ПРОЕКТ "ОСЕНЬ"
Группа №8 "Абвгдейка"
Воспитатели : Самуйлова Т.М. и Михайлова О.В.
Вид проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации:
Средней продолжительности сентябрь-октябрь 2017г.
Участники проекта:
дети, воспитатели, старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Мотив:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
- Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цель:
расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
· углубить. представления об изменениях в природе осенью;
· развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
· привлечь внимания к окружающим природным объектам;
· развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
· пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
· расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
· воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Предполагаемые результаты:
Ребенок:
· углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
· Пополняет словарный запас;
· развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
· стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
· разнообразит способы сотрудничества;
· развивает художественно-творческие навыки.
Используемые виды деятельности:
· НОД;
· Игровая;
· Чтение художественной литературы;
· Изобразительная;
· Труд ;
· Конструирование из природных материалов.
Продукт проектной деятельности.
· Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»
· Праздник осени.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».
2. этап. Практический.
Образовательные области. | Виды детской деятельности. |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов». Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», |
Труд | Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария. |
Познание | Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. Ознакомление с природой: - беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»; «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»; - экскурсия в осенний парк. - цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?» |
Коммуникация | Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. |
Чтение художественной литературы | Пословицы, поговорки, загадки об осени. Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» . Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек». |
Художественное творчество | Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов. Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи». Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник. Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал). Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.
|
Музыка | Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени. Музыкальная сказка «Репка» |
Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина, оформление выставки семейных поделок: «Разноцветная осень». |
3-й этап – заключительный.
· Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени..
· Поощрение участников выставки «Разноцветная осень»
· Подведение итогов проекта.
Приложение№1.
1. Беседа об осени
ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
2. Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать
3. Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин
4. Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
5. Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах
6. Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе
7. Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить
8. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
9. Составление рассказов по стихотворениям об осени
ЦЕЛЬ:
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
10. Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству
11. Составление описательного рассказа по схеме: « Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей
12. Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии
Приложение №2
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;
Приложение №3
Е. Трутнева «Осень»; Стало вдруг светлее вдвое,
А. С. Пушкина Унылая пора! Очей очарованье!
А. Фет Задрожали листы, облетая, Только ты, моя милая птичка, И грохочет громов перекличка,
Под ногой похрустывают льдинки,
Лес, точно терем расписной,
Щебетанье воробьев, | А. Плещеев «Осенняя песенка» Миновало лето,
Падают, падают листья.
Лежебока рыжий кот
Уж небо осенью дышало,
Скучная картина!
Поспевает брусника, Стаи птиц улетают Солнце реже смеется,
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, |
В. Сутеев «Под грибом»
Как-то застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба —Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Приложение №4
Сценарий осеннего праздника
«Здравствуй, осень золотая!»
Ход.
Воспитатель: Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку, ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы и поэтому мы пригласили Вас вместе с нами взглянуть на мир совершенно другими глазами, увидеть, что осень может принести много чудесного и необычного.
Видеофильм об осени (На фоне музыки читает стих)
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник и зардели клены
В пурпуре осины, только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите, роща золотом одета!
Песня «Желтые листики» муз и слова О. Девочкиной
Стихи
«За окошком так красиво - Это осень в сад пришла! Все деревья нарядила, Всем одежды раздала. Листьев ярких стало много Жёлтых, красных, золотых. Собрала я их в букет - Это осени подарок, От неё вам всем привет».
Воспитатель: А теперь хочется проверить кто из вас наблюдательный?
– Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Как в древности называли осенние месяцы? (сентябрь - запевала осени, октябрь - листопад, ноябрь – ворота зимы).
- По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).
- Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).
- Какое время года наступает следом за осенью? (зима).
-Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).
Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Е.Бальмонта.
Ребёнок читает стихотворение.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетает
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (К.Бальмонт).
.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие цветы цветут осенью? (да). Вот сейчас и проверим.
Проводится игра «Собери и назови осенний цветок».
Из каждой команды выходят по два ребёнка и собирают разрезные картинки цветов: хризантемы, астры, гладиолусы, георгины, затем называют цветы.
Я знаю, что вы знаете много песен про осень
Песня «Осень под зонтиком»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как готовятся звери к зиме? (да). Вот вам задание, посмотрите на картинки и назовите, какие животные не впадают в спячку. Игра: «Кто лишний». (картинки: медведь, ёж, лягушка, лиса, волк).
Воспитатель: Молодцы, всё верно. А теперь послушайте загадку и ответьте на вопрос, какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме? (песец, белка, заяц).
«Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой
А в шубе рыжей летом». (Белка).
- А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготавливает? (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки). Послушайте стихотворение, это даст вам подсказку.
«Далеко ещё зима,
Но не для потехи.
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи.
Знает маленький зверёк
Запасы надо делать впрок».
Игра «Какие запасы»
Воспитатель: Загадки.
1. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья…(осень).
2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).
3. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осень с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево).
4. Рыжий Егорка
Упал в озёрко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул (лист).
5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).
6. Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стаи? (птицы).
Воспитатель: А сейчас предлагаем посмотреть танец с платками яркими красивыми как осенние листья.
Хоровод с платками (мелодия на мотив Красный сарафан)
Воспитатель:
Всем известно: без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
В огороде и в саду, на болоте и в лесу,
Ждут мои подарки вас,
Собирайте про запас!
Не ленитесь, а зимой
Пригодится дар вам мой.
Посмотрите, сколько всего принесла нам осень.
Воспитатель:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор.
Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?
Песня «Урожайная»
Воспитатель: А как вы думаете, ребята. Какие овощи самые полезные или каждый хорош и полезен? (да). Конечно, каждый овощ полезен по-своему и хорош.А мы послушаем рассказы о некоторых из них
Рассказы об овощах (Дети)
Воспитатель: Молодцы! -Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Давайте исполним песню «Эх картошка».
Песня «Эх картошка»
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку
«Круглая да гладкая
Желтая да сладкая
Сижу на грядке крепко
Я называюсь… (Репка)
И сейчас мы посмотрим Сказку, которая так и называется «Репка»
Музыкальная сказка «Репка» Н. Голещанов
(звучит фонограмма )
Воспитатель: Возле двух дорог, у перекрестка,
стояла белая березка.
Раскинула зеленые ветки
Березка над маленькой хаткой,
А в хатке - жил дедка
Со своею старенькой бабкой.
Была у них Маша-внучка,
Была и собачка Жучка,
И кот Васька-мурлышка,
А за печкой
Серая мышка!
Сказала раз дедке
Старая бабка:
Бабка:- Нужна нам дед, репка, а для репки грядка!
Воспитатель: Взял дед лопатку,
Стал ладить грядку.
Бабка рядышком копает,
По душе обоим труд!
Дедка песню запевает,
Бабка деду помогает-
Ладят грядку и поют:
Песня деда и Бабки
Ты звени, моя лопатка,
Землю рыхлую копай.
Вырастай скорее, грядка ,
Вше грядка, вырастай.
Я лопатой раз.
Я лопатой два.
Убирайся, убирайся
злая сорная трава.
(уходят за дом)
(звучит фонограмма «Утро» Григ)
Воспитатель: Дождик грядку поливает,
Поливает крепко,
Солнце грядку согревает,-
Подрастает репка!
Листья влажные.
Зеленые,
Украшают огород.
Репка,
Влагою напоенная,
Песенку поет:
Песня Репки
Меня солнышко пригрело,
Приласкала мать земля.
Я ботвою зашумела,
Поднялась над грядкой я.
Поскорей полейте грядку
Свежей чистою водой
Стану я большой и сладкой,
Стану сладкой и большой.
Воспитатель: Дождик больше не идет,-
Вот беда! Вот беда!
Без дождя и огород
Сохнет, как всегда.
Нужно грядку поливать,
Нужно репке пить давать!
Дедка грядку поливает,
Бабка деду помогает,
Носит воду внучка
И собачка Жучка,
А за ней ведро несет
Васька кот- мурлышка,
От кота не отстает
И норушка-мышка!
( Стоят вокруг репки с ведерками, Ставят ведра идут хороводом и поют все вместе)
Песня хоровод
А ну разок, а ну другой,
Была бы лишь охота.
Тогда дружней и веселей пойдет у нас работа.
А ну разок, а ну другой, не хныкать, не лениться,
Как хорошо на сете жить, как весело трудиться.
(Уходят в дом)
(звучит фонограмма «Во саду ли в огороде» выходит крот с палочкой с кротихой жаба выбегает)
Воспитатель: В огороде жил-был крот
И жила кротиха,
Жаба тоже там живет-
Страшная жабиха!
Крот: Надо репку погубить…
Мы с кротихой будем рыть
Под землею ход.
К самой репке подползем,
Корни ей перегрызем,
Репка и завянет
И расти не станет!
Воспитатель: Жаба квакает кроту:
Жаба - Ква! И мне невмоготу!
Нужно, нужно погубить
Репку молодую,
Буду воду я мутить,
Воду ключевую!
Пусть водица будет грязной,
Не пригодной для питья,
Станет репка безобразной, Как и я, мои друзья!
Вместе с кротихой
Крот Если только я бы мог,
Я бы вдоль и поперек
Землю рыхлую изрыл, все живое погубил
Вместе Сохнешь, Сохни, сохни…
Срок пройдет и под землею среди вечной темной темноты , погубивши все живой будут жить одни кроты!
(Уходят)
Воспитатель: А ботва над репкой сохнет
И тоскует по воде,
Репка бедная- то охнет
То заплачет на гряде.
Песня Репки «Плач Репки»
Ой, ты горе, злое горе,
кто подсек меня под корень,
Как я воду буду пить,
как я дальше буду жить?
Пить хочу я, увядаю, вяну, сохну, умираю…
(звучит фонограмма «Во саду ли в огороде» входит крот кротиха и жаба)
Крот: Как дела?
Жаба: Идут прекрасно!
Крот : Идут дела!
Кротиха : Мы старались не напрасно
Видишь, репка умерла!
(уходят)
Воспитатель: Прибежала к грядке Жучка,
Шмыг - туда, и шмыг- сюда
Жучка: Где же дедка?
Бабка?
Внучка?
Гав-гав-гав! У нас беда!
Воспитатель: В огород приходит дед,
Сколько бед
А внучки нет!
Дед: Где же внучка? Где же внучка?
Отвечай скорее Жучка!
Воспитатель: Жучка хвостиком юлит,
Ничего не говорит.
Дед увидел: по тропинке, Из леска на огород,
(звучит лирическая мелодия)
Внучка в розовой косынке
Ведра полные несет.
Дед кричит:
Дед: Ты где была?
Где водицу ты нашла?
Воспитатель: Отвечает звонко Маша
Внучка: За селом
И дальше даже!
Я прошла горынь -гору,
И нашла я поутру
Ручеек!
Я пошла по ручейку,
И нашла в густом леску
Родничок!
Все, что жаркою порой
Сохнет-увядает,-
От воды его живой
Снова расцветает!
Воспитатель: Рады рады дед и бабка
Новости такой!
Поливают с внучкой грядку
Чистою водой!
Зеленеет вновь ботва,
Соком наливается
Только жаба: ква –ква ква
Горько убивается
А кротиха
Стонет тихо,
В злобе крот
Слезы льет!
А над репкой дед стоит
И с улыбкой говорит:
-Ай да репка на гряде!
Золотая, наливная
И большая – пребольшая,
Не найти такой нигде!
Тянет, тянет репку дедка,-
Не дается дедке репка!
Бабка дедушка зовет.-
Репка снова не идет!
Бабка кличет Машу-внучку,
Подзывает внучка Жучку,
Жучка-Васеньку-мурлышку,
Васька- серенькую мышку!
Тянут, тянут понемногу,-
Силы не хватает!
Дед кряхтит и на подмогу песню вызывает:
(поют все вместе)
Песня тянут потянут
Хоть упрямая гряда
Держит репку крепко
Но мы в грядке никогда не оставим репку
Хоть с упрямою грядой
Дружит репка крепко
Но мы дружною семьей вытянули репку!
(звучит фонограмма Барыня)
Воспитатель: Пляшут дедка, бабка, внучка
Вместе с ними пляшет Жучка
Пляшет Васенька -мурлышка,
В бубен бьет норушка-мышка!
Репка сварится к обеду,
Всем ее поесть дадут.
Труд- всегда несет победу
Тем, кто любит дружный труд!
У дорог на перекрестке,
Песня льется широко…
Слушать песенку березке
И приятно и легко!
(поют все вместе)
Песня хоровод
Все: Ай да репка, хороша и бела!
Хороша и бела и кругла
Бабка: Я ботвою козу накормлю
Два ведра молока надою
Дед: Сварит бабка мне каши горшок
Внучка: Испечет она вкусный пирог
Жучка и кот Молоко будем вместе лакать
Пирогом молоко заедать
Мышка Даст мне Маша кусочек пирожка
Поднесет мне наперсток молока
Все будем вместе мы жить поживать
Будем репку добром вспоминать!
Воспитатель: Зеленеет огород,
Веселеет хоровод,-
Под березкой песня льется,
Вторит песенке скворец,
В небе солнышко смеется..
Тут и сказочке конец!
Воспитатель. Ну, что же Все вы показали прекрасные знания о погоде, о природе, о растениях, о животных. Молодцы!
Танец «Листик, листик, листопад»