Система оценивания образовательных достижений
С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания. Важной составляющей образовательного процесса является оценивание деятельности учащихся. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya.docx | 31.53 КБ |
kriteriy_otsenivaniya.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания на уроках русского языка и литературы в основной школе
С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания. Важной составляющей образовательного процесса является оценивание деятельности учащихся. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
- Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.
- Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Принципы современной системы оценивания:
- - в центре оценивания – ученик;
- - учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
- - оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.
Цель оценивания – улучшать качество учения.
Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.
Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.
Оценивание также является и результатом, показателем полноты, правильности усвоения знаний, развития умений и навыков. Несомненно, оценивание может стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, через оценивание учащийся стремится узнать больше.
Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность.
Приём самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.
Основные функции самооценки:
констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Таким образом, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
Хочу поделиться опытом создания оценочных листов, которые применяю на уроках русского языка и литературы.
1.На первоначальном этапе обучения самооцениванию использую и традиционное проставление отметок, так как отметка – это условное выражение оценки. Чаще всего использую данный прием при орфографических пятиминутках. За правильно выполненное задание учащийся ставит себе отметку «5». Если имеется 1-2 ошибки – отметка «4». Если допустил 3-4 ошибки –отметка «3».
2.Практикую прием «Лесенка».
Нижняя ступенька - не понял материал, вторая ступенька - понял материал, но выполняю задания пока с ошибками (или с помощью учителя), третья ступенька- выполняю задания самостоятельно и правильно, четвертая ступенька – задания выполняю правильно, материал урока понял и могу объяснить другу.
3. Использую оценочные листы.
Например, оценочный лист ученика(цы) 5 класса.
ФИ ______________________________ Тема: ____________________________________
Этап урока | Критерии оценивания | Дата | дата | дата | дата |
Моя отметка за урок | |||||
Проверка домашнего задания | Выполнена вся домашняя работа – 2 б. Работа выполнена не полностью, есть ошибки – 1 б Работа не выполнена – 0 б. | ||||
Минутка чистописания | Ошибок нет – 2 б; допущены 1-2 ошибки– 1 б; допущены 3-4 – 0,5 б допущено более 5 – 0 б. | ||||
Выполнение различных видов работ: -упражнения по учебнику, -тесты и др. | Ошибок нет – 2 б; допущены 1-2 ошибки– 1 б; допущены 3-4 ошибок – 0,5 б допущено более 5ошибок –0 б. (суммируются баллы за количество выполненных заданий) | ||||
Итоги урока | На уроке было всё понятно – 2 б. На уроке немного затруднялся, не все понятно – 1 б. На уроке было трудно, ничего непонятно – 0 б. | ||||
Итого: количество баллов за урок | |||||
Отметка учителя |
- Дополнительные баллы:
- за аккуратное ведение тетради – 3 б.
- выполнил задание первым– 2 б.
4. Оценочный лист, с которым учащиеся работали на протяжении всего урока по теме «Буквы а-о в корне с чередованием» в 6 классе.
Критерии | Образец задания | Самооценка | Оценка учителя | Итоговая оценка |
1.Умение находить орфограмму «Буквы а-о в корне с чередованием» и правильно их писать: а)-лаг-—-лож-; б)-раст- (-ращ-)- рос-; в)-гар- - -гор-; д) -зар- - -зор-. 2.Умение графически обозначать условия выбора орфограмм. | 1.Вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограммы. а) Предл.гать услуги , распол.житься на ночлег, прил.гать усилия, изл.гать точку зрения, сл.гать стихи. б) Р.стительный мир, постепенно разр.стаются, зар.сли тростника, выр.щенные овощи, отр.сль экономики. в) Дог.рать в облаках, заг.релый юноша, ог.рок свечи, сг.ревший куст, обг.реть на солнце. д) Оз.рять лес, утренняя з.ря, сверкают з.рницы, оз.рённый солнцем, з.рька алая. |
На уроках русской литературы совместно с учащимися мы разрабатываем критерии оценивания, затем суммарное количество баллов при необходимости переводим в отметку. Нужно отметить, что критериальность – еще один принцип оценивания. По критериям учащиеся могут оценивать и сами себя, и друг друга.
- Приведу пример критериального оценивания выразительного чтения стихотворения:
1 | Указана ли фамилия автора и название стихотворения | 1 |
2 | Знание текста. Безошибочность чтения. | 1 |
3 | Выразительность чтения (правильно расставлено логическое ударение, правильно выбрана интонация, темп чтения, сила голоса) | 1 |
4 | Проникновение в содержание произведения (в чем состоит идея и замысел произведения). Четкая передача мыслей автора (что хотел автор выразить данным произведением?). | 1 |
5 | Выявление своего отношения к читаемому | 1 |
6 | Эмоциональная выразительность. | 1 |
7 | Передача специфики жанра и стиля произведения (баллада, басня, лирическое стихотворение, патриотическая лирика, песня и т.д.). | 1 |
8 | Эффективное использование мимики и жестов. | 1 |
9 | Четкое и правильное произношение. | 1 |
10 | Простота и естественность чтения. | 1 |
8-10 баллов – «5» | ||
6-8 баллов –«4» |
2.Инсценирование отрывка из рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» (6 класс). Учащиеся в группе оценивали друг друга по выдвинутым ими критериям:
1. Выразительное чтение текста наизусть-5 баллов.
2. Сценический костюм-5 баллов.
3.Артистизм-5 баллов.
3.Выполнение домашнего задания по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» (5 класс). Выполнить рисунок по заданному эпизоду. Ставилась самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Обучающимися были предложены следующие критерии при оценке данной работы:
1.Соответствие заданию-5 баллов.
2.Эстетичность-5 баллов.
3.Глубина содержания-5 баллов
Учащийся научится оценивать себя, если будет сохраняться один из принципов оценивания – это систематичность оценивания. Поэтому я практикую заполнение обучающими оценочных листов по определенной теме. При заполнении таких листов видна динамика индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Оценочный лист по теме «Имя существительное»
«+»-знаю, «-»- не знаю, «?»-затрудняюсь
№ | Тема | Выполняю проверочное упражнение | Выполняю самостоятельную работу | Этап контроля | Итого |
1 | Разносклоняемые существительные | ||||
2 | Буква е в суффиксе –ен существительных на –мя | ||||
3 | Не с существительными | ||||
4 | Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик) | ||||
5 | Гласные в суффиксах существительных –ек,-ик | ||||
6 | Гласные 0 и е после шипящихв суффиксах существительных |
Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе | ||
2. Выполнял свои обязанности | ||
3. Соблюдал культуру общения | ||
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе | |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
При критериальном оценивании образовательный процесс строится таким образом, чтобы у обучающегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, то есть самооценка.
Смысл этой работы – сформировать у детей способность понимать и выбирать критерии оценивания, давать содержательную оценку тому или иному способу действий и полученному результату, уметь оценивать себя, пользуясь разными шкалами. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда можно воспитать относительно адекватную самооценку.
В заключении хотелось бы отметить , что такая система контроля и оценки становится регулятором отношений учащегося и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.
Предварительный просмотр:
Создание речевых ситуаций на уроках литературы
через методы проверки домашнего задания.
Одна из основная задач литературы заключается в речевом самосовершенствовании. Учащиеся должны научиться грамотно строить свою речь, соблюдая орфоэпические нормы, быстро решать коммуникативные задачи и читать текст с правильной интонацией и логическими ударениями. С введением устной части ОГЭ по русскому языку проверяется умение выпускников «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей» (цитата из ФГОС).
Не секрет, что школьники сейчас плохо говорят, не умеют аргументировать и доказывать свои мысли. Но как это можно исправить?
Одним из путей к решению этой проблемы заключается в разнообразии форм и методов работы. Традиционная схема уже не интересна ни учителям, тем более учащимся. Большей частью на устном предмете у ребенка всегда есть возможность отсидеться или заняться совсем другим делом пока отвечают другие.
Конечно, сейчас на практике можно использовать всевозможные приемы и методы работы. Одна из форм работы, которую я успешно использую, это создание речевых ситуаций на уроках литературы через методы проверки домашнего задания. Вся работа на уроке основывается на выполнении домашнего задания. При этом на уроке обязательным является групповая работа, при которой использую свою систему оценивания. Эта форма позволяет задействовать всех учащихся класса. Класс разбивается на несколько групп в зависимости от количества учеников. В каждой группе по 4-5 учащихся.
Например, 10 класс, И.С.Тургенев «Отцы и дети».
Тема урока: «Идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Основные линии спора».
На дом дается задание: прочитать 5-11 главы романа. На основе прочитанного учащиеся самостоятельно могут вывести тему урока.
Учитель на доске пишет список вопросов или тем, которые выносятся на обсуждение.
По данной теме список вопросов может быть следующим:
-Отношение к дворянству, аристократии и их принципам;
- Отношение к принципам деятельности нигилистов;
-Отношение к народу;
-Взгляды на искусство и природу
Этапы работы:
1.Деление на группы
2.Методом жеребьевки выбирается вопрос, на который группа готовит ответ.
3. В дальнейшем работа ведется в группах. Согласно критериям, выработанным совместно с учащимися, каждый участник излагает свой ответ внутри группы, а остальные оценивают его ( взаимооценивание) Такая оценочная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Оценки выставляются в оценочных карточках. Время работы в группах учащиеся определяют сами методом договора с учителем.
При оценивании ученика руководствуются следующими критериями :
балл | Степень выполнения учащимися требований к ответу |
«5» |
|
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1.излагает материал неполно и допускает неточности , 2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свой ответ, 3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
«2» | Ученик не выполнил домашнее задание или если обнаруживается, что ученик не знает большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки, искажающие смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал |
Карточка оценивания
№ | ФИ ученика | дата | оценка |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
4. Путем жеребьевки выбирается тот, кто будет выступать от группы.
5. Учитель вместе с другими группами внимательно слушают выступление одноклассников и выставляют оценку. Поощряются дополнительные вопросы, заданные выступающей группе.
Договор :
- путем жеребьевки выбирают задание, на который будет отвечать группа;
- путем жеребьевки выбирается тот, кто будет выступать от группы;
- определяют время работы в группах;
- если ученик поставил себе оценку «4», а выступил на «5», то согласно договору все оценки в группе поднимаются на 1 балл (или наоборот). Это ведет к объективности выставления оценок за ответы в группах;
Чем хороша подобная форма работы?
-. Каждый ученик заинтересован в выполнии домашнего задания.
- Вовлеченность всех учеников в работу.
- Умение выслушать отвечающую сторону и задать дополнительные вопросы.
- И конечно, в течении всего урока ведется огромная работа над развитием речи, без которой невозможен урок литературы