Обобщение и распространение опыта работы. Реализация дополнительных профессиональных программ.
Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской деятельности):
- Сертификат участника семинара "Реализация ФГОС в образовательном учреждении посредством внедрения здоровьесберегающих технологий", совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и здоровья детей и подростков ФГБУ "Научный центр здоровья детей" Российской академии медицинских наук. 30.09.2015 г.
- Свидетельство о публикации в электронном СМИ "Реализация преемственности в 5 классе на уроках математики"" 2019 г.
- Презентация лучших конкурсных работ" Правила дорожного движения", Цвет,как средство выразительности.Теплые и холодные цвета"Солнечны свет.2019 г
Распространение опыта через участие в реализации дополнительных профессиональных программ
- Повышение квалификации " Организация оказания первой медико-санитарной помощи обучающимся" ГАУ ДПО СОИРО 2016г
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное образование "Вяземский район" Смоленской области
МБОУ СОШ № 10 г. Вязьмы Смоленской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим приказом от «01» 09 советом 2023 г.
от «29» 08.2023 г. №1 № 62-5/01-10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ»
(духовно - нравственное направление)
1-4 класс
Составитель:
учитель высшей категории Ведерникова О. А.
г. Вязьма
2023г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия» для 1-4 класса разработана на основе требований к результатам реализации ФГОС НОО, с учетом программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова, программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы НОО МБОУ «МШ №1 им. Х.И. Ибрагимова», «Положения о рабочей программе учителя» МБОУ «МШ №1 им. Х.И. Ибрагимова» с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.
Место курса «Театральная студия» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Театральная студия» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 34 часа в год, 2-4 классы -35 ч. в год.
Цели программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
- Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся.
- Развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.
- Формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексорного управления ситуациями межличностного взаимодействия
- Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
- Развивать ритмические способности и координацию движений.
- Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
- Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
- Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
- Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
- Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
- Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
- Расширять диапазон и силу звучания голоса.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно и т.п.).
- Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.
- Пополнять словарный запас, образный строй речи.
- Строить диалог между героями разных сказок.
- Подбирать рифмы к заданным словам.
- Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
- Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
- Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
- Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.
- Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
Форма и режим занятий.
Формы занятий:
- Репетиционные
- Постановочные
- Беседа
- Встреча со зрителем
Этапы занятий:
- игровой тренинг;
- работа по пособию;
- работа с театральным словариком;
- работа в театральных мастерских;
- основы театральной культуры;
- репетиция и показ спектакля;
- подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом:
- работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик изготовление афиш, программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д.
- знакомство с основами театральной культуры.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение сценических представлений, музея, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории.
Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Основные направления работы с детьми.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Студии
«Театральная».
В результате освоения программы учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.
По завершении первого года учащиеся должны знать:
- особенности театрального искусства, его отличия от других видов
искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.
Должны уметь:
- создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах, выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.
По завершении второго года учащиеся должны знать:
- историю появления первого театра под крышей, современный театр,
устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; театральные цеха; виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре.
Должны уметь:
- пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей.
По завершении третьего и четвёртого года учащиеся должны знать:
- театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.
Должны уметь:
- самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; – пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
-создавать пластические импровизации на заданную тему; - сочинять индивидуальный или групповой этюд.
У учащихся будут сформированы:
Личностные результаты.
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 137 часов:
- класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
- класс - 35 ч (1 занятие в неделю)
- класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
- класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Тематическое планирование Первый год занятий.
Этот удивительный мир театра.
№ п/п | Тема занятия | Д | ата | |
П | Ф | |||
1. | Этот удивительный мир театра. Путешествие в театр. |
|
| |
2. | Этот удивительный мир театра. Путешествие в театр. |
|
| |
3. | Путешествие в театр. Давайте поиграем. Театральная игра «Приходи сказка». |
|
| |
4. | Театр снаружи и внутри. |
|
| |
5. | Театр снаружи и внутри. |
|
| |
6. | Театральные профессии. Актёры и актрисы. |
|
| |
7. | Театральные профессии. Костюмер. |
|
| |
8. | Театральные профессии. Художник. |
|
| |
9. | Театральные профессии. Кукловод. |
|
| |
10. | Этика поведения в театре. |
|
| |
11. | Этика поведения в театре. |
|
| |
12. | Этика поведения в театре. Давайте поиграем. Моя любимая игра. |
|
| |
13. | Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис». |
|
| |
14. | Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис». |
|
| |
15. | Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис». |
|
| |
16. | Путешествие по театральным мастерским. |
|
| |
17. | Путешествие по театральным мастерским. В мастерской костюмера и художника. |
|
| |
18. | Путешествие по театральным мастерским. Мастерская актёра и режиссёра. |
|
| |
19. | Все о театре. Сказка «Репка» |
|
| |
20. | Сказка «Репка». Распределение ролей. |
|
| |
21. | Сказка «Репка». Распределение ролей. |
|
| |
22. | Сказка «Репка». Отработка диалогов. |
|
| |
23. | Сказка «Репка». Репетиция. Сцена. |
|
| |
24. | Сказка «Репка». Последний штрих. |
|
| |
25. | Сказка «Репка». Премьера сказки. |
|
| |
26. | Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов. |
|
| |
27. | Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов. |
|
| |
28. | Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов. «Волшебные слова. |
|
| |
29. | Азбука общения. |
|
| |
30. | Азбука общения. |
|
| |
31. | Групповые мероприятия, экскурсии, посещения театра. |
|
| |
32. | Промежуточная аттестация. Просмотр сказок. |
|
| |
33 | Итоговое занятие. Просмотр сказок. |
|
|
Тематическое планирование Второй год занятий.
Театр и зритель.
№ п/п | Тема занятия | Да | та |
П | Ф | ||
1. | Знакомство детей с историей театра. Виды театра. | 03.09. |
|
2. | Виды театра. Кукольный театр. | 10.09 |
|
3. | Виды театра. Драматический театр. | 17.09 |
|
4. | Виды театра. Балет. Опера. | 24.09 |
|
5. | Театры разных стран. | 01.10 |
|
6. | Театры ЧР. | 08.10 |
|
7. | Театр Нурадилова в г.Грозном. | 15.10 |
|
8. | Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер». | 22.10 |
|
9. | Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер». | 29.10 |
|
10. | Зритель в театре. | 12.11 |
|
11. | Зритель в театре. | 19.11 |
|
12. | Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». | 26.11 |
|
13. | Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». | 03.12 |
|
14. | Театральная игра «Приходи сказка» | 10.12 |
|
15. | Театральная игра «Приходи сказка» | 17.12 |
|
16. | Викторина по сказкам А.С.Пушкина. | 24.12 |
|
17. | Викторина по сказкам А.С.Пушкина. | 14.01.2022 |
|
18. | Театральные профессии. Суфлёр. | 21.01 |
|
19. | Театральные профессии. Гримёр. | 28.01 |
|
20. | Театральные профессии. Светооператор. | 04.02 |
|
21. | Театральные профессии. Режиссёр театра. | 11.02 |
|
22. | Конкурс чтецов. | 18.02 |
|
23. | Конкурс чтецов. | 25.02 |
|
24. | Литературный час « Сказка приходит ночью» | 04.03 |
|
25. | Литературный час « Сказка приходит ночью» | 11.03 |
|
26. | Составление сказки, которая приснилась ночью. Оформление альбома с помощью рисунков. | 18.03 |
|
27. | Чтение сказки «Теремок» по ролям, анализ текста. | 25.03 |
|
28-29 | Чтение сказки «Теремок» по ролям, анализ текста. | 08.04 11.04 |
|
30 | Распределение и пробы ролей. | 15.04 |
|
31 | Распределение и пробы ролей. | 22.04 |
|
32 | Разучивание ролей. | 29.04 |
|
33 | Разучивание ролей. | 06.05 |
|
34 | Репетиция и инсценирование сказки «Теремок». | 13.05 |
|
35 | Итоговое занятие. Праздник сказки. Инсценирование сказки «Колобок». | 20.05
|
|
Тематическое планирование Третий год занятий.
Готовимся к выходу на сцену.
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
П | Ф | ||
1. | Сцена и её виды. Знакомство с разновидностями сцен. |
|
|
2. | Сцена и её виды. Знакомство с разновидностями сцен. |
|
|
3. | Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой. |
|
|
4. | Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой. |
|
|
5. | Ознакомление с элементами оформления спектакля театра. |
|
|
6. | Ознакомление с элементами оформления спектакля театра. |
|
|
7. | Знакомство с понятием «декорация». |
|
|
8. | Знакомство с понятием «декорация». |
|
|
9. | Мастерская декорации. Изготовление декораций (деревья, дома и т.д.) |
|
|
10. | Мастерская декорации. Изготовление декораций (деревья, дома и т.д.) |
|
|
11. | Разыгрывание стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный». |
|
|
12. | Разыгрывание стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный». |
|
|
13. | Разыгрывание стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный». |
|
|
14. | Театральная игра. «Обыкновенное чудо» |
|
|
15. | Театральная игра. «Обыкновенное чудо» |
|
|
16. | Театральная игра. Подведение итогов. |
|
|
17. | Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена. |
|
|
18. | Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена. |
|
|
19. | Игра жестов, мимики лица. Управление голосом. |
|
|
20. | Игра жестов, мимики лица. Управление голосом. |
|
|
21. | Наши эмоции. Творческий пересказ сказки. |
|
|
22. | Наши эмоции. Творческий пересказ сказки. |
|
|
23. | Наши эмоции. Творческий пересказ сказки. |
|
|
24. | Попробуем измениться. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. |
|
|
25. | Попробуем измениться. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. |
|
|
26. | Попробуем измениться. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. |
|
|
27. | Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. |
|
|
28. | Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. |
|
|
29. | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. |
|
|
30. | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. |
|
|
31. | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. |
|
|
32. | Репетиция и инсценирование басни Крылова «Кукушка и петух» на сцене. |
|
|
33. | Репетиция и инсценирование басни Крылова «Кукушка и петух» на сцене |
|
|
34. | Итоговое занятие. Показ инсценирования басни Крылова «Кукушка и петух». |
|
|
Тематическое планирование Четвёртый год занятий.
Мы и театр.
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
П | Ф | ||
1. | Сценическая речь. |
|
|
2. | Упражнения на тренировку дыхательного процесса. |
|
|
3. | Упражнения на тренировку дыхательного процесса. |
|
|
4. | Работа над скороговорками. Тренинг со скороговорками. |
|
|
5. | Работа над скороговорками. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. |
|
|
6. | Работа над скороговорками. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. |
|
|
7. | Сочинение истории из скороговорок. |
|
|
8. | Сочинение истории из скороговорок. |
|
|
9. | Мастерство актёра. Разучивание новых скороговорок. Объяснение новых упражнений. |
|
|
10. | Мастерство актёра. Разучивание новых скороговорок. Объяснение новых упражнений. |
|
|
11. | Театральное искусство. Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми. |
|
|
12. | Театральное искусство. Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми. |
|
|
13. | Театральное искусство. Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми. |
|
|
14. | Театральное искусство. Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми. |
|
|
15. | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. |
|
|
16. | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. |
|
|
17. | Играем в слова, или моя Вообразилия. |
|
|
18. | Играем в слова, или моя Вообразилия. |
|
|
19. | Играем в слова, или моя Вообразилия. |
|
|
20. | Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение». |
|
|
21. | Магия слов. Создание спектакля. Игра «Превращение». |
|
|
22. | Магия слов. Создание спектакля. Игра «Превращение». |
|
|
23. | Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. |
|
|
24. | Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. |
|
|
25. | Учимся говорить красиво. Дикция. Тренинг гласных звуков. |
|
|
26. | Учимся говорить красиво. Тренинг согласных звуков. |
|
|
27. | Учимся говорить красиво. Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». Чтение стихотворений с разной интонацией. |
|
|
28. | Учимся говорить красиво. Темп речи: торопимся или медлим. Чтение стихотворений в разном темпе. |
|
|
29. | Рифма. Чтение стихотворений в предлагаемых обстоятельствах. |
|
|
30. | Ритм. Детские считалки. |
|
|
31. | История возникновения ораторского искусства. Выразительное чтение стихотворений. |
|
|
32. | Выразительное чтение стихотворений. |
|
|
33. | Репетиция урока-концерта. |
|
|
34. | Репетиция урока-концерта. |
|
|
Список литературы
- И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
- Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
- Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.
- Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
- Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
- Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
- Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.
- Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998.
- Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.:
Просвещение, 1998.
- Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, 2000.
- Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М.: АРКТИ, 1999.
- Т.Н. Караманенко. Кукольный театр. М. 2001;
- Газета: «Начальная школа», №30, 1999 г;
- Журнал: «Начальная школа» №7, 1999 г.;