Моя творческая работа по краеведению..путешествие по родной земле...

Азарова  Елена Эуардовна

В 2016 году в нашей школе создан исторический кружок " Истоки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Данная рабочая программа по курсу «Духовное краеведение Подмосковья» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:

  1. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 18;
  2. Учебного плана на 2017-2018 учебный год МБОУ СОШ № 18;
  3. Комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России ; Основы религиозных культур и светской этики»; авт. А.Я. Данилюк. – М.;

Просвещение 2012 г.;

  1. УМК. Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», Учебное пособие для учащихся основной школы. «Просвещение 2007 г.»

Актуальность данной программы

      Актуальность изучения предмета (курса) обусловлена социально-педагогической                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        потребностью в решении задач  духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе основного образования. Без знания истории христианской православной культуры невозможно знание и освоение ценностей Русской и мировой культуры.

Цель:

    Изучение историко-культурной православной традиции.

Задачи:

  -  Освоение знаний о христианской нравственной культуре, истории христианства на Руси;

 -  Способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:

 -  Формирование качеств патриотизма; Уважительного отношения к святыням родной   земли;

 - Ознакомление с памятниками православной культуры Сергиево Посадского района.

Особенности данной программы:

    Данный курс рассматривает основы православной веры в социокультурном контексте России и края, учитывая возможности восприятия современного школьника. Материал доступен для учащихся и соответствует их уровню. Концепция учебника  базируется на следующих принципах. Курс предполагает посещение православных храмов с целью практического знакомства с православным искусством:

  - учебный материал расположен в порядке соответствующим значимости и месту события:

 - исторические, культурологические и нравственные аспекты православного учения освещаются комплексно;

 - общеобразовательный характер преподавания является светским.

Результаты изучения данного предмета:

Личностные результаты:

      - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свое Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;

      - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

     - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

     - формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;

     - развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  всем людям.

Предметные результаты:

     - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности человеческой жизни;

    - понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как человека, так и общества;

    - формирование первоначальных представлений о православии, их роли в становлении российской государственности, развитии культуры;

    - воспитание нравственного совершенства, основанного на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

      Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся в учебном процессе немалую роль играет внеурочная и внеклассная работа, которую необходимо проводить как для расширения общего кругозора детей, так и для развития их интереса к конкретной области знаний (в данном случае – к православию).

      Духовно нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе совместной деятельности.

Метапредметные результаты:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  и  составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования         различных точек зрения на оценку событий;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием модуля «Основы православной культуры».

       Межпредметные связи:  история, литература, музыка, изобразительное искусство.

Содержание курса:

Культура и религия. О вере, знании и культуре. Ценности жизни христиан. О чем рассказывает религиозная культура.  Ценности жизни христиан. Традиционные религии России.       Христианство - одна из основных религий мира. Христианство - основная религия России.

Священное писание. О чем рассказывает Библия? Христианское понимание происхождения знания о Боге. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни человека и правила жизни. Сотворение мира. Обращение к Богу – молитва. Как зло появилось в мире. Отношение человека с Богом. Взаимосвязь христианских понятий «послушание-радость». Размышление маленького христианина о человеке. Притча о талантах. Человек – образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека.

Христианское учение о спасении. Спаситель. Пророки. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Рождество Иисуса Христа. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным Царем, а кротким младенцем. Дары волхвов.

Христианская этика. Чему Иисус учил людей? Что нужно человеку для счастливой жизни? Заповеди блаженства. Главное правило христианской жизни. Доброта моей души. Понятие ответственности и обязанностей. Добродетели и страсти. Препятствия на пути человека к добру. Нелегкость духовного труда. Доброта и милосердие христианина. Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать христианин. Милость, милосердие, сострадание. Жертвенная любовь. Крестная жертва. Христианское почитание Креста.

Православный храм. Православные традиции жизни. Храм – дом, посвященный Богу. Духовное и культурное значение храма. Православные таинства. Православное богослужение. Божественная Литургия. Московский кремль – сердце духовной жизни России. Правила поведения в храме.

Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Чему посвящены церковные праздники. Православные традиции жизни. Двунадесятые праздники. Иконы праздников. Православный пост. Почитание святых в православном календаре. Христианский подвиг святых в православном календаре. Христианский подвиг святых. Смирение. Верность. Ратный подвиг. Мужество. Подвиг веры.

Священные образы. О чем рассказывает икона ? Символический  язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира. Икона – окно в невидимый мир. История создания первой иконы Спас Нерукотворный. Духовная красота иконы. Что такое чудотворные иконы. Почему на Руси сложилась традиция почитания икон Пресвятой Богородицы. Из истории христианской культуры: «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери.

 



Предварительный просмотр:

Информационная карта школьного музея

№ п/п

Перечень необходимых сведений

Сведения о музее

1

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №18» г.Сергиева Посада

2

Адрес

141307, Московская область, Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад, Молодежная улица, 2а.

3

Телефон, электронная почта

8 (496) 545-62-18

e-mail: s-posad-shcol18@yandex.ru

4

ФИО директора

Егоров Анатолий Николаевич

5

ФИО руководителя музея

Азарова Елена Эдуардовна

6

Название музея

«Историко-краеведческий»

7

Профиль музея

Историческое краеведение

8

Основные разделы экспозиции

1. «Археологические находки Подмосковья».

2. «Диарама – элементы вооружения».

3. «История школы».

4. «Предметы быта».

5. «История кадетского движения».

9

Приказ об открытии музея

№ 218 от 04.08.2015 г

10

Приказ о назначении руководителя музея

№ 218 от 04.08.2015 г

11

Решен ли вопрос о доплате

нет

12

Паспортизирован ли музей?

нет

13

Количество единиц хранения основного фонда

697

14

Количество единиц хранения вспомогательного фонда

302

15

Количество единиц хранения обменного фонда

-

16

Музейные помещения:

Экспозиционные

Хранилища

18 кв.м

1,16 кв.м

17

Количество человек в Совете музея

6

18

Количество человек в Активе музея

4

19

Государственные музеи, организации, учреждения, с которыми поддерживаются систематические связи

Краеведческий музей г.Сергиева Посада, музей игрушки, КДЦ Гагарина, совет ветеранов, городская библиотеки им. А.С.Горловского


Информационная карта музея

Историко-краеведческий музей муниципального образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №18» создавался на основе материалов историко-краеведческого уголка «Радонеж». Экспозиция музея основана на письмах и воспоминаниях ветеранов, на вещах переданных музею в дар и найденных свидетельствах войны учащимися школы во время походов по местам боёв. С 2016г. в школьном музее появился раздел «Предметы быта». В 2016г. появилась экспозиция, посвященная истории школы.

Вся работа в образовательном процессе направлена навстречу двух знаменательных дат в жизни страны и школы: Дню великой Победы советского народа над великой Германией и 50-летнего юбилея школы.

Использование музея в образовательном процессе

В музее организована работа с экскурсионной группой. Для обучающихся проводятся обзорные, тематические экскурсии, проводятся викторины, музейные уроки по истории родного края, школы, внеклассные мероприятия.

Активно ведется консультационная работа всего педагогического коллектива совместно со школьной библиотекой.

Журнал учета экскурсий и консультаций начат 01 сентября 2015 года

Проведение воспитательной и организационно-массовой работы

  1. Навстречу к 75-летию Победы развитие у учащихся познавательной, исследовательской, проектной деятельности, формирование навыков нравственного и патриотического воспитания проходило через тему «Моя семья в годы ВОВ»
  • военно-патриотическая панорама.
  • запущен альбом-эстафета.
  • Каждый класс получил задание «По страницам Отечественной войны» (из истории ВОВ):
  • 5-е классы «Маленькие герои большой войны»; 6—е классы «Города-герои»;
  • 6- 7-е классы – «Их имена носят улицы Сергиева Посада»,
  • 8-е классы «Песни военных лет»,
  • 9-е классы – «Велика Россия, отступать некуда, позади Москва»;
  • 10-е классы- «Строки, опалённые войной»,
  • 11-е «45-й… Победные марши».
  • Фестиваль патриотической песни «Позабыть не имеем мы права те года, что овеяла слава»
  • В ходе подготовки были проведены классные часы  под общей темой «Сороковые-роковые»
  • Тематические линейки : «Разве можно забыть иена, заслонивших собою отчизну, Помнить нужно во все времена: это им мы обязаны жизнью
  • Уроки мужества «Время всех извлечет из леты, всем воздаст по заслугам  в срок…»

III. Навстречу 50-летнему юбилею школы:

  • Основной целью подготовки к юбилею был поиск первых выпусков.
  • Создание фильмов «История школы»,  «Память, ты же можешь, ты права».
  • Экскурсии по экспозициям музея для учащихся школы и жителей микрорайона, работников комитета образования, педагогического коллектива.
  • Классные часы «История нашей школы».

Организационно-массовая  работа на базе музея:

Участие в акциях «Георгиевская ленточка»; «Спасибо деду за победу»

Поисково-исследовательская  работа:

Приоритетное направление поисково-исследовательской работы

Историко-краеведческое

Тип поисковой работы

Историческое краеведение

Тематика поиска

  1. Моя семья в годы ВОВ;
  2. Их имена носят улицы Сергиева Посада.

Формы поисковой работы

Интервью, работа в архиве, в архиве библиотек, музеях г.Сергиева Посада.

Где, когда и кем были представлены научные исследования

  1. 2015 г – Школьная научно-практическая конференция.

Тема:  «Великая Отечественная Война в истории моей семьи»

Участники: учащиеся 9 класса Сергеев И.А., Лимжанов А.В., рук. Борисова И.К.

Результат: лучшая исследовательская работа

  1. 2016 г – Краевые Глинковские чтения.

Тема: «Роль преподобного Сергия в истории государства Российского».

Участники: учащийся 10 класса Биксей А.С., рук. Грицай М.А.

Результат: II место

Методическая работа

Методическая тема

Использование краеведческих материалов на уроках и во внеурочной деятельности

Методическая помощь учителям

  1. Консультирование;
  2. Проведение открытых мероприятий
  3. Подбор краеведческих материалов

Самообразование  и повышение квалификации

Участие в городском методическом объединении; изучение литературы по методической теме музея

Работа актива

План работы имеется

Структура музея:

http://klychsoh.ucoz.ru/images1/progrr4.jpg

Наличие материалов в СМИ

Работа музея отражена на сайте школы

Работа на перспективу

1.Увеличить количество экспозиций музея:

 1) Человек – легенда (экспозиция, посвященная А.Матросову);

2) Ими гордится школа;

3) Спортивная жизнь школы;

2. Продолжить работу с экспозициями  «Золотой и серебряный фонд школы».

Успехи, достигнутые музеем

нет


План работы музея на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Название мероприятий

Срок

Ответственный

  1. Организационная работа.

Выборы членов Совета музея.

Сентябрь

Азарова Е.Э.

Организация обучения актива музея.

В течение года

Совет музея

Работа с фондами музея

В течение года

Совет музея

Организация экскурсий для обучающихся школы.

В течение года

Совет музея

Сбор материалов «Война в моей семье».

В течение года

Классные коллективы

Организация связи с Историко-краеведческим музеем г.Сергиева Посада.

Ноябрь

Совет музея

  1. Оформительская работа.

Выставка «Школе – 50».

Октябрь

Совет музея

Выпуск стенгазет «75 лет Победы».

Апрель

Классные коллективы

Сбор фотографий и оформление выставки «Наша школа в лицах , событиях, фактах».

В течение года

Классные коллективы

Создание презентаций «История школы».

Ноябрь

Совет музея

Оформление выставки «История кадетского движения».

Март

Фарафонов И.А.

Выпуск стенгазет по истории Великой Отечественной Войны.

В течение года

Классные коллективы

  1. Массовая работа.

Проведение уроков мужества.

Сентябрь, февраль, май

Классные руководители

Организация поздравления ветеранов Великой Отечественной Войны.

Сентябрь, февраль, май

Классные коллективы

Проведение концертов для ветеранов – жителей микрорайона.

Май

Завьялова А.А.

Литературно-музыкальная композиция «Улицы Сергиева Посада».

Февраль

Азарова Е.Э., классные коллективы 7-х классов

Участие по плану работы в «Месячнике оборонно-массовой и патриотической работы».

Январь-февраль

Совет музея

Экскурсия – игра «Экспонат рассказывает» (5-6 классы).

Октябрь

Азарова Е.Э.

Проведение недели Памяти.

Май

Активы классов

  1. Методическая работа.

Проведение музейных уроков.

В течение года

Совет музея

Разработка и реализация проектов краеведческой и духовно-нравственной тематики.

В течение года

Азарова Е.Э.

Проведение встреч с педагогами, ветеранами.

В течение года

Совет музея

Работа с интернет – сайтами.

В течение года

Совет музея

Ведение музейной документации.

В течение года

Азарова Е.Э., совет музея