КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Русская народная игрушка матрешка» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Скляренко Вера Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx32.34 КБ
Файл samoanaliz_k_zanyatiyu.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №18»

(МБДОУ «Д/с №18»)

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Русская народная игрушка матрешка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Воспитатель первой квалификационной категории:

Скляренко В.В.

Бугуруслан, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Конспект образовательной деятельности

3

II.

Список литературы

10

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Скляренко Вера Викторовна

2.

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Игровая

Познавательная

Продуктивная

4.

Форма организации

тематическое занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

«Русская народная игрушка матрешка»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

1.Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей:

-помочь девочке Матрене получить матрешку в разноцветном сарафане.

2.Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД:

-решение познавательной ситуации.

3.Приёмы организации практической деятельности детей:

-рассматривание презентации о матрешке; выполнение рисования пластилином сарафана матрешки.

4.Приёмы поддержания интереса у детей:

-чередование видов деятельности;

-костюм сказительницы.

5.Приёмы оценки и самооценки:

-словесное поощрение в ходе ОД.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное: рассказ сказительницы о появлении народной игрушки матрешки; показ слайдов о народной игрушке матрешке;  

Речевое: беседа, рассказ, слушание.

Художественно-эстетическое:  оформление выставки работ «Русские матрешки».

Физическое: музыкальная разминка «Матрешки».

4.

Возрастная группа:

Средняя (4-5лет)

5.

Цель:

 создать условия для воспитания интереса к декоративно-прикладному искусству через приобщение детей к нетрадиционной технике – пластилинографии.

6.

Задачи:

- Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства на примере знакомства с русскими народными игрушками и матрёшкой;

- Побудить детей украсить сарафан матрешки узором, используя технику пластилинографии;

- Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Учить работать аккуратно;

-Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

7.

Планируемые результаты:

- Закрепление способов работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином;

-Расширение представлений дошкольников о русской народной игрушке.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Ноутбук, проектор, экран, флэшкарта, колонки; презентация «Русская народная игрушка матрешка», мольберт, матрешка из дерева, деревянная игрушка, кукла из пряжи, кукла из ткани, трафареты матрешек из картона по количеству детей, наборы пластилина, стеки, влажные салфетки, клеенки для творчества.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных  моментах

 - рассматривание иллюстраций о народных игрушках;

- выполнение рисования пластилином по теме «Гжель».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

20 мин.

I.

Вводная часть

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

В.: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей).

Упражнение «Здравствуйте».

Встанем мы в кружочек дружно.
Здравствуй, правая рука! (
правая рука вперед)
Здравствуй, левая рука! (
левая рука вперед)
Здравствуйте, ладошки! (
поворачивают ладошки вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (
3 раза хлопают)
Здравствуйте, ножки! (
пружинка)
Топ-топ-топ! (
топают)
Здравствуйте, мои друзья! (
берутся за руки)
Всем привет! Машу вам я! (
машут друг другу рукой).

 В.: Ребята, сегодня я вам хочу рассказать одну очень интересную историю (в руках сказительницы кукла Матрёна с грустным лицом). Хотите её послушать? 

1.2

Мотивация деятельности детей

В.: Давным-давно в одном селе жили-были муж и жена, и была у них дочка Матрёна. Родители очень любили свою дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только игрушек не было. Играла девочка чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды девочка: «Матушка, сделайте мне, пожалуйста, игрушку, хоть небольшую». Не могла мама отказать в просьбе дочери своей любимой и сплела для Матрёны куколку из пряжи (Воспитатель показывает слайд). Но девочка поиграла с ней только один денёк, слишком невзрачная была куколка.

Тогда девочка обратилась с просьбой к отцу. Отец сделал для Матрёны деревянную игрушку.  (Воспитатель показывает слайд). Но и с ней она недолго поиграла, не хватило девочке ярких красок.

«Какую же игрушку тебе хочется, доченька?» - спросила девочку мама. «Хочется мне, матушка, чтобы куколка моя была яркой, и чтобы она мне улыбалась». Долго думали родители и решили поехать на ярмарку.

-Как вы думаете, какую игрушку привезли родители Матрёнушке с ярмарки?

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В.: куколка эта была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна. Точно сёстры – близнецы, все одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами яркими. Крепко обняла свою куколку девочка и стала называть её Матрешкой. Ребята, посмотрите, а моя куколка тоже печальная? Как вы думаете почему? А, как мы можем ей помочь? (Разукрасить ей матрешки) А чем можно разукрасить?

А я предлагаю разукрасить сарафан пластилином.

II.

Основная часть:

12 мин.

2.2

Совместная и самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В.: Во что одеты матрешки?

Воспитатель обращает внимание на детали костюма матрешки: красиво украшенные сарафаны, кофты, платки и фартуки.

В.: Матрешки веселые и нарядные, сарафаны, платочки и кофточки у них разноцветные, праздничные, а на фартуках у них узоры. Поэтому ее называют расписная матрешка. Давайте все вместе скажем – расписная матрешка. (Дети проговаривают).

Матрёна приглашает поплясать.

Песня «Ой, да мы матрёшки»  

Воспитатель показывает детям магнитную доску, на которой расположены матрёшки с украшенными сарафанами рисунком из пластилина.

В.: посмотрите, ребята, на матрёшек. Какие они? (Ответы детей: весёлые, красивые, они улыбаются, их сарафан украшен узором).

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и приступить к работе.

Сначала воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунок, которым украшен фартучек матрёшки- образца. В центре изображён цветок, по краям – листики, внизу полоска, а под ней несколько кружочков.

В.:

1. Вспомним правила работы с пластилином.

Прежде чем приступить к работе, вспомним правила безопасности при работе с пластилином. (Дети проговаривают правила безопасности при работе с пластилином. Проверяем готовность рабочего места.)

2. Подготовим пластилин к работе: разминаем. Готовим стеки.

3. Лепим шарики и колбаски.

4. Украшаем сарафан.

В.: Отрежем от большого куска пластилина  жёлтого цвета маленький кусочек.

Разомнём его хорошо и скатаем шарик.

Положим его на середину цветка и расплющим до блинчика.

Растянем пластилин до краёв контура.

Для лепестков цветка тоже нужно скатать шарики. Возьмите пластилин любого цвета.

Разомнем его.

Каждый шарик положим на середину лепестка, прижмём и растянем до краёв контура.

Полюбуемся красивым цветочком.

А теперь нужно сделать листочки вокруг этого цветка. Основа листочков – колбаски. Возьмите пластилин зелёного цвета.

Раскатайте колбаску. Прижмите её и у вас получится листочек.

Точно так же сделайте остальные листочки.

Гимнастика для уставших пальчиков.

Долго, долго мы лепили,

(руки сцеплены в замок и круговые вращения кистями)

Наши пальцы утомили,

(встряхивание кистями рук)

Пусть немножко отдохнут,

(поглаживание каждого пальчика по - очереди)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведём

(развели руки в стороны)

И опять лепить начнём.

(хлопают в ладоши)

Внизу сарафан матрёшки предлагаю украсить разноцветными шариками, сплющивая каждый до блинчика.

Вытираем руки салфетками.

В.: Какие вы молодцы, ребята, какие матрешки у вас получились. Теперь Матрена радуется.

- Но чего-то не хватает на их лицах?

- Предлагаю нарисовать улыбку на лицах.

Карандаш какого цвета нам нужен? (красный)

- Вот такая красивая улыбка появилась у наших матрёшек.

III.

Заключительная часть

Подведение итогов ОД

3 мин.

3.1

Анализ деятельности детей

В.: Воспитатель размещает получившиеся работы на магнитной доске вокруг матрёшки-образца.

В.: Расскажите, что было делать труднее всего?

А что показалось лёгким? Что было особенно интересно? (Ответы 2-3 детей.)

Сегодня вы были необычными художниками. Мы рисовали пластилином. Матрёшки получились просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой трудной работой.

Если Вам занятие понравилось возьмите матрешку с улыбкой, если нет, то печальную.

Список литературы:

1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа(4–5 лет), - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

2. Колдынина Д.Н. Детское творчество. Лепка с детьми 4-5 лет, - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Интернет-ресурс

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-plastilinografi-v-srednei-grupe-na-temu-ruskaja-matryoshka.html



Предварительный просмотр:

Самоанализ

образовательной деятельности

воспитателя Скляренко Вера Викторовна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18»

Тема: «Русская народная игрушка матрешка» 

Дата: 03.11.2020г.

Цель: создать условия для воспитания интереса к декоративно-прикладному искусству через приобщение детей к нетрадиционной технике – пластилинографии.

Задачи: 

- Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства на примере знакомства с русскими народными игрушками и матрёшкой;

- Побудить детей украсить сарафан матрешки узором, используя технику пластилинографии;

- Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Учить работать аккуратно;

-Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

Планируемые результаты:

- Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства на примере знакомства с русскими народными игрушками и матрёшкой;

- Побудить детей украсить сарафан матрешки узором, используя технику пластилинографии;

- Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Учить работать аккуратно;

-Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

Вашему вниманию было предложено занятие по физической культуре в виде квест –игры   в подготовительной  группе на тему: «По дорогам Великой войны!» Конспект занятия соответствовал ФГОС и программным требованиям данного возраста.Для занятия было подготовлено помещение в соответствие с санитарно- гигиеническими требованиями, продумано расположение демонстрационного и наглядного материала к занятию. Занятие построено с учетом интегративного подхода, предполагающего реализацию задач образовательных областей : социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития. Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей средней группы. Была проведена предварительная работа с детьми: По своей структуре занятие построено таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес детей. Первая часть заключалась в создании положительного настроя на восприятие материала, для этого  задавала  детям вопросы по теме занятия. В основной части непосредственно-образовательной деятельности дети слушали рассказ воспитателя о возникновении русской матрешки, велась беседа с детьми по рассказу

С целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей проводилась динамическая пауза ( песня «Мы веселые матрешки» с выполнением движений в соответствии с текстом)Третья часть- заключительная,  включала в себя художественно эстетическое развитие детей (детям предложила пройти в нашу мастерскую , где они будут придумывать наряд для матрешки и украшать сарафан на заранее приготовленных шаблонах с изображением матрешек).После изобразительной деятельности подвела итог проведенного занятия. Использовались  методы: наглядные, словесные и практические. Готовясь к занятию, я выбирала такие задания, чтобы они были посильны, интересны и выполнимы воспитанниками. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены