Моя проектная деятельность
На данной странице размещена моя проектная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск детский сад №16 «Дюймовочка»
Образовательный проект «Моя малая Родина»
для детей 6-7 лет
на 2016-2017 учебный год
Автор-составитель:
Панкова Татьяна Витальевна, музыкальный руководитель
Саяногорск 2016 г.
Актуальность проекта
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. Мы живем в национальной республике, и каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения.
На основе изученной проблемы был создан проект «Хакасия – моя малая Родина»
Целевая группа проекта: дети подготовительной группы «Ромашки» (28 человек)
Сроки реализации проекта: ноябрь 2016 – май 2017
Цель проекта: воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты через ознакомление детей с культурой родного края.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создать условия для осознания детьми принадлежности к своему народу;
- обогатить игровой опыт детей средствами национальных подвижных игр;
- создать условия для накопления положительных впечатлений о хакасской национальной культуре;
- создать условия для ознакомления детей с искусством и традициями хакасского народа;
- формировать нравственные качества (честность, справедливость, дружбу) через использование национального фольклора;
- создать условия для воспитания толерантности, уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
Ожидаемый результат
1. Сформированы нравственно-патриотические качества личности ребенка.
2. Сформирован интерес к искусству хакасского народа, дети проявляют уважение к национальной культуре и традициям.
3. Дети умеют различать на слух национальные мелодии, узнают хакасскую и русскую музыку.
4. Воспитанники умеют правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
5. Дети умеют взаимодействовать друг с другом, эмоционально отзывчивы, доброжелательны, выполняют нормы поведения, принятые в обществе.
Содержание проекта
1 этап (вводный), ноябрь |
Информационно-аналитический: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям. |
2 этап (основной) |
Основной этап представляет собой еженедельную совместную деятельность, которая включает в себя различные формы деятельности: беседы, просмотр мультфильмов, разучивание игр (хакасских и русских народных), слушание музыки, просмотр фильмов о Хакасии, знакомство со сказками, сотрудничество с народным ансамблем «Забава ЦДТ», и т.д. |
3 этап (заключительный), май |
Итоговая диагностика развития детей Систематизация и оформление накопленного материала. Оформление выставки рисунков «Хакасия – Родина моя». |
Реализация проекта осуществляется в виде совместной деятельности педагога с детьми по 30 минут 1 раз в неделю.
Календарно-тематический план
Сроки | Тема | Содержание деятельности |
1 неделя декабря | Хакасия – земля, где я живу. Кто я? | Беседа о национальностях, живущих в Хакасии, моя национальность (кто я)? Мультимедиа. Стихотворение о Хакасии. Подвижная игра. |
2 неделя декабря | Символика (Герб, гимн, флаг) | Мультимедиа. Слушание гимна Хакасии. Знакомство детей с гербом и флагом. Закрепление гимна России, герба и флага. Беседа о характере гимна, что общего и в чем отличие. |
3 неделя декабря | Хакасская сказка Абакай-Пахта | Чтение хакасской народной сказки. Беседа. Хакасская игра. |
2 неделя января | Русские и хакасские народные игры | «Плетень» р.н.игра; «Рукавичка» х.н.игра. Разучивание. |
3 неделя января | Пришла коляда - отворяй ворота! | Колядки. Встреча с Ансамблем народной песни и музыки «Забава» (ЦДТ). Проведение игр, забав, гаданий шуточных. Знакомство с народными традициями. |
4 неделя января | Хакасская музыка. «Айланыс» Музыкальные инструменты. | Знакомство с ансамблем «Айланыс» слушание музыки. Знакомство с музыкальными инструментами. Мультимедиа. |
1 неделя февраля | Горловое пение. | Мультимедиа. Особенности горлового пеня. Хакасские игры под музыку. |
2 неделя февраля | Хоровод круглый год (знакомство с элементами хакасских и русских танцев) | Танец «Рукавички», «Жаворонки», «Во поле береза стояла» знакомство с элементами танцевальных движений. |
3неделя февраля | Масленица. | Совместное проведение праздника с группой «Васильки» Народные традиции. |
4 неделя февраля | Хакасские игры и забавы. | Проведение совместного праздника с ансамблем народной песни и музыки «Забава» ЦДТ (руководитель Королева О.Е.) |
1 неделя марта | Хакасский оркестр народных инструментов. | Мультимедиа (слушаем и смотрим) Пробуем самостоятельно извлекать звуки (играем) |
2 неделя марта | Сказка Егорий храбрый | Просмотр мультфильма русской народной сказки «Егорий храбрый» Беседа о качествах характера. |
3 неделя марта | В гостях у русской и хакасской песни (тахпах) | Слушание песен, подпевание. Мультимедиа. |
4 неделя марта | Викторина | Угадай мелодию. |
1 неделя апреля | Природа Хакасии | Мультимедиа. Беседа о заповедниках. Национальные народные игры (по желанию детей). |
2 неделя апреля | Цветы Хакассии | Мультимедиа (музыкальное сопровождение под музыку хакасских композиторов). Беседа. Цветы Хакасии, занесенные в красную книгу. |
3 неделя апреля | Моя Родина. | Рисование рисунков под музыку (подготовка к Всероссийскому конкурсу «Моя Родина – 2017») |
4 неделя апреля | Выставка рисунков. | Просмотр и обсуждение рисунков, отбор рисунков для участия во Всероссийском конкурсе (детское голосование) |
1 неделя мая | Музыкальные инструменты хакасов. Легенда о чатхане. | Слушание инструментов. (Угадай по слуху на чем играю). Слушание легенды о музыкальном инструменте чатхане. |
2 неделя мая | Природа родного края | Исполнение песни о Родине композитора Струве. Слушание патриотических песен о Родине. |
3 неделя мая | Обобщающее занятие. | Создание альбома о памятных событиях проекта, его просмотр. Рефлексия. |
Оценка развития детей (педагогическая диагностика) будет организована два раза в год (декабрь, май) руководителем проекта с использованием метода аутентичной оценки, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Ф.И. ребенка | Показатели развития | Итого | ||||
Выполняет нормы поведения, проявляет толерантность людям разной национальности. | Гордится своей Родиной | Проявляет интерес к культуре и традициям | Испытывает удовлетворение при прослуши-вании музыки. Различает на слух мелодии. | Осознает при-надлежность к определенному народу. «Я русский живу в Хакасии» |
Критерии оценки:
– 0 баллов - показатель, не проявляется;
- 1 балл – показатель проявляется эпизодически, недостаточно развит;
- 2 балла – показатель развит достаточно, активно проявляется в поведении.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
детский сад комбинированного вида № 16 «Дюймовочка»
ПРОЕКТ
«Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий»
Автор:
Панкова Татьяна Витальевна
Музыкальный руководитель
1 квалификационной категории.
Саяногорск, 2013 г.
- Обоснование проекта
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
- Проблемным полем остаётся:
- отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
- стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми.
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные педагоги недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов у педагогов достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ДОО одаренные дети, родители, педагоги.
В связи с этим возникла необходимость создания проекта, способствующего максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности.
По мнению А. И. Савенкова, одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Практика работы детского сада показывает, что именно предпосылки к достижению высоких результатов в различных видах деятельности имеют многие дети. Чаще всего педагоги таких детей называют способными. Опираясь на труды С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, в которых классифицированы понятия «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности, реализуя принцип гуманизма, заключающийся в уважении к уникальности каждой личности, мы принимаем за основу тот факт, что у некоторых детей уровень способностей (общих или специальных) значительно отличается от среднего. При правильно созданных условиях, грамотном педагогическом руководстве такие воспитанники обязательно добиваются высоких результатов в той или иной деятельности.
- Целевая группа
Воспитанники группы «Ромашки»
- Цель проекта
Создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий и интеграцию в образовательный процесс группы «Ромашки».
5. Задачи проекта·
- Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
- Проведение мониторинга детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса.
- Создание и подкрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями на объединение усилий по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.
6. Целевая группа
Дети дошкольного возраста
7. Сроки реализации проекта
Сентябрь 2013г. по май 2016 г.
Этапы реализации Проекта
Организационный этап (2013 – 20014 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, разработка и проведение вводной диагностики, разработка системы использования современных технологий.
Этап реализации(2014-2016 гг.): непосредственная работа с одаренными воспитанниками. На этом этапе планируется организация и внедрение новых технологий. Сделать подборку методических пособий, подборку дидактических игр для развития детской одаренности. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2016г. Май-сентябрь): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
В 2013-2014г. С сентября по декабрь: разработать критерии оценивания музыкальных способностей детей.
Календарный план
Современные технологии и использываемые авторские методики. Периоды реализации.
Современные технологии и авторские методики | Сроки реализации | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Методика Карла Орфа | |||||||||
Игровая технология О.В. Карцера | |||||||||
Методика Т.А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» | |||||||||
Технология моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская) |
Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:
- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
- проведение конкурсов, конференций, создание сборника лучших работ учащихся;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
- создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
- разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
Оценка результатов.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Для определения результативности и эффективности реализации проекта, используется мониторинг, который проводится в начале и в конце каждого учебного года.
0 баллов
- Побуждений не проявляет
- Знания/представления не оформлены
- Умения/навыки не сформированы
1 балл Большинство компонентов недостаточно развиты
- Побуждения ситуативные
- Знания/представления отрывочные, фрагментарные
- Умения/навыки: выполняет в общей со взрослым деятельности
2 балла Отдельные компоненты не развиты
- Побуждения неустойчивые
- Знания/представления чёткие, краткие
- Умения/навыки: выполняет с помощью взрослого
3 балла Развитие соответствует возрасту
- Побуждения устойчивые
- Знания/представления чёткие, содержательные, системные
- Умения/навыки: выполняет самостоятельно
4 балла Выше возрастных требований (развитие с опережением)
Оценка уровня развития:
Низкий уровень (большинство компонентов недостаточно развиты) – от 0 до 14 баллов
Средний уровень(отдельные компоненты не развиты) – от 15до 28 баллов
Соответствующий уровень (соответствует возрасту) – от 29 до 42 баллов
Высокий уровень (развитие с опережением) – от 43 до 56 баллов
Фамилия Имя ребенка | Восприятие музыки | Музыкально-ритмические способности | Песенное творчество | Креативность мышления | Итого | ||||||||||
Проявляет интерес к музыке, желание ее слушать | Умеет чувствовать характер музыки, узнает знакомые произведения | Высказывает свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении | Ритмично двигается в соответствии с характером музыки | Может повторить ритмический рисунок , сочинить свой ритм на д.м.и. | Умеет играть в оркестре свой ритм | Поет мелодию интонационно чисто | Поет передавая характер песни | Умеет петь протяжно, согласованно | Индивидуальность, самовыражение | Самостоятельность, инициативность | Фантазия | Начало года | Конец года |
Динамика развития музыкальных способностей на 2013-2014 учебный год:
Уровень | Количество детей | % |
высокий | 1 | 5% |
средний | 10 | 50% |
низкий | 9 | 45% |
Высокий уровень 1 ребенок
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Данный проект может быть использован не только в дальнейшей практике нашего детского сада, но и другими дошкольными детскими учреждениями.
Анкета для родителей и воспитателей
«Можно ли назвать Вашего ребенка одаренным?» Авторы: Ф.Татл, Л.Бекер
Предлагается ответить «да» или «нет».
1. Любит задавать и решать трудные вопросы.
2. Имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.
3. Начатое дело доводит до конца.
4. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
5. Настойчив в достижении поставленной цели.
6. Задаёт много вопросов по интересующим его предметам и темам.
7. Интересы достаточно стабильны.
8. Любознательность достаточно устойчива.
9. Имеет много друзей среди своих сверстников.
10. Часто не соглашается с мнением взрослых.
11. Часто бывает эгоистичен.
Оценка результатов:
Если на все вопросы дан ответ «да», то ответ ребенка можно считать возможно одаренным.
Если вы хотите оценить одаренность ребенка реально, ярко проявляющуюся, рассмотрите следующие утверждения:
1. Ребенок проявляет способности в различных сферах знаний: искусстве, музыке, литературном творчестве.
2. Имеет много - двух друзей старшего возраста.
3. Речь хорошо развита: большой запас и понимание нюансов языка.
4. Ребенок всегда ищет самостоятельные решения.
5. В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепринятых утверждений.
6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
7. Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту».
8. Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сказать.
Оценка результатов:
Если на все возможные утверждения дан ответ «да», то у
ребенка действительно ярко и рано проявляется одаренность.