Портрет гиперактивного ребенка
Портрет гиперактивного ребенка
Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, то есть они мене чувствительны к боли, чем их сверстники. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушение памяти и низкая умственная работоспособность. Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности как считают многие взрослые. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Дефицит внимания – характерная черта гиперактивных детей. Эта проблема часто сопровождает и другие нарушения в развитии ребёнка, (например, задержку психического развития), при этом ребёнок может быть гипоактивным. Но при наличии гиперактивности, дефицит внимания гарантирован. В последнее время проблему гиперактивности и обозначают как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ.
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Внимание характеризуется следующими свойствами:
1. Устойчивость.
2. Концентрация.
3. Переключаемость.
4. Распределение.
5. Объем.
Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений внимания.
1. Нарушение устойчивости и концентрации:
а) нет сосредоточения (ребенок не может выделить значимый раздражитель и, как следствие, не включается в учебный процесс);
б) слабая концентрация внимания (ребенок выделяет значимый раздражитель, но не может сосредоточиться на нем);
в) кратковременная сосредоточенность (ребенок быстро отвлекается, его внимание нестабильно);
г) немотивированные колебания внимания (у ребенка «включается» охранительное торможение).
2. Нарушение распределения и переключения внимания:
а) ригидность внимания (ребенок с большим трудом переходит от одного вида деятельности к другому);
б) застревание («прилипание») внимания (ребенок не может перейти от одного вида деятельности к другому).
3. Нарушение объема внимания (ребенок способен воспринимать очень ограниченное число объектов).
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.