Рабочие программы по внеурочной деятельности


Предварительный просмотр:

Приложение  

к основной образовательной программе

основного общего образования

МБОУ «СОШ №7»

                                                                                     приказ от 28.08.2023 № 540

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_____________ И.С.Павлова

Протокол от 28.08.2023

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МБОУ «СОШ № 7»

___________   Н.В.Крохалева

28.08.2023

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ № 7»

__________ Е.О. Куанышев

28.08.2023  приказ № 540

 

 

 

 

 

 Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности  

 «Основы финансовой грамотности»

география

8 класс

 

 

                             

     Составитель рабочей программы:  

Вершинина Л.Я.

учитель географии 

г. Нефтеюганск 2023

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
  • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
  • владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
  • сформированность умения устанавливать причинно – следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
  • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
  • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
  • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс – мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
  • владение знанием: структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

 

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

Происхождение денег, источники денежных средств семьи, контроль семейных расходов, построение семейного бюджета. Знать о происхождении денег, источниках денежных средств семьи. Уметь контролировать семейные расходы. Знать построение семейного бюджета. Уметь пользоваться дебетовой картой. Определять причины роста инфляции. Развивать критическое мышление.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций, финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Знать финансовые организации. Понимать принцип хранения денег на банковском счёте. Знать способы увеличения семейных доходов. Уметь планировать свои расходы и приумножать свои доходы. Уметь рассчитывать реальный банковский процент, уметь отличать инвестиции от сбережений. Уметь анализировать договоры. Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений.

Раздел 3. Риски в мире денег

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться, риски в мире денег. Знать, как справляться с особыми жизненными ситуациями с финансовой точки зрения. Уметь предугадывать риски в мире денег и справляться с ними. Уметь читать договор страхования. Уметь рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию. Уметь пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Банки и их роль в жизни семьи. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Понимать устройство банковой системы. Понимать ответственность и рискованность занятия бизнесом. Уметь читать договор с банком. Уметь рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам. Находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвященных созданию малого бизнеса. Рассчитывать издержки, доход, прибыль. Переводить одну валюту в другую.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Налоги и их роль в жизни семьи, пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Понимать неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет. Уметь находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Планировать расходы на уплату налогов.

Виды деятельности - беседа, рассказ, решение практических задач, проектная деятельность

3. Тематическое планирование

 

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1.

Раздел 1.

Управление денежными средствами семьи

(5 часов)

Деньги: что это такое?

1

2.

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

3.

Какие бывают источники доходов

1

4.

От чего зависят личные и семейные доходы

1

5.

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

6.

Раздел 2.

Способы повышения семейного благосостояния (3 часа)

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

7.

Как оптимизировать семейный бюджет

1

8.

Проектная работа

1

9.

Раздел 3.

Риски в мире денег

(7 часов)

Для чего нужны финансовые организации

1

10.

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

11.

Для чего нужно осуществлять финансовое плани- рование

1

12.

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

13.

Проектная работа

1

14.

Контрольная работа

1

15.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

16.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

(8 часов)

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техно- генные катастрофы

1

17.

Чем поможет страхование

1

18.

Какие бывают финансовые риски

1

19.

Что такое финансовые пирамиды

1

20.

Проектная работа

1

21.

Контрольная работа

1

22.

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

23.

Польза и риски банковских карт

1

24.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодейству ют 11  часов)

Что такое бизнес

1

25.

Как создать свое дело

1

26.

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

27.

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валю- те

1

28.

Проектная работа

1

29.

Контрольная работа

1

30.

Что такое налоги и зачем их платить

1

31.

Какие налоги мы платим

1

32.

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

33.

Контрольная работа

1

34.

Проектная работа

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 1.Лавренова Е., Рязанова О., Липсиц И. Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 32 с. (Учимся разумному финансовому поведению).

2.Лавренова Е., Рязанова О., Липсиц И. Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 32 с. 12.Липсиц И., Рязанова О. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 – 9 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 352 с. (Учимся разумному финансовому поведению).

3.Липсиц И., Рязанова О. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 – 9 классы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 352 с.

4.Лавренова Е., Липсиц И., Рязанова О. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8 – 9 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 56 с. (Учимся разумному финансовому поведению).

5.Лавренова Е., Липсиц И., Рязанова О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8 – 9 классы. – М.: ВИТАПРЕСС, 2015. – 48 с.

6.Рязанова О., Липсиц И., Лавренова Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 152 с. (Учимся разумному финансовому поведению).

Интернет-ресурсы 

 1. Специализированный Интернет-портал программы содействие в создании кадрового потенциала учителей методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: финграмотностьвшколе.рф

2. Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/org/hse/61217342/61217360/mcfc 

3. Сайт национальной программы повышения финансовой грамотности населения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: вашифинансы.рф

4. Сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru 5. Сайт «Хочу. Могу. Знаю». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: хочумогузнаю.рф

6. Союз защиты потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finpotrebsouz.ru/

7. Пенсионный калькулятор. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/eservices/calc/ 

8. Портал по финансовой безопасности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gorodfinansov.ru/ 

9. НАФИ: аналитический центр. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/rossiya-zanimaet-25-e-mesto-po-urovnyufinansovoy-gramotnosti-v-mire/



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

МБОУ «СОШ № 7»

приказ от ________№ ______

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

__________ И.С.Павлова Протокол от  18.04.2022 №5

Управляющий совет

Протокол от 20.04.2022

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР

МБОУ «СОШ №7»

_______Н.В. Крохалева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №7»

________ Т.И. Никитина

Приказ №264 от 25.04.2022

Педагогический совет от  20.04.2022

Рабочая программа

кружка
«Путешествие вокруг света»

уровень образования - базовый

срок реализации 2022-2023 учебный год

                                                       

Оглавление

I.  Пояснительная записка.

II. Общая характеристика учебного предмета.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

V. Содержание учебного предмета.

VI. Календарно-тематическое планирование.

VII. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

I. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к образовательным программам для учреждений дополнительного образования детей»

Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» требованиями к оснащению образовательного процесса.

Образовательной программы школы,

Курс включает 34часа:1час в неделю, согласно учебного плана МБОУ «Иозефовская ОШ»

 Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Целями реализации программы являются:

- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии

- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний, и умений;

- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

- более глубокое изучение отдельных вопросов физической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;

- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  • · ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • - осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
  • - осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;
  • - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
  • - гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • - любовь к своему Отечеству, региону, местности;
  • - гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
  • - уважение к природе, истории, культуре России и других стран, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
  • -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Метапредметные результаты

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. 5–6-й классы;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

V. Содержание учебного предмета.

Примерный учебно-тематический план

Тема занятий

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Великие путешественники

7

3.

Семь чудес света Древнего мира

5

4.

Семь новых чудес света

4

5.

Чудеса природного мира

5

6.

Чудеса России

3

7.

Путешествие по природным зонам

9

Всего:

34

Раздел 1. Введение

Вводное занятие. Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка

Раздел 2. Великие путешественники (7 ч.)

Знакомство с великими путешественниками из разнообразных источников, просмотр видеофильмов, презентаций, обозначение маршрутов путешествий по контурным картам.

Раздел 3. Семь чудес света Древнего мира (5 ч.)

Знакомство с чудесами света Древнего мира. Пирамиды Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды Эфесской. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Раздел 4. Семь новых чудес света (4 ч.)

Знакомство с новыми чудесами света: Колизей (Италия), Великая китайская стена (Китай), Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания), Мачу-Пикчу (Перу), Статуя Христа-Искупителя (Бразилия), Чичен-Ица (Юкатан, Мексика). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Раздел 5. Чудеса природного мира (5 часов)

Знакомство с чудесами природного мира:Амазонка и амазонские джунгли (Юж. Америка), Игуасу (водопад) (Юж. Америка), бухта Халонг (Вьетнам), остров Чеджу (Республика Корея), национальный парк Комодо (Индонезия)), подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) (Филиппины), национальный парк «Столовая гора» (ЮАР). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

Раздел 6. Чудеса России (3 ч.)

Знакомство с чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

Раздел 7. Путешествие по природным зонам (7 ч.)

Зона арктических пустынь («От Арктики до Антарктики), зона тундры («Суровая жизнь в тундре»), зона тайги («Бескрайнее море тайги…»), зона степей («Степь широкая, степь безлюдная...»), зона пустынь («Пройти пустыню – не пустяк…»),зона саванн («Где-то там, на просторе зеленых саванн…»), зона тропических лесов («Тропический лес полон чудес…»). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Изготовление коллажей.

VI. Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема занятия

Раздел 1. Введение (1 ч.)

1

Вводное занятие.

Раздел 2. Великие путешественники (7 ч.)

2

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря»

3

Христофор Колумб. Открытие Америки

4

Фернан Магеллан. Кругосветное путешествие.

5

Исследователи полярных широт

6-7

Тур Хейердал. Путешествие на Кон-тики

8

Подводная одиссея Ж. И. Кусто

Раздел 3. Семь чудес света Древнего мира (5 ч.)

9

10

Пирамиды Хеопса (Гиза, 2550 г. до н.э.)

Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.)

Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г.до н. э.)

11

12

13

Храм Артемиды Эфесской (Эфес, 550 г. до н.э.);

Галикарнасский мавзолей (Галикарнас, 351 г. до н. э.);

Колосс Родосский (Родос, III век до н.э.)

Александрийский маяк (Александрия, III век до н.э.)

Раздел 4. Семь новых чудес света (4 ч.)

14

15

Колизей (Италия), Великая китайская стена (Китай)

Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания)

16

17

Мачу-Пикчу (Перу) Статуя Христа-Искупителя (Бразилия)

Чичен-Ица (Юкатан, Мексика)

Раздел 5. Чудеса природного мира (5 часов)

18

19

20

Бухта Халонг (Вьетнам)

Остров Чеджу (Республика Корея)

Комодо (национальный парк) (Индонезия)

21

22

Подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) Филиппины

Национальный парк «Столовая гора» (ЮАР)

Раздел 6. Чудеса России (3 ч.)

23

Озеро Байкал

24

Долина гейзеров (Камчатка), Столбы выветривания (Коми)

Эльбрус (Кавказ)

25

Петергоф (Санкт-Петербург), Собор Василия Блаженного (Москва)

Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград)

Раздел 7. Путешествие по природным зонам (9 ч.)

26

От Арктики до Антарктики

27

Суровая жизнь в тундре

28

«Бескрайнее море тайги…»

29

«Степь широкая, степь безлюдная...»

30

«Пройти пустыню – не пустяк…»

31

«Где-то там, на просторе зеленых саванн…»

32

«Тропический лес полон чудес…»

33

Игра «Вокруг света»

34

Защита творческих работ

VII. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

1.И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.                                                                                                

2. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение»,2001г.

3.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.                            

4.«Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия»,1988г.
5.«Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.  

6.. Т.С.Майорова «География. Справочник школьника».., М., «АСТ», 2003г.  

7.«Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М., «АСТ», 2004г.

10 Л.Г.Бондарев.«Мир географии».. и др., М., «Мысль», 1999г.

http: // ru.wikipedia.org

http://www.uchportal.ru

   http://pedsovet.su/

  http://school-collection.edu.ru/ цифровые образовательные ресурсы



Предварительный просмотр:

Приложение  

к основной образовательной программе

основного общего образования

МБОУ «СОШ №7»

                                                                                      приказ от 28.08.2023 № 540

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_____________ И.С.Павлова

Протокол от 28.08.2023

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МБОУ «СОШ № 7»

___________   Н.В.Крохалева

28.08.2023

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ № 7»

__________ Е.О. Куанышев

28.08.2023  приказ № 540

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ»

(срок реализации 1 год)

                                                                                                Составитель:

Вершинина Л.Я.., учитель географии

                           

г. Нефтеюганск

2023-2024 уч.год.

Пояснительная записка 

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

             В дальнейшем этот подход был признан односторонним.

Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Основной целью программы является развитие таких способностей у учащихся, которые помогут им для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности  и дадут им максимально реализовать свои потенциальные возможности в своей будущей профессии.

Задачи:

  1. Развивать способности учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов - личного опыта.
  2. Научить ребят из общего потока информации выбирать главную, необходимую для решения проблемной ситуации; для ответа на поставленный вопрос.
  3. Научить учащихся ориентироваться в окружающем мире, уметь делать правильный выбор на пути своего самосовершенствования.

Программа нацелена на развитие (личностные результаты):

-способности человека формулировать, применять и интерпретировать географию в разнообразных контекстах. Эта способность включает географические рассуждения, использование географических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль географии в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину;

-способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

-способности человека осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных нестандартных ситуациях, способствующих улучшению социального благополучия личности и общества, а также возможности участия в решении экономических и социальных проблем жизни.

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:

- читательская грамотность;

- картографическая грамотность;

- креативное мышление.

Программа рассчитана на 1 год обучения (9ые классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает  модуль: естественнонаучная грамотность.

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю. Количество часов на один год обучения в одном класс -  34ч, т.е по 1 ч в неделю.

В 9 классе обучающиеся научатся (метапредметные результаты):

- находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.);

- анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;

-оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания; делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

Данная программа позволит учащимся выпускных 9х классов успешно подготовиться к государственной итоговой аттестации по географии идругим предметам естественно-научного модуля.

Предметные и метапредметные результаты

Грамотность

Читатель

ская

Матема-

тическая

Естественно- научная

Финансовая

Креативное  мышление (9класс)

находит и извлекает информацию  из различных текстов

Находит и извлекает

математическую  информацию в различном контексте

находит и извлекает информацию о

естественнонаучных

явлениях вразлич ном контексте

находит и извлекает финансовую

информацию в различном контексте

Самостоятельно определяет цели обучения, ставит и формулирует новые задачи в учебе и

познавательной деятельности Самостоятельно планирует пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач Соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе

достижения результата, определяет способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректирует

свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Оценивает правильность выполнения

учебной задачи, собственные

применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем

применяет

математические знания для решения разного рода проблем

объясняет и описывает

естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний

применяет финансовые знания для решения разного рода проблем

анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

Формулирует математичес- кую проблему на основе

анализа ситуации

распознает и исследует личные, местные,

национальные,

глобальные

естественнонаучные проблемы в различном

контексте

анализирует информацию в

финансовом контексте

оценивает форму и

содержание текста в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает

математические данные в

контексте лично значимой

ситуации

интерпретирует и оценивает личные, местные,

национальные, глобальные

естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного

содержания

оценивает финансовые проблемы в различном контексте

оценивает форму и

содержание текста в рамках

метапредмет- ного

содержания

интерпретирует и оценивает

математические результаты в контексте национальной

или глобальной

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных,

национальных, глобальных

естественнонаучных проблемах в различном

оценивает финансовые проблемы, делает

выводы, строит

прогнозы, предлагает пути

решения

Личностные результаты

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно научная

Финансовая

Креативное мышление

оценивает содержание прочитанного        с позиции        норм

морали        и

общечеловеческих ценностей;

формулирует собственную позицию        по

отношению        к прочитанному

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе

математических знаний с позиции норм

морали и общечеловечес- ких ценностей

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной

жизни        на                основе естественнонаучных знаний                с        позиции норм        морали        и общечеловеческих ценностей

оценивает

финансовые действия в конкретных ситуациях с

позиции        норм

морали        и

общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

демонстрирует готовность к

саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию.

ситуации

контексте в рамках метапредметного

содержания

возможности ее решения.

Организует

сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и

сверстниками; работать

индивидуально и в группе.

Осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей для  планирования и регуляции своей деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Виды деятельности

Кол.

часов

1.

Введение. Актуальные вопросы.

Диагностика, практикум.

1

2.

Рекорды материков(причинно- следственные связи)

Обсуждение, практикум по выявлению причинно-следственных связей

2

3.

Читаем профили материков

Исследовательская работа, практикум.

2

4.

Приключения по градусной сетке

Практическая  работа.

2

5

Физические испытания на прочность

Урок практикум (решение практических задач по ОГЭ, олимпиад по географии) .Моделирование. Выполнение рисунка.

2

6

Читаем. Выделяем главное. Решаем.

Практикум. Моделирование. Выполнение рисунка.

2

7

«Портреты» стран мира.

Практикум. Моделирование. Выполнение рисунка.

2

8

Россия на карте часовых поясов. Очевидное и невероятное.

Формирование алгоритма решений нестандартных задач

2

9

Государственная территория России. История формирования.

Квест.  Игра-путешествие

2

10

Экологические проблемы России

Практикум. Интерпретация результатов в разных контекстах.

2

11

Удивительный мир рек России

Практикум. Интерпретация результатов в разных контекстах.

2

12

О чем говорят почвы

Практикум. Интерпретация результатов в разных контекстах.

2

13

Многоликая природа России

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

2

14

Климатические катаклизмы

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

2

15

Основные проблемы развития экономики страны.

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

2

16

Модель экономического развития страны

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

2

17

Решение экономических задач.

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

2

18

Подведение итогов. Защита проектов «Творческие задания по развитию функциональной грамотности»

Круглый стол

1

Итого

34

Список литературы.

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: 2 т. Т.1 М.: НИИ школьных технологий ,2006.- 816 с.
  2. Заир –Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: просвещение, 2004.- 175 с.
  3. Сабиева К.У., Мурзалинова А.Ж. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно- математических дисциплин.: Методическое пособие АО «НЦПК «Өрлеу»» ИПК СКО 20014.- 6,8 с.
  4. Галеева Н.Л . Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.: Методическое пособие. М.: 2016.- 126 с.

        



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

МБОУ «СОШ № 7»

приказ от ________№ ______

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

__________ И.С.Павлова Протокол от  18.04.2022 №5

Управляющий совет

Протокол от 20.04.2022

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР

МБОУ «СОШ №7»

_______Н.В. Крохалева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №7»

________ Т.И. Никитина

Приказ №264 от 25.04.2022

Педагогический совет от  20.04.2022

Программа внеурочной деятельности

«Занимательная география». 

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 8 класс

Количество часов: 34 часа

Учитель: Вершинина Л.Я.

г. Нефтеюганск

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.

Цель:  создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки, через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с различными источниками географической информации.

Цель:  развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников; формирование географического образа мира,  своей Родины во всем  многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Задачи:

формирование интереса к географии;

расширение представлений о природе Земли; формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;

развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;

формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

формирование представления об изменениях административной карты РФ;

формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия;

Актуальность курса. На изучение курса отводится 35 часов (1 ч. в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, и др. источниками географической информации, что важно для подготовки к олимпиадам и государственной итоговой аттестации ОГЭ в 9 классе. Изучение курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты». В  будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. Введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.

Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт, графиков, диаграмм, статистических данных.

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География – единственный школьный предмет,  который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения.

Основные принципы построения программы:

преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;

последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;

сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (метапредметная викторина, олимпиада).

Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия, практические занятия, деловая игра. Самостоятельная работа, конкурс, викторина, занятия — презентации.

Программа носит практико-ориентированный характер. Это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы.

Содержание курса «Занимательная география»  направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.


2. Результаты обучения.

Личностные результаты.

-Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

                            Метапредметные результаты.    

Личностные УУД:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,;

Регулятивные УУД:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

-умение управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты.

    Предметными результатами освоения  программы «Занимательная география»” являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Учащиеся будут иметь представление:

- о формировании облика планеты и жизни на Земле;

- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;

- природе материков, океанов, стран;

-- о традициях и обычаях населения стран мира;

- о ценностях культуры данной страны.

Учащиеся должны знать:

- историю формирования нашей планеты Земли;

- знать закономерности формирования географической оболочки.

-знать особенности природы материков

- примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран

Учащийся должен уметь:                                                                                                - - объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;                              - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.                                                                                                                            - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;                                                                    - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;                                                                                                                   - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;                                            - выделять причины стихийных явлений в геосферах.                                                                           - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;                                                                                                                          -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;                                                                             - определять на карте местоположение географических                                                                 - понимать смысла собственной действительности.                                              - формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;                                                                                                                       - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;                                             - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.                                                                                                    Учащиеся будут иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельного выбора будущей профессии,  общения в процессе учебной деятельности.

При проведении занятий  используются следующие формы работы: фронтальная,  индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная, проектная.

Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.

Содержание курса «Занимательная география»  направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

          3.Содержание программы.

Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам (22 часа).

Тема 1. План местности. Топографическая карта (7 часов)

Введение. Карта-второй язык географии. План местности. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий.(Практическое занятие). Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие). Игра “Путешествие по топографической карте”. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Построение профиля рельефа местности.(Практическое занятие). Практическое занятие по топографической карте. (Виктороина:  « Мы  топографы»)

Тема 2. Географическая карта (15 часов).

Географическая широта и географическая долгота. Мы определяем географические координаты (Практическое занятие). Игра. Определи местоположение географического объекта». Политико-административная карта России. Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород. Острова и полуострова  на физической карте мира и России. Моря, заливы и проливы  на карте мира и России. Реки, озера, ледники на карте мира и России. Игра «Географический чемпионат». Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Климатограммы. Практическая работа: Анализ климатограмм и  определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.

Раздел 2. Мы познаем мир (12 часов).

Тема 3.  Путешествуем по странам мира (4 часа).

Страны Европы. Игра «Определи страну» (презентация).Видеопутешествие по странам. Страны Северной и Южной Америки. Страны Азии. Видеопутешествие по странам. ОАЭ, Япония, Индонезия. Страны Африки. ЮАР.

Тема 4. Путешествуем по России (8 часов) 

Арктика. Восточно-Европейская равнина. Карелия. Удивительный  Кавказ. Видеопутешествие по Уралу. Сибирь. Дальний Восток.  Приморье – таежный край. Камчатка. Заповедники России.

4.Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам

22

1

Тема 1. План местности. Топографическая карта.

7

2

Тема 2. Географическая карта

15

Раздел 2. Мы познаем мир

12

3

Тема 3.  Путешествуем по странам мира

4

5

Тема 4. Путешествуем по России.

8

ИТОГО

34

5.  Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

По плану

Факт.

Оборудование

Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам (22 часа).

Тема 1. План местности. Топографическая карта

7

1

Введение. Карта-второй язык географии.

План местности. Топографическая карта.

1

Топографическая карта.

Атласы.

2

Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон».

2

Топографическая карта.

Атласы.

3

Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие).

3

Топографическая карта.

Атласы.

4

Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие)

Игра “Путешествие по топографической карте”

4

Топографическая карта.

Атласы.

Раздаточный материал

5

Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали

Построение профиля рельефа местности.(Практическое занятие).

5

Топографическая карта.

Атласы.

Раздаточный материал

6

Построение профиля рельефа по топографической карте. .(Практическое занятие).

6

Топографическая карта.

Атласы.

Раздаточный материал

7

Практическое занятие по топографической карте.

 (Викторина:  « Мы  топографы»)

7

Топографическая карта.

Атласы.

Раздаточный материал

Тема 2. Географическая карта

15

8

Географическая широта и географическая долгота.

1

Физическая карта мира и  России. Атласы 6-7 кл.

9

Мы определяем географические координаты (Практическое занятие)

2

Физическая карта мира и  России. Атласы 6-7 кл.

10

Игра. Определи местоположение географического объекта»

3

Физическая карта мира и  России. Атласы 6-7 кл.

11

Политико-административная карта России.

4

Политико-административная карта России. Атласы

12

Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой»

5

Физическая карта мира и  России.

13

Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры.

6

Физическая карта мира и  России. Атласы

14

Вулканы.

7

Физическая карта мира и  России. Атласы

Видеофильм «Вулканы».

15

Геологическая карта. Геохронологическая таблица.                                             Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород

8

Геохронологическая таблица.

Атласы.

16

Острова и полуострова  на физической карте мира и России.

9

Физическая карта мира и  России. Атласы.

17

Моря, заливы и проливы  на карте мира и России.

10

Физическая карта мира и  России.

18

Реки, озера, ледники на карте мира и России

11

Физическая карта мира и  России. Атласы.

19

Закрепление знаний по теме Гидросфера. Игра «Географический чемпионат»

12

Физическая карта мира и  России. Атласы.

20

Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

13

Климатическая карта. Атласы. Раздаточный материал.

21

Климатограммы. Практическая работа: Анализ климатограмм и  определение по карте пункта, климат которого ей соответствует.

14

Физическая карта мира и  России. Атласы .

Раздаточный материал

22

Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.

15

Физическая карта мира и  России. Атласы .

Раздаточный материал

                   

 Раздел 2. Мы познаем мир ( 12 часов).

Тема 3.  Путешествуем по странам мира

4

23

Страны Европы. Игра «Определи страну» (презентация).

Видеопутешествие по странам.

1

Физическая и политическая карты мира.

Видеофильмы: Греция, Франция, Германия, Финляндия.

24

Страны Северной и Южной Америки.

2

Физическая и политическая карты мира.

Презентации по странам.

25

Страны Азии. Видеопутешествие по странам. ОАЭ, Япония, Индонезия.

3

Физическая и политическая карты мира.

Видеофильмы: «ОАЭ»,  «Юго-Восточная Азия», «Япония».

26

Страны Африки. ЮАР. Видеопутешествие.

4

Физическая и политическая карты мира.

Видеофильм: «Неожиданная ЮАР».

Тема 4. Путешествуем по России.

8

27

Арктика

1

Физическая карта России. Атласы.

Видеофильм «Арктика. Дикая природа».

28

Восточно-Европейская равнина. Карелия. .Видеопутешествие.

2

Физическая карта России. Атласы.

Видеофильмы: « Карелия», «Русская равнина»

29

Удивительный  Кавказ. Видеопутешествие

3

Физическая карта России. Атласы.

Видеофильм: «Дикая природа России. Кавказ»

30

Видеопутешествие по Уралу

4

Физическая карта России. Атласы.

Видеофильм

Дикая природа России. Урал. Первозданные долины.

31

Сибирь.

5

Физическая карта России. Атласы.

Видеофильм: «Дикая природа Сибири».

32

Дальний Восток. «Приморье – таежный край». Видеопутешествие.

6

Физическая карта России. Атласы.

Видеофильм .«Приморье – таежный край».

33

Камчатка. Видеопутешествие

7

Физическая карта России. Атласы.

Видеофильм. Дикая природа России. Камчатка. Серия 1

34

Заповедники России

8

Физическая карта России. Атласы. Презентация. «Заповедники России.

ИТОГО

34 ч.