Самоподготовка в ГПД.

Михасёва Татьяна Ивановна

Самоподготовка – это, конечно же, не урок, хотя и проходит не в домашних условиях, а в школьных. Она содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется выполнением образовательных и воспи­тательных функций.

Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков само­образовательной работы, самовоспитания, формирование по­ложительного отношения к учебе, устойчивого интереса и на­выков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается большое значение. При этом учиты­вается возраст детей, их самообразовательные возможности, полу­ченные на уроках, нормы затраты времени в соответствии с Сан ПиН и методические рекомендации по организации самоподготовки.

Перед самоподготовкой   я   ставлю ряд конкретных задач:

  • расширение границ учебной работы;

  • углубление содержания учебных предметов;

  • получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений, навыков;

  • закрепление и повторение изученного на уроках материала;

  • упражнение в применении ЗУН для их прочного усвоения;

  • развитие интереса к учению;

  • приобретение учениками навыков самостоятельной работы;

  • формирование исполнительских навыков.

Основные структурные элементы(этапы) самоподготовки:

а) организация начала самоподготовки;
б) подготовка к самостоятельной работе;
в) самостоятельная работа детей;
г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
д) подведение итогов работы.

 

Гигиенические требования к организации самоподготовки.

  1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения
  2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
  3. Чистота оконных стекол.
  4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близкорастущими деревьями.
  5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
  6. Поддержание нормального температурного режима.
  7. Регулярное проветривание классных комнат.
  8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
  9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
  10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
  11. Поддержание чистоты и порядка в классе.
  12. Соблюдение школьниками личной гигиены.
  13. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
  14. Проведение «физкультминуток»,особое отношение к детям с ослабленным здоровьем.
  15. Устранение шумовых раздражителей.
  16. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке.

  1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
  2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
  3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
  4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
  5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
  6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

Воспитательные требования к самоподготовке.

  1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.
  2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
  3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
  4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
  5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
  6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
  7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Организация выполнения домашних заданий.

  1. В плане воспитателя обязательно должна быть связь с уроком (1-я половина дня) - кто, что не усвоил на уроке, кому, в чем нужна помощь.
  2. Анализ домашнего задания:

- Что задано? (Обязательна запись на доске)

- Какие трудности встретили при выполнении домашнего задания?

  1. Обоснование трудностей выполнения, т.е. какие правила, схемы, теоремы и другие виды заданий надо выполнить, повторить, чтобы правильно выполнить задание.
  2. Выполнение (самостоятельно).

Индивидуальный подход воспитателя (помощь тем, кто в ней нуждается). Можно, и нужно, использовать взаимопомощь учащихся.

Класс или группа разбивается на пары или группы (по желанию или усмотрению учителя).

Во время самоподготовки учащиеся друг другу помогают (но не списывают).

  1. Итоги выполнения домашних заданий.

Кто допустил ошибки?

Как нужно  исправить допущенные ошибки?