экспериментальная деятельность

Отчетная статья в рамках реализации инновационной программы " Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников" на тему: "Стретегия подготовки домашнего задания по английскому языку. Активизация лексики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchetnaya_statya.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

С.М. Оганова, учитель английского языка МБОУ СОШ №22 г. Коврова

Стратегия подготовки домашнего задания по английскому языку. Активизация лексического материала

Достаточно, чтоб слова выражали смысл.

Конфуций

Успешность изучения иностранного языка во многом зависит от мотивации обучающихся, их умения самостоятельно работать с иноязычным материалом, а также наличия постоянной языковой и речевой практики. В условиях современного школьного образования  владение английским языком  (говорение,  аудирование,  чтение, знание лексики и грамматики) невозможно без эффективного и качественного, систематического выполнения домашнего задания. Домашнее задание рассматривается в современной методической литературе как этап в структуре современного урока. Этот этап занимает особое место, так как выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе она носит характер сугубо индивидуальной работы, характер самостоятельной деятельности. Поэтому естественно возникают проблемы с её выполнением. Как показывает практика, большинство учащихся уже в 5-7 классе начинают испытывать затруднения при подготовке к уроку английского языка и зачастую прибегают к помощи репетиторов, родителей, пользуются решебниками. Некоторые ученики, приходя на урок не подготовленными, ссылаются на нехватку времени для заучивания слов, отсутствие памяти или подходят к выполнению домашнего задания формально, ограничиваются организованной учителем пропедевтической работой на уроке. Любое домашнее задание должно выводить ученика на новый уровень    его познавательной деятельности по сравнению с той, какую он выполнял в классе. Должно стимулировать его любознательность, жажду познания. Поисковый характер - вот главный признак домашней работы в системе современного обучения в школе. Цель домашней работы – формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки учащихся к самообразованию. Домашняя работа опирается на самостоятельность, осознанность, активность и инициативность самого школьника, служит для его саморазвития и самовыражения.  Поэтому в своей  исследовательской работе я поставила следующие задачи:

 -сформировать у учащихся навыки самоорганизации при работе с лексическими единицами и при  выполнении лексических упражнений во время подготовки домашнего задания по английскому языку; формировать навыки произвольного запоминания лексического материала;

 - выявить индивидуальные и создать  универсальные стратегии подготовки домашнего задания по английскому языку;

- обогатить индивидуальные стратегии;  разработать специальные стратегии работы с лексикой.

Основная часть ДР по английскому языку – это работа с языковым материалом, то есть с лексикой и грамматикой. А в этой работе важно запоминание и воспроизведение знаний. «Запоминание может происходить неосознанно и непроизвольно по ходу и параллельно с процессом построения знаний или при попытках из повторного воспроизведения для выполнения действий. Запоминание может происходить  также произвольно при наличии осознанной цели запоминания. Произвольное запоминание может быть непосредственным (т. е. без использования средств) в виде заучивания при повторном восприятии, чтении, слушании и опосредованным, т.е. с использованием таких средств как смысловая обработка (группировки, систематизации) или мнемотехнические приёмы ( искусственные знаково-символические средства, несодержательные связи).»[1] Поэтому я считаю необходимо использовать в практике преподавания специальные педагогические технологии, приёмы, которые помогут школьнику вести осознанную работу над освоением лексического материала. Приступая к эксперименту, я выдвинула гипотезу: если обсудить  и объяснить учащимся  стратегию самостоятельной работы (самостоятельной подготовки ДЗ) по изучению лексического материала, познакомить с приёмами мнемотехники, то им будет легче выполнять ДЗ; учащиеся будут более осознанно работать  с языковым материалом; если будут сняты трудности по работе с лексикой, то уменьшится количество учащихся, не выполняющих  ДЗ, сократится время проверки ДЗ (будет больше правильных ответов). А также увеличится количество «5» и «4» за ДЗ, улучшится успеваемость в целом.

В рамках заявленной темы эксперимента  я рассматриваю работу с лексикой во всей домашней работе по её активизации.  Предполагается, что на уроке были введены новые лексические единицы и было их первичное закрепление, то есть после урока семантизации и первичного закрепления  по одной из тем устной речи на дом обычно задают выучить новые слова,  сделать лексические упражнения устно и письменно, прочитать и перевести тест и\или диалоги в зависимости от темы устной речи. Все эти задания взаимосвязаны и нацелены на запоминание и усвоение новых лексических единиц. Слово должно встретиться ученику примерно 10 – 12 раз (кому-то больше) в разных контекстах и ситуациях, в разных видах речевой деятельности,  чтобы  запомнилось. Я в своей работе по стратегиям пытаюсь  рационально и осознанно выстроить выполнение всего ДЗ учениками и заострить внимание на запоминании, заучивании слов как части этого задания и в результате получить макростратерию  со специальной подстратегией внутри.

 Для выявления первичных индивидуальных стратегий школьников мною был составлен вопросник по модели ТОТЕ:

КАК я делаю  домашнюю работу по английскому языку (вопросник)

1. С чего ты обычно начинаешь выполнять ДЗ?

2. Для чего ты делаешь ДЗ? Что мотивирует?

3. Какую цель ты перед собой ставишь?

4. Какой предыдущий опыт тебе может помочь в выполнении задания?

5. Как ты поймешь, почувствуешь, увидишь, узнаешь, что достиг  нужного результата?

6. Какие главные шаги выполнения ДЗ ты выделяешь?

7. Что ты будешь делать во-первых, во-вторых, в третьих?

8. Есть ли у тебя свои «секреты» запоминания лексики?

9.Как ты понимаешь, что выполнил ДЗ по английскому языку?

10. Как ты понимаешь, что выучил слова?

11.Что ты делаешь, когда испытываешь затруднения?

12.Какие чувства ты испытываешь после выполнения ДЗ?

 На вопросы было предложено ответить учащимся 7 класса. Это класс возрастной нормы. В начале эксперимента в стратегиях учеников было много внешних, предметных действий, и практически отсутствовали операции чувственного познания, аналитико-синтетические операции. Одна из стратегий оказалась наиболее эффективной и успешной.

1. С чего ты обычно начинаешь выполнять ДЗ?  

- Внимательно читаю задание, образец его  выполнения, повторяю необходимую  лексику (внешние действия).

2. Для чего ты делаешь ДЗ? Что мотивирует?

 - Чтобы закрепить знания, полученные на уроке (управленческий акт)

3. Какую цель ты перед собой ставишь?

 -Усвоить новый лексический материал (целеполагание).

4. Какой предыдущий опыт тебе может помочь в выполнении задания?

 - Я знаю, как мне легче запомнить новые слова (аналитико-синтетич., аналогии).

5. Как ты поймешь, почувствуешь, увидишь, узнаешь, что достиг  нужного результата?

 - Проверю по образцу , переведу , что у меня получилось  и почувствую смысл .(операции чувственного познания, операции узнавания)

6. Какие главные шаги выполнения ДЗ ты выделяешь?

 - Работа со словарем, выполнение  устных заданий.(управленческий акт, планирование)

7. Что ты будешь делать во-первых, во-вторых, в третьих?

 - Сначала я буду учить слова, потом выполнять устные задания, затем письменные. (управленческий акт, планирование)

8. Есть ли у тебя свои «секреты» запоминания лексики?

 -Ищу звуковые ассоциации, пишу слово несколько раз, рифмую слова, учу вечером, повторяю утром, учу вслух, проговаривая  каждое слово несколько раз (операции чувственного познания: запоминание и воспоминание, внутриречевое проговаривание; аналитико-синтет.: анализ, группировка, сопоставление).

9.Как ты понимаешь, что выполнил ДЗ по английскому языку?

 - Перечитываю письменные задания, могу их перевести, сравниваю с образцом (управленческий акт: контроль, фиксация результата).

10. Как ты понимаешь, что выучил слова?

 - Я рассказываю их наизусть без запинки ( управленческий акт, фиксация результата).

11.Что ты делаешь, когда испытываешь затруднения?

 - Работаю с поурочным словарем, перечитываю слова, закрываю перевод и перевожу сама, потом проверяю себя. (управленческий акт, коррекция, контроль)

12.Какие чувства ты испытываешь после выполнения ДЗ?

 - Радость. Облегчение.

 Во всех стратегиях есть мотивация к изучению языка:

 - чтобы получать хорошие оценки;

- чтобы знать английский язык, чтоб сдать экзамен, для расширения кругозора, понадобится для поступления в ВУЗ;

- чтоб закрепить знания, полученные на уроке, потренироваться в произношении и переводе;

 - я делаю ДЗ  для закрепления изученного и пополнения знаний;

 - английский язык в данный момент международный, он  необходим для выезда за границу и просто для общего развития;

  - чтоб лучше понимать английский язык и в классе получить положительную оценку;

 - я делаю английский язык потому, что я человек ответственный. Я не люблю приходить на урок без подготовки и без ДЗ.

И даже слабые ученики мотивируют:

 - для I PADS (гаджет);

 - для компьютерной игры.

На вопрос №1 «С чего ты начинаешь выполнять ДЗ?» ученики ответили так:

 - начну с того, что прочитаю само задание;

 - повторю новые слова;

 - начну с письменных заданий, а потом сделаю устные;

 - поработаю с лексикой;

 - начну с устных заданий.

На вопрос №3 «Какую цель перед собой ставишь?» были получены ответы:

 - работа над употреблением слов;

 - хорошо выполнить домашнее задание;

 - сделать всё правильно;

 - получить хорошую оценку;

 - закрепить знания,  полученные на уроке;

 - выучить и запомнить слова;

 - попытаться узнать что-то новое.

На вопрос №9 « Как ты понимаешь, что выполнил ДЗ?» отвечали так:

 -никак не понимаю;

 - когда всё готово и понятно;

 -когда всё сделаю;

 -вижу выполненную работу;

 -проверяю, если всё правильно, значит, ДЗ выполнено;

 - становится легче.

 По ответам на вопросы №№1,3 можно сделать вывод о том, что учащиеся затрудняются в целеполагании и планировании своих действий во время подготовки ДЗ по активизации лексики;  акт контроля и фиксации результата не сформирован у большинства учащихся. В ответах №9 не прослеживаются аналитико-синтетические операции (сопоставление, аналогии, сравнения с образцом ит.п.). У них нет соотнесенности этого действия  с критериями достижения результата во время подготовки ДЗ, это видно из ответов на вопрос №5 «Как ты поймешь, увидишь, почувствуешь, что достиг результата?». Критерии достижения результата во время выполнения ДЗ, управленческие акты контроля и коррекции не выявлены в большинстве  первичных стратегий:

 -в тетради будет стоять оценка;

 - почувствую, что все выучила;

 - когда получу «5»;

 -когда у меня будет получаться;

 -когда сделаю задание и пойму;

 -буду понимать, о чем идет речь;

 - буду читать  и говорить без запинки.

         На вопрос № 8 «Есть ли у тебя свои  «секреты» запоминания лексики?» развёрнутый ответ был дан одной ученицей в выше приведенной индивидуальной стратегии,  остальные 8 участников экспериментальной группы ответили отрицательно, при этом  в некоторых  ответах были дополнительные уточнения : «Учу вечером, а утром повторяю», «Сначала учу перевод с английского языка на русский язык, а потом наоборот», «Учу понемногу», «Стараюсь понять смысл слова». Но никто не рассказал,  КАК именно эти новые слова усваиваются, осмысливаются, становятся понятными. Скорее всего, у большинства учащихся происходит непроизвольное механическое запоминание путем зазубривания, многократного повторения, прописывания. Таким образом,  говорить  о сенсорных предпочтениях во время работы с лексическим материалом на данном этапе сложно. Поэтому мною был составлен  вопросник с элементами листа  анализа для разукрупнения стратегий запоминания лексических единиц.

Вопросник с элементами листа анализа

 «Домашняя работа с лексическим материалом».

  1. С чего ты начинаешь выполнять ДЗ?

- учу  новые слова, с  которыми работали на уроке;

 - читаю текст;

 - делаю устные упражнения;

 - выполняю письменные задания;

 - работаю над диалогом;

 - делаю что-то ещё.

2. Как ты решаешь, что будешь работать с лексикой?

 - нужно выучить  новые слова к уроку;

 -  необходимо подготовиться к опросу, диктанту;

 - обобщить лексический материал;

-  нужно поработать над определенной группой трудно запоминающихся тобой  слов;

-  прочитать ( понять ) текст;

 - надо ответить на вопросы к тексту/ диалогу;

 -  надо выполнить  лексическое или лексико-грамматическое упражнение;

3. Что мотивирует?

 - нужно расширять словарный запас (хочу знать больше слов);

 - закрепить знания, полученные на уроке;

 - поездки заграницу;

 -хорошая оценка;

 - другое.

4. Какую цель ты перед собой ставишь?

 - работа над произношением;

 - работа с транскрипцией;

 -  работа со словарем;

 - работа над орфографией;

 - работа над употреблением слов;

 - запоминание слов;

 - работа над значениями слова, словосочетания;

 - другие цели.

5. Какие критерии важны для получения результата?

 - умение правильно произносить слова;

 -  умение правильно писать слова;

 - знать перевод слов с русского языка и с английского на русский;

 - понимание предложений, словосочетаний с новой лексикой;

 - употребление новой лексики в речи.

6. Какие шаги наиболее важны?

 - определить, с какой группой слов нужно поработать;

 -выявить те слова, которые усваиваются тобой с трудом;

 - вспомнить, как  работали с этим вокабуляром на уроке;

 - поработать со  поурочным словарем, закрывая поочередно то  русскую, то английскую колонку для практики  перевода слов, запоминания.

 -поработать  с англо- русским или русско-английским словарем;

 -прописывать слова по памяти с последующей самопроверкой;

 - другое.

7. Что ты делаешь, когда тебе трудно запомнить слова? Какие способы запоминания ты используешь, придумываешь?

 - если слово обозначает предмет или лицо, то мысленно представляю себе этот предмет, кого-то или что-то;

 - многократно разными способами проговариваю слова (медленно, нараспев, как скороговорку и т.д.);

 - повторяю  запись слов за диктором  на диске;

 -читаю  слова по транскрипции;

 - ищу звуковые ассоциации (по созвучию с русским словом; ищу сходный звуковой образ, например: drop – кап, капать , капля);

 - рифмую слова;

 - группирую слова по разным признакам (по способу произношения, по правилу чтения, по тематикам, по общему значению, по частям речи, по количеству слогов, букв и т.п.);

 - делаю портативные  карточки слов , в течение дня по  3-5 минут перечитываю слова;

 - учу вечером, повторяю утром;

 - учу каждый день по нескольку слов;

 - составляю свои словосочетания с новой лексикой;

 -учу новое слово в сочетании со старыми ,хорошо мне известными;

 - вспоминаю однокоренные слова;

 - вспоминаю синонимы, антонимы к данному слову;

 - подбираю интернациональные слова к данному;

 - ранжирую слова по трудности запоминания для меня;

 - придумываю схематический символ значения слова (например: up – стрелка вверх,);

 - проговариваю вслух  слова, одновременно проделывая движение ; вместе с мимикой,    жестом, которое оно обозначает;

 -  ищу происхождение, этимологию слова;

 - прописываю слова строчками, столбиками ,парами, с проговариванием; использую цвет для выделения элементов;

 - придумываю какую-нибудь свою опору.

8. Какой шаг служит завершением процесса?

 - приступаю к выполнению  лексического или лексико-грамматического задания устно;

 - выполняю лексическое упражнение письменно;

 - читаю текст;

 -отвечаю на вопросы;

 - составляю диалог;

 - составляю пересказ;

 - самопроверка по словарю;

 -самодиктант.

9.Как ты чувствуешь, что достиг цели?

-  чувствую уверенность, желание ответить на уроке;

 -слова  « стоят» перед глазами;

 -лексика «навязла в зубах», вертится на языке;

 - понимаю смысл предложений, словосочетаний с изучаемой лексикой в заданиях и упражнениях;

 - правильно пишу слова;

 - произношу слова без запинки.

На следующем этапе исследовании ученикам было предложено составить при помощи листа анализа индивидуальные стратегии выполнения ДЗ. На дом было задано выучить новые слова по теме: « Спорт», сделать 2 письменных лексических  упражнения, прочитать тест с новой лексикой. Рассмотрим варианты индивидуальных стратегий учащихся:

Стратегия №1

Стратегия №2

  1. С чего ты начинаешь выполнять ДЗ?

Выполняю письменные упражнения.(планирование)

Работаю с лексикой.( планирование)

2. Как ты решаешь, что будешь работать с лексикой?

Нужно выучить новые слова к уроку (принятие решения).

Нужно прочитать( понять) текст (принятие решения).

3.Что мотивирует?

Хорошая оценка.

Хорошая оценка.

4. Какую цель ты перед собой ставишь?

Запоминание слов (целеполагание).

Работа над употреблением слов (целеполагание).

5. Какие критерии важны для достижения результата?

Понимание предложений, словосочетаний с новой лексикой.

Употребление новой лексики в речи.

6. Какие шаги наиболее важны?

Определить, с какой группой слов нужно поработать (группировка, анализ).

Выявить слова, которые усваиваются с трудом ( группировка. анализ).

7. Что ты делаешь, когда тебе трудно запомнить слова? Какие способы запоминания ты используешь, придумываешь?

Многократно разными способами проговариваю слова, ищу звуковые  ассоциации.(запоминание и воспоминание, сравнение, аналогии, сопоставление сенсорной информации)

Учу вечером,  повторяю утром. (запоминание и воспоминание; рефлексия)

8. Какой шаг служит завершением процесса?

Выполняю лексические упражнения письменно ( рефлексия).

Выполняю лексические упражнения письменно ( рефлексия).

9. Как ты чувствуешь, что достиг цели?

Понимаю смысл предложений, словосочетаний с изучаемой лексикой в заданиях и упражнениях (фиксация результата).

Произношу слова без запинки (фиксация результата).

Теперь разберём   эти стратегии  по модели ТОТЕ. В стратегии №1 есть управленческие акты ( целеполагание , планирование, принятие решения, фиксация результата); сформированы критерии достижения цели. А также присутствуют интеллектуальные операции: проговаривание, сравнение, аналогии, сопоставление сенсорной информации, группировка, анализ ) и аудиальные предикаты: поиск звуковых ассоциаций, проговаривание.

В стратегии №2 присутствует целеполагание, планирование, принятие решения,  сфомулирован  критерий достижения цели, фиксация результата, то есть управленческие акты и операции  чувственного познания (запоминание и воспоминание); аналитико-синтетические (группировка, анализ). В стратегии преобладают аудиальные предикаты: « произношу», « употребление лексики в речи».

Стратегия №3

Стратегия №4

  1. С чего ты начинаешь выполнять ДЗ?

Выполняю письменные упражнения (планированиие).

Работаю с лексикой (планирование).

2. Как ты решаешь, что будешь работать с лексикой?

Нужно поработать над определенной группой трудно запоминающихся слов (принятие решения).

Нужно понять текст и прочитать вслух

(принятие решения).

3.Что мотивирует?

Поездки заграницу. Общение на английском языке.

Поездки заграницу.

4. Какую цель ты перед собой ставишь?

Запомнить как можно больше слов  и правильно их употреблять (целеполагание).

Работа над произношением и значением слов (целеполагание).

5. Какие критерии важны для достижения результата?

Понимание предложений и словосочетаний с новой лексикой.

Употребление новой лексики в речи.

6. Какие шаги наиболее важны?

Работа с поурочным словарем .Сначала буду учить перевод с английского языка, потом практиковать перевод с русского вслух. Запоминание с самопроверкой (программирование, контроль и коррекция).

Правильно прочитать слова, вспомнить ,  как работали с ними на уроке, запомнить их  значение, затем выполнить лексические упражнения устно, потом письменно, прочитать вслух несколько раз текст и перевести его (программирование).

7. Что ты делаешь, когда тебе трудно запомнить слова? Какие способы запоминания ты используешь, придумываешь?

Повторяю слова разными способами (медленно, быстро, прописываю с проговариванием, нараспев); учу вечером, утром повторяю.

Группирую слова по разным признакам ( по правилу чтения, способу произношения), задумываюсь над происхождением слова ( операции логического познания; интуитивные догадки, рассуждения)

8. Какой шаг служит завершением процесса?

Пишу самодиктант (контроль).

Чтение текста вслух(контроль).

9. Как ты чувствуешь, что достиг цели?

Понимаю смысл предложений, словосочетаний с изучаемой лексикой в заданиях и упражнения (фиксация результата).

Произношу слова без запинки. Читаю бегло, выразительно и понимаю то, что читаю (фиксация результата).

Проанализируем стратегию №3 по модели ТОТЕ: в стратегии присутствует  целеполагание, сформулирован критерий достижения цели,  контроль и коррекция результатов, результат фиксируется; аналитико-синтетические операции (сопоставление, запоминание и воспоминание), операции чувственного познания

 (различные способы  проговаривания). С точки зрения сенсорных предпочтений в стратегии присутствуют аудиальные предикаты : «повторяю разными способами: нараспев, проговариваю, учу вслух», планируется общение в будущем; а также кинестетические предикаты: « пишу самодиктант».

Теперь разберем стратегию №4 по модели ТОТЕ: в стратегии присутствует целеполагание, планирование, принятие решения, критерии достижения результата, контроль, фиксация результата; аналитико-синтетические операции (рассуждения, интуитивные догадки, группировка, анализ, обобщение).В данной стратегии также преобладают аудиальные предикаты: «произношу…читаю бегло…выразительно, ….читаю вслух…выполняю сначала устно…употребление в речи…».

На следующем этапе исследования ученики работали над обсуждением индивидуальных стратегий в парах, затем в группах, обменивались элементами стратегий, обсуждали наиболее успешные шаги и операции, приемы и способы запоминания лексики, обогащали свои стратегии. Далее проводилось обсуждение полученных ответов, которое позволило ученикам  осознать, какие действия, совершенные ими были непродуктивным, что мешало им добиться успеха.  Таким образом, в результате была создана универсальная стратегия по активизации лексики во время подготовки домашнего задания.

Универсальная стратегия выполнения домашнего задания по активизации лексики.

1.Я начинаю выполнять ДЗ с повторения лексических единиц, пройденных на уроке.

2. Вспоминаю, как была организована работа с лексикой на уроке (что помогло раскрыть значение слова, в каких словосочетаниях оно употреблялось).

3.Сначала мне необходимо поработать над определенной группой трудно запоминающихся слов, выучить новые слова к уроку. Работаю  со словарем.

4.Работаю над произношением (при помощи транскрипции), чтением слов вслух; прописываю слова (работаю над орфографией) с проговариванием, стараюсь запомнить значение слов и их употребление.  

5.Закрепляю знания, полученные на уроке, выполняя лексические упражнения устно, затем письменно с проговариванием. Проверяю запись при помощи словаря или рамки новых слов в учебнике.

6.Выполняя упражнение, я понимаю содержание предложений, могу их прочитать  вслух и перевести.

7. Если трудно запомнить слова, то использую какие-нибудь  опоры или приемы, способы запоминания:

- если слово обозначает предмет или лицо, то мысленно представляю себе этот предмет, кого-то или что-то;

 - многократно разными способами проговариваю слова (медленно, нараспев, как скороговорку и т.д.);

 - повторяю  запись слов за диктором  на диске;

 - рифмую слова;

 - группирую слова по разным признакам (по способу произношения, по правилу чтения, по тематикам, по общему значению, по частям речи, по количеству слогов, букв и т.п.);

 - придумываю схематический символ или рисунок к слову;

 - проговариваю вслух  слова, одновременно проделывая движение  вместе с мимикой,    жестом, которое оно обозначает;

 - делаю портативные  карточки слов и  в течение дня по  3-5 минут перечитываю слова;

 - учу вечером, повторяю утром;

 - учу каждый день по нескольку слов;

 - составляю свои словосочетания с новой лексикой;

 -учу новое слово в сочетании со старыми, хорошо мне известными;

 - вспоминаю однокоренные слова;

 - ищу звуковые ассоциации;

 - составляю свои словосочетания с новой лексикой;

 - вспоминаю синонимы, антонимы к данному слову;

 - подбираю интернациональные слова к данному слову;

-  ищу происхождение, этимологию слова;

 - прописываю слова строчками, столбиками ,парами, с проговариванием; использую цвет для выделения элементов;

 - организую самодиктант с самопроверкой по словарю;

8.Читаю текст, диалог вслух; понимаю содержание, перевожу.

9.Чувствую уверенность, желание ответить на уроке. Лексика « навязла в зубах». Слова    «стоят перед глазами». Я понимаю смысл предложений, словосочетаний с изучаемой лексикой в заданиях и упражнениях.

На следующем этапе экспериментальной деятельности было организовано занятие, посвященное  более подробному рассмотрению приемов мнемотехники, их обсуждению, анализу, применению и отработке, поскольку в первичных стратегиях вопрос,  связанный с запоминанием лексики  затруднял учащихся и был раскрыт не полностью. Ученикам было предложено выполнить различные тренировочные упражнения для освоения и осмысления приемов и способов запоминания лексики. Примеры упражнений:

Упражнение№1.

Объедини эти слова по ассоциации и напиши их (прием группировки по ассоциации).

Mum   he  duck   granny   yes    I dish   and

Lake   dock      stand

Pond   hen  port  granddad sit     no   or   we  

Dad   she  plate

Упражнение №2.

Составь словосочетания из новых прилагательных и известных тебе существительных.

Humorous exotic historical scientific energetic classical delicious unforgettable

Event drink music cake story report flower

Упражнение №3.

Запиши пары слов, которые рифмуются друг с другом.

Taught competition fight never mouth south composition announce light pronounce clever.

Упражнение №4.

Найди и обведи одно лишнее слово в каждой строке.

  1. Running, jumping, athletics, windsurfing, walking, cross country running.
  2. Football, basketball, gymnastics, rugby, baseball, handball.
  3. Water skiing, surfing, windsurfing, diving, horse riding, water polo.

Упражнение №5.

Запиши слова карандашом того цвета, который они обозначают несколько раз.

Blue, yellow, black, white, red, pink, orange, green, violet, brown, grey.

Упражнение №6.

Соедини  слова в пары. Объясни свой выбор.

Student  interview  correspondent   hobby

Information  musical         theatre  local

Characteristic   humor  serious  arrange

Banana  monument   group      typical  April

Gallery  September  museum   orange       lamp

Tomato

Сентябрь  театр  музей  памятник  лампа

Галерея   банан  помидор информация

Покупки апрель апельсин   студент  группа

Юмор       местный  корреспондент   хобби

интервью      типичный    серьезный                            Характеристика   аранжировать  (организовывать, располагать)

Упражнение №7.

Запиши слова в три столбика.

Sophia,  London ,Turkey, Asia, South America, Switzerland, Japan, Washington, Canberra, France, Amsterdam, Boston, Ottawa, Europe, New Zealand, Egypt, Africa, Spain, Beijing.

Упражнение №8.

Соедини слова с противоположным значением.

Boring  children  compulsory  neat   punishment  useful

Useless  sloppy  award   interesting  non-compulsory  grown-ups

Упражнение №9.

Придумай прием/ опору для запоминания  слова:snow, cold, brown, favourite, curious, cousin, forest, carrot, berries, dive, basket, cap, scarf, mittens ,twinkle, butter bread, mixture, capital, left, right ,sock, short, sunset, ice cream, sour cream,

Упражнение №10.

Придумай, как выучить и не путать вопросительные слова: why, what, when, where, who, how.

Далее проходило обсуждение полученных ответов, выбор наиболее успешных операций.

        По итогам работы по стратегиям школьники сделали вывод, что объем памяти можно увеличить, если опираться не только на механическое заучивание, но и на приемы мнемотехники, группировать, систематизировать слова, придумывать опоры для запоминания.  Школьники поняли, что начитанность, развитое воображение знание русского языка, богатый лексический запас, широкий кругозор помогают  и облегчают изучение иностранного языка.

В конце эксперимента было проведено анкетирование, количество респондентов – 10 учеников (экспериментальная группа).  

Анкета «Результаты работы над стратегией выполнения домашнего задания по активизации лексического материала».

Содержание анкеты/ текст - стимул

да

нет

1.Работа  со стратегией выполнения ДЗ по изучению лексики была интересной

4

6

2.Мне стало интересно учить новые слова.

10

0

3.Я получил (а) новый опыт подготовки ДЗ.

10

0

4.Я расширил (а) свой кругозор.

10

0

5.Я узнал (а) новые приемы и  способы запоминания слов.

10

0

6.Я стал (а) готовиться к урокам английского языка по-другому.

6

4

7.Мне стало легче учить новые слова.

8

2

8.Я могу выполнять ДЗ без посторонней помощи.

10

0

9.Мои оценки за лексический опрос улучшились.

7

3

10.Я стал (а) тратить  меньше времени на подготовку ДЗ.

4

6

11.Мои оценки за ДЗ улучшились.

5

5

Результаты анкетирования отражают результаты эксперимента. Из приведенной таблицы видно, какие задачи достигнуты, насколько подтвердилась гипотеза.

Результаты анкетирования показали, что учащимся больше всего понравился этап работы с приемами мнемотехники, применение успешных операций универсальной стратегии на практике. А работа по выявлению индивидуальной  и разработке универсальной стратегии требовала усилий, временных затрат, была непривычной, и наверное, поэтому затрудняла. Возможно, освоение новых приемов и способов выполнения ДЗ требует времени, формирования каких-то новых привычек, переосмысления своей деятельности. Но все ученики согласились (пришли к выводу), что  изучение лексики в структуре ДЗ занимает важное место, это важный этап, с него надо начинать работу дома и соблюдать рациональную последовательность выполнения заданных на дом упражнений. Кроме того, работа с лексикой – это может быть еще и интересное увлекательное занятие (например, работа с этимологией слова). В ходе экспериментальной деятельности школьники поработали над развитием управленческих актов. Повысился уровень самостоятельности  и самоорганизации учеников во время выполнения домашнего задания. Технология ЦРПС помогает учителю в осуществлении индивидуальной работы с учащимися путем выявления и обогащения индивидуальных стратегий школьников;  в осуществлении обратной связи с учеником.

 Я как учитель отметила, что нужно развивать рефлексивные умения, связанные с вниманием, так как объем памяти равен объему внимания; развивать воображение у школьников, развивать  их общий кругозор, потому что все это способствует продуктивному заучиванию. Возможно, нужно поработать над несколькими стратегиями для формирования управленческих актов у большинства учащихся.  В перспективе я планирую заниматься разработкой специальной стратегии по освоению грамматического материала.


[1] А.А. Плигин «Предметная деятельность, учение и познавательные стратегии школьников».