для учеников
советы, рекомендации, занимательный и учебный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_i_shkolnik.docx | 17.92 КБ |
den_svyatyh_kirilla_i_mefodiya.docx | 26.53 КБ |
analiz_prozaicheskogo_proizvedeniya_s_primerami.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа и школьник. |
• Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы. • Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать. • Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями. • Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени. • Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе "двойку", даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя. • Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом. • Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей. • Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания. |
Предварительный просмотр:
24 мая – День Святых Кирилла и Мефодия, День славянской письменности.
В 2018 году мир отметит 1155 лет со времени возникновения славянской письменности – 24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.
Святые Мефодий и Кирилл создали славянскую азбуку и объединили славян единой письменностью и единой верой Святой Православной. Святые просветители принесли нам письменность, перевели на славянский язык Божественную литургию и тем положили начало и русской, и всей славянской культуре. Поэтому равноапостольные Мефодий и Кирилл всеми славянскими народами почитаются как их Небесные покровители.
Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп. Брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море.
Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.
Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 963 году.
В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Славянская письменность. Викторина.
- Назовите авторов славянской азбуки.
- В каком городе писали на бересте?
- Что такое писало?
- Когда была создана славянская азбука?
- Сколько времени уходило на написание 1 рукописной книги?
- Сколько времени ушло на вторую российскую печатную книгу «Часовник»?
- Откуда родом были Кирилл и Мефодий?
- Как называется самая известная русская летопись?
- Назовите тех, о ком написаны эти поэтические строки
Пояснил он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты? Н. Кончаловская
- В каком веке немецкий первопечатник придумал первый печатный станок?
- В каком году была выпущена первая печатная книга в России?
- Как называлась первая печатная книга России?
- С XI в. в русском алфавите азбуке было 43 буквы. Часть букв взяли из греческого алфавита. А сколько букв были новыми, потому что их не было у греков?
- Какая буква появилась ещё в конце XVIII в., но её официально утвердили только в 1956 г.?
- Как называлась первая печатная газета в России?
- Когда умер Иван Фёдоров?
- Как назывался памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
План
недели русского языка и литературы,
посвященный юбилею Славянской Письменности 0– 1155 лет.
…А словеньскый языкъ и
рускый одно есть…
с 5 по 12 февраля
№ | мероприятие | классы | сроки | Ответственные |
1. | Открытие недели. Музыкально-литературная композиция с участием инструментального ансамбля «Чистейшей прелести чистейший образец…» | 7 – 11 | 5. 02. | Кузиахметова В. А. |
2. | Викторина по славянской письменности. | 5 – 11 | В теч. недели | Нурисламова А. Г. |
3. | Выставка книг Древнерусской литературы. | 5 – 11 | В теч.недели | Ханьярова Э. А. |
4. | Конкурс чтецов «Живая Классика» | 5 – 11 | 8. 02. | Хидиятова И. Ю. |
5. | Открытые уроки: 1)Русский язык. | Хидиятова И. Ю. | ||
2) Лит-ра | 7 А | 7.02. 2й ур. | Нурисламова А. Г. | |
3) Русский язык | 6 Б | Кузиахметова В. А. | ||
6. | Конкурс плакатов «История русской письменности». | 5 – 11 | В течение недели | Учителя-предметники. |
7. | Подведение итогов недели. Награждение. | 5 – 11 | В течение недели | Учителя-предметники. |
Руководитель ШМО: /Султанова Г. В./
Славянская письменность. Викторина.
- Назовите авторов славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)
- В каком городе писали на бересте? (Новгород)
- Что такое писало? (палочка, которой писали на бересте)
- Когда была создана славянская азбука? (IX век)
- Сколько времени уходило на написание 1 рукописной книги? (5-7 лет)
- Сколько времени ушло на вторую российскую печатную книгу «Часовник»? (2 месяца)
- Откуда родом были Кирилл и Мефодий? (из Солуни (Салоники) Греция)
- Как называется самая известная русская летопись? (Повесть временных лет)
- Назовите тех, о ком написаны эти поэтические строки
Пояснил он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты? Н. Кончаловская (Иван IV и Иван Фёдоров)
- В каком веке немецкий первопечатник придумал первый печатный станок? (Иоганн Гутенберг в середине XV века)
- В каком году была выпущена первая печатная книга в России? (1564)
- Как называлась первая печатная книга России? (Апостол)
- С XI в. в русском алфавите азбуке было 43 буквы. Часть букв взяли из греческого алфавита. А сколько букв были новыми, потому что их не было у греков? (19)
- Какая буква появилась ещё в конце XVIII в., но её официально утвердили только в 1956 г.? (Ё)
- Как называлась первая печатная газета в России? («Ведомости»)
- Когда умер Иван Фёдоров? (1583)
- Как назывался памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. (Домостро́й)
Предварительный просмотр:
Анализ прозаического произведения с примерами
Вариант №1 (краткий).
- История создания.
- Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
- ДЛ (действующие лица);
- события.
- Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
- экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
- завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка;
- эпилог.
- Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
- придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
- Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
- Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и ее раскрытие;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык;
- использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
- Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
- Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
- рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
- новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
- новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
- новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
- повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
- роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
- социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
- морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
- исторический - о событиях прошлого;
- философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
- роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
- роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
- эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
Вариант №2 (подробный)
1. История создания произведения.
2. Жанр произведения.
3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).
4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.
Например:а) Проблема поиска положительного героя. (А. С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов, «Евгений Онегин» А. С. Пушкин, «Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Обломов» И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и т. д.)
б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).
в) Проблема чувства и долга (уже - проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.
г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).
5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.
6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).
7. Художественные особенности.
а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Если в произведении несколько сюжетных линий (напр. «Отцы и дети»), то следует разобрать все композиционные части для каждой из них.
Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить по крайней мере 3 сюжетные линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается самостоятельно.
- Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.
- Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.
- Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.
б) Художественные приёмы.
- Портрет.
- Интерьер.
- Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).
- Роль художественных деталей для характеристики героя.
- Приём антитезы.
- Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.
Для поэтических произведений:
- метафоричность языка;
- эпитеты, сравнения;
- образный параллелизм;
- аллитерации; и т. д.
8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.
Например, о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Необходимо знать основные тезисы этой статьи и наиболее яркие высказывания и характеристики, данные в ней. И.А. Гончаров даёт положительную оценку главному герою комедии: «Чацкий, не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён… Словом — это человек не только умный, но и развитой… Чацкий, как личность, несравненно выше Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь «ум».
Совершенно по-другому оценивает главного героя комедии современник А.С Грибоедова А.С. Пушкин: «Всё, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».
Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.
Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.
Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.
Кроме того, можно воспользоваться яркой и запоминающейся цитатой и начать (или закончить) работу.
Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику произведения.