Методическая копилка

Зубкова Елена Георгиевна

Урок по теме "Топливновно-энергетическая промышленность мира"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №6  г. Невинномысска Ставропольского края

МАГИСТР ГЕОГРАФИИ,

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

ЗУБКОВА  ЕЛЕНА  ГЕОРГИЕВНА.

Тезисы  интегрированного интерактивного урока

по  теме

"ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МИРА.

НА УРОКЕ НАУКИ И ЭНЕРГИИ."

Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности учащихся. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Для того, чтобы заинтересовать школьников предлагаю  использовать проектную деятельность, которая ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проекты предполагают решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Без умения объединять знания разных наук не могут быть решены многие проблемные ситуации.

     Для решения проблемы предлагается система поэтапной подготовки учащихся к проектной деятельности. Как правило, таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий в виде результатов проектной деятельности. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Стимулом создания проектов стала экскурсия  на одно из градообразующих предприятий - «Невинномысская ГРЭС» ОАО «Энел ОГК-5».

     В качестве примера, предлагаю познакомиться с разработкой урока по географии по теме: «Топливно-энергетическая промышленность мира. На уроке науки и энергии». Урок предусматривает непосредственно защиту ученических проектов по данной теме и формулирование соответствующих выводов. Урок может быть использован в 9 классах, после изучения тем «ТЭК» или «Электроэнергетика России».

Урок апробирован  на городском уровне с участием городских и краевых СМИ. Результативностью можно считать творческий проект-победитель на региональном этапе Международном конкурса «PLAY ENERGY-2010» (2 премия) и Первая премия на Всероссийском конкурсе.

Тема урока: ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. НА УРОКЕ НАУКИ И ЭНЕРГИИ.

Раздел учебного курса: География отраслей мирового хозяйства. Экономическая  и социальная география мира.10 класс.

Тема в разделе учебного курса: География промышленности.

Количество учебных часов по теме: 6.

Номер урока в теме: 2.

Ведущая идея урока: воспитание и распространение культуры энергосбережения  через создание конкурсных  творческих  проектов.

Главная дидактическая цель: воспитание культуры энергосбережения; формирование интереса к энергосырьевой проблеме  мира через проектную деятельность учащихся.

Задачи урока:

а) образовательная – расширить представления о видах энергии (тепловой, водной, солнечной, геотермальной, соленой и осмотической);  выявить перспективы развития электроэнергетики  в  Невинномысске – городе энергетиков и химиков;  сформировать мотивацию к изучению курса «География»,  темы «География промышленности»; углубить понимание  характеристики  электроэнергетики мира -  как основы современного хозяйства;

б) развивающая  – способствовать формированию информационной, коммуникативной, проектной компетентности  учащихся; развивать  самостоятельность при получении новых знаний и умение  публично защищать результаты творческой деятельности, высказывая свою точку зрения по вопросам данной темы, решать нестандартные задачи;
в)
воспитательная – создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся по проблеме энергосбережения; воспитание культуры энергосбережения.
Главная учебная проблема урока: обоснование и раскрытие проблем электроэнергетики и эффективность использования альтернативных источников энергии.

Тип урока: урок комплексного применения знаний (урок закрепления).

Вид урока: комбинированный

Форма урока: защита проектов и презентаций.

Технология обучения: приёмы практико-ориентируемые, исследовательские, кейс-технологии, технология аутентичного отношения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: мультимедиапроектор, презентации, атласы, карточки, иллюстрации.

Интеграционные связи: внутрипредметные  (мировое хозяйство, ТЭК России, энергетика Ставрополья и города Невинномысска),  межпредметные (география, история, обществознание, биология).

Логика учебного процесса: мотивация – актуализация комплекса знаний  - проверка самостоятельной работы в виде защиты проектов  - постановка проблемного вопроса – закрепление - анализ

ПЛАН УРОКА:

1.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  И МОТИВАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.        ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ.

3.        АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

4.        РАБОТА ПО ТЕМЕ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

5.        ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

6.        РЕФЛЕКСИЯ.

7.        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Магистр географии                          ЗУБКОВА Е.Г.


Ход урока

Деятельность учителя. Дидактические задачи. Ведущий метод и форма.

Деятельность учащихся.

Методические рекомендации

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И МОТИВАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (1+4мин)

Цель и задачи  этапа: Подготовка к уроку. Психологический  настрой. Репродуктивный.

Создание стимуляционно-мотивирующей ситуации через эмоциональное вступление и личностное отношение к эпиграфу: «Что такое 1 кВт·ч энергии?» (написан на доске).

 Сегодня у нас необычный урок. Урок, для которого нет материала в Ваших учебниках, но очень много можно почерпнуть в окружающем мире. Как Вы можете ответить на наш эпиграф? (слайд 1)

Для чего Вам  может потребоваться 1 кВт·ч энергии?
                - 50 часов слушать радио             - 110 часов бриться электробритвой
               - 2 часа пылесосить                         - 12 часов смотреть цветной телевизор
              - принять 5-минутный душ             - нагреть на 6 градусов полную ванну воды (150 л)

Самоорганизация.

Знакомятся с эпиграфом (написан на доске или слайд), высказывают свое отношение к ведущей проблеме, настраиваются на защиту творческих проектов по отдельным вопросам проблемы и высказывают своё мнение.

II.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ.Стадия вызова.

Значит 1 кВт·ч энергии это много или мало?(слайд 2-4)

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС 21 ВЕКА.Сколько человеку нужно энергии для того чтобы жить в теплых и удобных квартирах, чтобы готовить пищу, чтобы создавать необходимые изделия, пользоваться транспортом, чтобы развлекаться…

Специалисты считают, что к началу 2020 года каждому живущему на Земле понадобится для нормальной жизни примерно 3-4 киловатта мощности. Если учесть, что к этому времени население Земли будет составлять примерно 7,5 миллиарда человек (сегодня нас более  6,5 миллиардов), то примерная величина потребляемой энергетической мощности составит почти 30 миллиардов киловатт. Сейчас в мире общее потребление энергии составляет примерно 10,5 миллиарда киловатт. Следовательно, уже в первой четверти XXI века человечеству придётся установить вдвое больше энергетических источников, чем оно имеет сегодня.Поэтому должна ли нас волновать проблема энергетики?

Поэтому тема нашего урока: «НА УРОКЕ НАУКИ И ЭНЕРГИИ».Какова цель урока?(слайд 5)

На основании слайдов  определяют тему урока,

цели и задачи.

Ответ на вопрос. Выдвижение целей

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Цель и задачи  этапа:  БЛИЦ-ОПРОС  (прием мультимедийной презентации экономит время).Фронтальный.

Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Но прежде давайте вспомним, что мы знаем об энергии из курса географии, физики, нашей экскурсии на ГРЭС.(слайд  6)

1.Чем занимается холдинг ENEL?

2.Что называют  энергией?

3.Что такое электроэнергетика?

4. Какие типы электростанций Вы знаете?

5.Где и когда появилась первая атомная электростанция?  .

6.Где и когда появилась первая в мире ветряная электростанция?

7.Сколько городов может обеспечить теплом и светом  Невинномысская ГРЭС?  

8.Что называют энергосистемой и для чего её создают?

9.День рождения Невинномысской ГРЭС?  

10. На чём работают большинство электростанций  России?

11.Сколько теплоэлектростанций объединяет ОГК -5?

12. Сколько % приходится на альтернативные виды энергии?

13. Когда отмечают День Энергетика?

14. Сколько газа в сутки расходует Невинномысская ГРЭС?

15. Какое место в мире Россия занимает по выработке электроэнергии?

Проверка и коррекция знаний.

Выбор вопросов. Ответы. Индивидуальный.

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ. Проверка и оценка результатов проектной деятельности. (20 мин).

Цель и задачи  этапа: Управление групповой деятельностью учащихся по защите проектов (по ходу защиты формулирование вопросов, высказывание своей точки зрения по теме проекта, оценивать качество работы групп). Осмысление учебной проблемы по результатам защиты проектов и ведения дискуссии. Проблемный.

На пороге XXI века человек все чаще стал задумываться о том, что станет основой его существования в новой эре. Энергия была и остается главной составляющей жизни человека. Люди прошли путь от первого костра до атомных электростанций.

Давайте вспомним современную  структуру  энергетического комплекса  России (слайд 6-7).

ПРАКТИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ. « Преобразование различных видов энергии (механической, световой, энергии химических реакций, внутренней (тепловой)) в ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ». (слайд 8-9)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПРОЕКЫ.    ТЭС.   АЭС.ГЭС.(слайд 10 )

Человечество проявляет поразительную недальновидность, слабо используя альтернативные источники энергии (энергию Солнца, ветра, приливов, внутриземного тепла). Им принадлежит будущее.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ  ПРОЕКТЫ(слайд 11).
      

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА:  «Использование альтернативных источников энергии на Ставрополье и городе» (слайд 11)

Задание (слайд 12): Выделить преимущества и недостатки различных видов энергии.

Подведение итогов, выводы (2 мин). Решение главной учебной проблемы и выход из проблемной ситуации. Структурирование целостной системы знаний по данной теме. Создание условий для нахождения верного решения и его доказательств.

ВЫВОД: Энергетика является жизненно важной отраслью мирового хозяйства. Уровень ее развития тесно связан с научно-техническим прогрессом, с качеством жизни населения различных стран и территорий.Использование альтернативных видов энергии выходит на первое место.

Мы с вами второй год участвуем в международном проекте  PLAYENERGY, конкурсе, который знакомит нас с  путешествием  энергии от её источников до наших домов. Вы проявили себя как исследователи и специалисты высокого класса в вопросах энергосбережения. И разрешите сегодня вручить ДИПЛОМА ОТДЕЛА  ОБРАЗОВАНИЯ за оригинальную творческую идею  - экопроект в рамках международного конкурса «Внимание, розыск: экологические идеи для вашего города» нашей инициативной группе класса, а также ДИПЛОМЫ  и подарки победителям регионального этапа Международного конкурса «Игровая энергия» в рамках проекта «По следам энергии».

Защищают проекты. Задают вопросы проектантам. Дают оценку качества содержания и оформления проектов.

Работа со схемой.

Отчёт лаборантов.

Физические опыты.

Отчеты по видам электроэнергии.

Отчеты по альтернативным источникам энергии.

Отчет-проект и заполнение схемы.

Определение «+» и «-».

Опираясь на жизненный опыт, слайды делаетсявывод.

V. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

Цель и задачи  этапа: Систематизация новых понятий, корректирование свою деятельность.

Овладение источниками энергии всегда было способом выживания человечества. И ныне ее потребление остается одним из важнейших не только экономических, но и социальных показателей, во многом предопределяющих уровень жизни людей. Вот почему иногда говорят, что энергетика управляет  миром.

А теперь, когда Вы являетесь дипломированными специалистами,  Вы сможете помочь в решении проблемы своим младшим товарищам.Попробуйте решить вопрос по КАРТОЧКЕ  (приложение1).

 Оценка собственной деятельности, выявление эмоционально – личностного отношения к уроку. Эвристический метод.

групповая работа по карточкам.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Цель и задачи  этапа: Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания.Репродуктивный.

Вы знаете, что вместе с нами в конкурсе  участвует  интернациональная  команда  из  10 стран. Каких? УЗНАЕМ это, выполнив ШАРАДУ НА КАРТОЧКЕ(приложение 2)

 В каждой стране своя столица, а Вы их знаете? С  электроэнергетикой этих стран мы познакомимся на следующем уроке, а форму урока Вы выберете сами. Каким бы я хотел видеть следующий урок? (слайд 13)

Домашнее задание. При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся   и ориентируясь на технологию аутентичного отношения.

  • Подготовить проекты-презентации по теме «Энергетика стран мира»,
  • Написать эссе на тему: «Электроэнергетика – основа хозяйства мира?»;

Индивидуальная или групповая (по выбору).

Работа с шарадой. (Назвать столицу и государство).

Выбор и запись домашнего задания  (лекция по теме, семинар, защита проектов, эссе)

На этом наш урок подходит к завершению. Теперь мы знаем, как будем работать на следующем уроке. Спасибо.

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.

Отзывы учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



Предварительный просмотр:

Сведения об авторе:                                       Сведения о рецензенте:      

Зубкова Е.Г.                                                     Котлярова Е.А.

учитель биологии                                          зам. директора МБОУ Лицей № 6

МБОУ Лицей № 6                                                      г. Невинномысска

г. Невинномысска

 Ставропольского края                                                                                        

                                         

Рецензия.

             На рецензию представлен подготовленный на конкурс  «Мой  лучший урок»  план-конспект урока по географии   учителя    Зубковой Елены Георгиевны по теме:  «Топливно-энергетическая промышленность».

          При составлении технологической карты урока использовался учебник  «География. Экономическая  и социальная география мира, 10 класс», под ред. В.П. Максаковского.

Тема «Топливно-энергетическая промышленность»  рассматривается учителем с позиции воспитания и распространения культуры энергосбережения через создание конкурсных творческих проектов.

     Изучение метода проектов предопределяет необходимость интегрирования знаний, их применения знания, поэтому данная методика позволила учащимся на более высоком уровне представить целостную картину мира.  Интегрированный урок  явился частным применением интегральной технологии обучения, что показывает высокий уровень владения педагогическим инструментарием Зубковой Е.Г.      Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Важно отметить. что значительный объём информации был получен после экскурсии на одно из градообразующее предприятие «Невинномысская ГРЭС» ОАО «Энел ОГК-5», что свидетельствует о ценности урока в направлении обеспечения прочного и сознательного овладения учащимися системой знаний.

       Урок предусматривает на завершающим этапе защиту ученических проектов по данной теме.

      Данный урок представлен на региональный этапе международном конкурса «PLAY ENERGY» в рамках проекта «По следам энергии». Был апробирован  на городском уровне с участием городских и краевых СМИ. Результативность можно считать творческий проект-победитель и представление проекта на Всероссийский конкурс «PLAY ENERGY – 2010».

Главная дидактическая цель решалась учителем на основе воспитания культуры энергосбережения, формирование интереса к энергосырьевой проблеме  мира через проектную деятельность учащихся.

Структура урока позволяет сделать вывод о чёткости, последовательности и правомерности выбранных блоков в целом.  

Выбранные приёмы и методы обучения (практико-ориентируемые, исследовательские, кейс-технологии, технология аутентичного отношения)  способствуют формированию информационной, коммуникативной, проектной компетентностей учащихся. развитию  самостоятельности при 

получении новых знаний, способствовать развитию творческого потенциала.
        Форма урока: защита проектов и презентаций, направлена на формирование способности у учащихся к развитию творческого потенциала.
          Предлагаемые средства обучения: мультимедиапроектор, презентации, атласы, карточки, иллюстрации, учитывает общие и специфические цели преподавания географии и базируются на основе применения учителем педагогических идей сотрудничества, проблемного и развивающего обучения.

          Анализ представленных педагогом интеграционных связей: внутрипредметных  (мировое хозяйство, ТЭК России, энергетика Ставрополья и города Невинномысска), межпредметных (география; история; обществознание; психология, биология) позволяет сделать вывод о чёткой логики учебного процесса: мотивация – актуализация комплекса знаний  - проверка самостоятельной работы в виде защиты проектов  - постановка проблемного вопроса – закрепление – анализ.

        Активное использование диагностических материалов предоставляет учащимся возможность не только выяснить их отношение к тому или иному виду деятельности, но и осознать степень и потенциал своего развития с точки зрения образовательной перспективы.

Анализ данного урока показывает, что автор обладает системой знаний об особенностях педагогического процесса и образовательных технологий воспитания и обучения.

Анализ данного урока позволяет сделать вывод как об уроке, который может быть рекомендованным к представлению на конкурс профессионального мастерства.

        Зам. директора МБОУ Лицей № 6                           Е.А. Котлярова

 

                 

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                    

                     



Предварительный просмотр:

Тезисы   интегрированного интерактивного урока

 по  теме

" ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА  МИРА.

НА УРОКЕ НАУКИ И ЭНЕРГИИ."

УЧИТЕЛЯ  ГЕОГРАФИИ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

МОУ Лицей №6 г. Невинномысска,

МАГИСТРА ГЕОГРАФИИ

ЗУБКОВОЙ  ЕЛЕНЫ  ГЕОРГИЕВНЫ

Основным результатом образования  должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетентностей в различных сферах: в интеллектуальной, информацион-ной, коммуникативной…(Аспекты модернизации)

Метод проектов является   одним  из наиболее эффективных способов формирования ключевых компетентностей школьников.Социуму нужны  выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Для решения проблемна уроках географии  я использую систему поэтапной подготовки учащихся к проектной деятельности. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Стимулом создания проектов стала экскурсия на одно из градообразующих предприятий - «Невинномысская ГРЭС» ОАО «Энел ОГК-5» и предложение участвовать  в Международном конкурсе «PLAY ENERGY».

Урок предусматривает непосредственно защиту ученических проектов по данной теме и формулирование соответствующих выводов. Урок может быть использован в 9 классах, после изучения тем «ТЭК» или «Электроэнергетика России».

Урок апробирован  на городском уровне с участием городских и краевых СМИ. Результативностью можно считать творческий проект-победитель на региональном этапе Международном конкурса «PLAY ENERGY-2010» (2 премия) и Первая премия на Всероссийском конкурсе.

Тема урока: ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА МИРА. НА УРОКЕ НАУКИ И ЭНЕРГИИ. (10 кл.)

Главная дидактическая цель: воспитание и распространение культуры энергосбережения  через создание конкурсных  творческих  проектов
Главная учебная проблема урока: обоснование и раскрытие проблем электроэнергетики и эффективность использования альтернативных источников энергии.

Тип урока: урок комплексного применения знаний (урок закрепления).

Вид урока: комбинированный

Форма урока: защита проектов и презентаций.

Технология обучения: приёмы практико-ориентируемые, исследовательские, кейс-технологии, технология аутентичного отношения.

ПЛАН УРОКА:

1.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  И МОТИВАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - Создание стимуляционно-мотивирующей ситуации через эмоциональное вступление и личностное отношение к эпиграфу: «Что такое 1 кВт·ч энергии?».

2.        ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ - На основании высказываний, по слайдам  определяется тему урока, цели и задачи.

3.        АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ -БЛИЦ-ОПРОС  с применением мультимедийной презентации. Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

4.        РАБОТА ПО ТЕМЕ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ - Управление групповой деятельностью учащихся по защите практических(физические опыты), теоретических, исследовательских проектов (по ходу защиты формулирование вопросов, высказывание своей точки зрения по темам проекта). Осмысление учебной проблемы по результатам защиты проектов и ведения дискуссии.

5.        ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА -  Выделить преимущества и недостатки различных видов энергии.Решение главной учебной проблемы и выход из проблемной ситуации. Структурирование целостной системы знаний по данной теме. Создание условий для нахождения верного решения и его доказательств.

6.        РЕФЛЕКСИЯ - Оценка собственной деятельности, выявление эмоционально – личностного отношения к уроку.

7.        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - Выбор и запись домашнего задания  (лекция по теме, семинар, защита проектов, эссе)с учетом интереса учащихся   и ориентируясь на технологию аутентичного отношения.

   У  современных  подростков  познавательный  мотив  реализуется,  как  правило,  в  их  хобби  и  самоутверждении  среди  сверстников.  Это  часто  выражается  в  их достижениях  в  информационных  и  компьютерных  технологиях,  что  значительно  повышает  его самооценку    в  собственных   глазах. Таким  образом,  выполнение проектов  учащимися,  позволяет  через  творческую  активность  более  полно  реализовать  личностно  значимые  для   него  цели,  стимулировать  познавательный  процесс  через  практическую  познавательную  деятельность,  через  общение  с  преподавателем  и  со  сверстниками,  побуждать  к  получению  новых  знаний.

«Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления.

Образование есть то,  что  остается, когда все  выученное забыто». Макс Лауэ