Для педагогов-психологов
Данная страница содержит полезные материалы для педагогов-психологов по психокоррекционной работе с детьми и взрослыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальная программа психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ | 52 КБ |
конспект занятия для подростка с овз | 54 КБ |
групповая супервизия | 9.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная индивидуальная программа психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ
Составитель педагог-психолог ППМСЦ АР Федорова Н.И.
Программа была реализована в 2016-17 учебном году на базе МБУ«Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района»
Пояснительная записка.
Программа по индивидуальной психолого-педагогической помощи для девочки-подростка, 13 лет. Заключение ПМПК: «развитие в условиях множественных нарушений: дефицитарности опорно-двигательного аппарата (с грубыми нарушениями функций передвижения), парциальной недостаточности когнитивного и регуляторного компонента деятельности, тотального недоразвития высших психических функций легкой степени, недостаточности зрительного анализатора, нарушение языковых и речевых функций тяжелой степени». В связи с этим была разработана индивидуальная программа психолого-педагогической помощи. С учетом структуры дефекта предложены специальные приемы коррекции, основанные на взаимосвязи выявленных особенностей нарушений, занятия в условиях сенсорной комнаты, где большое внимание можно уделить работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии.
Данная индивидуальная программа разработана на основе уже созданных программ: О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)», «Программы коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты» ДО г. Москвы психолога Пономаревой Г.А., а также программы «Подросток. Встречи с самим собой» ППМСЦ АР.
Основная цель психолого-педагогической работы – улучшение адаптации в окружающем мире.
Задачи программы:
- смягчение эмоционального дискомфорта с помощью формирования
приемов релаксации и осознавания своего тела;
-осознавание своих телесных ощущений и переживаемых чувств;
-развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения;
-обучение навыкам взаимодействия с окружающими;
-повышение навыков вербальной и невербальной коммуникации;
-развитие уверенности в себе;
-создание условий для формирования внутренних ориентиров поведения.
Структура курса.
В программу входят три блока:
1.Развитие нравственных качеств личности, воли, самопознания и эмоциональной сферы ребенка. (1-9 занятие)
2.Формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими и преодоление трудностей. (10-20 занятие)
3.Повышение самостоятельности и уверенности в себе. (21-28 занятие)
Программа рассчитана на 28 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю в условиях сенсорной комнаты, продолжительность занятия 40 минут.
Примерное календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Входная диагностика | 1 | |
2 | Мои чувства. Что такое мимика. | 1 | |
3 | Радость. Передача радости прикосновениями, жестами. | 1 | |
4 | Грусть. Когда мне грустно. | 1 | |
5 | Страх. | 1 | |
6 | Как справиться со страхом. | 1 | |
7 | Гнев. С какими чувствами он дружит. | 1 | |
8 | Обида. Что она скрывает. | 1 | |
9 | Мои разные чувства. | 1 | |
10 | Кто я? Какая я? Какие другие? | 1 | |
11 | Учусь понимать чувства другого человека. | 1 | |
12 | Кто такой сердечный человек? | 1 | |
13 | Положительные и негативные качества в каждом. | 1 | |
14 | Моя семья. | 1 | |
15 | Трудные родители и трудные дети. | 1 | |
16 | Правила нашей семьи. Мои права и обязанности. | 1 | |
17 | Мои ценности. Копилка ценностей. | 1 | |
18 | Образ физического «Я». Я расту, я меняюсь. Как я выгляжу. | 1 | |
19 | Мои достоинства и недостатки. Как превратить недостатки в достоинства. | 1 | |
20 | Дружба. Как можно подружиться. | 1 | |
21 | Как пережить отказ и потерю друга. | 1 | |
22 | Я умею быть доброжелательной. | 1 | |
23 | Я умею сказать «нет». | 1 | |
24 | Я умею расслабляться. | 1 | |
25 | Я умею учиться на ошибках. | 1 | |
26 | Я умею играть с другими. | 1 | |
27 | Я умею справляться с плохим настроением. | 1 | |
28 | Выходная диагностика | 1 | |
Итого: 28 часов |
Оборудование сенсорной комнаты : сухой душ, сухой бассейн, светильник «Пламя», интерактивный стол с управляемой подсветкой для рисования песком, мягкие модули, дорожка «Здоровье», дорожка «Гусеница», развивающий набор «Дары Фребеля», тренажер «Велосипед», музыкальный центр и музыкальные диски.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи
для девочки-подростка с ОВЗ.
Составила педагог-психолог ППМСЦ АР Федорова Наталья Ивановна.
Занятия проходят в условиях сенсорной комнаты.
Методическое оборудование: стол, стул; мягкий модуль; клубочки с петельками из набора «Дары Ф.Фребеля»; карточки с примерами правил и обязанностей; бланк с буквами алфавита; небольшие фигурки людей и животных (произвольный набор); массажный ребристый мячик; большой мяч-фитбол; музыкальный центр или ПК; музыка для медитации (например, Secret Garden «The Promise»)
Особенности подростка: заключение ПМПК: развитие в условиях множественных нарушений: дефицитарности опорно-двигательного аппарата (с грубыми нарушениями функций передвижения), парциальной недостаточности когнитивного и регуляторного компонента деятельности, тотального недоразвития высших психических функций легкой степени, недостаточности зрительного анализатора, нарушение языковых и речевых функций тяжелой степени.
Тема занятия «Правила нашей семьи. Мои права и обязанности».
Основная цель занятия:
- Познакомить подростка с семейными правилами, правами и обязанностями. Осознать свой вклад в правила семьи и комфорт каждого члена семьи.
Задачи занятия:
- осознавание и смягчение телесных ощущений с помощью приемов релаксации;
-развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
-обучение навыкам взаимодействия с окружающими;
- развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации;
- развитие уверенности в себе и принятие своих особенностей через осознавание их позитивных аспектов;
- создание условий для формирования внутренних ориентиров поведения;
- развитие уважительного отношения к членам своей семьи;
- развитие чувства благодарности и способов проявления заботы о своих близких.
Структура занятия:
1.Приветствие
Упражнение «Пожми руку в ответ»
Упражнение «Мячик здоровается»
2.Разминка
Упражнение с фигурками
3. Основная часть
Упражнение «Функции каждого члена семьи»
Упражнение «Отгадай слово»
Упражнение «Правильные и неправильные правила»
Игра «Правила кошки Симы»
Игра «Футбол»
Упражнение «Медитация- релаксация»
4. Рефлексия
5. Прощание
Ход занятия
1.Приветствие.
- Как ты себя чувствуешь сегодня? Какое твое настроение? Давай поздороваемся руками.
Упражнение «Пожми руку в ответ»
(Попеременное осознанное расслабление и напряжение кистей рук. При выполнении упражнения психолог напоминаеет ребенку, что участвуют только кисти рук, а остальное тело, лицо, плечи, ноги расслаблены. Кисти рук ребенка в руках педагога-психолога).
Сжатие и расслабление правой и левой руки.
Упражнение «Мячик здоровается» (Массаж ладоней ребристым массажным мячиком)
2. Разминка
Сегодня мы познакомимся с правилами. Правила есть везде, даже в той игре, в которую мы только что поиграли. Например, напрягать только кисти рук и расслаблять все тело.
- В каждой семье есть правила. Семейные правила - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды.
- Какие правила есть в твоей семье?
- Давай вспомним членов твоей семьи.
Упражнение с фигурками.
(Для этого упражнения подойдут небольшие фигурки- игрушки зверей, людей, деревянные брусочки, камешки, природный материал или пуговицы разных размеров и фактуры. Упражнение может быть использовано с диагностической целью для анализа ролей и характера взаимоотношений в семье).
Обозначаем и поименовываем членов семьи, выбираем фигурки для каждого из них (мама, папа, бабушка, девочка, кошка). Даем краткую характеристику каждому.
3. Основная часть
Упражнение «Функции каждого члена семьи».
- У каждого члена семьи есть свои правила, обязанности и права. (Обязанности - это то, что каждый должен делать во благо себя и других. Права - это то, что я могу или хочу делать для себя или других, это и удовольствия в том числе ; или то, что другие могут делать для меня. Например, я обязана делать уроки или в выходной день я могу сходить в кино.)
У тебя тоже есть свои правила. (Выбираем примеры обязанностей, написанных на карточках, которые соответствуют каждому члену семьи, выкладываем к каждой фигурке).
- Сейчас мы узнаем, у кого в доме больше всех обязанностей, кто устает больше других, кому требуется помощь или эмоциональная поддержка. Какие правила подходят тебе и что хотелось бы изменить в лучшую сторону? (Обсуждение)
Примеры обязанностей на карточках:
- Готовит еду
- Обижается на других
- Выносит мусор
- Заботится о других
- Лечит меня
- Помогает маме
- Отдыхает
- Смотрит телевизор
- Мусорит
- Убирает за собой
- Убирает за другими
- Сильнее всех устает
- Часто бывает недоволен
- Ловит мышей
- Любит поспать
- Устраивает праздники
- Зарабатывает деньги
- Делает подарки
- Часто болеет
- Самый веселый
- Покупает продукты
- Кричит на других
- Тот, кому требуется моя помощь и т.п.
По итогам работы рассуждаем, чем подросток (с ОВЗ) может помочь.
Т.к. у ребенка есть физические ограничения, делаем вывод, что можно быть более чутким к своим близким, контролировать проявление своих эмоций, благодарить за оказанную помощь. Обсуждаем, как можно проявить благодарность.
Упражнение «Отгадай слово».
Психолог рисует на спине девочки буквы, выводя их пальцем. Перед подростком бланк с буквами алфавита. Девочка угадывает и показывает, какую букву нарисовали. Складываем слово «СПАСИБО».
Упражнение «Правильные и неправильные правила».
(Примеры семейных правил написаны на карточках)
Рассуждаем, какие правила из предложенных подходят, а какие - нет.
Формируем две группы семейных правил.
-Гости должны заранее договориться о своем приходе
- Все двери в доме должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения
- Нужно хранить вещи на своей полке и в своей комнате
- У каждого есть свои обязанности по домашнему хозяйству, соответствующие его возможностям
- Мама жалуется, что никто ей не хочет помогать
- В семье необходимо пользоваться правилом договора
- При конфликте все дуются друг на друга и не разговаривают
- Утром первым встает папа, он всех будит
- Кошку кормит мама
- В нашей семье все друг друга любят поддерживают
- Хлеб всегда покупает бабушка
- Ужин всегда в 18.00
- Свет во всем доме выключают в 23.00.
- В воскресенье вся семья едет на дачу
- Новый год отмечаем дома всей семьей
- В нашей семье каждый может попросить о помощи
- Мама обо всех заботится
- Я должна хорошо учиться
- Мусор выносит папа
- В нашей семье все друг друга благодарят и т.п.
Игра «Правила кошки Симы». (игра авторская)
(для игры понадобится мягкий модуль; клубочки с петельками из набора «Дары Ф.Фребеля»)
-Какие правила есть у твоей кошки?
-Кошка Сима долго спать, свернувшись клубочком, любит потягиваться после сна, лакать молоко. Она - охотница и ловит мышей. Покажи, как потягивается кошка.
- Давай покажем как Сима охотится.
Для этого нужно хорошо спрятаться (за мягкий модуль) и приготовиться к прыжку.
(Разноцветные клубочки с петельками назначаются съедобными и несъедобными «мышками». Психолог медленно ведет клубочек перед ребенком. Девочка в полуприседе, опираясь на мягкий модуль должна поймать мышку. Игру можно усложнить, ускорив темп передвижения «мышки», или, взяв несколько клубочков, поймать клубок только определенного цвета («съедобный»). Можно еще усложнить задание, составить небольшую задачку по результатам «охоты»: например, если Сима съедает по одной мышке в день, а клубочков по числу дней недели, сколько дней она будет голодна, а сколько сыта? Сколько ей нужно поймать мышек еще, чтобы быть сытой всю неделю?)
Игра «Футбол»
(Для игры потребуется большой мяч-фитбол и два стула- это передвижные футбольные ворота, которые могут сужаться и расширяться).
В этой игре тоже есть правила. Какие они? (Бить по мячу только ногами, руками не помогать. Нужно попасть в ворота. Ворота могут перемещаться и становиться шире или уже. Игра продолжается до 10 забитых голов. В игре можно менять правила и передоговариваться).
Упражнение «Медитация- релаксация»
- Мы хорошо поработали и теперь можем отдохнуть.
(Выполняется лежа на мягком модуле, с музыкальным сопровождением Secret Garden «The Promise»)
-Ляг так, чтобы тебе было удобно. Твоя поза спокойна, комфортна. Никто не мешает , ничто не стесняет твоего дыхания. Тело расслаблено, спина чувствует, как она спокойно лежит на подушке, руки удобно расположились вдоль туловища. Ноги расслаблены и лежат удобно. Все тело отдыхает. Закрой глаза.
Прислушайся к своему дыханию. Ты дышишь ровно и спокойно. Делаешь глубокий вдох - и медленный, плавный, глубокий выдох... Вдох - медленный выход... Сосредоточься на дыхании. Оно становится еще более глубоким и спокойным. Вдох - и медленный, спокойный выдох...
Представь, что ты гуляешь по летнему теплому лесу. Твои шаги спокойные, размеренные, неторопливые. Ты медленно и ровно, в ритм своих шагов, вдыхаешь чистый приятный лесной воздух. С каждым вдохом мягкие струи воздуха наполняют легкие... Все твое тело, весь организм… Ты слышишь пение птиц, легкое движение листвы, тебе хорошо и спокойно.
Представь, что пришла к лесной поляне. Здесь можно немного отдохнуть и набраться сил. Ты удобно устраиваешься на мягкой, теплой траве... Твои ноги, туловище, руки подставлены солнечным лучам, а лицо находится в тени. Мысленно посмотри на себя как бы со стороны: как удобно ты лежишь на траве, как твое тело впитывает солнечный свет, а твое лицо - в тени дерева, и только мягкие солнечные блики, проходя сквозь листву, едва заметно касаются его. Твое дыхание ровное и спокойное.
Постепенно, с каждым выдохом, в области груди появляется тепло. Каждый выдох - и солнечное сплетение наполняется внутренним теплом... Представьте, что теплые солнечные лучи согревают все тело, как будто проникают внутрь и образуют вокруг солнечного сплетения мягкую теплую зону... Каждый выдох - и приятные волны тепла и расслабления от солнечного сплетения растекаются по всему вашему телу... Выдох - и теплые волны растекаются в стороны, по мышцам грудной клетки, к спине... Выдох - и приятное тепло наполнило руки... Выдох - расслабляющая теплота спустилась вниз, к ногам, до кончиков пальцев ног... Почувствуй, где в теле самое теплое место, более отчетливо. Ты отдыхаешь...
А сейчас твое внимание сосредоточилось на ногах. Солнечные лучи согревают ступни ног, и поднимаются выше, согревают икры, голени, бедра...
Ноги постепенно становятся теплыми и приятно-тяжелыми... Прислушайтесь к этим ощущениям тепла и тяжести. Ноги теплые, очень теплые и тяжелые. Ноги полностью расслаблены. Ноги отдыхают...
И ты чувствуешь, как теплая волна от прогретых ног поднимается вверх, и сливается с теплом в грудной клетке, постепенно достигая плеч... Солнечные лучи мягко согревают все тело...
И теперь внимание остановилось на руках. Представь, что кисти рук поворачиваются ладонями к солнечному свету. И ловят ладонями теплые лучи. И ладони становятся теплыми, и правая, и левая… И каждый пальчик руки наполняется теплом. И постепенно теплая волна поднимается вверх по рукам, к плечам. Руки становятся теплыми, и тяжелыми... Руки отдыхают...
Волна тепла и расслабления достигла плеч - солнечные лучи согревают плечи. Впитывая тепло, плечи становятся мягкими, расслабленными, теплыми... Тепло и расслабление поднимаются от области плеч к шее... Мышцы шеи постепенно теплеют, расслабляются... Плечи и шея отдыхают...
Ты прислушиваетесь к себе: сейчас все твое тело, согретое теплыми лучами, мягкое и расслабленное... Ты отдыхаешь…
И теперь твое внимание - на области лица. Ты как солнечные лучи сквозь листву мягко согревают твое лицо, и оно расслабляется…И ты улыбаешься себе... Мышцы лица расслабляются... Подбородок чуть опускается вниз, щеки становятся мягкими, губы расслабляются... Веки мягко прикрывают глаза, мышцы вокруг глаз полностью расслаблены... Лицо ровное и спокойное... Лоб ровный и разглаженный... И ты чувствуешь легкое дуновение приятного, освежающего ветерка, и лоб ощущает легкую прохладу. Лоб становится ровным и приятно - прохладным... Все лицо отдыхает...
Прислушайся к себе: ощущение расслабления глубокое и полное... Ты отдыхаете... и набираешься сил.
(Пауза 2 - 3 минуты)
Ты отдыхаешь... Твое тело становится очень легким... почти невесомым... Легкий поток воздуха подхватывает тебя, и ты плавно покачиваешься на воздушной волне...
Ты настолько легкая, что движения тела подчинены ритму дыхания: на вдох воздушный поток чуть приподнимает тебя вверх, на выдохе - слегка опускает вниз... Прислушайся к ритму своего дыхания и мысленно покачивайся в такт дыханию. Вдох - вверх, выдох - вниз...
Ты чувствуешь, что хорошо отдохнула и восстановила свои силы. И этого времени вполне достаточно, чтобы почувствовать спокойствие, уверенность , прилив сил и хорошее настроение. И теперь можно потянуться, сделать глубокий вдох, открыть глаза и вернуться в нашу комнату, чтобы продолжить работу.
4.Рефлексия
- Давай вспомним, с чем мы познакомились на сегодняшнем занятии (перечисляем).
- Сможешь ли ты соблюдать те правила в своей семье, о которых мы говорили?
- Что тебе в этом поможет?
- С каким настроением завершаешь сегодняшнее занятие?
5.Прощание
Предварительный просмотр:
Программа районной творческой группы для педагогов-психологов образовательных учреждений Аксайского района «Психологическая супервизия»
Автор-составитель педагог-психолог ППМСЦ Аксайского района Ростовской области Федорова Наталья Ивановна
Данная программа рассчитана на 1 учебный год и реализуется на базе МБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района"
Пояснительная записка
Супервизия для психолога или для любого специалиста в разделе помогающих профессий- важная отрасль деятельности для продуктивного профессионального роста, для получения поддержки более опытного специалиста. Это важное дело, которое специалист делает прежде всего для своего клиента, улучшая свой профессионализм, решая на супервизии проблематику: стратегий работы со своим клиентом; эмоциональных реагирований во время работы, продуктивных моделей взаимодействия и прочих различных вопросов.
Цель группы:
- Повышение профессионального уровня участников группы.
Задачи:
- Проведение профессиональной групповой супервизии;
- Оказание помощи и поддержки участникам в их профессиональном росте;
- Создание атмосферы для профессионального роста и развития участников группы;
- Приобретение и развитие опыта профессионального супервизирования участниками группы;
- Профилактика эмоционального выгорания.
Предмет работы группы:
- Затруднения в профессиональной деятельности специалиста.
Группа может быть активным ядром профессионального сообщества; центром профессионального общения; местом обмена инновационными идеями, сведениями организационного и юридического характера и любой другой профессиональной информацией.
Форма проведения:
- Группа открытая, с одним ведущим.
Продолжительность заседания группы – 1,5-2 часа.
В зависимости от необходимости форма проведения может быть изменена. Группа может работать в закрытом режиме (например, для обсуждения случаев этических нарушений). Ведущий группы сообщает о такой необходимости заранее.
Участники группы:
- Практикующие специалисты: педагоги- психологи, социальные педагоги, заинтересованные в повышении своего профессионального уровня, личной эффективности. В группе могут присутствовать студенты, клиенты, по договорённости со своим психотерапевтом и ведущим группы
Правила приёма в группу:
- Добровольность, согласие с принципами и правилами работы группы, наличие активной практики в настоящее время.
При необходимости изменения состава участников, решение принимается ведущим группы.
Принципы работы:
- Соблюдение этики профессионального сообщества.
В своей работе группа опирается на этические нормы специалистов помогающих профессий.
- Конфиденциальность и анонимность.
Все участники группы берут на себя обязательство не обсуждать происходившее на группе вне группы и не разглашать информацию личного характера о клиенте, специалисте и участниках группы. Информация, прозвучавшая на группе, может обсуждаться только с участниками группы. В целях соблюдения безопасности и анонимности для клиента участник группы, предоставляющий случай, меняет данные личного и профессионального характера, а также любые другие данные, позволяющие опознать клиента, пациента.
- Работа на запрос специалиста.
Работа группы направлена на удовлетворение запроса участника, предоставляющего случай. Группа стремится работать в рамках проблем, заявленных супервизирующимся. Расширение рамок работы возможно только при осознанном согласии участника, предоставляющего случай на супервизионное рассмотрение. Ведущий следит за соблюдением работы в рамках запроса.
- Осознанность.
Осознанное понимание процессов консультирования, психотерапии их вербализация – дорога к профессиональному росту. В фокусе внимания группы и обсуждения с участием всех членов группы может оказаться любой процесс, происходящий на группе и связанный с группой.
- Ответственность.
Участники группы принимают на себя всю полноту ответственности за свои действия и их последствия в рамках работы группы и вне группы.
Правила работы группы:
- Правило конфиденциальности и анонимности.
Ведущим группы и участниками прекращаются любые действия, способные повлечь нарушение принципа конфиденциальности. Запись ведётся только с разрешения участника, предоставляющего случай к рассмотрению. Мобильные телефоны отключаются. Участникам рекомендуется спрашивать разрешение клиента на предоставление случая к супервизионному рассмотрению. В случае невозможности получения этого разрешения (уход клиента, удалённость контакта и т. д.) специалист принимает меры к сохранению анонимности для клиента. Анонимность и конфиденциальность это ответственность специалиста, предоставляющего случай к рассмотрению. В ситуации очного супервизирования – её разделяют все участники группы. На период предоставления супервизионного случая группа закрывается.
- Правило «Стоп».
Участник группы имеет право прервать обсуждение вопроса в случае его болезненности или нарушения принципов группы. Участники внутреннего круга могут вывести из состава группы любого члена нарушающего правила группы.
- Правило ведения.
Участник, предоставляющий случай к рассмотрению, приобретает права ведущего группы. Он может определять уровень работы, контролирует соблюдение правил группы, формирует заявку, следит за временем.
- Правило расшифровки термина.
В случае употребления участником группы термина, непонятного другому участнику, он может попросить его расшифровать или заменить другими словами.
- Правило соблюдения заявки.
Участники стремятся выполнять заявку супервизирующегося и задавать вопросы, позволяющие получить информацию, необходимую им для ответа на запрос.
Оценка качества работы производится исключительно по запросу специалиста, предоставляющего случай.
- Правило задавания вопросов (безоценочность).
Если в вопросе есть скрытые и открытые утверждения, вопрос может сниматься с обсуждения. Ведущий следит за соблюдением правила. При необходимости может остановить обсуждение.
- Роль ведущего группу супервизора.
Ведущий группу супервизор следит за соблюдением правил группы. Обращает внимание группы, если правила нарушаются или возникает опасность их нарушения. Помогает предоставляющему случай соблюдать рамки времени, этические нормы, цели и этапы работы группы, интерпретирует динамику группы.
Варианты работы группы:
1. Супервизия.
Основной вариант работы группы. Группа создана с целью оказания и получения супервизионной помощи, поддержки специалиста в сложных для него ситуациях. Направлена на повышение качества работы специалиста.
2. Презентация.
Рассмотрение случая успешной работы. Презентующий предлагает случай к рассмотрению с целью демонстрации интересных и эффективных моментов работы. В группе обсуждаются процессы и результаты работы с клиентом, пациентом. Также к презентации допускаются осознанные случаи неэффективной работы для предотвращения повторения.
3. Очная супервизия.
Работа с клиентом в присутствии или при участии группы. Осуществляется по предварительной договорённости с ведущим.
4. Круглый стол.
Обсуждение актуальной для профессионального сообщества темы. Ведущим круглого стола является ведущий группы.
Этапы работы группы:
- Представление участников;
- Отбор заявки на работу. Определение варианта работы, последовательности и времени выполнения;
- Представление случая;
- Этап вопросов;
- Этап высказываний участников, который завершается высказыванием ведущего;
- Этап обратной связи. Участник, предоставлявший случай, даёт обратную связь в отношении высказываний других участников;
- Завершение. При необходимости ведущий завершает рассмотрение случая интерпретацией групповой динамики.
Уровни работы группы:
1. Клиентский.
Внимание группы сосредотачивается на клиенте и процессах, происходящих с ним. Обсуждаются мнения, сформированные на основании представленного случая. Предлагаются варианты работы с клиентом.
2. Супервизионный.
Внимание группы сосредотачивается на процессе консультирования, психотерапии, взаимодействии между клиентом и консультантом, психотерапевтом, способам и результатам работы. Обсуждаются возможности улучшения качества работы данного специалиста с данным клиентом, пациентом.
3. Личностный.
Во внимание попадают все возможные затруднения, проблемы специалиста, отражающиеся на качестве его работы.
Результатом работы группы супервизии могут быть:
- снижение эмоциональной включенности в клиента;
- улучшение эмоционального состояния специалиста за счёт коллегиальной поддержки и совместной проработки трудных случаев;
- отреагирование чувств;
- расширение видения самого себя, осознание собственных «слепых пятен», психологических защит; переносов и контрпереносов;
- развитие навыков защиты от «эмоционального выгорания»;
- осознание терапевтической значимости межличностных отношений и их границ;
- психологическая поддержка;
- развитие гибкости в работе, выработка своего собственного профессионального стиля;
- снижение тревоги по поводу собственного несовершенства;
- личностный рост.
На 2017-18 учебный год для педагогов-психологов запланировано 6 заседаний районной творческой группы, для формата «Круглый стол» выбраны темы, которые объединяют работу педагога-психолога не только с ребенком, но и с родителями, что благоприятно влияет на психоэмоциональный климат семейной системы в целом.
План заседаний районной творческой группы «Психологическая супервизия» на 2017-18 уч.год
№ | Тема | Ответственный | Дата |
1 | Семейная система как она есть. (Иерархия, структура, цели, этапы развития) | Педагог-психолог Федорова Н.И. |
|
2 | Метод генограммы в семейном консультировании | Педагог-психолог Федорова Н.И. | |
3 | Роли в семейной системе (нарушение иерархии, парентификация) и их отражение на психоэмоциональном состоянии ребенка. | Педагог-психолог Федорова Н.И. | |
4 | Метод системных расстановок в индивидуальном консультировании. Диагностика благополучия семьи на фигурках. | Педагог-психолог Федорова Н.И. | |
5 | О чем может говорить поведение ребенка. Симптом-функция. | Педагог-психолог Федорова Н.И. | |
6 | Циркулярное интервью как метод работы с семейной системой. | Педагог-психолог Федорова Н.И. |
Список используемой литературы:
1.Варга А. Системная психотерапия супружеских пар. М., Когито-центр. 2012 г.
2.Варга А. Системная семейная психотерапия. М., Когито-центр. 2009 г.
3.Никольская И., Пушина В. Семейная социограмма в психологическом консультировании. С-Пб., Речь, 2010г.
4.Черников А. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М., Класс, 2010 г.
5.Олифирович Н., Вилента Т., Зинкевич-Куземкина Т., Терапия семейных систем., С-Пб., Речь, 2012г.
6.Сатир В. Семейная терапия. М., Институт общегуманитарных исследований., 2008г.
7.Теория семейных систем Мюррея Боуэна. под ред.Бейкер К., Варги А. , М., Когито-центр. 2012 г.
8.Эйдемиллер Э., Добряков И., Никольская И. Семейный диагноз и семейная психотерапия., С-Пб., Речь, 2007г.
Правила функционирования супервизорской группы взяты с сайта: http://www.supervis.ru/library/document/678504195-pravila-professionalnoy-supervizionnoy-gruppy