Коррекционно-развивающие занятия

Говорина Елена Михайловна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_attestatsiyu.docx235.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Технологическая карта

коррекционно-развивающего занятия

 Тема: «Секреты Зимушки-зимы»

для обучающихся 1-2 классов

с задержкой психического развития (ЗПР).

Учитель-дефектолог: Говорина Е. М.

7 февраля 2023 г.

Технологическая карта образовательной квест – игры

Ф.И.О

учителя-дефектолога

Говорина Елена Михайловна, учитель-дефектолог

Класс

Диагноз

Логопедическое заключение

1 – 2 класс (2 обучающихся)

Смешанные специфические расстройства психологического развития (ЗПР)

 Задержка речевого развития (ЗРР)

Тема занятия

«Секреты Зимушки-зимы»

Дата проведения

 07.02.2023

Тип занятия

Обобщение и систематизация знаний

Форма проведения

Образовательная квест-игра

Место проведения

МБОУ СОШ № 6, кабинет учителя-дефектолога

Используемые технологии

Технологии игрового обучения

Цели занятия

Деятельностная цель:

Формирование у обучающихся устойчивых знаний по лексическим темам: «Зима. Зимние месяцы», «Зимние забавы».

Содержательная цель: 

Обобщение и систематизация знаний обучающихся, активизация словаря по лексическим темам «Зима. Зимние месяцы», «Зимние забавы».

Задачи

Образовательные:

способствовать углублению и обобщению имеющихся у обучающихся представлений о зимних приметах и явлениях; о зимних месяцах; о сезонной одежде людей, их деятельности

Коррекционно-развивающие:

развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; формировать лексико-грамматический строй речи, связную речь, развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), общую моторику; закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; создать эмоционально-положительный настрой во время занятия.

Планируемые образовательные результаты

Личностные учебные действия:

- положительно относиться  к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому  ее восприятию;                    

- самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;

Коммуникативные учебные действия:

  • рассуждать и вести диалог;
  • договариваться и объединять усилия для решения общих задач;

Регулятивные:

  • принимать образовательную цель;
  • определять условия решения задач;

Познавательные учебные действия:

- наблюдать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предварительная работа

Предварительная работа:   

  • Беседа с детьми о времени года зима, ее приметах и явлениях; о зимних месяцах; о сезонной одежде людей, их деятельности; о том, как зимуют звери и птицы.
  • Просмотр иллюстраций, репродукций, слайдов презентаций с изображениями зимнего времени года, детских забав, зимних видов спорта.
  • Чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
  • Наблюдение в природе.
  • Использование дидактических игр зимней тематики, направленных на развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, познавательного развития.
  • Разучивание физминутки.

Ресурсы занятия

Компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, аудиозаписи, интерактивный стол Logo Pro, наглядные картинки по темам: «Зима», «Зимние забавы», снежинки, атрибуты к дидактическим играм: «снежок» (из синтепона), задания и подсказки, «волшебный сундучок», кубики льда, фигуры: Снегурочка, Дед Мороз, зимняя иллюстрация, снежинки (эмоции)    

Пространственно-временной ресурс

40 минут

Ход занятия

Этап

Содержание деятельности  

учителя-дефектолога

Содержание деятельности обучающихся

I. Водная часть

Организационный этап.

Мотивация детей.

II. Основная часть

Постановка цели и задач.

Актуализация и систематизация знаний

III. Заключительная часть.

Рефлексия

Учитель-дефектолог:

Приветствие.

- Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!». Если каждый улыбнётся - утро доброе начнётся.

- Здравствуйте ребята!

 

Учитель-дефектолог:

- Ребята, к нам пришло письмо одно, необычное оно.

  Вместо марок – три снежинки, а конверт - из чистой льдинки.

  А письмо не на листке, а на беленьком снежке.

- Так начинается письмо:

 Здравствуйте, ученики школы № 6! Отгадайте мою загадку

В белом инее берёзы.

Спят ежи, медведи спят.

Но хотя пришли морозы,

Снегири зарёй горят.

Был Новый год и светлый

Чудный праздник Рождества.

В шубу тёплую одета

Белоснежная …(зима)

 Я белоснежная Зима и очень чудная пора. Пора нам встретиться, друзья, вам без меня прожить нельзя.  

- Красивый почерк у Зимы, письмо читаем дальше мы: «Я приготовила для вас сюрприз. Приглашаю вас совершить путешествие, в котором вы будете выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание, вы получите снежинку, после того как вы соберете все снежинки, вы найдете мой сюрприз».

Учитель-дефектолог:

- Ребята, вы согласны отправиться в путешествие и найти сюрприз от Зимушки-зимы?

- Смотрите! На обратной стороне письма первое задание:

«Первое задание найдешь там, где можно узнать какой день недели, какое число и месяц»

- Где же это место в кабинете? (календарь)

- Какой сегодня день недели, число и месяц?

-  А знаете ли вы все зимние месяцы?

 Сыграйте, со мной в игру «Поймай месяц». Я буду быстро называть месяцы, а вы должны хлопнуть в ладоши, услышав месяцы зимы. Согласны?

- Март, август, декабрь, июль, октябрь, апрель, январь, май, сентябрь, июнь, февраль, ноябрь.

- Сколько зимних месяцев вы поймали?

- А теперь назовите зимние месяцы по порядку

А вот и первая снежинка с первым заданием

Задание № 1 «Путешествие»

Чтобы отправиться в гости к Зимушке Зиме нужно составить и прочитать название остановок (проехать несколько остановок)

 

Задание № 2 «Отгадай загадку, найди отгадку»

1. Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры —

Помчались с горы. (Санки.)

2. Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

3. Человечек озорной

Неразлучен он с метлой,

Жить в тепле он не привык.

Кто растает? (Снеговик)

4. На прогулке бегуны

Одинаковой длины,

Через луг бегут к березке,

Тянут две полоски. (Лыжи.)

5. На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит —

Я надену что? (Коньки)

6. В стужу и мороз зимой

Их ношу всегда с собой,

Ручки греют мне сестрички,

Невелички… (Рукавички)

За правильно отгаданные загадки получайте ещё одну снежинку с заданием

Задание № 3 «Закончи предложение»

Чтобы получить снежинку нужно дописать предложения.

Но сначала нужно приготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Ветер во дворе гулял (круговые движения шариком между ладонями)

И снежинок всех считал.

Раз –снежинка, как пушинка (прокатывание по мизинцу)

Два снежинка –паутинка (прокатывание по безымянному пальцу)  

Три снежинка – серебринка (прокатывание по среднему пальцу)

Остальные –на деревьях (прокатывание по указательному пальцу)

На домах и на крыльце, (прокатывание по большому пальцу)

Даже на моем лице. (круговые движения шариком между ладонями)

Текст с недописанными предложениями

Зимой с неба падают…(снежинки). Чтобы не мёрзли ручки надеваю … (рукавички). Мы катаемся на … (санках). По льду катаемся на … (коньках).   Лепим из снега …(снеговика).

 А вот вам снежинка за выполненное задание

Физминутка «Вот зима кругом бело»

Вот зима, кругом бело(повороты головой)

Много снега намело (показываем руками много снега)

Утром Ваня санки взял, (встаем парами)

По дорожке побежал. (бег по кругу)

Он катается на санках (присесть)

И встаёт он на коньки (поочерёдно передвигать ногами)

Он катается на лыжах(движение ногами и руками вперёд, назад)

И бросает он снежки (поочерёдно поднимать руку, изображая бросок)

Задание № 4 «Разложи картинки и составь рассказ»

Выбери картинки по теме «Зима» и расставь их последовательно.

А потом составь рассказ.

Получайте снежинку за рассказ и следующее задание

Задание № 5 «Какой бывает зима?»

- Давайте, вспомним, какой бывает зима? У меня в руках волшебный снежок, к кому он в руки попадёт, тот назовёт какая зима. (Педагог демонстрирует снежок (белый помпон), задает вопрос, кидает «снежок» одному из ребят).

- Если на улице идёт снег, то зима какая? … (снежная)

 Мороз – (морозная);     Вьюга – (вьюжная);

Ветер – (ветреная);      Холод – (холодная).        

- Молодцы, вы заработали снежинку и следующее задание.  

Задание № 6 «Реши примеры»

- Молодцы! Получайте снежинку за правильно решённые примеры

На этой снежинке загадка для вас, её нужно вам сейчас отгадать

 «Девушка эта совсем не простая

Солнце пригреет — тут же растает.

Очень красива, мила и скромна,

Имя какое носит она?»  (Снегурочка)

- Снегурочка предлагает сыграть в игру

Задание № 7 «Чего не бывает зимой».

 Вам нужно внимательно рассмотреть картинку и объяснить чего не бывает зимой. (Дефектолог демонстрирует слайд). При возникающих затруднениях, оказывает направляющую помощь, в виде поисковых вопросов).

 - Молодцы! Получаете снежинку

На этой снежинке загадка опять и нужно её сейчас отгадать

«С Новым годом поздравлял

Всех мальчишек и девчат

Шуба, шапка, красный нос,

Это Дедушка... (Мороз)»

Задание № 8 «Скороговорка» (задание от деда Мороза)

Нужно по очереди проговорить скороговорку. (Дефектолог проговаривает скороговорку)

«Добрый дедушка мороз подарков воз зимой привез

Подарков воз зимой привез, добрый дедушка мороз»

- Ребята, вы молодцы! И заработали ещё одну снежинку  

 Задание № 9 «Волшебный сундучок». 

(Дефектолог демонстрирует «волшебный сундучок», в котором скрыт секретный предмет, предлагает ученикам, отгадать, что в нем находится).

- Вам нужно отгадать, что находится в этом ящике.

Не стекло и не хрусталь,                         Станет сразу он водой.

А блестит, как будто сталь.                     Холод от него идёт.

Занесёшь в тепло, домой.                        Ну конечно это… (лёд) 

- Правильно! Это лед. (Дефектолог открывает коробку, показывает содержимое). Предлагаю вам провести эксперимент со льдом. Сначала, внимательно рассмотрим лед.

- Расскажите, что вы знаете про лёд?

- На что похож лёд?    (Слушает ответы учеников).

- Возьмите по кусочку льда, положите на ладошку. Посмотрите, что происходит со льдом? (Побуждает детей к наблюдению).

- Почему лед тает? (Слушает ответы обучающихся).

- Все верно! Лёд всегда тает от тепла.

- Молодцы, ребята! Вот вам ещё одна снежинка.   

Учитель-дефектолог:

(Дефектолог читает послание Зимушки-зимы)

«Ребята! Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Я приготовила для вас сюрприз. Вы найдете его в секретном месте. Чтобы узнать, где он находится, вы должны расшифровать слово. Желаю вам отличной учебы, интересных зимних забав и приключений.                      

С уважением Зимушка-зима»

Задание № 10 «Расшифруй слово»

Расшифровывают слово «стол», пересчитывают количество снежинок

Итог:

- Вам понравилось путешествие к Зимушке-зиме?  

 - Запомнили ли вы зимние месяцы? (дети называют зимние месяцы)

- Скажите, какие станции вы проехали?

- Какие задания выполняли?

- Что вам запомнилось из нашего путешествия?

- Выберите снежинку с тем настроением, которое у вас сейчас.

С помощью сигнала светофора оцените свою работу.    

- На этом наше путешествие подошло к концу. До свидания.

 

Обучающие здороваются с учителем-дефектологом.

Слушают содержание письма.

Отгадывают загадку

Принимают приглашение в гости.

Соглашаются.

 

Подходят к календарю природы.

Определяют день недели, число и месяц.

Прослушивают отрывок песни «Три белых коня»

Ловят и называют зимние месяцы

Использование интерактивного оборудования Logo Pro

Обучающимся предлагается стать машинистом поезда и собирать составы из вагончиков со слогами, составляя название следующей станции.

Получают следующую снежинку с заданием, читают: «Отгадай загадку, найди отгадку».

Использование мультимедийной презентации «Зимние загадки» 

   

Предлагаю взять шарик Су-Джок.

И сделать разминку для пальчиков

(показ презентации «Снежинки»)

Даётся текст с недописанными предложениями. Обучающиеся должны дописать предложения.

Выполняют речедвигательные упражнения под сопровождение видео-ролика.

 

 

Предлагаю подойти к интерактивному столу Logo Pro, внимательно рассмотреть картинки и расставить их по порядку  

Обучающиеся, которые ловят снежок, отвечают на вопрос, образуя прилагательные от существительных.

Получают пятую снежинку и читают  задание: «Реши примеры».

Использование интерактивного оборудования Logo Pro

 

Получают седьмую снежинку  

Слушают задание, рассматривают картинку на слайде, советуются, рассуждают, чего не бывает зимой.

Получают восьмую снежинку  

 

 

Обучающиеся по очереди проговаривают скороговорку.

Получают девятую снежинку  

Рассуждают, советуются, высказывают предположения, дают правильный ответ (Лёд).

Рассматривают.

Варианты ответов. (Прозрачный, холодный, твердый, тяжелый, на стекло, леденец и т.д.)  

Рассуждения обучающихся. (Лёд тает, появляется вода).

Высказывают предположения. (Лёд тает, потому что ладошка теплая, от тепла в кабинете).

Получают десятую снежинку на которой написано послание зимы

 Слушают послание Зимушки-зимы.

Находят на столе шар с угощением.

Выбирают снежинку, соответствующую настроению, размещают на зимней иллюстрации. Прощаются.

Используемые интернет ресурсы:

 

Зимний фон: https://azb74.ru/images/sourcepic/jpeg/1/19c_enl.jpg

Фон со снежинками: https://avatanplus.com/files/resources/original/57f0935b3624515783bf9c56.jpg

Что бывает зимой: https://mersibo.ru/sites/default/files/Что%20бывает%20зимой.png

Горка: https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1612832174_84-p-fon-ledyanoi-gorki-100.jpg

Загадки про зиму: https://vsedlyaprazdnika.ru/zagadki-pro-zimu-2-klass.html

Пальчиковая гимнастика: https://nsportal.ru/node/5878415

Физминутка: https://www.youtube.com/watch?v=QtpDHlt2jNc

Картинка «Чего не бывает зимой»: https://mersibo.ru/mersiteka/chego-zimoy-ne-byivaet

Снежинка: https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614546642_3-p-snezhinki-na-belom-fone-3.png

Скороговорки: https://vse-skorogovorki.ru/novogodnie

Зимний лабиринт: https://simdou105.crimea-school.ru/sites/default/files/images/wp/2020/12/zimnie-labirinty_page-0006.jpg

Дети: https://education-events.ru/wp-content/uploads/2020/12/4495adac1d51b8af5aee9062c64ce131.png