Диссеминация опыта
Повышение качества образования является одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества.Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности.Диссеминация - возможность позиционировать себя, представить свой педагогический опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29_aprelya_2022_god.pptx | 2.22 МБ |
5.docx | 456.73 КБ |
doklad2.docx | 19.57 КБ |
doklad_3.docx | 24.94 КБ |
inform._bezopasnost-szhatyy.pdf | 611.38 КБ |
29_aprelya_2022_god-szhatyy.pdf | 1.33 МБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint-szhatyy.pdf | 471.92 КБ |
dokument_microsoft_word_0_0.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативные и с оц и о культу р н ы е о с н о ван и я Ф З - 30 4 Ф е д е р а л ь н ы й з а к о н о т 3 1 и ю л я 202 0 г . N 30 4 - Ф З " О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" ( с т а т ья 2 , пу н к т 2 ) «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде" С 1 сентября 2021 г. ДОО приступили к реализации Рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
Гражданское воспитание ОСНОВНЫЕ направления воспитательной работы ДОО В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат конституционные и национальные ценности Российского общества Формирование чувства патриотизма Уважение к памяти Защитников Отечества Уважение к подвигам Героев Отечества Формирование уважения к закону и правопорядку Формирование уважения к человеку труда Формирование уважения к старшему поколению Формирование взаимного уважения Экологическое воспитание Бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации
Социальное направление воспитания Ценности Семьи Дружбы Человека Сотрудничество Взаимодействие ДОО и социальных институтов Максимум возможностей для воспитания и развития детей Условия для формирования ценности социального направления Расширение кругозора дошкольников Навыки общения со взрослыми Обогащение представления детей о разнообразии профессий
ГБУЗ НО "Городецкая ЦРБ" «Детская поликлиника № 2» МБУК «Городецкая ЦБС» Детская библиотека № 7 МБОУСШ№4, МБОУОШ№12 МБУ ДК «Северный» ГБОУ СПО «Городецкий Губернский Колледж» МАУК «Город мастеров» ОГИБДД МО МВД России «Городецкий» МУП Городецкий Выставочный зал микрорайона «Северный» Социальное партнерство ДОО
Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленной на активное освоение мира. Расширение творческого взаимодействия детского сада с социальными партнёрами для создания единой социокультурной системы. Формирование ценностей социального направления воспитания: человек, семья, дружба, сотрудничество. Формирование способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. Развитие социально-нравственных качеств личности, формирование духовной культуры и нравственных ценностей. Задачи Формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, взаимовыручки, расширение социокультурного пространства деятельности дошкольника. Цель:
Сотрудничество осуществляется в различных пространствах: Н а территории ДОО С амостоятельное посещение и выездные сопровождения совместно с родителями на площадки социума. Д истанционно Принципы социального партнерства: Установление интересов каждого из партнера Совместное формирование целей и задач деятельности Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем Выработка чётких правил действий в процессе сотрудничества Значимость социального партнёрства для каждой из сторон
Социальное партнерство реализуемое между ДОО и «Городецкая ЦБС» Детская библиотека № 7 Формирование у детей нравственно-этических норм, ценностей социального направления, базиса личностной культуры. Тематические встречи «Городец –моя малая Родина», «Городец и Городчане » Проведение Акций «Открытка Ветерану » «Ладошка Доброты» «Книжка на ладошке» «Помоги книжке» «Сталинградская битва» Тематические беседы «День Победы», «Семейные традиции» Выступления с творческими номерами «День Победы» Совместное семейное чтение Экскурсии по залам библиотеки Совместные выставки творческих работ «Древо моей семьи» «Сказки Пушкина» День открытых дверей для родителей и детей Просмотр презентаций «День снятия блокады Ленинграда» «Герои сказок «Добрые и злые» Литературная гостиная «Вот такие разные профессии»
Социальное партнерство реализуемое между ДОО и « Городецкая ЦБС» Детская библиотека № 7 Экскурсия по залам библиотеки Совместная экскурсия родителей с детьми Проведение Акции на базе ДОО «День Победы» Разработанная система сотрудничества повышает интерес к детской книге, возрастает интерес к семейному чтению, в результате формируется социально-нравственное воспитание личности ребенка.
« Выступление с творческим номером» « Выступление с творческим номером Народные промыслы» Социальное партнерство реализуемое между ДОО и МБУ ДК «Северный» «День защиты детей» « Интерактивная программа с сотрудниками ГИБДД «Весёлая Зебра»
«Интерактивная программа День защитника Отечества Социальное партнерство реализуемое между ДОО и МБУ ДК «Северный» «Совместная акция День пожилого человека» «Совместная акция Флаг России» « Е жегодный конкурс «Папа может»
Социальное партнерство реализуемое между ДОО и МАУК «Город мастеров» Мастер – класс «Глиняная свистулька» Мастер – класс «Городецкая роспись» Проведение мастер –классов на базе ДОО сотрудниками Города мастеров Мастер – класс «Городецкий пряник»
Социальное партнерство реализуемое между ДОО и Музеем Добра Праздник «Весёлая Масленица» на базе Музея Добра Совместный праздник «Весёлая масленица» на территории ДОО с родителями и сотрудниками музея Праздник «Весёлая Масленица» на базе ДОО Совместный праздник на базе ДОО «Рождественские колядки»
Социальное партнерство реализуемое между ДОО и МБОУ СШ № 4; МБОУ ОШ № 12 Задачи реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования Посещение открытых уроков педагогами и детьми Совместные развлечения, л итературные викторины Спортивные соревнования Выступления с творческими номерами Посещение Ветеранов Экскурсии по кабинетам школы Совместные выставки творческих работ
Социальное партнерство реализуемое между ДОО и МБОУ СШ № 4; МБОУ ОШ № 12 Экскурсия к школе «1 Сентября» Выступление воспитанников с творческими номерами Планирование совместных мероприятий на Педсовете Школьная атмосфера и организованная активность детей способствуют формированию: Ценности социального направления воспитания: Дружба, Сотрудничество Позитивное отношение к школе
Социальное партнерство реализуемое между ДОО и ГБУЗ НО "Городецкая ЦРБ" Беседа с врачом - стоматологом Проверка зрения Врач невропатолог Создание единого образовательно –оздоровительного пространства Направления Оздоровительное Физическое Просветительское Психоэмоциональное благополучие
Социальное партнерство реализуемое между ДОО и МУП Городецкий Выставочный зал микрорайона «Северный» Выставка детских рисунков Знакомство с мастерской « Параскева » «Такие знакомые сказки»
Воспитание маленьких патриотов – одна из самых актуальных задач нашего времени!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс с детьми по изготовлению новогодней ёлочки из пластилина
Новый год является прекрасным поводом для создания различных украшений и поделок. При этом могут использоваться самые различные материалы. Для маленьких детей подойдет пластилин, из которого мы и будем лепить новогоднюю поделку, показанную в мастер-классе.
для изготовления новогодней ё лки своими руками нам потребуется:
-Зеленый (Тёмный и светлый) пластилин для елки;
-Небольшие кусочки жёлтого и фиолетового пластилина для украшения ёлочки
- Золотистый пластилин для звезды;
- Стека, подставка на стол для работы с пластилином
-Лист картона.
Основным цветом нашей поделки будет зеленый. Поэтому из пластилина этого цвета скатываем сначала шарик.
Затем начинаем его раскатывать в форме Колбаски, ДЛИННОЙ И ТОНКОЙ
Затем скручиваем её в "улитку"
Из "улиток складываем нашу ёлочку. Цвет чередуем- темный со светлым.
Украшаем нашу ёлку жёлтыми шариками и серпантином из такой же тонкой колбаски, только другого цвета. Сверху посыпаем блёстками.
Вот что у нас получилось. Просто красавицы!Новогодняя елка из пластилина готова! Её можно торжественно поставить на полку до встречи Нового года
+❤ В Мои закладки
Увлекательного вам занятия!
Предварительный просмотр:
ИГРА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Игра – это огромное окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая поток пытливости и
любознательности.
В. А. Сухомлинский
Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны.
В настоящее время большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны имеет нравственно-патриотическое воспитание.
Дети недостаточно осведомлены о своей семье и родственниках, многие из них не знают домашний адрес, дату рождения, имена родителей, испытывают трудности с ответами на вопросы о своем городе и стране, и это большая проблема для нынешнего поколения. .
Чтобы человек искренне чтил память предков, уважал свою Родину, чувствовал ответственность за свою Отчизну, его нужно воспитывать таким с раннего возраста.
В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые способы работы с детьми в этом плане. Чтобы знания, полученные на занятиях, были прочными, необходимо постоянно, ежедневно закреплять их.
Важно и необходимо использовать игру как средство патриотического воспитания. Считаю необходимым использовать игру как одну из активных форм работы в этой сфере, поскольку все виды детских игр подходят для выполнения задач патриотического воспитания и помогают привить уважение к историческим и культурным ценностям страны.
Работа по воспитанию у детей патриотических чувств осуществляется через все виды игр: дидактические, настольные, пальчиковые, театральные, хороводные, подвижные и сюжетно-ролевые.
Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы не можем не обратиться к игре. Играя, ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт; в игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать свои планы, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать эмоции и преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать свою принадлежность и принадлежность своих друзей.
Значение дидактических игр особо актуально в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается интеллект, способность самостоятельно решать задачу, согласовывать свои действия других участников игры.
Дидактические игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, они соответствуют желанию ребенка действовать с предметами и, следовательно, узнавать их. В играх с предметами дети учатся сравнивать, выявлять сходства и различия между ними. Важность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, размером, цветом. Так, например, при знакомстве детей с народными промыслами: вышивкой, посудой от разных мастеров успешно используются куклы, матрешки, изделия из бересты.
Настольно-печатные обучающие игры – это интересное занятие для детей, поскольку они познают окружающий их мир, мир животных и растений, а также явления живой и неживой природы. С помощью настольных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учимся принимать решения, воспитываем в детях патриотический дух.
Словесные игры – эффективный метод развития самостоятельного мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях участников игры, дети самостоятельно решают различные задачи: описывают предметы, подчеркивая их характерные особенности, угадывают их по описанию, находят сходства и различия между этими предметами и явлениями природы.
Нaродные игры – неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Они отражают образ жизни людей, их труд, национальные устои, представления о чести, отваге, ловкости, настойчивости, изобретательности, мужестве, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что, имея нравственные устои, они учат ребенка находить гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительный фундамент для развития патриотических чувств.
Нравственное воспитание предполагает развитие дружеских отношений между детьми, умение вести переговоры, работать, играть и радовать старших своими поступеами.
Неоспорима важность игры хороводных игр в нравственно-патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также в художественном развитии дошкольников. Возможность использования хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким набором выразительных средств таких игр и свободой выбора форм участия детей в них. Хороводная игра способствует выполнению индивидуальных проявлений практически всех дошкольников в условиях совместной деятельности.
Это возможность не только петь и танцевать вместе со взрослыми, но подражать им. Хороводная игра как культурный феномен не только учит, но и развивает, воспитывает, социализирует, а также формирует нравственные и патриотические чувства.
Театрализованная игра – эффективный способ общения дошкольников, понимания литературного или фольклорного произведения и развития чувства патриотизма. Отличительной чертой театральных постановок является их фольклорная или литературная основа. В инсценированных играх, основанных на фольклоре, дети узнают об обычаях русского народа. Активизируется и улучшается словарный запас. Дети запоминают крылатые фразы, пословицы, поговорки и прибаутки.
Игры-драматизации позволяют не только посмотреть и примерить народные костюмы, но и поиграть в них, словно «живя» в них какое-то время, почувствовать тепло шарфа, кокошника на голове, рубашки на плечах, расписной кушак на поясе; оценить достоинства и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, изящество.
Помимо фольклорной основы в играх-драматизациях существует литературный материал патриотической направленности – экологические сказки. В этих сказках прививается любовь к природе, воспитывается чувство сопереживания, желание помочь, защитить природу.
Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы в патриотическом воспитании детей. Сюжеты игр однообразны, сюжеты скудны и формальны, роли традиционные. Игры на военно-патриотическую тематику, отражающие подвиги нашего народа, становятся все более редкими. Дети в основном отражают сюжеты из зарубежных мультфильмов и фильмов, развивают агрессивные сюжеты.
Самое главное в работе по воспитанию патриотических чувств у детей, считаю, что через игру педагог должен зародить в детях интерес и желание узнавать о своём родном городе, крае, а также умение делиться полученной информацией со своими близкими.
Мы считаем, что самым важным в работе по воспитанию патриотических чувств в детях должно проходить через игру, педагог должен вызывать у детей интерес и желание узнать больше о своем родном крае, своих предках, обычаях и конечно же дошкольники должны уметь владеть информацией и делиться ею со своими сверстниками, родными и друзьями.
ЛИТЕРАТУРА
Предварительный просмотр:
Авторская дидактическая игра: история возникновения, классификация игр. Значение авторской игры, их использование в нравственном воспитании дошкольников
Сл.2
Одной из ключевых задач современной государственной политики является воспитание личности, укорененной в национальной культуре и ответственно относящейся к судьбе своей страны. Эти задачи закреплены в нормативных документах, таких, как:
- Конституция РФ;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании»;
- Федеральный закон от 31.07.2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
- «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года»;
- «Концепция патриотического развития и воспитания гражданина Российской Федерации»; и др.
В основу Федеральной образовательной программы ДО также заложены вопросы нравственно-патриотического воспитания через задачи, связанные с приобщением детей к традициям семьи, общества и государства, формированием представлений о Малой Родине и Отечестве, формированием социокультурных ценностей нашего народа, традиций (Раздел II п. 14.1).
Сл.3
«Нравственно-патриотическое воспитание» представляет собой объемное понятие, в содержании которого объединены две составляющие воспитания − «патриотическое воспитание» и «нравственное воспитание», которые являются взаимосвязанными. Как отмечает в своем исследовании Е. Н. Бородина, патриот — это человек, который выражает и реализует в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Патриотизм как нравственное чувство вырастает из культуры и человеческого бытия, особенностей образа жизни, уклада народных и семейных традиций, закрепляется в системе ценностей личности.
В дошкольном возрасте, все то, что окружает ребенка − природа, семья, общество, народ, влияет на воспитание его как личности. Нравственно-патриотическое воспитание начинается, прежде всего, с любви к родной семье, родному городу, родному краю.
Нравственно-патриотическое воспитание формируется в результате осуществления деятельности с детьми дошкольного возраста, в рамках которой соединяются воедино познание, эмоциональные переживания и действия. Одним из таких видов деятельности выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Разные виды игр обладают определенным потенциалом с точки зрения нравственно-патриотического воспитания, но наименее изученными являются возможности авторские дидактических игр, как средства нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Что же это за игры?
Сл.4
Авторские дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения, развития и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения и развития детей, но в то же время в них проявляется воспитательное влияние игровой деятельности.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра – нацелена на развитие познавательной активности, расширение кругозора дошкольников, формирование определенных умений и навыков. Дидактическая игра направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; усвоение способов умственной и практической деятельности; воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры занимают важное место в реализации образовательной программы ДОУ, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия.
В наше время в магазинах – изобилие игр и пособий, предназначенных для детей дошкольного возраста. Однако среди этого разнообразия очень трудно выбрать то, что подходит нашим детям и соответствует современным психолого-педагогическим требованиям. А иногда просто невозможно найти игру для решения конкретных задач коррекции и развития ребенка, что очень важно для воспитанников, да и педагогов детских садов. Вот тут – то и приходит на помощь педагогу авторская игра.
Сл.5
Задача, которая стоит перед автором при разработке дидактической игры – выбрать актуальную проблему (тему игры) и найти способ ее решения через разработку и создание игры.
Создание авторской игры идет в несколько шагов:
- Анализ возрастных задач
- Определение проблем, которые испытывают большинство воспитанников при освоении Основной программы. Выявление интересов воспитанников.
- Определение темы игры.
- Изучение материалов по проблеме (теме).
- Выбор и конкретизация задач.
- Разработка заданий, правил и описания игры.
- Разработка макета и создание игры.
- Обучение игре родителей и детей.
- Использование игры и создание новых вариантов.
Сл.6
При создании игр не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят, чувствуют и переживают. Так для девочек игровые пособия должны быть привлекательными, красочными, содержать образы женского поведения. Для мальчиков хорошо использовать большое количество логических заданий, поисковую деятельность, образы мужского поведения.
Поэтому, я считаю, что при создании авторских игр необходимо подбирать игровой материал для девочек и для мальчиков, который значительно может повысить интерес и любознательность детей в процессе формирования нравственных качеств дошкольников.
Использование авторских дидактических игр с учетом гендерного подхода – это эффективное средство нравственного воспитания дошкольников, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения они дают возможность много раз упражнять детей в повторении нужного материала, тем самым помогают быстрее закрепить навык, отработать поставленную задачу, сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными. Дети видят результат своей работы и получают от этого удовольствие.
Сл.7
Особое место в системе авторских дидактических игр занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе и культуре родного края. В системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста значимое место занимает формирование представлений о родном городе, как части целостного процесса становления национально-культурного сознания подрастающего поколения.
Родной город – это не только улицы, здания, площади и мосты, но и памятники архитектуры с их уникальной историей, разного рода достопримечательности, придающие каждому городу неповторимый индивидуальный характер. Например, услышав названия «Набережная», «Александр Невский», не сложно догадаться, что речь идет о древнем городе Городец. Образ Александра Невского для общекультурного сознания традиционно ассоциируется с историей возникновения Городца, величием произведений древнего городецкого зодчества.
Как следствие, когда мы говорим о создании эффективных условий формирования представлений о родном городе, имеется ввиду формирование индивидуального представления о родном городе за счет приобщения к культурно-значимым ценностям посредством дидактических игр. При этом необходимо учитывать значимость интеграции пространственного, исторического, социокультурного, художественно-эстетического и нравственно-патриотического аспектов с целью создания целостного образа родного города в сознании дошкольников.
Сл.8
Для реализации, обозначенной выше цели, авторские дидактические игры, используемые в образовательном процессе, можно условно разделить на несколько групп:
- Географические – «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Помоги Маше найти дорогу домой» и др. – расширяют и систематизируют знания детей о топографических особенностях родного города, учат ориентироваться в пространстве, расширяют знания по топонимике, знакомят с достопримечательностями.
Так, например, в процессе игры «Путешествие по городу» воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
- Культурно-исторические – «История родного города», «Герб города» и др. – ставят своей целью закрепить у детей представление об истории родного города, его военной славе, значимых событиях исторического прошлого.
В процессе игры используются такие дидактические материалы, как игровые поля с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку. Если ребенок ошибается, то дается «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребенок.
- Нравственно-эстетические – «Заколдованный город» – обращены к формированию представления детей об архитектуре современных и старинных зданий и сооружений; созданию целостного представления об архитектурных особенностях города.
В игре «Заколдованный город» используются карточки с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Игровая задача – «расколдовать» город. Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором вы живете?
- Как давно был основан город?
- Какие улицы города вы знаете?
- Как называется улица, на которой ты живешь?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
- Какие памятники старины есть в нашем городе?
- Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
- Откуда ты это знаешь?
- Кто тебе об этом рассказал?
- Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур памятника Александра Невского – фотография памятника. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
Последовательное сочетание авторских дидактических игр вышеперечисленных групп создаст максимально эффективные условия формирования целостного образа родного города в сознании дошкольника.
Сл.9
Среди основных видов дидактических игр, используемых в образовательном процессе современного ДОУ, особенно популярны игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы.
Настольно – печатные игры – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем.
Словесные игры – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым.
В процессе формирования представления о родном городе эффективны сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки. Так, например в игре «Троллейбус», ребятам предлагается заочная экскурсия по родному городу, сопровождаемая озвучиванием названий остановок того или иного маршрута. При этом функции водителя, кондуктора и пассажиров варьируются в свободном порядке.
Среди авторских настольно-печатных игр распространение получили «парные картинки», «лото», «пазлы». В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Например, игра «Моя дорога в садик» предполагает, что ребенок устно должен описать маршрут от своего дома до детского сада, при этом происходит поиск необходимых лексических и синтаксических конструкций, позволяющих слушающим визуально выстроить маршрут этого путешествия.
Таким образом, чем разнообразнее дидактический материал, а также методы и приемы работы по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, тем эффективнее процесс познавательного развития ребенка с учетом нравственного и социально-коммуникативного компонентов.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что авторские дидактические игры представляют собой одно из эффективнейших средств патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Высокая продуктивность авторских игр объясняется их личностной ориентированностью, творческим характером ведущего типа деятельности, высокой технологичностью, нацеленностью на реальный практический результат.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Доклад «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ» по ФГОС ДО
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
- Социально – коммуникативная;
- Познавательная;
- Речевая;
- Художественно – эстетическая;
- Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
— Центр ПДД;
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр Книги;
— Логопедический уголок.
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
Направление:
Социально-коммуникативное развитие.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованная деятельность.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
- Развивают артикуляционную моторику;
- Развивают артикуляционную моторику;
- Расширяют словарный запас;
- Развивают монологическую и диалогическую речь;
- Развивает общую и мелкую моторику.
Физическое развитие:
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
- Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
- Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
- Определить дополнительное оборудование.
- Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.