Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Ильина Евгения Петровна

Считаю, что внеурочная деятельность по предмету является важной, так как формирует у детей осознанную мотивацию к предмету .На главной странице  сайта в разделе публикаций "Внеклассная работа" можно познакомиться с примерами заданий школьного тура олимпиады и разработками внеклассных мероприятий по математике. В разделе "Публикации моих учеников" представлены работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

 

         Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь ученикам найти свое место в жизни. Развитие творческих и интеллектуальных возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Поэтому важно активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску способных и одаренных детей, созданию оптимальных условий для их развития и воспитания, становления личности.

Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать образовательную среду и условия для проявления и развития творческих, интеллектуальных способностей детей, для раскрытия потенциала ребенка. Работа строится как в урочное, так и во внеурочное время. К урочной деятельности относится проведения уроков с учетом личностно-ориентированного обучения. К внеурочной деятельности относятся проведение дополнительных занятий, предметных недель, конкурсов и т.д.

Для выявления способностей ребенка использую следующие способы:

- диагностики;

- педагогическое наблюдение;

-изучения результатов деятельности (контрольных, тестовых, диагностических работ учащихся);

- наблюдение и анализ проектной и групповой деятельности учащихся;

- анкетирование «Интерес к предмету «Математика»;

- беседы с родителя и учащимися;

Для развития у учащихся способностей к научной, творческой деятельности использую способы:

-применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом

- использование метода проектов, игровых технологий,

- участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня и др.

-проведение предметных недель

- дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня.

- дифференцированная домашняя работа.

- проведение дополнительных занятий во внеурочное время «Мир логики», «Занимательная математика с элементами логики»

- проведение интеллектуальных игр.

Какие бы способности не таились в ребёнке, сам он мало что сможет в себе развить и воспитать. Поэтому основными помощниками в этом ребенку должны стать учителя, и конечно же родители.

Эта связка видится как социальное партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В рамках работы с одарёнными детьми проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.

Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:

  • повышение психолого - педагогических знаний родителей;
  • включение родителей в учебно - воспитательный процесс;
  • взаимодействие учителя и родителей в развитии способностей ребёнка

Отследить эффективность реализации системы работы по развитию способностей детей можно отследить мониторингом:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Результатом деятельности по развитию и выявлению способностей детей является активное участие в олимпиадах, в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях.

Большое внимание уделяю подготовке учащихся к олимпиадам. С этой целью проводятся занятия по решению олимпиадных задач.  Ежегодно мои ученики принимают участие и являются победителями и призёрами муниципальных олимпиад МИФ, «Математические ростки», «Быстрый счёт».

Подготовленность учащихся к исследовательской деятельности по предмету ещё одно направление в моей работе

Во внеклассной работе активно использую технологию образовательных событий. Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников. Организую специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель. Именно поэтому технология приобретает особую ценность – она позволяет задействовать не только учащихся, выражающих особую заинтересованность предметом, но и пассивных зрителей. В результате среди них появляются те, кто начинает проявлять больший интерес.

Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса, формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности, позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ

В последние годы проводится много различных конкурсов, конференций и олимпиад, в том числе и по математике. Кроме традиционных олимпиад, проводятся также дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды. Математические олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных ребят в области математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета.

Участие в различного рода предметных состязаниях готовит учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Победы на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в вуз на льготных условиях.

Как добиться успешного участия школьников в олимпиадах, конкурсах? Я всегда привожу в пример спорт: как добиться хороших результатов в спорте? Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Или спрашиваю о любом другом умении, которым учащиеся овладели в наилучшей степени. Все ли получалось сразу, а что необходимо было для закрепления результата? И всегда слышу в ответ, что главное – это тренировка, оттачивание обретенных умений, многократное их повторение. Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (венгерский математик Д. Пойа.) И конечно, для успеха в различных математических конкурсах просто необходимо уметь анализировать, обобщать, аргументировать и доказывать.

Начну с направлений моей работы, которые позволяют уделить внимание подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам в повседневной работе на уроках.

  • Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока

На уроке всегда стараюсь найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме. Я использую задачи и занимательные, и шуточные, и старинные, а так же на межпредметные связи.

В пятом классе при изучении темы "Натуральные числа" можно предложить много разнообразных заданий, например: «Как, используя цифру 5 пять раз, знаки арифметических действий и скобки, выразить все натуральные числа от 0 до 10 включительно?» В шестом классе при изучении темы "Нахождение дроби от числа" следующие типы задач: «Некоторый товар стоил 500 рублей. Затем цену на него увеличили на 10%, а затем уменьшили на 10%. Какова стала цена в итоге?». Задачи такого рода последние годы входят в ВПР по математике.  При изучении темы " Степень с натуральным показателем" в седьмом классе предложить такие: 1Сравнить: 6523 и 25517

             2. Докажите, что 13+132+133+134+:+132009+132010 делится нацело на 7.

И таких примеров можно привести большое количество. Методической литературы для подборки заданий достаточно, да и УМК авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, по которому я работаю, помогает в этом. В учебнике есть замечательная рубрика «Учимся делать нестандартные шаги».

Опыт мой и моих коллег показывает, что особенно в последнее время большие трудности у учеников вызывают геометрические задачи. Хотя именно геометрия прекрасно развивает нестандартное мышление и выделяет людей способных заниматься математикой. Данный тип олимпиадных задач является самым обширным. Это задачи на разрезание, на построение, на нахождение углов; задачи, решение которых содержит идею, связанную с дополнительным построением. Даже последняя олимпиада по оригами для 5 классов содержала много заданий на развертки и дополнительные построения. Негативное влияние оказывает исключение из программы предмета черчения. Поэтому с 5 класса ввожу задачи на развитие пространственного воображения, геометрического характера (дострой, найди соответствие, определи вид сверху и т.д.).

Кроме того, проблемное обучение способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Оно основано на получении новых знаний через решение теоретических и практических проблем. Наиболее часто проблемное обучение использую на уроках при изучении нового материала. При разрешении проблемной ситуации учащиеся проходят все основные этапы этого процесса: анализ, выдвижение версий и их обсуждение, решение проблемы с использованием версий, проверка правильности решения проблемы. Мне лишь остается организовать деятельность и выступать в роли консультанта. В результате, у школьников появляются такие важные для участия в конкурсных испытаниях умения, как:
а) видеть проблему и осознавать ее;
б) сформулировать и переформулировать проблему;
в) выдвигать гипотезы;
г) обосновывать и аргументированно доказывать выдвинутые гипотезы;
д) применять на практике найденный способ решения учебной проблемы.

Из наиболее удачных методов для подготовки к олимпиадам можно отметить исследовательскую деятельность, метод проектов, групповое обучение, а также проведение математического боя, викторины, как одного из этапов урока, дискуссии и т.д.

          Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке

Для развития интереса к решению нестандартных задач по математике в программу урочных занятий включаю рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм (причем учащиеся порой увлекаются составлением собственных, естественно связанных с математическими терминами) и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера (переливания, перемешивание, перекладывание).

  • Упражнения на классификацию, абстрагирование и аналогию

В процессе обучения в арсенал приёмов и методов естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Решение олимпиадных заданий вносит в формирование этих качеств мышления важную роль. Например, при выполнении упражнений, предназначенных для освоения приемов умственной деятельности "анализ" и "синтез", развивается гибкость мышления. А освоение приемов "абстрагирование" и "обобщение" способствует глубине мышления. А на применении метода аналогии можно построить изучение очень большого объема тем школьной математики. Этот метод изучен мною подробно, поэтому накопленный материал очень обширен и активно используется на уроках. Подробнее о использовании метода аналогии можно прочитать в моей статье «Метод аналогии в обучении математике» в разделе сайта «Инновационная деятельность».

  • Творческие и олимпиадные домашние задания

В качестве одного из путей подготовки к олимпиадам предлагаю задания на дом типа: "Составь задачу, аналогичную составленной в классе"; "Придумайте ребусы по теме"; "Составьте кроссворд (анаграмму, софизм, магический квадрат и т.д.); "Придумайте задачу-сказку по теме"(в 5 классе) и т.п.

Традиционно, в качестве отборочного тура к школьному этапу олимпиады (желающих участвовать обычно не 3 человека, а около 10 или более от класса) предлагаю домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. Рекомендую учащимся пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно. Всегда стараюсь донести до ребят, что учиться надо не тому, что легко получается. Ценно любое напряжение сил. "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью", - сказал Л.Н. Толстой. И с ним согласиться любой преподаватель, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие. Я считаю, что нет ничего необычного в том, если иногда и сильные учащиеся не справляются с домашним заданием.

Но все же работа с сильными учащимися по математике - работа штучная - как на уроке, так и вне его. И если в классе есть несколько одаренных детей, то с ними необходимо организовать занятия на развитие их одаренности. А чтобы такие дети не потерялись, начинать надо с серьезной диагностики (я имею в виду психологов).  Причем важно не упустить самый благодатный возраст, 5 – 6 класс. Поэтому часы на предметные кружки просто необходимы. Значит вторым направлением работы по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам является внеклассная работа.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Считаю, что основными являются следующие три вида:

Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, зависимо от способностей и знаний ученика.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. Именно к ней отнесем факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду отношу научно - практические конференции, недели математики, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.

В содержание внеклассной работы с учащимися, интересующимися математикой, включаю вопросы, выходящие за рамки школьной программы, но примыкающие к ней. В старших классах уже необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.

Неотъемлемой частью современного учебного процесса стали ИКТ. Использование ИТ в работе дает возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения. Способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам. Стараюсь предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми технологиями. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, а научить учиться. В своей работе опираюсь на интернет-  источники, позволяющие разнообразить теоретический материал и практические задания. При подготовке к занятиям пользуюсь несколькими информационными ресурсами, черпаю идеи коллег, адаптирую предложенные готовые продукты под свои классы, но чаще стараюсь сделать урок или внеклассное мероприятие сама. Учащимся для работы также рекомендую определенный круг сайтов, содержащих теоретический материал по разнообразным темам, помимо этого там выложены олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы по математике.

  1. http://www.mat.1september.ru- Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября".
  2. http://www.math.ru- Math.ru: Математика и образование.
  3. http://www.allmath.ru- Allmath.ru - вся математика в одном месте.
  4. http://www.math-on-line.- Занимательная математика - школьникам (олимпиадыигры, конкурсы по математике).
  5. http://www.zaba.ru- Математические олимпиады и олимпиадные задачи.
  6. http://mihailovoschool. - Математические термины в ребусах.

Учебно – исследовательская и проектная деятельность учащихся – ещё одно из направлений работы, которое направлено на повышение интереса к предмету, развитие познавательной деятельности, развитие коммуникативных умений, формирование умений осуществлять планирование, самоконтроль, рефлексию и самоанализ своей деятельности. Проект – это вид учебной деятельности, направленный на решение конкретной учебно-познавательной проблемы с заранее запланированным результатом. Учебно-исследовательская работа – это решение задачи с заранее неизвестным результатом, представляющее собой самостоятельную творческую работу, имитирующую настоящее научное исследование (в частности, учащиеся учатся выдвигать гипотезы, искать оптимальные и нестандартные решения поставленной задачи).

Важным направлением подготовки детей к олимпиадам считаю заочную работу. Многие вузы, журналы, газеты часто объявляют различные конкурсы для любителей решать разнообразные задачи. Выполнение таких заданий способствует подготовке учащихся к олимпиаде. 

Сегодня получила значительное развитие заочная олимпиада, которая обладает неоспоримыми достоинствами: доступностью, дешевизной, простотой организации, протяженностью во времени. Задания чаще рассылают по почте на адрес школы. Олимпиады для школьников год от года набирают всё большую популярность. Надо ли в них участвовать? И в каких именно - ведь количество их растёт со скоростью снежного кома? Мы выбрали http://mathkang.ru и http://www.olimpus.org.ru   Считаем, что они являются познавательными и в какой-то мере развлекательными. В то же время именно это позволяет делать их игровыми, интегрированными, эвристическими и т. п., основанными не только на школьной программе, но и далеко выходящими за ее рамки. Вот почему заочные олимпиады так популярны, ведь в первую очередь это отличный шанс проявить свои творческие способности, открыть в себе новые таланты, научиться логически мыслить, грамотно оформлять свои доводы. Именно поэтому я рекомендую ребятам не бояться принимать в них участие.



Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) деятельности:

  • инструментальная диагностика;
  • педагогическое наблюдение;

- изучение результатов деятельности (работ обучающихся);

     - методика Н.Г. Лускановой, для диагностики учебной мотивации школьников

     - наблюдение за проектной деятельностью обучающихся.

Для определения способностей  к научной деятельности применяют методики, созданные А.И Савенковым:

  • «Оценка общей одаренности»;
  • «Карта одаренности»;
  • анкетирование «Интерес к предмету «Математика»;

Выявление интеллектуальных способностей:

  • диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой);

  • интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

1.Тебе нравится в школе?

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-разному

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

По разному

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  1. У тебя в классе много друзей?

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

Ключ Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-

й ответ

оценка за

2-й ответ

оценка за

3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

Оценка уровня школьной мотивации по Н. Лускановой

Вопрос        Баллы

уровень

ФИ ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Методика оценки общей одарённости

Общая характеристика.

Разработана А.И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами).

Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна

рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно

наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко

3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его

осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые

разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных

способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического

мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения

проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных

видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу,

классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к

намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

п/п

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность к проблемам

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Способность к оценке

6

Изобретательность

7

Способность рассуждать и мыслить логически

8

Настойчивость

9

Перфекционизм

Методика «Карта одарённости» Общая характеристика

Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она

отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и

определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным

областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++ если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

+ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

– более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений,

оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает

результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.
  17. Интересуется актёрской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поёт.
  26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).

Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  1. Интеллектуальные, познавательные способности
  2. Творческие, креативные
  3. Академические, учебные
  4. Способности к художественному творчеству
  5. Музыкальные, вокальные и исполнительские
  6. Литературные
  7. Артистические
  8. Технические, конструкторские
  9. Лидерские, коммуникативные
  10. Спортивные, физические

Оценка степени выраженности способностей имеет 4 уровня:

0-4 б- низкий уровень (способности не выражены)

5-8 б- средний уровень (способности выражены слабо)

9-12 б - уровень выше среднего (выраженные способности) 13-16 б- высокий уровень (ярко выраженные способности)

С помощью этого теста можно определить сильные стороны каждого ребенка, понять какие способности следует развивать.