Самоподготовка в ГПД.
Самоподготовка – это, конечно же, не урок, хотя и проходит не в домашних условиях, а в школьных. Она содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется выполнением образовательных и воспитательных функций.
Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирование положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается большое значение. При этом учитывается возраст детей, их самообразовательные возможности, полученные на уроках, нормы затраты времени в соответствии с Сан ПиН и методические рекомендации по организации самоподготовки.
Перед самоподготовкой я ставлю ряд конкретных задач:
расширение границ учебной работы;
углубление содержания учебных предметов;
получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений, навыков;
закрепление и повторение изученного на уроках материала;
упражнение в применении ЗУН для их прочного усвоения;
развитие интереса к учению;
приобретение учениками навыков самостоятельной работы;
формирование исполнительских навыков.
Основные структурные элементы(этапы) самоподготовки:
а) организация начала самоподготовки;
б) подготовка к самостоятельной работе;
в) самостоятельная работа детей;
г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
д) подведение итогов работы.
Гигиенические требования к организации самоподготовки.
- Равномерная и достаточная освещенность всего помещения
- Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
- Чистота оконных стекол.
- Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близкорастущими деревьями.
- Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
- Поддержание нормального температурного режима.
- Регулярное проветривание классных комнат.
- Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
- Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
- Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
- Поддержание чистоты и порядка в классе.
- Соблюдение школьниками личной гигиены.
- Сохранение у детей правильной позы во время работы.
- Проведение «физкультминуток»,особое отношение к детям с ослабленным здоровьем.
- Устранение шумовых раздражителей.
- Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке.
- Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
- Задания ученики выполняют самостоятельно.
- Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
- Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
- Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
- Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
Воспитательные требования к самоподготовке.
- Отказ от применения каких-либо мер наказания.
- Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
- Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
- Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
- Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
- Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
- Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Организация выполнения домашних заданий.
- В плане воспитателя обязательно должна быть связь с уроком (1-я половина дня) - кто, что не усвоил на уроке, кому, в чем нужна помощь.
- Анализ домашнего задания:
- Что задано? (Обязательна запись на доске)
- Какие трудности встретили при выполнении домашнего задания?
- Обоснование трудностей выполнения, т.е. какие правила, схемы, теоремы и другие виды заданий надо выполнить, повторить, чтобы правильно выполнить задание.
- Выполнение (самостоятельно).
Индивидуальный подход воспитателя (помощь тем, кто в ней нуждается). Можно, и нужно, использовать взаимопомощь учащихся.
Класс или группа разбивается на пары или группы (по желанию или усмотрению учителя).
Во время самоподготовки учащиеся друг другу помогают (но не списывают).
- Итоги выполнения домашних заданий.
Кто допустил ошибки?
Как нужно исправить допущенные ошибки?