлю перед собой следующие цель и задачи мастер-класса по созданию видеороликов:

Цель:

повышение профессиональных компетенций педагогов в использовании современных компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

Задачи:

ознакомление педагогов с новыми информационно-коммуникативными технологиями;

повышение мотивации для системного использования в практике современных информационно-коммуникативных технологий;

получение первоначальных знаний по работе с программой InShot.

разработка и апробация технологии мультимедийного сопровождения образовательного процесса;

обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

активизация инновационного и творческого потенциала педагогов,

распространение передового педагогического опыта.

Контингент участников: педагоги ДОУ

Форма проведения: групповая (5-10 человек)

Материалы: наличие телефона у каждого участника, с заранее установленной программой  InShot и материалами для создания видеоролика (музыкальный файл, картинки).

Ход мастер-класса:

1 этап – подготовка

Предлагаю всем занять места, открыть на телефонах  программу  InShot. Педагогам демонстрируется готовый видеоролик «Пернатые друзья». Несколько слов о преимуществах программы  InShot.

Программа  InShot – профессиональная программа, с ее помощью можно легко и быстро сделать видео слайд-шоу высокого качества.

Создание ярких увлекательных музыкальных фильмов не составляет труда. Наглядный и удобный интерфейс на русском языке позволяет эффективно работать с программой уже с первых минут. Добавить картинки или даже составить анимированный коллаж – дело буквально нескольких минут. Для пользователей программы существует множество бесплатных подробных видеокурс по работе с программой, которые помогут постигнуть все возможности и секреты создания эффектных видео слайд-шоу.

В программе предлагается обилие разнообразных трехмерных переходов и эффектов; в арсенале программы их насчитывается более сотни. Качественные шаблоны, а именно большая коллекция анимированных и статических титров, заставок, эффектов позволят даже новичку достигнуть высокого результата.

На каждый слайд можно накладывать множество слоев – картинки, текст или 3D-текст, геометрические фигуры. Каждый слой настраивается во всех измерениях и положениях. Хорошо подобранное звуковое сопровождение значительно повышает интерес зрителя к видеоряду. С помощью данной программы можно легко добавить звуковую дорожку, а также синхронизировать длительность музыки и слайдов.

Для создания видео слайд- шоу можно использовать дизайнерские шаблоны, включающие трехмерные переходы – панорамы, перевороты, иллюзии и т. д. Доступно и полностью ручное создание анимации.

2 этап – основной

Перед созданием видеоролика необходимо в отдельную папку сохранить все картинки, которые будут использованы. В эту же папку скачиваем музыку для будущего ролика. .

Запускаем программу Фото Шоу Pro. Если Вы хотите полностью создать новый проект, выбираете вкладку Новый проект.

В завершении я хотела бы сказать, что использование различных мультимедийных форм работы становится мощным техническим средством взаимодействия, обучения, коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и детей на качественно новом уровне.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 5 «Улыбка»

Мастер-класс

«Изготовление тряпичной народной куклы-оберега»

Подготовила:

Меньшикова М.В

воспитатель

 I квалификационной категории

 

г. Семенов, 2020 г.

 Цель: Ознакомление с народными куклами-оберегами. Освоение технологии изготовления традиционной куклы «На счастье».

Задачи:

  • Познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значением в

жизни людей;

  • Познакомить с особенностями   изготовления  куклы-оберега «На Счастье».
  • Обучить изготовлению тряпичной народной куклы-оберега «На счастье»
  • Развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкие мышцы
  • Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать

эстетический вкус.

Форма проведения мастер-класса: 

- с педагогами

- лекция с элементами презентации  + практическая работа.

Оформление:

-  презентация по теме мастер-класса;

-  работы  педагога

Материалы и инструменты для работы:

белая и цветная ткань, красные нитки, шерстяные нитки.

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть.

Испокон веков русские обереги были главными защитниками наших предков от нечисти, напастей и лихих людей. Первые обереги появились ещё в языческие времена, когда люди поклонялись богам, олицетворявшим явления и силы природы, верили в домовых и в защитные силы простых и привычных вещей – подковы, веника, душистых трав, которые приносят удачу и здоровье и способны уберечь от бед и болезней. В качестве оберегов использовались дары природы или предметы, специально сделанные для защиты в соответствии с определенными правилами.

Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. 

Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

Вера наших предков в магические силы окружающих предметов сохранилась в нас до сих пор. Мы и сегодня обращаемся к своим давним традициям, культуре символике. Оберегов существует очень много.

2. Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги, сегодня я приглашаю вас на свой мастер–класс, где познакомлю с разнообразием народных тряпичных кукол, научу Вас изготавливать народную тряпичную куклу-оберег «На счастье».

Как вы понимаете значение слова «кукла»?

Если открыть словарь С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре В.Даля, дается такое объяснение: «Кукла – сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. пособие человека, а иногда и животного». Как видим, определение очень точное, даже по современным понятиям.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

А всегда ли кукла была только игрушкой?

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые.

Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.

В то же время тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Куклы были в каждом доме. В некоторых избах обитало не менее 100 кукол. О куклах сочинялись сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой или играли. В народе примечали - если дети много и усердно играют в куклы, будет в семье достаток, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать.

Детские текстильные куклы служили наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Считалось, что они могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак.

Обереговых кукол тщательно берегли. Им отводили специальное место в доме, ставили в красный угол, берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, прятали в сундук, клали в приданное, их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе.

Куклы-обереги мать дарила дочери, давала сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу.

В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.

Пеленашка. В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.

Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спелёнутый.

Колокольчик - кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Девушки загадывали желание, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или ленточку, подносили к личику зеркальце, говорили: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом прятали свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что просили, исполнялось.

Кукла Масленица... Куклу выставляли на окно в тот день Масленицы, когда приходили к тёще на блины. Она символизировала крепкий достаток и здоровье семьи. Хранилась кукла, как оберег в красном углу. Во время свадьбы этой куклой встречали молодых. Когда в семью приходила беда, масленицу снимали и, обернув три раза по часовой стрелке, обращались со словами: «Отвернись зло. Повернись добро»

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница

Кукла Неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.

Десятиручка — кукла, предназначенная девушке, недавно вышедшей замуж. Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали14 октября на Покров когда садились за рукоделие из травы, соломы, лыка и красиво оформляли. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье.

Подорожница. Эта куколка – оберег путнику в дороге. Куколка очень маленькая, 3-5 см, должна помещаться в ладони или в кармане. Делается без участия иглы. В узелке у куклы крупа, чтобы путник не испытывал в дороге нужды, и ниточка, что бы сопутствовала удача, не заблудился и обязательно нашел дорогу домой.
Обычно ее делала мать сыну или жена мужу, при этом брать ее в руки мог только тот, кто делал куклу и тот, кому она предназначалась.

Берегиня. Именно кукла Берегиня считалась основной она всегда по росту была выше остальных кукол, вокруг которой выставлялись другие куклы. Кукла Берегинязащитница от недоброго глаза. Это игрушка, с которой не играли, так как она обладала особенной силой. Берегиня является основной куклой среди оберегов, она привлекает счастье и достаток в дом, а также защищает домашний очаг и членов семьи от болезней, порчи, сглаза, от проклятий и других тёмных чар колдовских наговоров и даже недоброго мысленного посыла. Куколка также оберегает от безденежья, порчи урожая, мора скота, призывает добрых и светлых духов чтобы они помогали семье во всём. Она наполняет дом тёплой позитивной энергетикой, счастьем и благостью.

Основные правила изготовления кукол-оберегов.

Обязательное условие куклы-оберега – она должна быть безликой. Лицо, как правило, не обозначается, именно тогда кукла считается предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для человека.

Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать. Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. Ниточки обрывались руками или перекусывались зубами, а если что и надо было обрезать, то сначала резали, а потом уже прикладывали к куколке.

Куклу никогда не шили за столом. В процессе изготовления ее держали у

себя на коленях. Так она заряжалась энергией человека.

Нельзя было делать кукол в «плохое» для любого рукоделия время. Не только в праздничные и выходные дни, но также ночью, плюс – по средам и пятницам. Считалось, что в это время с текстилем (нитками, пряжей, холстами) «работают» духи и нечистая сила (в частности, кикиморы и русалки). Зато, занятие рукоделием в «хорошее» время (особенно в зимний сезон) приветствовались и нередко проводились мастерицами массово, в форме девичьих посиделок с длинными разговорами, шутками и песнями.

Еще одна интересная особенность – изготовление обрядово-обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом».

При изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в помещении, где происходило таинство

Считалось, что если куклу делать только в хорошем настроении, то она будет не только защищать, но и привлекать удачу. Чтобы как оберег кукла была сильной, делая ее нужно быть в хорошем расположении духа и думать только о приятных вещах.

Мы сегодня будем делать такую куклу – «На Счастье»

Для её изготовления нам понадобятся:

• 1 квадрат светлой ткани размером 12 на 12 см;
• 1 квадрат светлой ткани (10 на 10 см);
• 2 кружка из красной ткани (из квадратов 4 на 4 см);
• полоска цветной ткани 5 на 14 см;
• красная лента;
• красные нитки;
• игла, нитки;
• шерстяные нитки (пряжа, 18 прядей длиной 50 см);
• ножницы;

• вата.

3. Практическая часть.

Последовательность изготовления куклы

1. Берем квадрат белой ткани и закручиваем в тугой жгут. Это будут ножки! Перевязываем получившийся валик в трех местах: сначала на концах, затем, сложив его пополам, – посередине. 

2. Теперь шьем лапоточки! Берем два красных кружка и швом «вперед иголкой» прошиваем лапоточки по окружности, плотно надеваем на ножки, стягиваем, туго обматываем нитью и закрепляем.

3. Обматываем место головы ватой, оформляем шарик (большой).

4. Другой белый квадрат накладываем на голову, складываем по диагонали, формируем голову, перевязываем по шее красной нитью.

5. Из свободных уголков ткани слева и справа делаем ладошки – подгибаем край внутрь, складываем пополам, завязываем красной нитью. 

6. Спереди и сзади остались еще два свободных уголка. Подворачиваем края этих уголков внутрь, перевязываем ниткой на талии.

7. Теперь нужно сделать наряд для нашей куклы.

Сарафан украшаем декоративной тесьмой. Затем свернув ткань лицевой стороной внутрь, прошиваем по короткой стороне швом «назад иголку». 

Выворачиваем сарафан, подворачиваем по верхнему краю так, чтобы он был впору куколке и прошиваем мелкими стежками швом «вперед иголку». Надеваем на куклу, стягиваем нитку и закрепляем её. 

8. Нитки для косы наматываем на подходящий шаблон, связываем посередине ниткой.  Привязываем волосы красной нитью к шее куклы, равномерно распределяем по бокам и затылку. 

9. Заплетаем тугую, плотную косу, слегка ее изогнув.Вплетаем ленту и коса закручивается. Теперь кукла может стоять на ножках, опираясь на косу! 

Куколка готова! Пусть она приносит вам счастье!

Подведение итога мастер-класса

В любом человеке, независимо от возраста, живет ребенок, который верит в чудеса. И не только верит, но и создает их своими руками.

Возьмите куколку. Вот теперь счастье в ваших руках и вы его создатели.

Послушайте, что она вам говорит:

                     

Я – кукла. Берите. И в дом свой несите

                      И пусть на столе, на стене, на диване

                      Я вам улыбнусь, когда захотите

                      Теплее и радостней жизнь ваша станет.

Куда бы Вы не направились и где бы не находились, всегда общайтесь со своей куколкой, и тогда Счастье и Радость непременно будет с Вами. При общении с куклой происходит высказывание своих желаний или горестей, мечтаний и тайн, и все произнесенное вслух способно сбываться или уходить навсегда, главное — точно сформулировать свои желания.

Рефлексия участников мастер-класса.

Наш мастер-класс подошёл к концу.  Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Улыбка»

Конспект развлечения.

Квест-игра «Откуда хлеб пришел?»

 для детей 6-7 лет

Составил: воспитатель высшей

квалификационной категории

Меньшикова М.В

г. Семенов, 2021г.

Целеполагание

формировать целостное представление о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

  • систематизировать представления детей о выращивании зерновых культур для получения хлеба и хлебобулочных изделий.
  • формировать у детей понятие о том, что хлеб одно из самых величайших богатств на земле».
  • продолжать знакомить детей с различными профессиями ( хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь) , формировать представления о машинах и предметах облегчающих труд людей при выращивании зерновых культур и изготовлении хлеба.
  • расширять и активизировать словарный запас детей (посев, семена, агроном, механизатор, хлебороб и т.д.).
  • развивать коммуникативные навыки, умение логически мыслить, делать выводы.
  • формировать у детей приемы помола муки, посева семян пшеницы, подводить их к пониманию того, что для жизни растений необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло).
  • воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба.
  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города и чувство гордости за свою малую Родину.

Способы

Вопросы к детям.

Использование ИКТ

Средства

Картины для составления рассказа «Как хлеб в старину выращивали» на слайдах

Предварительная работа

чтение художественной литературы:

«Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»,

В. Ремизов «Хлебный голос», К. Чуковский «Чудо – дерево», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», К. Паустовский «Теплый хлеб». Загадки, пословицы, поговорки.

дидактические игры:

«Назови профессию», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», пазлы «Слава хлебу на столе».

рассматривание картин и иллюстраций о хлебе, хлебных полей, людей, выращивающих хлеб.

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Магазин».

Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел», «Какой бывает хлеб»;

Интеграция

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие,

«Речевое развитие».

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГА

ОТВЕТЫ ВОСПИТАННИКОВ

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Дети подходят к столу, где лежат зерна пшеницы и хлебобулочные изделия.

Ребята, что это? А как это все вместе называется?

Откуда появляется хлеб ? Из чего его изготавливают? Посмотрите, а это что такое?

Хотите узнать, как эти маленькие зернышки превращаются в пышный, ароматный, мягкий хлебушек?

Предлагаю вам отправиться в путешествие по волшебным станциям. Согласны?

Если вы правильно выполните задания и отгадаете зашифрованное слово, то получите приз.

А на чем мы можем отправиться в путь?

Решили, будем путешествовать на машине.

«Едем — едем не спеша и машина хороша.»

 «Вот мы приехали в поле.»

Первая станция «Посевная»

«Ребята, хотите узнать люди каких профессий выращивают зерно?

«А узнаем мы это отгадав загадки.»

Он науку изучил. Землю — словно приручил, Знает он, когда сажать, Сеять как и убирать. Знает всё в краю родном И зовётся ...

Упрятав чёлку под фуражку, Веду я с папой в поле вспашку. Я горд работой на земле, От пота вымокла рубашка. Зато ладони – на руле.

Летом отдыха не знают, Работают так споро, Хлеб наш добрый убирая. Это…

 

Этих людей называют хлеборобы.

Скажите люди сами выращивают зерно из которого изготавливают хлеб или им кто-то помогает?

Людям помогают выращивать зерно машины. Да, людям помогают выращивать и убирать зерно машины. А какие вы знаете машины оказывающие помощь человеку в уборке и выращивании зерна?

А в старину, когда не было машин все делали вручную. Мылись в бане. Надевали праздничную рубаху: белую или красную и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через два шага разбрасывает пригоршни зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. И посадим в контейнеры пшеницу.

Чтобы не испачкать одежду давайте наденем фартуки.

Возьмите в руку несколько зернышек, рассмотрите.

Какое оно?

Чтобы посадить зерна, мы приготовили землю в контейнерах. Давайте сделаем бороздки, положим в каждую несколько зерен пшеницы.

 Сделайте бороздки. Положите несколько зерен. Присыпьте зерна землей, спрячьте зернышки.

Чтобы зерно прорастало, что нужно еще сделать?

Давайте возьмем лейку и аккуратно польем наши зерна.

Уж ты, семечко — зерно,

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей взойди!

Что необходимо растению для роста?

 Мы поставим эти контейнеры в группе, будем ухаживать за ними и наблюдать.

Вы хорошо потрудились и получаете первую букву.

«Предлагаю ехать дальше.»

Вторая станция «Колосок»

Вот мы приехали на станцию «Колосок».

Посмотрите на нашем поле появились зеленые росточки. Как называются эти культуры?

Как вы думаете почему эти культуры называют зерновыми?

Рассмотрите колосок ржи и пшеницы, сравните их. Чем они похожи?

 А чем они отличаются?

Молодцы! Вы заработали еще одну букву. Едем дальше.

Третья станция «Урожайная»

 Вот и приехали на станцию «Урожайная»

Как вы думаете в какое время года убирают зерно?

В: Какая техника выходит в поле?

Колосочки поспевают, Комбайнеры выезжают, Быстро и дружно Убрать нам хлеб нужно!

Игра «Собери пшеницу»

Предлагаю вам собрать урожай пшеницы. Вы согласны помочь хлеборобам

Давайте разделимся на две команды. Как вы назовете свою команду?

Посмотрите по всему залу разбросаны колоски, а возле каждой команды лежат корзинки. Каждый человек должен взять один колосок и положить его в свою корзинку. Брать можно только по одному колоску.

Чья команда больше и быстрее соберет колоски, та и будет победителем.

Вот и собрали мы зерно. Куда его после уборки повезут?

Да на току зерно подготавливают к хранению сушат, очищают, отбирают на помол и на семена.

А для чего людям нужны семена пшеницы и ржи?

 А знаете где хранится это зерно.

Молодцы получаете третью букву.

Садимся в машину и едем дальше.

Четвертая станция «Мельничная»

Вот мы приехали на станцию «Мельничная». Как вы думаете что делают с зерном на мельнице?

Какие бывают мельницы?

Что приводило в движение водяную мельницу?

Электрическую?

Ветряную?

Наши предки мололи муку с помощью ручной мельницы и ступы. Это была очень тяжелая работа.

Давайте с вами попробуем смолоть муку.

У нас получилась мука, а что осталось в сите?

Как вы думаете что можно сделать с отрубями?

В: Молодцы справились с заданием. Снимаем фартуки.

За работу получаете букву. Едем дальше.

Пятая станция «Пекарня»

Вот и приехали на следующую станцию. Вы наверно уже догадались что это за станция?

Ребята можно из муки сразу испечь хлебобулочные изделия?

А что нужно сначала сделать?

Давайте вспомним, что необходимо для приготовления теста.

А что можно испечь из теста?

Русский народ сложил много песен, стихов, пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?

Ребята скажите, а где можно испечь хлеб?

Я хочу загадать вам загадку.

Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка.

Что было главным в избе?

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. В старину говорили: «Печи нет — жизни нет. Как вы думаете, почему так говорили?

Молодцы вы славно потрудились и получаете последнюю букву.

Садимся на машину и возвращаемся в детский сад.

Давайте посмотрим какое слово у нас получилось?

Его пекут из особого сорта пшеницы — белотурка.

Привезли калач на ярмарку в Нижний Новгород более 100 лет назад.

Особенность калача в том, что при высоте 40 см. его можно сплющить до толщины лепешки, а затем калач вновь примет первоначальную форму.»

Знаете как в старину проверяли качество калача? На него садились и если после этого калач выпрямится значит его можно покупать, он будет вкусный и свежий.

Стук в дверь, входит повар.

Повар: Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила вам сюрприз сделать. Принесла вам угощение —  калач.

 Ребята, мы прошли с вами все этапы происхождения хлеба и теперь знаем откуда он на к нам на стол пришел. Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

Я хочу чтобы вы дома рассказали своей семье с каким трудом выращивают хлеб и как его нужно беречь.

Сейчас мы с вами возьмем калач, угостим своих друзей и покормим отрубями птиц на прогулке.

Давайте скажем нашим гостям до свидания!

Хлебобулочные изделия.

Зерно.

Да.

Да, согласны.

На машине.

Агроном

Тракторист

Комбайнеры.

Трактора, сеялки, комбайны, камазы, грузовики.

Маленькое, твердое, желтое, овальное, легкое.

 Полить, поставить в теплое солнечное место.

Солнечный свет, тепло, воздух и вода.

Рожь, пшеница.

Они дают зерно.

Стебель, усики, зернышки.

Зерна ржи длинные, а пшеницы круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.

Летом в августе и осенью в сентябре.

Комбайны, грузовики, самосвалы, камазы

Да, согласны 

Зерно после уборки отправляют на ток.

Для того чтобы на следующий год заново засеять поля и вырастить зерно.

Зерно хранится на элеваторах. Посмотрите на картинке изображены эти сооружения для хранения зерна.

Размалывают на мелкие кусочки, очищают, просеивают и получают чистую муку.

Водяные, ветряные, электрические.

Вода.

Ток

Ветер.

Дети перемалывают и просеивают муку, рассматривают.

В сите ребята остались отруби.

Покормить птиц на прогулке, покормить домашних животных, испечь хлеб с отрубями.

Пекарня. 

Замесить тесто.

Мука, вода, соль.

Хлеб, батон, баранки, пряники...

 Нет хлеба, так и нет обеда.

Глубже пахать – больше хлеба терять.

Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.

Хлеб бросать, силу терять.

 В маленьком зёрнышке большой пирог таится.

Землю уважай, она даёт урожай.

Сам себя вини: что посеял, то и жни.

Много снега – много хлеба.

Горька порой работа, да хлеб сладок.

Не трудиться, так хлеба не добиться.

В мае дождь – родиться рожь.

Лето – припасиха, осень – прибериха.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.

Хлеб - всему голова.

В духовом шкафу, в печке.

Изба, в избе печка, а в печке пироги.

Главной была печь.

Печь избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки, на печи можно было спать. Русской печи нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

«КАЛАЧ»

Спасибо.

До свидания!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений,являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным,вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей.Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается,что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

- демократический

- авторитарный

- попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М. И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”, послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т. д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?”, “Что вам давали на завтрак?”, или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально.Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?”рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т. е. это должно стать результатом совместного решения.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

о Принимать активное участие в жизни семьи;

о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

о Уважать право ребенка на собственное мнение;

о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.