Научно-методическая деятельность
Методический семинар (конкурсное задание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_zubkovoy_e.g.docx | 148.3 КБ |
zubkova-e.g.formirovanie-issledovatelskih-kompetentsiy.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Городской этап Всероссийского конкурса
«Учитель года – 2018»
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
учителя географии МБОУ Лицея № 6 г. Невинномысска
ЗУБКОВОЙ ЕЛЕНЫ ГЕОРГИЕВНЫ
«ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО
КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА »
«От успеха в школе - к успеху в жизни»
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов, которые работают в отраслях науки, в вузах, органах внутренних дел. Но сегодня общество и экономика настолько изменились, что практически каждому молодому человеку, продолжившему свое обучение в вузе или колледже, а затем приступившему к профессиональной деятельности, быть грамотным исследователем – жизненная необходимость. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую (поисковую) активность. Трудно назвать образованным взрослого человека, если он в школе не научился работать с различной информацией, не умеет выделять проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, не имеет опыта защиты идей.
Сегодня в условиях ФГОС мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит мыслительно-деятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
В последние десятилетия грань между разными науками размывается, но все, же остаются ещё основополагающие локусы (базы человеческого знания), которые необходимо транслировать из поколения в поколение. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научных знаний, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей.
Но при всем при этом, в школе распространенным явлением становится низкая заинтересованность, снижение значимости и востребованности географии среди обучающихся и их родителей. В процессе работы я убедилась, что использование при обучении географии традиционных методов обучения не дает удовлетворительных результатов и порождает целый ряд противоречий:
- между унифицированными методами преподавания и различным уровнем способности учащихся;
- между большим объемом материала, приобретенным учащимися при изучении предметов и неумением применять полученные знания в практических целях;
- между требованиями к учащемуся уметь видеть, решать проблему и предлагать творческие варианты решения - без решения проблем реальных жизненных ситуаций.
Эти противоречия порождают проблему поиска путей в обучении по формированию метапредметных умений и навыков. И формирование исследовательских компетенций может стать тем звеном установления ценностных, мотивационных установок, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.
Отсюда, цель: создание организационно-педагогических условий для формирования исследовательских компетенций в условиях ФГОС ООО по географии.
Задачи:
- организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность обучающихся с учителем и со своими сверстниками нам основе конкретной практико-значимой исследовательских ситуаций;
- способствовать повышению уровня познавательного интереса обучающихся путем введения проектной формы деятельности;
- повысить степень овладения обучающимися программного материала по учебному предмету «География» в условиях учебных ситуаций сотрудничества и сотворчества, которые способствуют формированию ассоциативности мышления, обеспечивают прирост универсальных учебных действий;
- содействовать проявлению умений самостоятельно и осознанно использовать различные средства (речевые, графические, знако-символические) в соответствии с задачей формирования функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде для отражения потребностей, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, тем самым повысить мотивацию к учению обучающихся не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Формированию исследовательской компетенции посвящены труды профессора А.С. Обухова (соавтора концепции развития исследовательского подхода в образовании), доктора психологических наук, профессора И. А. Зимняя, которые рассматривают исследовательскую компетентность обучающихся, как результат грамотно спланированной исследовательской деятельности (написание исследовательской работы, постановка и анализ результатов эксперимента и т. д.). Кандидат педагогических наук С. И. Осипова (автор работ по педагогическому мастерству) представляет исследовательскую компетентность в качестве интегрального личностного качества, выражающегося в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний.
Доктор педагогических наук А. В. Хуторской рассматривает исследовательскую компетенцию, как совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности, в ходе которой осуществляется трансляция культурных ценностей, а результатом является формирование мировоззрения.
Структурировано работу над формированием исследовательских компетенций учащихся можно представить в виде модели:
Первый и второй ярусы определяют стратегическое направление формирования исследовательской компетенции, верхний, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и т.д.), является педагогическим искусством и индивидуально-специфичен для каждого педагога.
Используемые методы обучения для формирования исследовательских
компетенций
Методы исследования по форме представляемых материалов:
- статистический;
- картографический.
Методы исследования по тематике представляемых материалов:
- географические;
- социологические;
- экономические;
- математические методы исследования.
Применение этих методов позволило мне перейти к моделированию многих физико- и экономико-географических явлений и процессов. Так, например: при изучении темы 7 класса «Строение земной коры» мы вместе с учащимися создаем модель движения литосферных плит, расхождения и их положения в будущем на основе применения картографического метода.
Исследовательский эксперимент занимает важное место в работе формирования исследовательских компетенций путем создания соответствующих искусственных условий при использовании готового источника информации, представленных учителем средств обучения. Так, после посещения Невинномысской ГРЭС учащимися были проведены эксперименты по сравнению эффективности источников света на основе следующих параметров: тип источника, мощность, светоотдача, ресурс, индекс цветопередачи при учете ценовой политики на настоящий момент. В результате которых были разработаны рекомендации для населения города по использованию различных видов источника света как в быту, так и в производственных (включая здание лицея) помещений.
Таким образом, все в совокупности помогает сформировать общую исследовательскую компетентность учащихся, как часть ключевых, универсальных компетенций образованного молодого человека.
Для себя я выделяю три уровня формирования исследовательской деятельности в зависимости от способностей учащихся.
Наименование уровня | Характеристика уровня | Тематика и виды исследовательских работ | |
1 уровень | Реферативный | Определение круга вопросов и опыта деятельности, которым школьник должен обладать (формирование ценностно-смысловых и общекультурных компетенций). | Подготовка сообщений, написание рефератов, мультимедийные презентации «Естествознание», «Чудеса России», «Чудеса природы XXI века». |
2 уровень | Методологический | Проведение деятельности практической направленности, определяется уровень знаний и умений, организации целеполагания, планирования, анализа новых подходов к исследовательской деятельности, включая самостоятельную познавательную деятельность. | Составление законопроекта, бизнес-плана, проект оформления или макет кабинета, школьного двора, другого помещения или пространства, |
3 уровень | Мировоззренческий | Определение уровня решения проблемы иными, новыми способами, рефлексия, самооценка собственной исследовательской деятельности. | Социальные проекты, проекты «Качество жизни населения на примере промышленного города Невинномысска», «Влияние визуальной среды города Невинномысска на жителей (на примере учащихся МБОУ Лицея № 6)» |
Исследовательский метод проектной деятельности имеет множество положительных моментов:
- большее количество участников;
- возможность выбора темы и руководителя;
- «погружение» в тему, так как работа может выполняться в течение длительного времени;
- наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя;
- необходимость развития навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру;
- постепенное приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей;
- тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.
Из вышесказанного следует, что при условии педагогически продуманной организации проектной деятельности могут быть востребованы практически любые индивидуальные способности ребенка, реализованы их личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Критерием оценки результативности данного подхода по формированию исследовательских компетенций учащихся считаю: повышение качественной характеристики обучения школьников по сравнению с прошлыми учебными годами, успешность участия в тематических, творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня. Мои учащиеся с желанием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий в рамках «Недели естественных наук» в Лицее, уроках географии на конкурсе «Учитель года» (отражено в презентации).
Многие обучающиеся при выполнении проектов выходят за рамки предмета физической и социально-экономической географии, и поэтому возникла необходимость расширить их область познания посредством участия в надпредметном проекте «Основы финансовой грамотности». Данная программа внеурочной деятельности является средством реализации Национальной программы Российской Федерации «Дружи с финансами», основная задача которого — помочь российским гражданам вести себя более ответственно по отношению к личным финансам и качественно распоряжаться ими. Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, так как, финансовая грамотность оказывает сильное влияние на жизнь конкретного человека, так как формирует его способность:
• обеспечить себя и свою семью;
• инвестировать в свое будущее и будущее своих детей;
• развить и реализовать свой творческий потенциал и проявить себя достойным гражданином общества.
В рамках дополнительного образования мною разработан курс «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 10 класса, который позволяет формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие компетенций обучающихся и финансовую культуру. Курс рассчитан на 35 часов в год, одно занятие в неделю, где обучающиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи, что позволяет им добиваться значительных успехов.
Результатами работы Всероссийского проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках апробационной площадки в Ставропольском крае с сентября 2017 года являются:
– участие в краевом проекте «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе общего и дополнительного образования» по теме «Методика обучения и технология проведения кейс-игры «Азбука финансовой грамотности»;
- представление проекта «Жизнь после ЕГЭ…» на краевом семинаре по методике обучения и технологии проведения кейс-игры «Азбука финансовой грамотности»;
– участие в краевом семинаре «Азбука финансовой грамотности» в рамках проекта «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе общего и дополнительного образования», по теме «Освоение методики организации процесса изучения финансовой грамотности посредством интерактивных форм – финансовые бои и коммуникативный турнир – в формате чемпионата среди школьников»;
Команда города Невинномысска «НДСки» в составе 6 человек обучающихся МБОУ Лицея № 6 десятиклассников - Плотвин Алексей, Подогова Алина, Никифорова Кристина, девятиклассницы Бураковой Екатерины) и учащихся МБОУ СОШ № 11 участвовали в практическом этапе и заняли II место в коммуникативных и I место в финансовых боях среди 3 команд.
- участник мероприятия проводимого в рамках проекта «Создание и распространение информационных материалов и проведение информационных мероприятий по актуальным вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг в Ставропольском крае», краевая программа «Повышение финансовой грамотности населения Ставропольского края» на базе ФГАОУ ВО «СКФУ» Юридического института;
- выступление на региональной научно-практической конференции «Реализация программ финансовой грамотности в образовательных организациях Ставропольского края: опыт и перспективы»;
- участие в краевом Чемпионате по обучающей интерактивной командной игре для учащихся образовательных учреждений «Не в деньках счастье» на базе РАНХиГС Северо-Кавказский институт - II место в полуфинале;
– участие 3-х команд в пешеходном семейном квесте «Дружи с финансами 2017: Невинномысск» в рамках всероссийской Недели сбережений 2017 года в поддержку национальной программы повышения финансовой грамотности населения. Победа в квест-игре (Буракова Е. (9 кл.), Подогова Алина (10 кл.), Зубкова Е.Г. – руководитель команды)
– участие в дистанционном Международном конкурсе «Финансовая грамотность» (5-11 классы).
Дополнительным результатом формированию исследовательских компетенций, является не только приобретение обучающимися навыков наглядного представления изученного материала и структурирования информации, решения проблем ограниченными средствами, но получение и учителем и учениками удовольствия от необычности полученного результата.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий…» (Федеральный компонент государственного стандарта ) Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность знаний в области предмета «География». Цель: Презентация использования эффективных элементов современных педагогических технологий в собственной педагогической деятельности на уроках географии и во внеурочное время. Задачи: Формирование исследовательских компетенций лицеистов для достижения личностных и метапредметных результатов. Создание благоприятных условий для развития лицеистов в интересах личности, общества , выявление и поддержка способных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления; Формирование собственного педагогического стиля учителя географии. Создание условий для развития творчества учащихся, самоопределения и самореализации, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе Лицея № 6
ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ: Создавать условия для поддержания и развития поисковой активности школьников Создавать условия для овладения учащимися навыка ми исследовательского поведения Создавать условия для развития исследовательского типа мышления Выявлять и создавать условия для развития исследовательских способностей СПОСОБСТВОВАТЬ СТАНОВЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
Учёным можешь ты не быть, но уметь думать и отстаивать свою позицию ты обязан! Исследовательская позиция личности проявляется и развивается в ходе самостоятельной исследовательской деятельности Исследовательская деятельность – целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
Виды исследовательской деятельности Монопредметная Межпредметная Надпредметная
ФОРМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОЧНЫЕ ВНЕУРОЧНЫЕ Урок-исследование Олимпиады Урок-лаборатория Школьное НОУ Урок-проект Интеллектуальный марафон Урок-путешествие Предметные конкурсы
УРОВНИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Информационно-реферативные Проблемно-реферативные Экспериментальные Природно-описательные Исследовательские
Типологические признаки Типы проектов Примеры По доминирующей деятельности Исследовательские Поисковые Творческие Ролевые, игровые Прикладные Информационные «География молока г. Невинномысска» «Первые люди на Ставрополье» «Традиции и праздники Лицея № 6» Создание тематических кроссвордов «Экологическое образование» «Часы энергии» По предметно-содержательной области Монопроекты Межпредметные «Качество жизни населения» «Семья, как демографический показатель» По количеству участников Личностные Парные Групповые «Тайна рождения звезды» «Народное творчество в России» «Энергетика в пазлах » По продолжительности выполнения проекта Краткосрочные Средней продолжительности Долгосрочные Тематические презентации «Вулканы» Участие в международном конкурсе PlayEnergy «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь» Китайская пословица
2014 – 2015 учебный год VIII соревнование молодых исследователей в Северо-Кавказском федеральном округе «Шаг в будущее» (17.11 - 21.11.2014 г.г.) Демещук Эллиза (9 кл .) - диплом I степени, секция социально-гуманитарные и экономические науки (социология); Юдина Катарина (11 кл .) - диплом II степени, секция социально-гуманитарные и экономические науки (экономика и менеджмент). Всероссийская олимпиада (муниципальный этап) Юдина Катарина (11 кл .) - призёр ( II место) по географии (13.11.2014 г.); Юдина Катарина (11 кл .) - призёр ( II место) по экологии (19.11.2014 г.); XIV Городская научно-практическая конференция (24.03.2015 г.): Демещук Эллиза (9 кл .) - диплом III степени, секция географии и экология, диплом III степени, секция истории и обществознания; Черкасов Вячеслав (5 кл .) - диплом II степени, секция географии и экологии, сертификат участника секции валеологии . XXVI Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников (15.04.2015 г.): Черкасов Вячеслав (5 кл .) - диплом I степени, секция биология (биомедицина, биотехнологии); Демещук Эллиза (9 кл .) - диплом III степени, секция обществознании (социология); Юдина Катарина (11 кл .) - сертификат участника, секция география.
2015 – 2016 учебный год Городская научно-практическая конференция школьников «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья» (30.10.2015 г.) Черкасов Вячеслав (6 кл .) - диплом II степени; Легенький Евгений (5 кл .) - диплом II степени. Конкурс социальных проектов вопросам ЖКХ и энергосбережения игры «ЖЭКА» - диплом абсолютного победителя муниципального этапа (19.11.2015 г.); - диплом II степени за победу в региональном чемпионате по социальной интерактивной игре «ЖЭКА» (04.12.2015 г.). Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Северо-Кавказском федеральном округе (16.11 - 20.11.2015 г.г.) Демещук Эллиза (10 кл .) - диплом II степени, секция социально-гуманитарные и экономические науки (социология); Легенький Евгений (5 кл .) - диплом III степени, секция естественные науки - биология (биомедицина, биотехнологии). XVIII городская научно-практическая конференция городского конкурса исследовательских и поисковых работ по краеведению «Отечество-2016» (11.03.2016 г.) Легенький Евгений (5 кл .) – сертификат Черкасов Вячеслав (6 кл .) - сертификат
2015 – 2016 учебный год XV Городская научно-практическая конференция (24.03.2016г.) Демещук Эллиза (10 кл .) - диплом III степени, секция географии и экологии, диплом II степени, секция истории и обществознании; Черкасов Вячеслав (6 кл .) - диплом II степени, секция географии и экологии. XXVII Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников (13.04.2016 г.) Черкасов Вячеслав (6 кл .) - диплом I степени, секция биология (биомедицина, биотехнологии) Демещук Эллиза (10 кл .) - диплом III степени, секция обществознание (социология). III тур городского интеллектуального краеведческого марафона (29.04.2016г.) Башкова Валерия (8кл.) - диплом I степени; Лазева Дарья (6 кл .) - диплом II степени; Струкова Ванесса (6 кл .) - диплом III степени.
2016– 2017 учебный год Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Северо-Кавказском федеральном округе (15.11 - 16.11.2016 г.г.) Нагорная Алёна (5 кл .) - диплом II степени, секция естественные науки - биология (биомедицина, биотехнологии); Подогова Алина (9 кл .) - сертификат участника, секция естественные науки – экология. XXII краевая научно-практическая конференция «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья» Нагорная Алёна (5 кл .) - диплом III степени Подогова Алина (9 кл .) - диплом II степени. XVI городская научно-практическая конференция школьников Кондратенко Богдан (5 кл .) - диплом II степени Подогова Алина (9 кл .) - диплом III степени. Конкурс знатоков природы « Эко-эрудит – 2017» Команда « Экос »- диплом II степени Молодёжная научно-познавательная игра «Наука +» (1/8 финала) Команда « Экос » - диплом I степени. Международный проект « PlayEnergy - 2016» Команда «Лицей +» - диплом III степени регионального этапа.
2016– 2017 учебный год Всероссийская олимпиада (муниципальный этап) по географии (10.11.2016 г) Черкасов Вячеслав (7 кл .) - ПОБЕДИТЕЛЬ; Малов Андрей (7 кл .) – призёр; Лукьянова Ольга (7 кл .) – призёр; Струкова Ванесса (7 кл .) – призёр; Кузенков Егор (7 кл .) – призёр; Долгова Лидия (7 кл .) – призёр; Ганноченко Олеся (7 кл .) – призёр. Молодёжная научно-познавательная игра «Наука +» (1/4 финала ) Команда « Экос » - диплом II степени. Краевой чемпионат среди школьников «Азбука финансовой грамотности» I место в финансовых боях, II место в коммуникативных боях. Молодёжная научно-познавательная игра «Наука +» (1/2 финала) Команда « Экос » - диплом I степени. 2016– 2017– 2018 учебный год 2017
Как хорошо, что в мире есть такие дети, Как хорошо, что вместе с ними Я! Учителями славится МОЯ РОССИЯ! И звонко слышно шепот губ «УЧИТЕЛЬ – Я!» «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский