история и обществознание
Эта страница содержит самое необходимое для учителя , преподающего историю и обществознание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по истории средних веков для 6 класса | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Основное содержание урока | Основные понятия, термины | Знания, умения | Источники информации | Д /з | |
план | факт | ||||||||
1 | Происхождение понятия «Средние века». стр. 6-13 | Комбиниро-ванный | Хронологические рамки Средневековья. Понятие «Средние века». | Средневековье, дикость, варварст-во, цивилизация, исторические ис-точники | Устанавливать историчес-кую связь между перио-дами. Показывать преемственность. | 1. с.11-13 | Учебник, стр. 6-13, Рисунок истор. источ ника | ||
РАЗДЕЛ I. Раннее Средневековье (10 часов) Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 часов) | |||||||||
2. | Великое переселение народов и подение Западной Римской империи. §1, стр.14-22 | Комбинированный | Великое переселение на-родов. Падение Западной Римской империи. Обра-зование и отличительные черты германских коро-левств. Расселение фран ков, занятие, обществен-ное устройство. | Великое переселе-ние народов, госу-дарство, христиан-ство, арианство, «Салическая правда», 486 г., 568 г., 732 г. | Умения сравнения, пос-троения, аналогий, обо-бщения и систематиза ция исторических данных. Анализировать документ, оперировать понятиями | Карта «Рим.импе-рия в IV-VI вв». 1. с.14-16 | §1, вопросы №4 (у), документ, словарь | ||
3. | Изменения в положении церкви в IV в.. § 2, стр.22-30 | Комбинированный | Религия в жизни средне-векового человека. Как верить. Ереси. Главная книга христиан. Устрой-ство христианской церк-ви. Монашество на Вос-токе и на Западе. | Христианские бого-словы, отцы церкви, догмат, ереси, духо-венство, церковная десятина, монастыри, монашество, иерар-хия, Символ Веры, Евангелие, Библия. | Усвоение новых понятий, умение ими оперировать. Установление причинно-следственных связей, закономерностей. | Карта «Рим.импе-рия в IV-VI вв». 1. с.16-19 | §2, вопросы №1,4 (у), документ, словарь Опер.задан. «Коронация Карла Вели-кого» | ||
4. | Франкское государство в VI-VIII вв. § 3, стр.33-41 | Комбиниро-ванный | Франкская империя и её распад. Ленивые короли и энергичные майордомы. Войны Карла Великого. Император и его империя. Верденский раздел. | Магнат, феод, фео-дал, усобицы, бене-фиций, майордом, империя, рефор-ма, усобица, 800г., 843 | Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения, расцвета и причины распада государства | Карты учебника, стр.36. 38 1. с.19-22 | §3, вопросы №4 (у), документ, словарь Опер.задан. «Открытие Сев.Амер» | ||
5. | Франция и Германия IХ—XI вв. § 4, стр.41-51 | Комбинированный | Образование государств в Восточной и Западной Ев ропе. Политическая раз-дробленность. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. | Викинги, норманны, сага, руны, домен, феодал, феодаль-ная раздроблен-ность, феодальное владение | Развивать умение класс-сифицировать, обобщать. Самоконтроль в сочета-нии с умениями наблю-дения, слушания, осмыс-ления, чтения | Карты «Физич. карта мира», «Европа в конце IХ—XI вв.» 1. с.22-25 | §4, вопросы №4 (пис), с.25 МП документ, словарь | ||
6. | Истоки средневековой культуры. § 5, стр.51-59
| Урок изуче-ния нового материала | Истоки средневековой культуры. Церковь и судь бы античного наследия. «Каролингское возрожде-ние». Высокое искусство книги. | Античное насле-дие, «семь свобо-дных искусств», «каролингское возро-ждение», анналы, христианская Европа | Формирование ярких представлений о куль-туре. Формирование обо-бщенного представления, установление причинно-следственных связей | Иллюстрации по теме 1. с.25-28 | §5, вопросы документ, словарь Повторить даты | ||
Тема 2. Византия и славянский мир (3 часа) | |||||||||
7. | Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. § 6, стр.59-68
| Комбиниро-ванный | На перекрёстке Запада и Востока. Власть Василев-са. Век Юстиниана. В кольце врагов. Византия и Русь. | Василевс, узурпация, торговый путь «из варяг в греки», ко-декс Юстиниана внутренняя полити-ка, внешняя поли-тика, греческий огонь | Знать причины сохране-ния и расцвета империи. Место императора. Уметь составлять план. | Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв»., «Византийская им перия в VI-XI вв.» 1. с.28-31 | §6, вопросы №3 (у), документ, словарь О/з: рассказ о хр.Святой Софии | ||
8. | Роль античного наследия в культуре Византии. § 7, стр.68-78 | Урок изуче-ния нового материала | Античное наследие и христианство. Рождение христианского храма. Свя тая София. Образ мира. Мозаика, фреска, икона. | Культура, антич-ность, базилик, крес-тово-купольный храм, канон, иконно-пись, фреска, мозаи-ка | Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное и сравнивать с культурой Запад. Европы. Умение анализировать историчес-кие источники, осмысли-вать и оценивать истории-ческие явления. | Иллюстрации па-мятников Визан-тии. 1. с.32-35 | §7 , вопросы №5 (у) документ, словарь | ||
9. | Прародина и расселение славян. § 8, стр.78-87 | Комбиниро-ванный | Истоки истории славян. Великая Моравия и судь-бы славянской культуры. Болгарское царство. Чехия. Польша. | Миссионеры, глаголица, кириллица | Знать историю славянско-го алфавита. Уметь рабо-тать с картой и со схемой. | Карта «Болгария и Великая Моравия в VII-IX вв» 1. с.35-38 | §8 , вопросы документ, словарь, даты | ||
Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 часа) | |||||||||
10. | Условия жизни и занятия арабов. Победа новой веры. § 9, стр.87-95 | Комбинрованный | Аравия и её обитатели. Путь пророка. Ислам – религия мусульман. | Ислам, мечеть, му-сульманин, хиджра, Коран, Сунна, шари-ат, бедуин, минарет, Кааба, Мекка, мечеть | Уметь анализировать ма-териал, определять пред-посылки, сущность и по-следствия события. Уметь составлять план и хроно-логическую таблицу, ра-ботать с документами | Карта «Арабы в VII-IX вв.» 1. с.38-41 | §9 , вопросы №4,5 (у) документ, словарь | ||
11. | Возникновение Халифата. § 10, стр.96-105 | Комбинированный | Арабские завоевания. Рас цвет и распад Халифата. Свет знания. В мечети. Искусство жить красиво. | Халифат, халиф, шииты, имам, эмир сунниты | Уметь работать с истори-ческой картой. Уметь да-вать самостоятельную оценку истор.событиям, явлениям, процессам, личностям | Карты «Арабские завоевания в VII-IX вв.», «Распад Арабского халифата» 1. с.41-43 | §10, вопросы №4,6 (у), до-кумент, сло-варь, подг-ка к тест.работе | ||
Раздел П. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13часов) Тема 4. Феодальное общество (3 ч) | |||||||||
12. | Складывание нового устройства общества. § 11, стр.106-117 | Урок изуче-ния нового материала | Рождение нового устрой-ства общества. Три сос-ловия. Сеньоры и вассалы. | Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное госуда-рство, феодальная лестница | Умение связно пересказы-вать текст учебника, от-делить главное от второ-степенного. Определять предпосылки, сущность и последствия, явления (складывание феодальных отношений) | Схема «Феодаль-ная лестница» 1. с.44-47 | §11, вопросы №2 (пис), документ, словарь О/з: «Рыцар-ский турнир», «Воспитание рыцаря» | ||
13. | Рыцарство. § 12, стр.117-126 | Комбиниро-ванный | Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война как об-раз жизни. Мир турниров и гербов. Воспитание рыцаря. В замке. Рыцарс-кая культура. | Рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарс-кая культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность | Знать особенности рыцар ской культуры. Уметь самостоятельно анали-зировать исторические источники: письменные, изобразительные, вещественные. | 1. с.47-49 | §12, вопросы №1,3 (у), документ с. 126-рисунок, словарь | ||
14. | Крестьяне и сеньоры. Натуральное хозяйство. § 13, стр.126-134 | Комбиниро-ванный | Крестьяне и синьоры. Жизнь, быт и труд кресть ян. Аграрное производст-во. | Повинности, лично зависимые крестья-не, трехполье, нату-ральное хозяйство, община. Крестьян-ская повинность, барщина, оброк | Уметь выделять основные черты феодального общес тва. Уметь выделять глав-ное в тексте учебника. Участвовать в беседе, в дискуссии | Схемы МП, с.51 1. с.50-53 | §13, вопросы №3 (у), документ, словарь | ||
Тема 5. Средневековый город (2 часа) | |||||||||
15. | Упадок городской жизни в раннее средневековье. § 14, стр.126-134 | Урок изуче-ния нового материала | Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города. | коммуна, бюргеры, буржуа, городская республика, пат-рициат, магист-рат, бургомистр, мэр | Устанавливать причинно-следственные связи, уме-ние анализировать мате-риал, определять предпо-сылки, сущность и пос-ледствия. Учиться решать проблемные и познава-тельные задачи. | Карта «Развитие ремесла и торго-влив Европе в XIV в.», стр.140 1. с.54-58 | §14,вопросы №3, с.145 документ, словарь | ||
16. | Средневековое ремесло. § 15, стр.126-134 | Комбиниро-ванный | В ремесленной мастер-ской. Ремесленные цехи. Торговля. | Мастер, подмас-терье, ремесленный цех, шедевр, гиль-дия, ярмарка, меняла, банк, братства | Уметь отделять главное от второстепенного. Выде лять отличительные при-знаки явления, процессы | Карта «Развитие ремесла и торго-влив Европе в XIV в.», стр.140 1. с.58-62 | §15,вопросы Зад.2 (с.153), (пис), документ, словарь | ||
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. (3 часа) | |||||||||
17. | Основы могущества церкви. § 16, стр.154-162 | Комбиниро-ванный | Крестовые походы и их влияние на жизнь евро-пейского общества. | Индульгенция, католическая цер-ковь, клюнийская реформа, правос-лавная церковь, отлучение от цер-кви, «хождение в Каноссу», анафе-ма, таинства, конклав, еретик, инквизиция | Устанавливать причинно-следственные связи (рас-кола и ереси). Чётко фор-мулировать понятия. Определять роль и место христианской церкви в жизни общества. | Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв». 1. с.63-65 | §16, вопросы №3-5 с.162 (у), документ, словарь | ||
18. | Причины и начало Крестовых походов. § 17, стр.162-174 | Комбинированный | Крестовые походы и их влияние на европейское общество. Упадок и ко-нец крестоносного дви-жения. Значение кресто-вых походов. | Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарский орден | Уметь работать с учебни-ком, уметь составлять таблицу. Работать с исто-рической картой. Уметь выявлять синхронность и последовательность исто-рических событий и явле-ний. | Карты «Крестовые походы», «Гос-ва крестоносцев в XI-XII вв.». стр. 166 уч 1. с.66-70 | §17, вопросы, №1,4(у), 2п документ, словарь | ||
19. | Папство в зените могущества. Инквизиция. § 18, стр.174-182 | Комбинированный | Папство в зените могу-щества. Ереси XII—XIII вв. Борьба церкви с ереся-ми. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенству-ющие ордены, их роль в укреплении католической церкви. | Ересь, еретики, инквизиция, нищенствующий орден, доминиканцы, францисканцы | Уметь определять роль и место христианской цер-кви в жизни общества. Понимать причины непри меримого отношения католической церкви к распространению ереси. | 1. с.70-73 | §18,вопросы, №2 (у) документ, словарь Подг.к тесту | ||
Тема 7. Разные судьбы государств (3 часа) | |||||||||
20. | Начало объединения Франции. § 19, стр.182-192 | Урок изуче-ния нового материала | Возникновение сословно-представительных монар-хий в европейских стра-нах. Генеральные штаты во Франции. | Судебная проце-дура, Генеральные штаты, сословие, сословная монар-хия | Уметь анализировать ма-териал. Определять пред-посылки, сущность и по-следствия исторических событий (объединение Франции). | Карта «Англия и Франция в XI-начале XIVвв.»; с.187 1. с.73-77 | §19, вопросы №3 (у), доку-мент, словарь Повт.в §4 п.2 с.45 | ||
21. | Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. § 20, стр.192-201 | Комбинированный | Англия после нормандс-кого завоевания. Могуще-ство королевской власти в конце XI — XII в. Анжуй-ская держава. Великая хартия вольностей, ее ис-торическая роль. Возник-новение и отличительные черты англ. парламента. | Шериф, графство, «щитовые день-ги», суд присяж-ных, хартия, пар-ламент, сословное представительство «Великая Хартия Вольности» | Уметь сравнивать истори-ческие явления в различ-ных странах, выделять сходство и различие. Уметь оперировать терми нами и понятиями. | Карта «Англия и Франция в XI-начале XIVвв.»; с.187 1. с.77-82 | §20, вопросы №2 (у), доку-мент, словарь | ||
22. | Новый этап борьбы империи и папства. § 21, стр.201-211 | Комбинированный | Император, князья и борь ба за Италию. «Натиск на Восток». Противостояние между империей и папс-твом. Рождение Швейца-рии. «Золотая булла». | Междоусобица, миссионеры, коло нисты, кантоны, курфюрст, ломбар дская лига горо-дов | Уметь сравнивать истори-ческие явления в различ-ных странах, выделять сходство и различие. | Карты учебника «Крестовые похо-ды», с.166, «Разви тие ремесла и тор-говли в Европе», с.140; 1. с.82-86 | §21, вопросы №2,5 (у), зад.4 к гл.VII с.211 (пис), документ, словарь | ||
Тема 8. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. (2 часа) | |||||||||
23. | Возникновение университетов. Рационализм и мистика. Схоластика. § 22, стр.211-219 | Урок изучения нового материала | Школы и система образо- вания. Возникновение уни верситетов. Жизнь студен-тов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и фи-лософии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии нау-чных знаний. Схоластика. | Университет, рационализм, Схоластика, логика, томизм, коллегия | Развивать умение соотно-сить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями. | 1. с.87-90 | §22, вопросы №2,4, документ, словарь | ||
24. | Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. § 23, стр.220-229 | Урок изучения нового материала | Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневе-ковья. Романский и готи-ческий стили, их отличи-тельные черты. | Романский стиль, готический стиль, портал, витраж стрельчатая арка, паломничество | Развивать умение соотно-сить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями. | Рисунки учебника 1. с.90-93 | §23, вопросы №1,6 (у) документ, словарь | ||
Раздел III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 часов) Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч) | |||||||||
25. | Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. § 24, стр.230-241 | Урок изучения нового материала | «Черная смерть», ее эко-номические и прочие пос-ледствия. Освобождение крестьян от личной зави-симости. Обострение про-тиворечий между кресть-янами и сеньорами. Жаке-рия. Восстание Уота Тай-лера. | «рабочее законо-дательство», амни-стия, гетто, раввин, ростовщичество, Жакерия | Развивать общеучебные умения. Связно переска-зывать текст учебника, от делять главное от второ-степенного. Выделять предпосылки, анализируя материал, сущность и по-следствия явлений и про-цессов, сравнивать исто-рические события | Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во времена Столет-ней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья», с.232 1. с.94-97 | §24, вопросы №1 (у), 5 (п), 7 (п) для сил. уч-ся документ, словарь О/з: рассказ о Жанне д’Арк | ||
26. | Причины и начало Столетней войны. § 25, стр.241-250 | Комбинированный урок | Причины и начало Столет ней войны. Этапы войны. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее заверше-ние и итоги. | Дофин, тактика, национальная независимость, арбалет, | Уметь определять причи-ны, характер и значение феодальных войн. Уметь определять роль личности в истории. | Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во времена Столет-ней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья», с.232 1. с.97-102 | §25, вопросы №1 (п) , план «Итоги Сто-летней войны документ, словарь | ||
27. | Усиление королевской власти во Франции и Англии. § 26, стр.251-260 | Комбинированный урок | Бургундское государство в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы . Усиление королевской власти в Англии при Ген-рихе VII Тюдоре. Объеди-нение Испании и заверше-ние Реконкисты. Религиоз-ная политика Фернандо и Изабеллы. | Централизация, неограниченная власть короля, Реконкиста, уния, аутодафе, компромисс, фанатизм, абсолютизм | Уметь на основе сравне-ния раскрыть общее и осо бенное в процессе завер-шения объединения и управления в европейских государствах. | Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во второй половине XV в.» с.253, «Реконкиста и объединение Испа нии». с.257 1. с.103-106 | §26, вопросы №4 (у) документ, словарь | ||
28. | Изменения в культуре Западной Европы в XIV-XV вв. | Комбинированный урок | Изобретение книгопечатания. Культура Возрождения. Гуманизм. | Гуманизм и гуманисты. | Развивать умение соотно-сить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями. | Рисунки учебника | |||
Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 часа) | |||||||||
29. | Польша в XIV-XV вв.Расцвет Чехии в XIVв. § 27, стр.261-269 | Комбинированный | Внутренняя политика Ка-зимира III Великого. Борь-ба с агрессией Тевтонского ордена. Грюнвальд. Дина-стическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание соци-альных, этнических и религиозных противоре-чий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. | Сейм, гуситы, гуситские войны, тобориты, умерен-ные, латники, Ян Гус, Ян Жижка | Уметь выявлять причины. Определять направление движения, последствия войн. Выделять причины, способствующие подъему экономики и развития го-сударственности. | Карты «Развитие ремесла и торгов-ли в Европе», с.140; «Чехия и Польша в XIV-XV вв»., с.263 1. с.106-110 | §27, вопросы №1 (у) , 3 или 6 (п) документ, словарь | ||
30. | Страны Балканского полуострова в XIV-XV вв § 28, стр.269-277 | Комбинированный | Ослабление Византии, Бол гарии и Сербии. Усиление Османской империи. Осма нские завоевания на Бал-канах. Византия в поисках спасения. Гибель империи ромеев. | Султан, янычары, блокада, османы, церковная уния | Уметь устанавливать при чинно-следственные связи и закономерности, системное понимание со-бытий, связанных с паде-нием Византии, усилени-ем Османской империи. | Карты уч-ка «Ви-зантийская импе-рия в VI-IX вв», с.60, «Османская империя в XIV-XV вв», с.271 1. с.111-114 | §28, вопросы №4 (у), 7 (п) документ, словарь | ||
Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 часа) Тема 11. Культуры и государства Азии (2 часа) | |||||||||
31. | Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. § 30,31. стр.289-305 | Урок изучения нового материала | Природные условия Ин-дии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Особенности политичес-кого развития Индии. Де-лийский султанат. Рели-гии Индии. Достижения индийской культуры. | Раджи, Варны, касты, индуизм, буддизм, крест, конфуцианство, | Уметь выделять особенное в политическом, экономическом развитии Индии. | Карта «Индия и Китай в XI-XV вв», с.294 уч 1. с.119-123 | §30вопросы №3 с.297 (у), документ, словарь | ||
32. | Китай и его соседи. § 32, стр.306-315 | Комбинированный | Вехи китайского Средне-вековья. Волны нашест-вия с севера. Особеннос-ти политического разви-тия Китая. Вершины Ки-тайской культуры. Объединение монголов. Завоевания монголов, при чины их успехов. Распад Монгольской державы. Завоевания Тимура. Сама-рканд во времена Тимура и Улугбека. | пагода, пейзаж, война шэньши Хан, улус, нукер, курултай, нойон, обсерватория, хорезмшах | Уметь выделять общее и особенное в политичес-ком, экономическом раз-витии стран Востока. Империя Чингисхана – держава Тимура. | Карты уч-ка «Индия и Китай в XI-XV вв», «За-воевания Чингис-хана», с.308, «Рас-пад державы Чин-гисхана» с.310, «Завоевания Ти-мура", с.312 1. с. 123-126 | §31, 32, вопросы№3 с.305 (п) , №4 (у), документ, словарь О/з: рассказ об 1-м народе Америки | ||
Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки (1 час) | |||||||||
33. | Особенности развития Африки. Освоение человеком Америки. § 33,34 стр.315-331 | Комбинированный | Два мира одного конти-нента. Торговля, ислам и могущество государей. Христианская Эфиопия. Золото Мономотапы. Древ-ние цивилизации Америки. Майя. Держава ацтеков. Царство сынов Солнца | Бербера, Магрия, Судан, пигмеи, манго, негус, Майя, ацтеки, чибча-муиски, инки, кипу | Умение выделять главное и сформировать представ-ление о жизни, быте и нравах жителей Африки и Америки. Общее и раз-личное. | Карты уч-ка «Аф-рика», с.319, «Доколумбовая Америка», с.327, 1. с.126-129 | §33, вопросы №1 (у), 34, документ, словарь, Подготовка к контрольной работе | ||
Итоговое повторение (1 ч.) | |||||||||
34 | Итоговое повторение
| Урок конт-роля знаний и умений | Значение Средневековья в мировой истории и культуре. | 1. с.129-130, 155 |