коррекционное занятие по теме"Горе,Федоре,горе"

Батерякова Валентина Валентиновна

Коррекционно-образовательные:

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, числительными).

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, речевого дыхания, мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности, инициативности и доброжелательности.

воспитание навыков активности, сотрудничества в игре и на занятии, умения слушать и выполнять инструкцию воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_avtosohranennyy.docx137.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия  по теме  «Горе, Федоре, горе»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, числительными).

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, речевого дыхания, мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности, инициативности и доброжелательности.

воспитание навыков активности, сотрудничества в игре и на занятии, умения слушать и выполнять инструкцию логопеда.

Речевой материал: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, тарелка, нож, вилка, ложка, кофейник, сахарница, бокал, кружка, сковорода, сервиз,

чайная, столовая, кухонная, одноразовая, кофейная, мелкая, глубокая, металлическая, стеклянная, фарфоровая, чугунная, эмалированная, деревянная, железная, пластмассовая, хрустальная, хрупкая, готовить, пмыть, сушить, чистить, расставлять, сервировать, варить, жарить, тушить,кипятить, вытирать.

Предварительная работа:

• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Посуда».• Рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды. • Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», «Финист – ясный сокол», «Дудочка и кувшинчик».

• Просмотр мультфильмов «Каша из топора», «Горшок каши» братьев Гримм. • Разучивание стихотворений: А. Усанова «А у нас», загадок по теме «Посуда», музыкального произведение «Чайник-ворчун».• Дидактические игры: «Что лишнее?», «Ласковые слова», «Скажи наоборот», «Из чего сделана посуда?», «Что где?» и т. д.

СЛ 2

 Добрый день! Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришли к нам! Давайте поприветствуем наших гостей!  

МЫ очень радЫ вас видеть,  Я предлагаю подарить улыбку всем нашим гостям. А самим  чувствовать себя спокойно и уверенно.

СЛ           Дети хором повторяют правило поведения на занятии:

 Внимательно слушай!

Другим не мешай!

Когда тебя спросят, тогда отвечай

СЛ

 Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказке. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.

СЛ

1. Пальчиковая гимнастика.

Начинаем колдовать. пальцы соединили

Двери в сказку открывать, пальцы разъединили

Хоть замочек очень крепкий, соединяем пальцы рук

Металлический и цепкий. повороты вправо, влево,

Мы его сперва покрутим, от себя, на себя

А потом три раза дунем. дуем

Покачаем: раз – два – три. покачиваем

Дверь, замочек отопри! пальцы разъединили.

Сл    вот книга и открылась.

 Сл       Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.

(на экране появляются: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)

. Ребята, назовите какие  сказки К. Чуковского вы знаете?

я вам помогу

дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе») .

Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.

Сл

Ребята, я загадаю вам загадку об этой  сказке, которую вы знаете, а вы попробуйте отгадать:

Сл

 В этой сказке нет порядка.

По дороге без оглядки

утварь из дому бежит,

и бренчит, и дребезжит.

Ах, собрались в путь куда

стол, горшок, сковорода?

Кто кричит им: "Ой-ой!

Воротитеся домой"? Это……

Сл         .- Стук в дверь. (Под тревожную музыку в группу вбегает Федора и плачет). Здравствуй бабушка

Федора: – Здравствуйте ребята! (плачет

Логопед: Бабушка, что случилось, почему вы плачете?

 Федора: (сквозьслезы) От меня убежала посуда.

 Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?

Дети: Это бабушка Федора-

Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора? (Федорино горе)

.Кто автор сказки? Корней Чуковский.

 Федора: Да, вы правы, это я..

Воспитатель: - Ну и натворила ты бед!

Федора: - А посуда мне в ответ:

Оттого – то мы от бабы

     Убежали, как от жабы.

И гуляем по полям,

По болотам, по лугам.

А к неряхе - замарахе, не воротимся!

Что мне делать, как мне быть?

    Чтоб посуду воротить

 Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная)

- А какая она должна быть? (чистая).

 1 ребёнок: - Обещай Федора, что исправишься. Наведёшь дома порядок, выгонишь тараканов, пауков. Надо содержать дом в чистоте, а самой быть опрятной.

2 ребёнок: - А посуду нельзя обижать.

 Надо её в чистоте содержать!

Федора: - Обещаю! Ой, вы бедные сиротки мои.

Утюги и сковородки мои

Вы подите-ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу

,

Логопед- Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, берЕжно

 Воспитатель: - Ребята, надо помочь Федоре. Вы согласны

А чтобы помочь Федоре вернуть посуду, для этого мы будем выполнять разные задания. И поэтому надо подготовиться. Придется много говорить и думать

Сл

Артикуляционная гимнастика. 

Жили были дедушка и бабушка. 
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), 
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТи(втягиваем щёки).

сл

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой

улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). 

сл
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) 
сл

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком). 
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Сл

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), 
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Сл

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). 
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). 
сл

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). 
сл

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой), 
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх). 
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад). 
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Взяли ушки за макушки.

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и

указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки     (большим и указ

Сл

ательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                         (несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                (несильные нажимы пальцами, с постепенным 

Вниз до мочек добежали.         продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:        (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…       (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём  (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём.        указательным пальцами) 

Федора пришла к нам с судуком. Давайте посмотрим что в нем

сл

. Загадывание загадок.

. 1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдает поклон.

                                     чайник

2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы
Глубокая и мелкая
Зовут ее ……….

                                     Тарелкою

3. Ее за ручку мы берем
Чай, кофе из нее мы пьем.

чашка

4. Сделаны из стекла,
Предназначены для чая, сока, молока

стаканы

5. Имеет четыре зуба
Каждый день появляется за столом,
А ничего не ест

вилка

6. Новая посуда, а вся в дырках       Дуршлаг

 

 7.Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их    (ложка)

  8.В ней пожарю я котлету
И картошку без труда,
Испеку блины к обеду,
Ведь она –   
 (сковорода).

 - Ребята, а как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда) Одним словом как можно назвать эти предметы. (Посуда).

Логопед. - Для чего нужна посуда?

Дети – Посуда нужна для приготовления и употребления пищи.

Логопед. Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда.

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут! 

Воспит.

В какю же сторону мы пойдем, чтобы найти посуду.

Давайте выполним зазание – пройдем лабиринт

сл

Картинки по запросу лабиринты для детей 7-8 лет распечатать 

 Сл

hello_html_5550fcbd.jpgКартинки по запросу раскраска тарелкал

Сл

посуду лежащую в траве Назовите

сл

Проводится игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения

Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животик)

Очень важный как начальник! (одну руку на пояс, другую изгибают как носик)

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни-разобьются! (кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке (руки вверх над головой)

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес! (руки вперед как поднос)

-Ребята, каждая посуда имеет свое назначение. ,

Сл

– Как называют посуду, в которой готовят еду? (Кухонная.)
сл

– Как называют посуду, из которой кушают? (Столовая.)
сл

– Как называется посуда для чаепития? (Чайная.)

Сл

- какие столовые предметы вы знаете?
Ну, это простое задание. Теперь выполните другое задание.
 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/629773/img1.jpg

Сл

 Дидактическое упражнение «Что это?»

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

сЛ

сА вы знаете, что тарелки не всегда были такими, какими мы сейчас их привыкли видеть.  я вам расскажу интересную историю.

Раньше, давным-давно люди клали пищу на листья, упавшие с дерева.

 Использовали лист высушенной тыквы, в котором пытались унести воду, 

Пробовали использовать кору ореха

 Это было очень неудобно. Почему, как вы думаете?

(Предположения детей.)

сл

И тогда человек решил сделать тарелку из камня. Но каменные тарелки тоже оказались очень неудобными. Почему?

(Предположения детей.)

Сл

Человек думал, думал и решил сделать тарелку из дерева. Ему стало приятнее и удобнее есть. Почему?

(Тарелка из дерева прочнее и в то же время легкая.)

Сл

У деревянной тарелки появилось много подружек из глины, стекла, пластмассы.

 Сл

Тарелки делают даже из золота и серебра.

Сл

 Давайте посмотрим, из чего сделана наша посуда.

4. Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Сл

Терка из металла – металлическая

Стакан из стекла – стеклянный

Миска из глины – глиненная

    Сл

  Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Нож из стали –

: Здорово, теперь Федора знает что из чего сделано.    

Сл  

ЗАДАНИЕ   Найди 5 отличий

 Воспитатель

)Для каждого продукта есть своя посуда . Давайте расскажем бабушке Федоре, какая посуда для чего используется. А в этом нам поможет игра «Проведи дорожку».

 Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Сл

Масло сливочное положим…(в маслёнку).

Сахар насыпаем…(в сахарницу).

Молоко нальем …(в молочник).

Соль у нас в …(в солонке).

Перец …(в перечнице).

Сл

Хлеб положили в …(в хлебницу).

Фрукты …(в вазе).

Сухари …(в сухарницу).

 Сл

Сок налили …(в кувшин).

Селедку в …(в селёдочницу).

Конфеты к чаю у нас в …(в конфетнице).

Воспитатель: Молодцы. Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Сл

 Зрительная гимнастика в стихах.

Раз –налево, два – направо, три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!

Сл

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Воспитатель: Молодцы!

Сл

6. Игра «Назови ласково» (мяч) 

Логопед: Ребята, а знаете, что я думаю, если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от нее. (

Ты дружочек не зевай

 Да словечком приласкай

Чашка- (Дети: чашечка)

Тарелка- (Дети: тарелочка)

Ложка- (Дети: ложечка)

Чайник- (Дети: чайничик)

Кувшин- (Дети: кувшинчик)

Кастрюля- (Дети: кострюлечка

Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием

. Логопед. Пусть предметов посуды у Федоры осталось не так много, но заботиться о них необходимо. ребята. Помогите помыть

3. Пальчиковая гимнастика:

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров:

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварёшку,

Моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран. 

Сл

7. Физминутка: «Помощники»

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:(Шагать и хлопать по коленям крест на крест)

Кастрюли, (руки на пояс)

Чайник, (одна рука на пояс, другая изображает носик чайника)

Ковшик (руки в кольцо перед собой)

Ложку (кистью руки изобразить движение ложкой)

И большую поварёшку (большой круг руками над головой и вниз)

Моем чашку, моем кружку (трут ладошки друг о друга)

Ставим высоко на сушку (подняться на носочки руки вверх)

Ой! Упала чашка с полки (ладошки к щекам прижать)

Будем собирать осколки (наклоны вперёд

Сл

Игра "Разбитая посуда". Убежала посуда, даже чай попить не из чег 0 пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду.

Сл

ЗАДАНИЕ  Любимый чашка Федоры  среди этой посуды есть любимая чашка Федоры

Любимая чашка ФЕДОРЫ не в цветочек, не в горошек, не оранжевая, не в ягодку не синий  не полосатая не маками

Сл

8. Игра «Сосчитай-ка». (слайд)

Логопед: Ребята, Федора просит, чтобы мы ее научили считать. Научим Федору? (Дети: да, научим.) Показ слайдов. (Дети считают предметы посуды от одного до пяти)

Кастрюля- (Дети: одна  кастрюля, две кастрюли, пять кастрюль)

Стакан- (Дети: один стакан, два стакана, пять стаканов) ;

Ложка- (Дети: одна ложка, две ложки, пять ложек)

Вилка- (Дети: Одна вилка, две вилки, , пять вилок).

. Один острый нож, два острых ножа, пять острых ножей.

Один стеклянный чайник, … … …, … … ….

Одно красивое блюдце, … … …, … … 

 Сл      Игра «Что исчезло?» ….

СЛ           Физкультминутка: «Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на месте)

Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопки в ладоши)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу. (прыжки на месте)

Сл      Игра "Кипит вода".

- Вот и самовар скоро закипит. Давайте изобразим, как бурлит кипящая вода.

 ( дети берут трубочки и стаканчики с водой).

- Сделайте глубокий вдох носом и подуйте в соломинку, не раздувая щек. Логопед: Умницы, вы и с этим заданием справились, пора и чай попить.

Сл

9. Упражнение "Подуем на чай".

Дети вcтают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

- Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на "пар", не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза

Сл   Ребята, а сейчас мы с вами сделаем подарок Федоре Егоровне, пригласим ее за стол и подарим ей песню

IV. Итог. Что мы с вами сегодня делали? Что вам больше всего понравилось на занятии?

Теперь вы знаете, какая бывает посуда,

И, как без нее, нам приходится худо!

Попробуй поесть без тарелки и ложки,

Без миски никак не накормишь и кошки.

Кофейники, чайники, чашки, стаканы

О них вспоминаем мы утречком рано

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи –

             еВсегда всю посуду в порядке держи