Конкурсное задание "Методический семинар" (объяснительная записка)
МБОУ Пильнинская средняя школа №2 |
Описание педагогического опыта работы
по теме:
«Метод проблемного обучения на уроках математики»
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность метода проблемного обучения в преподавании математики.
2. Концептуальная идея педагогического опыта.
3. Метод проблемного обучения как элемент школьного математического образования.
4. Структура учебно – познавательной деятельности учащихся в рамках проблемного метода обучения.
5. Практическое применение метода проблемного обучения на уроках математики.
6. Заключение.
7. Используемая литература.
1.Актуальность метода проблемного обучения в преподавании математики.
В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится новейшим образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение данных технологий стало неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.
Поэтому в процессе обучения следует у школьников формировать гибкость ума, творческое мышление, что позволит им найти несколько вариантов решения одной и той же проблемы, системность и последовательность, благодаря которым решения до конца продуманные, будут реализоваться. Всё это будет способствовать формированию диалектически мыслящих людей, которые не бояться рисковать и ответственны за свои решения.
Учитель должен постоянно стимулировать творчество ребят, развивать их мышление, учить их творческому подходу к решению учебных и жизненных ситуаций.
В течение нескольких лет работы в школе я столкнулась с такими факторами процесса обучения, как: низкая мотивация и активность отдельных учащихся на уроке, отсутствие познавательного интереса к изучению математики, гибкости и креативности мышления, низкий уровень самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Они и обусловили мой творческий поиск по данной проблеме. Я стала изучать различные методы, приёмы, технологии обучения, которые могли бы быть эффективными на уроке и способствовать развитию познавательной деятельности учащихся. Исходя из этого, я изучила специальную методическую литературу, в которой затрагивается данный вопрос и постаралась применить различные методы и приёмы обучения в процессе своей работы.
Однако проведённый анализ эффективности различных методов, приёмов и технологий обучения математике показал, что проблемный метод обучения является одним из наиболее эффективных методов, способствующих повышению качества знаний учащихся, их творческой заинтересованности и активности на уроках. Поэтому в качестве темы самообразования я выбрала «Метод проблемного обучения в преподавании математики». В процессе работы над данной темой я столкнулась с такими трудностями: требуется высокая профессиональная самоотдача учителя, дополнительные затраты времени на разработку методического и дидактического обеспечения уроков, большие затраты времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем при другом типе обучения. Сущность моего педагогического опыта состоит в активизации развивающего потенциала обучения, организации поисковой деятельности учащихся, формировании высокого познавательного уровня, обеспечении личностной включенности всех участников в процесс обучения, его практической направленности. В качестве путей реализации опыта я выбрала следующие:
· развитие коммуникативно – деятельностных форм организации урока;
· проблемное изложение знаний;
· создание проблемных ситуаций;
· частично-поисковый, или эвристический метод обучения;
· использование исследовательских заданий.
Итак, я считаю необходимым использование метода проблемного обучения в преподавании математики потому, что оно
· формирует способность к самообучению,
· способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения; формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы;
· развивает мыслительные способности учащихся;
· помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
В процессе своей педагогической деятельности я стремилась создавать условия для личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся, создавала проблемные ситуации на уроках и включала учеников в самостоятельный поиск
2.Концептуальная идея педагогического опыта
Развитие логического мышления, самостоятельности, креативности учащихся на уроках математики посредством метода проблемного обучения является концептуальной идеей моего педагогического опыта.
Применение метода проблемного обучения в своей работе позволяет мне реализовать следующую цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения метода проблемного обучения в школе.
Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Посредством метода проблемного обучения создавать на уроках и во внеурочное время среду, способствующую развитию у учащихся гибкости и креативности мышления, а также умения и навыков самостоятельно организовывать свою творческую поисковую деятельность.
2. Изучить и проанализировать дидактическое обоснование методов проблемного обучения и применить технологию проблемного обучения при разработке уроков.
3. Выявить эффективность и особенности создания системы проблемных ситуаций в обучении школьников.
3.Метод проблемного обучения как элемент школьного математического образования.
Метод – одна из основных единиц дидактики. Существуют различные подходы к определению метода обучения.
Метод обучения – упорядоченный способ совместной деятельности учителя и учащегося, направленный на достижение поставленных целей образования.
Классификаций методов обучения много, поэтому в своей работе я привожу наиболее распространённые. Существуют различные основания классификации:
1) по источнику и характеру передачи информации: а) словесные (беседа, лекция, рассказ, работа с книгой) б) наглядные (иллюстрации, графические модели) в) практические (лабораторные работы, решение упражнений, задач)
2) по логике предъявления информации: а) индуктивные (поиск доказательства) б) дедуктивные (воспроизведение доказательства)
3) по дидактическим задачам: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, закрепление ЗУН, проверка ЗУН.
4) по виду деятельности учащихся: методы воспроизводящей деятельности (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный), методы творческой деятельности (частично- поисковый, проблемное изложение материала, исследовательский метод)
Для любого вида деятельности можно указать два её основных типа: деятельность репродуктивная (деятельность по образцу) и деятельность творческая. Я считаю, что оба эти типа деятельности важны, так как должна быть основа деятельности, а она начинается с деятельности по образцу. В соответствии с этим выделяют два типа обучения:
1) объяснительно - репродуктивный
2) проблемно - развивающий.
Для каждого типа обучения необходимо знать цели, сущность, достоинства, возможность применения, недостатки.
Объяснительно – репродуктивный тип обучения.
Цели: формирование знаний, умений и навыков; умение применять их в знакомой и несколько усложнённой ситуации.
Сущность: передача знаний, а именно сообщение информации, её закрепление и проверка усвоения.
Достоинства: формирует систему знаний, их целостность, экономичен во времени, позволяет формировать знания, умения и навыки.
Недостатки (трудности): трудно удерживать внимание аудитории длительное время, трудно активизировать мыслительную деятельность учащихся, отсутствие обратной связи.
Проблемно – развивающий тип обучения.
Проблемное обучение - организованный учителем способ активного
взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.
Цель: целостное развитие личности средствами математики, а именно развитие мышления, способностей, интереса, применение знаний в новых условиях.
Сущность: передача способов получения знаний, приобщение учащихся к методам научного познания, вовлечение их в самостоятельную поисковую деятельность.
Достоинства: формирует способность к самообучению, способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения; формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы; развивает мыслительные способности учащихся; помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся,
обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Возможность применения: возможен, когда учащиеся обладают необходимой базой знаний, опытом поисковой деятельности и присутствует соответствующая атмосфера в классе.
Недостатки: большая трата времени, необходимо тщательно продумать весь ход урока.
4. Структура учебно – познавательной деятельности учащихся в рамках проблемного метода обучения.
Рассмотрим технологию организации учебной деятельности учащихся, в которой отражены все аспекты творческой математической деятельности, и которую целесообразно использовать на уроках математики. Её структура будет иметь следующий вид:
ориентировочный, содержательный(ционно - ориентировочный. психологической структурой учебной деятельности
Мотивационно – ориентировочная часть | Содержательная часть | Рефлексивно – оценочная часть |
1) актуализация знаний 2) мотивация 3) постановка учебной задачи 4) планирование её решения | Решение учебной задачи в соответствии со спецификой математической деятельности | 1) соотнесение целей и полученных результатов деятельности 2) осмысление методов, приёмов, теоретических положений, с помощью которых получены эти результаты 3) осознание ценности полученных результатов 4) оценка собственной деятельности |
5.Практическое применение метода проблемного обучения на уроках математики.
Изучая работы российских ученых-педагогов, разрабатывающих личностно ориентированное образование, я пришла к выводу, что транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, что необходимо включение ученика в процесс добывания знаний, их приобщение к «порождению заново» уже имеющихся открытий. Это привело меня к использованию на уроках проблемных ситуаций.
В процессе проблемного обучения учащиеся активно овладевают знаниями и умениями, накапливают опыт творческой деятельности. Я считаю, что проблемный подход в обучении способствует сознательному усвоению знаний и интеллектуальному развитию учащихся.
Проблемные ситуации возникают, когда 1) обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требования. 2) при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи. 3) когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний на практике.4) если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования
Методические приёмы создания проблемной ситуации:
создание учителем противоречия;
мотивация к решению противоречия;
организация противоречия в практической деятельности учащихся;
побуждение учащихся к сравнению,обобщению, выводам в проблемной ситуации, сопоставлению фактов;
постановка конкретных вопросов, способствующих обобщению, обоснованию, конкретизации, логике рассуждения;
выдвижение изначально исследовательской задачи;
задачи с неопределенностью в постановке вопроса;
выдвижение проблемной ситуации в условии задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками);
Пример №1. «Сложение десятичных дробей» (5 класс).
Самостоятельная работа учащихся с целью контроля за навыками устного вычисления и создания проблемной ситуации.
Вычисли:
18 43 82 73 35 12,5
+ + + + + +
25 16 25 8 24 13,2
Учащиеся устно вычисляют и записывают в тетрадь полученные ответы. (Количество примеров может быть изменено учителем). Дойдя до последнего примера, учащиеся сталкиваются с проблемой, так как им предложено сложить десятичные дроби, но жизненный опыт подсказывает им как преодолеть трудность на основе уже имеющихся знаний. В совместной беседе с учителем на основе аналогии с натуральными числами учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что десятичные дроби складываются также как и натуральные числа. Запятая в сумме ставится под запятыми слагаемых. Учителю стоит обратить внимание учащихся на запись десятичных дробей при сложении в столбик. При этом можно использовать примеры устного счёта и уже имеющиеся у учащихся знания записи натуральных чисел. Можно предложить учащимся записать в «столбик» следующие примеры: 18,5 + 24; 13,629 + 0,5; 432,8 + 2,973 с обязательной проверкой и верной записью на доске, обсуждением предложенных вариантов записи десятичных дробей и выбором верных вариантов.
Пример №2. «Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2» (6 класс).
На доске записаны числа: 1 289 565, 246 560, 24, 188 536, 1873.
Ученикам предлагается найти среди этих чисел те, которые делятся на 10, на 5 и на 2, не производя деления; написать в тетради несколько многозначных чисел, делимость которых на 10, на 5 и на 2 они могут предугадать; попытаться найти общее в каждой группе чисел и сформулировать признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2. Разрешается обсуждение с соседом или в группе. После высказывания предположений ученики проверяют их непосредственным делением. Затем идет сопоставление с учебником, и формулируются окончательные вывод.
Пример №3. В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, обычно, слепо копируют его решение.
Например, решаю на доске, и ученики прилежно списывают:
(3х + 7) ∙ 2 – 3 = 17,
(3х + 7) ∙ 2 = 17 – 3, (умышленная ошибка)
(3х + 7) ∙ 2 = 14,
3х + 7 = 7,
3х = 0,
х = 0.
При проверке ответ не сходится. Я прошу найти мою ошибку. В результате дети увлеченно решают данный пример самостоятельно, находят ошибку учителя. Многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Я использую любую возможность, любую подходящую ситуацию для постановки проблемной ситуации. Поставив ученика в проблемную ситуацию, к тому же достаточно интересную, для всего класса, я получаю возможность растормозить механизм его мышления. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приёма размышления вслух, использования активизирующих вопросов.
6.Заключение
Проблемный и эмоциональный характер изложения учебного материала, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, даёт им возможность переживать радость самостоятельных открытий. При таком ведении урока повышается активность учащихся их заинтересованность в результатах урока.
Использование проблемных ситуаций, позволяет мне организовать работу на уроке с субъектным опытом учащегося, не просто излагать свой предмет, а анализировать содержание, которым располагают ученики по теме урока.
В этих условиях меняется и ход урока. Ученики не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. Я постоянно обращаюсь к классу с вопросами типа: что вы знаете об этом, какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить и т.п.); где они, по-вашему, мнению, могут быть использованы; с какими из них вы уже встречались и т.п. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые учитель затем начинает отбирать их с позиций своего предмета, дидактических целей. Он должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает с позиций научного знания. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены.
Научное содержание на таких уроках рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом «творец этого знания», участник его порождения.
Одним из показателей успешности применения метода проблемного обучения считаю то, что мои ученики стали более активно принимать участие в различных математических конкурсах и олимпиадах.
Результативность:
Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:
· учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
· развивается логическое мышление;
· развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
· развивается способность к самоконтролю;
· формируется устойчивый интерес к предмету;
активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.
Обучаясь по данной технологии, у ребят моего класса появилась уверенность в своих силах и знаниях.
| 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Уровень познавательной активности | 0,57
| 0,76 | 0,8 |
Используя технологию проблемного обучения, в классе постепенно растёт качество образования. Поэтому можно сделать вывод, что внедрённое мною проблемное обучение оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в освоении знаний.
2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | |||
% обуч. | % кач. | % обуч | % кач. | % обуч | % кач. |
100% | 68% | 100% | 72% | 100% | 75% |
Исходя из вышесказанного, я считаю целесообразным применение метода проблемного обучения на уроках математики.
7.Используемая литература
1.Бабичева Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов
2.Глазунов С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся.
3.Дородникова И. М. Проблемный метод обучения как средство развития творческих способностей студентов.
4.Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении .
5.Радулова Е. Н. Создание проблемной ситуации // Открытая школа. - 2009.
6.Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации .
7.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.
8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.
9. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.
10. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя.