Экзамены по ПТО
Экзаменационные билеты и материалы для итоговой аттестации по ПТО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экзаменационные билеты 11 класс | 19.41 КБ |
Положение о проведении экзамена по ПТО | 21.9 КБ |
Варианты ответов на билеты | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛ
для проведения итоговой аттестации по трудовому обучению выпускников 11 класса
муниципального общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат»
Профиль трудового обучения: столярное дело
БИЛЕТ № 1
|
БИЛЕТ № 2
|
БИЛЕТ №
|
БИЛЕТ № 4
|
БИЛЕТ № 5
|
БИЛЕТ № 6
|
БИЛЕТ № 7
|
БИЛЕТ № 8
|
БИЛЕТ № 9
|
БИЛЕТ № 10
|
БИЛЕТ № 11
|
БИЛЕТ № 12
|
БИЛЕТ № 13
|
БИЛЕТ № 14
|
|
Практическая экзаменационная работа
- "Изготовление ящика. Узлы: угловые ящичные соединения
на двойной шип открытый сквозной прямой " - Изготовление оконного переплета, форточки по чертежу
Предварительный просмотр:
Положение о проведении экзамена по трудовому обучению
I. Общие положения
1.1. Положение о проведении экзамена по трудовому обучению выпускников МОУ Большекрутовской школы - интернат разработано на основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12. 03. 1997 года № 288) с дополнениями и изменениями рекомендаций Министерства образованияРоссийской Федерации от 14. 03. 2001 года № 29/1448-6 «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Положения «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных школ (классов) VIII вида Ковернинского района, утвержденного приказом отдела образования № 27/1 от 14. 04. 2006 г.
1.2. Положение регламентирует деятельность МОУ Большекрутовской школы - интернат по проведению экзамена по трудовому обучению.
II. Организационная часть
2.1. На экзамене по трудовому обучению проверяется соответствие знаний выпускников, требованиям программы, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности.
2.2. Экзамен по трудовому обучению выпускников 9, 11 классов проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушениями интеллекта и возможность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, возможно проведение экзамена в форме собеседования членов комиссии с каждым учеником отдельно. Задача
собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их способность общаться с взрослыми. Собеседование, проводится на основе выполненной практической работы. В ходе беседы выявляется умение выпускника рассказывать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, станков, оборудования приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.
Экзаменуемые из 11 класса показавшие отличные теоретически знания и практические навыки на производственной практике, наряду с выпускным экзаменом по трудовому обучению могут сдавать квалификационный экзамен на тарифный разряд на производстве, на базе которого проводилась производственная практика.
2.3. Экзаменационный билет по трудовому обучению состоит из двух теоретических вопросов, которые направлены на выявление знаний экзаменуемых по материаловедению, специальной технологии, а также вопросы и задания, включающие показ выполнения трудовых приемов.
2.4. Школа готовит экзаменационный материал (практическая и теоретическая часть) с учетом профилей трудового обучения. Варианты экзаменационных заданий утверждаются директором школы и проходят экспертизу в районной экспертной комиссии.
2.5. К экзамену по трудовому обучению допускаются обучавшиеся по данному профилю не менее двух последних лет.
2.6. Экзамен по трудовому обучению проводит экзаменационная комиссия в составе:
председатель комиссии - директор школы.
члены комиссии:
учитель трудового обучения экзаменуемой группы ученика;
учителя трудового обучения и учителя общеобразовательных дисциплин школы.
Квалификационный экзамен принимает комиссия, состоящая из представителей предприятия с обязательным включением в нее учителя трудового обучения и одного из членов администрации школы, директора или его заместителя.
2.7. Состав экзаменационной комиссии и дата проведения экзамена утверждается приказом по школе.
2.8. Результаты экзамена по трудовому обучению оформляются протоколом (Приложение № 1), результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом (Приложение № 2).
2.9. Изделие, выполненное выпускником в ходе практической экзаменационной работы, хранится 3 года, а протокол оценки трудовой деятельности за период обучения - 5 лет.
2.10. Выпускникам 11-го класса, которым не присваивается квалификационный разряд, выдается производственная характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.
III. Подготовка и проведение экзамена
3.1. Экзаменуемые выполняют практические контрольные работы (за четверть и учебный год), согласно программным требованиям по данному профилю трудового обучения.
3.2. Учителя трудового обучения знакомят выпускников с содержанием билетов и помогают им составить конспекты ответов. При составлении конспектов необходимо использовать имеющиеся пособия, учебники.
3.3. Занятия по трудовому обучению должны предусматривать систематическое повторение ранее пройденного теоретического материла.
3.4. Учитель трудового обучения готовит материал, инструменты, детали, заготовки, необходимые для выполнения практической экзаменационной работе.
IV. Порядок проведения экзамена
4.1. На выполнение практической экзаменационной работы отводится 2-3 часа (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся может быть организован перерыв).
4.2. Задания, включенные в практическую экзаменационную работу, должны соответствовать программному материалу.
4.3. Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый получает чертеж, рисунок или фотографию объекта, знакомится с образцом - эталоном и техническими требованиями к изделию.
4.4. Заготовки для выполнения данного изделия, инструменты и все приспособления, необходимые для выполнения практической работы, учащийся выбирает самостоятельно.
4.5. Члены комиссии анализируют и оценивают процесс выполнения экзаменуемым изделия в ходе практической работы и качества изделия.
4.6. По окончании выполнения практической экзаменационной работы, проводится устный экзамен (собеседование) по профилю. На опрос каждого экзаменуемого отводится не менее 30 минут. Между практической экзаменационной работой и устным экзаменом (собеседованием) устанавливается 20 - 30 минутный перерыв.
V. Оценка результатов экзаменов
5.1. Итоговая оценка за экзамен по трудовому обучению выставляется на основании оценок занесенных в протокол 9 класс (Приложение № 1), 11 класс (Приложение № 2): оценки за год, практическую экзаменационную работу и устный ответ. Решающее значение имеет оценка за практическую экзаменационную работу.
5.2. Итоговая оценка «5» выставляется, если на «5» выполнена практическая экзаменационная работа, на «5» или «4» оценен устный экзаменационный ответ и в оценках за учебные четверти выпускного класса нет оценок «3».
5.3. Итоговая оценка «4» выставляется, если на «4» выполнена практическая часть экзамена, на «5» или «4» оценен устный экзаменационный ответ и в оценках, занесенных в протокол нет оценок «3».
5.4. Итоговая оценка «4» выставляется, если на «5» выполнена практическая экзаменационная работа, на «3» оценен устный экзаменационный ответ и по итогам учебных четвертей в выпускном классе было не более двух оценок «3».
5.5. Итоговая оценка «3» выставляется, если на «3» выполнена практическая экзаменационная работа, на «4» или «3» оценен экзаменационный ответ и в оценках, занесенных в протокол нет «2».
5.6. Итоговая оценка «3» выставляется, если на «4» выполнена практическая экзаменационная работа, на «3» оценен устный ответ. И по итогам учебных четвертей в выпускном классе было не более двух «3».
5.7. Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом (Приложение № 3).
Предварительный просмотр:
БИЛЕТ № 1
Строение дерева и его промышленное использование.
Ответ. Основные части дерева: корни, ствол, крона. Крона - верхняя часть дерева, состоящая из ветвей с листьями или хвоей, их которой изготовляют, витаминную муку. Ствол- основная часть дерева и строительный материал. Корень – подземная часть дерева, питающая его, из корней изготовляют канифоль, скипидар, используют как топливо.
Породы деревьев: лиственные, хвойные, мягкие, твердые.
Использование древесины: строительство, производство мебели, вещи, изготовленные из древесины.
- Основы резания древесины (2 способа механической обработки древесины, понятие о резце, элементы резца).
Ответ. Различают три основных вида резания древесины в зависимости от направления резца по отношению к волокнам – продольное, поперечное и торцовое.
Резец имеет форму клина. Элементы резца:
- передняя грань
- задняя грань
- боковые грани
- режущая кромка (лезвие)
- угол заточки
Резцы затачивают на заточных станках, не допуская перегрева режущей кромки, затем правят вручную на мелкозернистом наждачном камне, до полного стачивания заусенца.
БИЛЕТ № 2
- Строение древесины, основные разрезы ствола
- Кора – наружная оболочка дерева, предохраняющая его. используется для дубления кожи, изготовления строительных плит, химических веществ, в медицине.
- Камбий – слой способствующий росту дерева, обрпзующий годичные кольца. По годичным кольцам можно определить возраст дерева.
- Заболонь - проводит воду и питательные вещества от корней к кроне.
- Годичные кольца – основная часть деловой древесины.
- Ядро – сердцевина дерева , образующая из отмирающих клеток.
Древесина в растущем дереве занимает большую часть ствола и имеет основное промышленное значение.
- Разметка (назначение, инструменты, правила пользования).
Прежде чем начинать обработку детали, нужно разметить заготовку. От правильности и точности разметки во многом зависит качество детали. Даже небольшие ошибки в нанесении разметочных линий могут повлечь за собой непоправимый брак.
Складной метр применяют для линейных измерений; он удобен в работе благодаря своей конструкции.
Угольник употребляют для проверки прямоугольно- сти элементов столярных изделий.
Ерунок предназначен для разметки и измерения углов, равных 45 и 135 градусов .
Малка используется для измерения углов по образцу и перенесения их на заготовки.
Циркуль применяют для вычерчивания дуг окружностей и перенесения размеров.
Штангенциркуль употребляют для измерения цилиндрических деталей и изделий.
Уровень служит для проверки вертикальности и горизонтальности поверхностей
Рейсмус употребляется для разметки шипов и проушин
Правила безопасной работы инструментом:
Инструмент использовать только по назначению.
Содержать инструмент в чистом и исправном состоянии.
Инструмент должен лежать на верстаке так, чтобы им удобно было пользоваться. На него не должны попадать стружки, опилки.
После работы протереть инструмент ветошью и сдать учителю.
БИЛЕТ № 3
- Породы древесины (хвойные, лиственные, мягкие и твердые).
Ответ. Хвойные мягкие породы деревьев: сосна, ель, пихта используются в строительстве, производстве столярных и мебельных изделий и пиломатериалов, устойчивы к гниению.
Хвойные твердые породы деревьев: лиственница, используется в строительстве, практически не гниет в воде.
Лиственные мягкие породы деревьев: осина, тополь используются в строительстве, производстве спичек, сильно подвержены гниению и поражению грибками, недолговечны.
Лиственные твердые породы деревьев: береза, дуб используются в строительстве, производстве пиломатериалов, рукояток инструментов, столярных и мебельных изделий, фанеры и шпона.
- Пиление древесины (назначение, форма зуба, ручные пилы, электрические пилы, правила пиления).
Ответ. Для пиления поперек волокон используются пилы-ножовки с зубьями для поперечного или смешанного пиления. Ножовки состоят из полотна и рукоятки.
Правила техники безопасности при пилении: В начале пиления, при установке зубьев пилы по большому пальцу, ноготь или сустав пальца нужно держать выше зубьев пилы – на гладком полотне.
При пилении поперек волокон и под углом используется столярное стусло. Стусло состоит из дна и боковых стенок с прорезями выполненными под разными углами.
Первое движение пилой надо делать плавно на себя, затем левую руку убрать от пропила и до конца пиления держать выше зубьев пилы.
БИЛЕТ № 4
- Свойства древесины (цвет, блеск, текстура, запах, влажность, усушка, теплопроводность, звукопроводность, электропроводность).
Ответ. К физическим свойствам древесины относятся внешний вид, плотность, отношение к влаге.
- Цвет – придается целлюлозе за счет дубильных и красящих веществ. (светлая - липа, темная-дуб)
- Блеск – зависит от плотности древесины
- Текстура – формируется от строения пород, расположения годичных колец.
- Запах – зависит от наличия смол и дубильных веществ.
- Плотность – бывает мягкая – сосна, ель, липа; средняя – береза, дуб; высокая – груша
- Влажность – наличие в дереве влаги. Бывают мокрая 120% (в воде), свежесрубленная -50-100%, воздушносухая 15-20%, комнатносухая – 0%
- Теплопроводимость – способность сохранять и передавать тепло
- Звукопроводимость способность передавать звук
- Злектропроводимость – способность передавать электрический ток.
- Усушка уменьшение размеров в связи с уменьшением влажностми
- Коробление изменение формы при усушке
- Строгание древесины (назначение, инструменты для ручного и механизированного строгания, строение ножа рубанка, правила строгания, заточка ножа рубанка).
Ответ. Порядок обработки древесины строганием:
- Шерхебелем поперек волокон.
- Рубанком или полуфуганком в зависимости от длины заготовки.
- Профильное строгание.
Инструменты для строгания: рубанок, полуфуганок, шерхебель, фуганок, зензубель.
Правила техники безопасности при строгании.
1. Надежно закрепляй заготовку в зажимах верстака.
2. Работай только исправным и хорошо наточенным инструментом.
3. Для очистки рубанка используй деревянные клинья.
БИЛЕТ № 5
- Пороки древесины (что такое пороки и дефекты древесины; сучки, трещины, биологические повреждения).
Ответ. 1. Пороки древесины (что такое пороки и дефекты древесины; сучки, трещины, биологические повреждения).
Пороки – отдельные недостатки и повреждения дерева
Дефекты – приобретенные в процессе обработки и транспортировки.
Сучки – остаток от срезанного отростка ствола. (сучки бывают открытые. вросшиеся, здоровые, гнилые, загнившие)
Трещины – разрыв древесины вдоль волокон Трещины бывают метиковые простые, сложные, морозные, усушки.
При отделке шпаклюют
Биологические повреждения
- Долбление и резание стамеской (назначение, строение долота от стамески, правила долбления и резания стамеской, заточка стамесок и долот, правила техники безопасности).
Ответ. Для долбления используются долото и киянка. Перед долблением на заготовку наносят разметку с помощью рейсмуса, линейки и угольника. Долбят гнезда на необходимую глубину с припуском 1-2мм. Сквозные гнезда долбят с двух сторон. Готовые гнезда зачищают стамеской и напильником.
Долото состоит из ручки и лезвия шириной 6-20мм. Киянка – молоток из твердой древесины, на прочной рукоятке.
Правила Т.Б. при долблении.
Работать можно только исправным и правильно заточенным инструментом, пользоваться им по прямому назначению. Ручки киянки, долота, стамески и напильника должны быть изготовлены из твердых пород древесины, Гладко зачищены и прочно соединены с рабочей частью инструмента.
БИЛЕТ № 6
- Пиломатериалы (виды пиломатериалов, их применение).
Ответ. Брусы –имеют ширину и толщину 100-250 мм, бывают двухкантными и четырехкантными.
Бруски – пиломатериал толщиной 50-100 мм, и шириной 50-200 мм
Обапол – боковые части бревна при продольной распиловке.
Доски тесовые- 25 мм, протесовые – 50 мм, бывают обрезные и необрезные
Рейки – тонкие узкие дощечки, плоские бруски.
Из бревен при поперечном раскрое получают круглые лесоматериалы: бревна – круглые деловые лесоматериалы, используемые в таком же виде или для раскроя на пиломатериалы, кряжи – применяются для изготовления шпал, фанеры, карандашей, спичек, чураки – отрезки кряжа пригодные для обработки на лущильных станках.
Заготовки получают фрезерованием пиломатериалов, различают: поручни, плинтусы, наличники, половые рейки, паркетную дощечку.
- Сверление древесины (назначение, элементы сверл, типы сверл, ручные сверлильные инструменты, механизированное сверление, правила сверления, правила техники безопасности).
Ответ. Сверление – процесс выполнения в заготовках сквозных или несквозных отверстий с помощью сверла.
Применяемые для сверления древесины сверла: центровые, винтовые, шнековые, штопорные, спиральные.
Инструменты, используемые при сверлении: буравчик, коловорот, электродрель, сверлильные и сверлильно-пазовальные станки.
Сквозные отверстия сверлят с двух сторон. Одностороннее сверление применяется только при сверлении тонких заготовок
Основные части настольного сверлильного станка: станина, стойка, каретка, электродвигатель, ременная передача, шпиндель, патрон, защитные экран и кожух.
Порядок подготовки настольного сверлильного станка к работе: закрепление сверла в патроне, пробный пуск, проверка работоспособности станка.
Правила техники безопасности при сверлении.
- При работе смотровой экран должен быть опущен.
- При включенном станке запрещается: поправлять заготовку, измерять ее, перемещать узлы станка.
- Нельзя тормозить заготовку руками.
- Нельзя оставлять работающий станок без присмотра.
- Запрещается сдувать стружку со станка и сметать её руками.
БИЛЕТ № 7
- Хранение и сушка древесины (правила хранения, виды сушки, преимущества и недостатки между видами сушки).
Ответ. Сушка предохраняет от грибковых заболеваний, химических окрасов, биологических повреждений и покоробленности.
Естественная сушка - атмосферная.
Складывается в штабели 50-70 см от земли.
Между досками 10-15см расстояние
Над штабелем навес от дождя и снега
Сушка до 20% ВЛАЖНОСТИ ОТ НЕСКОЛЬКИХ МЕСЯЦЕВ ДО НЕСКОЛЬКИХ НЕДЕЛЬ
Искусственная – в сушильных камерах.
Пар проходит в калориферы или металлические трубы. обязательно вентиляционные окна вверху камеры.
Сушка до 20% за 12-40 часов.
- Шиповые соединения столярных изделий (угловые концевые, угловые серединные, угловые ящичные соединения, назначение).
Ответ. Основные виды угловых концевых соединений:
УК – 1 – на шип открытый сквозной одинарный.
УК – 2 – на щип открытый сквозной двойной.
УК – 6 – на шип одинарный несквозной с потемком.
УК -8 – на шип круглый вставной.
УК – 11 – на ус со вставным плоским сквозным шипом.
Элементы соединения – шип и проушина. Боковые части шипа – щечки, торцевые части шипа – заплечики.
Прочность шиповых соединений зависит от площади склеиваемых поверхностей, от правильного соотношения между толщиной шипа и бруска, от точности изготовления шипа и проушины.
Толщина шипа обычно равняется 0,4 толщины бруска.
БИЛЕТ № 8
- Виды, состав и основные свойства клеев (глютиновые, казеиновые и синтетические клеи).
Ответ. Клей предназначается для соединения древесины. Клей проникает в породы и застывает там.
Глютиновый клей – клей животного происхождения. он бывает 3 видов: мездровый - подкожный жир, отходы кожевенного производства, Костный – из костей, рогов, хрящей, рыбий- отходы рыбного производства.
Сухие плитки ложат в воду на 12 часов для разбухания, затем варят в клееварке на воде.
Казеиновый клей – из обезжиренного творога.
2 части воды и 1 часть порошка перемешивают дапют набухнуть, используют свежеприготовленный.
Синтетические клеи – искусственные. Прочность соединения, повышенная вредность, пониженная жизнеспособность, излишняя твердость шва.
- Выработка шипов и проушин (элементы шипа и проушины, разметка шипа и проушины, запиливание шипа и проушины, спиливание щечек, выдалбливание проушины).
Ответ. Бруски соединяются угловыми концевыми и угловыми срединными соединениями. Шиповые соединения выполняются на клею с деревянными нагелями или без них. Элементами шипового соединения являются шип, гнездо или проушина.
Шип – выступ на торце детали.
Гнездо – отверстие в детали.
Проушина – паз на торце детали.
Шипы могут быть одинарными, двойными или многократными. Шип имеет торец, заплечики, проушина – дно и щечки, гнездо – ширину и длину.
Разметка.
- Линейкой и угольником отложить длину шипа и глубину проушины.
- Рейсмусом разметить толщину шипа и проушины.
- Запилить шипы и проушины мелкозубыми пилами. Проушины вырубить долотом и стамеской.
- Гнезда разметить рейсмусом и угольником.
Гнезда долбят долотом с двух сторон. Подгоняют шипы, проушину и гнезда стамеской и напильником.
Правила техники безопасности при долблении: заготовка должна надежно крепиться в зажимах верстака; инструменты должны быть исправны и правильно заточены.
БИЛЕТ № 9
- Соединения элементов на нагелях, гвоздях, шурупах (назначение, строение, правила установки).
При соединении деталей гвоздями необходимо придерживаться основных правил:
"тонкую деталь прибивают к толстой;
"толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали;
"длина должна соответствовать 2-3 толщины детали;
"расстояние от кромки 4 диаметра;
"расстояние от торца 15 диаметров
При работе с молотком необходимо соблюдать правила безопасности:
"работать только исправным молотком;
"не стоять за спиной товарища, работающего молотком;
"ударять по шляпке гвоздя строго вертикально;
"не оставлять молоток на краю верстака.
Шуруп состоит из головки (полукруглой, потайной и полупотайной), стержня различной длины и толщины с винтовой нарезкой. При выборе длины шурупа необходимо учесть, что его длина должна быть в 2-3 раза больше соединяемой детали (верхней).
В верхней детали сверлят отверстие чуть более диаметра шурупа, а в нижней - 4/5 шурупа.
Для потайных и полупотайных головок шурупов отверстие раззенковывают.
Основными правилами безопасности являются:
"не пользоваться шурупами со сбитым шлицом;
"пользоваться только исправной отверткой;
"ввинчивать шуруп только под прямым углом;
"при ввинчивании не трогать шуруп руками;
"после ввинчивания шуруп зачистить от заусенцев.
Нагели представляют собой деревянные или стальные стержни цилиндрической формы. Их применяют как дополнительное крепление в угловых и срединных шиповых соединениях для предохранения шипа от выворачивания. Соединяют детали нагелями по расчету, размечая места установки в соответствии с чертежом, и по шаблонам.
- Деревообрабатывающие станки (виды станков, назначение, основные части, правила электробезопасности).
Ответ. Деревообрабатывающие станки делятся на:
круглопильные и ленточнопильные, применяемые для продольного и поперечного пиления;
сверлильные и сверлильно-пазовальные, применяемые для сверления отверстий и фрезерования гнезд и проушин;
строгальные и рейсмусные, применяемые для строгания древесины;
долбежные, применяемые для долбления шипов, гнезд и проушин;
токарные, применяемые для изготовления круглых изделий.
Основные части станка: станина, электродвигатель, шпиндель, передняя и задняя бабки.
Правила техники безопасности при точении: заготовка должна надежно крепиться в центрах, инструменты исправны и правильно заточены, запрещается включать станок без разрешения учителя и оставлять включенный станок без присмотра.
Точение древесины применяется для получения деталей цилиндрической формы. Точат древесину на станке СТД-120.
Основные части СТД-120: станина, электродвигатель, ременная передача, передняя бабка со шпинделем, задняя бабка и подручник.
Приспособления для крепления заготовки: трезубец, планшайба, патрон.
Подручник устанавливается на 2-3 мм выше центров станка и не более 3 мм от детали.
Токарные стамески: полукруглая используется для черновой обработки деталей, косая – для чистового точения, подрезания торцов и отрезания детали.
Правила ТБ при токарных работах.
- При работе смотровой экран должен быть опущен.
- При включенном станке запрещается: поправлять заготовку, измерять ее, перемещать узлы станка.
- Нельзя тормозить заготовку руками.
- Нельзя оставлять работающий станок без присмотра.
- Запрещается сдувать стружку со станка и сметать её руками.
БИЛЕТ № 10
Отделка поверхности столярных изделий (назначение, подготовка к отделке: столярная и отделочная, правила техники безопасности при отделке).
Каждое столярное изделие должно иметь внешнюю отделку, т е. поверхности его покрыты краской, лаком, политурой или другим отделочным материалом. Назначения внешней отделки:
1)придать изделию красивый вид;
2) предохранить изделие от вредных влияний света, воздуха и влаги, от механических повреждений и этим повысить срок, его службы;
3) обеспечить гигиеничность изделия.
Различают два вида внешней отделки столярных изделий: непрозрачную и прозрачную. Непрозрачная отделка выполняется масляными красками и эмалями. К прозрачной отделке относятся олифление, лессирование, глазирование, вощение, мастичение, матирование, лакирование и полирование.
Различают подготовку столярную и отделочную. Столярная подготовка заключается в заделке сучков и других дефектов вставками на клею, окончательном выравнивании и зачистке поверхности. На отделываемой поверхности не должно оставаться грязных пятен, шероховатости, волнистости, царапин от шкурки, вырывов и других дефектов.
Столярную подготовку ведут в следующем порядке:
1) высверливают сучки и другие дефекты древесины, после чего заделывают образовавшееся отверстие пробками (вставками);
2) поверхность выпавнивают фуганком (при необходимости);
3) зачищают шлифтиком;
5) производят шлифование.
- Рабочее место столяра (верстак, его назначение, основные инструменты)
Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстия-ми (3), в которые вставляются клинья, лотка (4), переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).
Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями - для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим - для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы - для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.
БИЛЕТ № 11
- Оконные блоки (элементы оконного блока, виды оконных блоков по назначению, по конструкции, изготовление оконных блоков).
Оконный блок
Оконный блок (рис. 248) состоит из оконной коробки и оконных
переплетов, которые включают створки, фрамугу или форточки.
Оконная коробка и оконный переплет представляют собой вертикальные и горизонтальные бруски, соединенные шиповыми или другими соединениями. Блок выпускается для жилых зданий и для
промышленных предприятий, со спаренными и раздельными переплетами. Створку и фрамугу навешивают в коробке на петли. Средний переплет трехстворчатого блока иногда крепят наглухо. Для уплотнения притвора в пазах устанавливают специальные прокладки. Оконное стекло крепят в переплете с помощью шпилек и штабиков и укрепляют по периметру замазкой.
В зависимости от числа створок различают одно-, двух- и трехстворчатые переплеты. Переплеты бывают внутренние и наружные, с наплывом, т. е. с напуском на брусок коробки. Наплыв делают во внутреннем и в наружном переплете, что придает окнам более красивый вид.
- Первая помощь при несчастных случаях на производстве (помощь при порезах, ушибах, вывивах, переломах, ожогах, обморожениях).
Чаще всего в быту мы сталкиваемся со ссадинами — на пальцах, ладонях, локтевых и коленных сгибах. В этом случае поврежденную кожу нужно сначала промыть с мылом, затем смазать перекисью водорода, йодом (если он не вызывает аллергии) или «зеленкой». Можно заклеить ссадину бактерицидным лейкопластырем.
Переломы костей могут произойти в результате сильного удара, падения и т.д. Различают закрытые переломы, когда кость сломана, но целость кожи на месте перелома не нарушена, и открытые переломы, когда в области перелома имеется рана. Оказывая первую помощь при переломе, необходимо обеспечить неподвижность места перелома, чем уменьшается боль и предотвращается дальнейшее смещение костных обломков. Это достигается наложением на поврежденную часть тела шины.
Первая медицинская помощь при ожогах: обработать ожоговую поверхность спиртом или водкой, накрыть стерильной салфеткой и приложить холод, дать болеутоляющее лекарство. Применение холода особенно эффективно в первые минуты после ожога и в большинстве случаев позволяет избежать ожогового шока и обильное питье до приезда «скорой помощи».
БИЛЕТ № 12
- Дверные блоки (элементы дверного блока; виды дверных блоков по назначению, по конструкции; установка дверного блока)
.Дверной блок
Дверной блок (рис. 249) состоит из коробки и дверного полотна. Полотно навешивают на петли на вертикальный брусок коробки. Двери бывают наружные (при входе в здание), входные (при входе в квартиру), внутренние (межкомнатные), для кухонь и балконные.
По устройству дверные полотна делят на полуостекленные и остекленные; по числу полотен - на однополотенные, полутораполо-тенные и двухполотенные; по конструкции — на филенчатые и щитовые.
Наружные двери изготавливают с порогом, а внутренние - чаще без порога. Двери в ванную и туалет делают с порогом. Филенчатые двери состоят из вертикальных, горизонтальных и средних брусков и филенки. Филенки изготавливают из досок, фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит.
Щитовые двери состоят из каркаса, заполнения и обшивки. Каркас делают из брусков, заполнение - из строганных реек, бумажных сотов, пенопласта, обрезков древесностружечных плит, обшивку — из фанеры, шпона, древесно-волокнистых плит.
- Способы и приемы искусственного дыхания (приемы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца).
Искусственное дыхание (вентиляция легких) представляет собой замену воздуха в легких больного, осуществляемую искусственным путем с целью поддержания газообмена при невозможности или недостаточности естественного дыхания.
При проведении искусственного дыхания больного укладывают горизонтально на спину. Шею, грудную клетку и живот пациента освобождают от стесняющей одежды – расстегивают воротник, ослабляют узел галстука, расстегивают ремень. Полость рта больного освобождают от слюны, слизи, рвотных масс. После этого, положив одну руку на теменную область больного, а вторую подведя под шею, запрокидывают его голову. Если челюсти пациента плотно стиснуты, то рот открывают с помощью выдвижения вперед нижней челюсти посредством давления указательными пальцами на ее углы.
К основным реанимационным мероприятиям относится и массаж сердца, представляющий собой ритмичное сжатие сердца, проводимое для восстановления его деятельности и поддержания кровообращения в организме.
Надавливают на грудину быстрыми толчками, причем для расправления грудной клетки руки отнимают от нее после каждого толчка. Темп непрямого массажа сердца составляет обычно 60 сжатий в минуту.