КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»
Готовность к обучению – это очень широкое понятие, под ним нельзя понимать исключительно необходимый уровень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения учебными предметами начальной школы. В готовность к обучению включаются такие психологические характеристики, физическое развитие и духовно-нравственная готовность дошкольника к новому этапу его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole.docx | 21.53 КБ |
prezentatsiya_podgotovka_k_shkole.pptx | 404.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к школе»
Начало обучения в школе – это новый этап в жизни ребенка, и он, безусловно, требует определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной, в то время, как ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра.
Готовность к обучению – это очень широкое понятие, под ним нельзя понимать исключительно необходимый уровень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения учебными предметами начальной школы. В готовность к обучению включаются такие психологические характеристики, физическое развитие и духовно-нравственная готовность дошкольника к новому этапу его жизни.
Проблема готовности ребенка к школе очень важна : большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются именно в дошкольном детстве.
Поэтому целью консультации будет являться получение знаний по подготовке детей к школе.
Для достижения поставленной цели мы решим следующие задачи:
1. рассмотрим критерии подготовки ребенка дошкольного возраста к школе;
2. разработаем советы для родителей по подготовке ребенка к школе.
1. Критерии готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе
Что такое готовность к школе? Готовность к школе, или готовность к обучению, - это определенный комплекс параметров, который может говорить об определенной социальной и умственной зрелости ребенка, а также определенный объем умений и навыков, достаточный для начала школьного обучения [2, 3].
Из определения мы можем сделать вывод о том, что существуют различные критерии (показатели, параметры) готовности ребенка к школе : это физическое развитие, нравственное развитие, психологическое развитие и мыслительное развитие. Охарактеризуем каждый из этих критериев.
1. Физическое развитие: от того, насколько физически развит, здоров и закален ребенок, зависит его успех в школе. Также отметим и то, что организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются необходимые условия для нормальной деятельности нервной системы. [1]
К физической готовности относятся общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Также сюда включают состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев, состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.
2. Нравственное развитие: от того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит его успешное обучение в школе, а также формирование жизненной позиции. Для успешного обучения в школе ребенок должен быть самостоятелен, организован, настойчив, ответственен, дисциплинирован. Если же эти нравственно-волевые качества не сформированы у ребенка, то он может лениться, быть не уверен в своих силах, обладать низкой самооценкой, быть эгоистичным, что, безусловно, не может являться условием успешного обучения. [5]
3. Психологическое развитие: ребенок, стоящий на пороге начальной школы, должен обладать внутренней позицией, у него должны быть сформированы необходимые предпосылки учебной деятельности, сложена особая форма общения ребенка со взрослым. Взрослый должен быть для ребенка авторитетом, образцом для подражания. [4]
В психологическую готовность также включаются:
учебная мотивация (ребенок хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
4. Мыслительное развитие, или умственное развитие. Его важность и значимость обусловлена тем, что начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – он должен овладеть письменной речью, которая возникает на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка. Дошкольник должен быть готов к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, у него должны быть сформированы познавательные интересы; он должен осознать и желать обучаться в школе. [2, 3]
Большую роль подготовке ребенка к школе имеют родители. Рассмотрим основные рекомендации по организации этого процесса в условиях семьи.
2. Советы родителям по подготовке ребенка к школе
Подготовка ребенка к школе – это очень важный процесс, поэтому мы предлагаем рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.
1. В программу семейного воспитания старшего дошкольника необходимо включать занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, закаливание организма, выполнять утреннюю гимнастику. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения.
2. Также нужно закладывать правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Так, Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если ребенок видит хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.
3. Старшего дошкольника необходимо активно привлекать к посильному для него труду. Выполнение трудовых поручений формирует дисциплинированность ребенка. Также необходимо приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.
4. Необходимо постоянно осуществлять умственное развитие ребенка: обогащать его словарный запас, в разговоре ним подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи детей можно учить наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.
5. Полезными и даже необходимыми будут специально организованные занятия с дошкольников с использованием ситуации игры (так как это ведущая деятельность в данном возрасте). При этом нужно чувствовать тонкую грань: нельзя превращать «последний» год детства в минишколу. Не нужно заставлять ребенка выполнять упражнение, если он устал, постоянно вертится, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Тем не менее, не забывайте о том, что лучшие занятия – это занятия систематические.
6. Необходимо уделить большое внимание формированию психологической готовности:
нельзя «пугать» школой, а, наоборот, рассказывать позитивные истории, связанные с ней, формировать положительное отношение к ней: что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые;
не нужно быть слишком требовательны к ребенку, ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым;
необходимо развивать коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Родителям очень важно постараться, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать поддержку родителей, их крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Родитель должен стать своему ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда первоклассник в будущем превратится в успешную личность.
Сделаем вывод также и о том, что подготовка к школе должна быть разносторонней. Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств и социально – психологической компетентности. Заострение внимания только на чем-то одном, например, на интеллектуальном развитии, не даст должного результата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авсеенко, Н. В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н. В. Авсеенко // Начальная школа плюс : до и после. – 2011. – № 8. – С. 91-95.
2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Н. И. Гуткина. – СПб. : Питер, 2004. – 207 с.
3. Кривых, С. В. Готовность к школе : теоретический анализ понятия / С. В. Кривых, М. В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75-86.
4. Тихомирова, О. Б. Проблема готовности детей дошкольного возраста к школе в психолого-педагогической литературе / О. Б. Тихомирова, Т. В. Наумова // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – Т. 1 № 1. – С. 80-83.
5. Шахбазова, И. Д. Роль семьи в развитии готовности ребенка к школе / И. Д. Шахбазова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 6. – С. 226-230.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Проблема готовности ребенка к школе очень важна: большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются именно в дошкольном детстве.
Критерии готовности к школе: физическое развитие ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ: общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста; состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.
Критерии готовности к школе: нравственное развитие Для успешного обучения в школе ребенок должен быть: самостоятелен, организован, настойчив, ответственен, дисциплинирован .
Критерии готовности к школе: психологическое развитие Психологическая готовность заключается в следующем: учебная мотивация (ребенок хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
Критерии готовности к школе: умственное развитие Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи , развития слухоречевой памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего ( деятельностного , личностного) развития ребенка .
Советы родителям по подготовке ребенка к школе 1. Инициировать занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, закаливание организма, выполнять утреннюю гимнастику (физическое развитие); 2. Закладывать правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы (отношение к окружающим); 3. Активно привлекать ребенка к посильному для него труду (нравственно-волевые качества: дисциплинированность ребенка, упорство и настойчивость).
Советы родителям по подготовке ребенка к школе Элемент обучения необходимо включить в повседневную деятельность. 1. Подготовка речи ребенка для школы: Разговаривать с ребенком, обязательно задавать ему вопросы, терпеливо ждать ответ. Важно постоянно пополнять лексический запас ребёнка, даже сложными словами. Обязательно тренируйтесь на скороговорках и пр. 2. Развитие памяти и внимания : Пересказ знакомого рассказа или сказки. Заучивание стихотворений и др. 3. Подготовка воображения ребенка для школьного обучения: Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликации. Придумывание историй, разыгрывание спектаклей 4. Развитие логики, мышления: Решать головоломки. Использовать простейшие логические игры на анализ и/или сравнение предметов 5. Подготовка ребенка для чтения, письма и счета: Практиковать совместное взросло-детское чтение. Считать бытовые предметы, деньги при посещении магазинов, аптек, банков. Разучивать буквы алфавита, учиться обводить их по трафарету, а затем писать самостоятельно.
Советы родителям по подготовке ребенка к школе 5. Психологически готовить ребенка к школе: не «пугать» школой, а, наоборот, рассказывать позитивные истории, связанные с ней, формировать положительное отношение к ней; не быть слишком требовательны к ребенку; не развивать коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности.
ВЫВОДЫ Подготовка к школе должна быть разносторонней . Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств и социально – психологической компетентности.
Список использованной литературы Авсеенко , Н.В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н.В. Авсеенко // Начальная школа плюс: до и после. – 2011. – № 8. – С. 91-95. Гуткина , Н.И. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Н. И. Гуткина . – СПб. : Питер, 2004. – 207 с. Кривых, С.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия / С.В. Кривых, М.В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75-86. Тихомирова, О.Б. Проблема готовности детей дошкольного возраста к школе в психолого-педагогической литературе / О.Б. Тихомирова, Т.В. Наумова // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – Т. 1 № 1. – С. 80-83. Шахбазова , И.Д. Роль семьи в развитии готовности ребенка к школе / И.Д. Шахбазова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 6. – С. 226-230.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ