история и обществознание

Парушкина Галина Николаевна

Эта страница содержит самое необходимое для учителя , преподающего историю и обществознание

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание урока

Основные понятия, термины

Знания, умения

Источники информации

Д /з

план

факт

1

Происхождение понятия  «Средние века».

стр. 6-13

Комбиниро-ванный

Хронологические рамки Средневековья. Понятие «Средние века».

Средневековье, дикость, варварст-во, цивилизация, исторические ис-точники

Устанавливать историчес-кую связь между перио-дами. Показывать преемственность.

1. с.11-13

Учебник, стр. 6-13,

Рисунок истор. источ ника

РАЗДЕЛ I. Раннее Средневековье (10 часов)

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 часов)

2.

Великое переселение народов и подение Западной Римской империи.

§1, стр.14-22

Комбинированный  

Великое переселение на-родов. Падение Западной Римской империи. Обра-зование и отличительные черты германских коро-левств.  Расселение фран ков, занятие, обществен-ное устройство.

Великое переселе-ние народов, госу-дарство, христиан-ство, арианство, «Салическая правда», 486 г., 568 г., 732 г.

Умения сравнения, пос-троения, аналогий, обо-бщения и систематиза ция исторических данных. Анализировать документ, оперировать понятиями

Карта «Рим.импе-рия в IV-VI вв».

1. с.14-16

§1,  вопросы №4 (у),  документ, словарь

3.

Изменения в положении церкви в IV в..

§ 2, стр.22-30

Комбинированный  

Религия в жизни средне-векового человека. Как верить. Ереси. Главная книга христиан. Устрой-ство христианской церк-ви. Монашество на Вос-токе и на Западе.

Христианские бого-словы, отцы  церкви, догмат,   ереси,  духо-венство, церковная десятина, монастыри, монашество, иерар-хия, Символ Веры, Евангелие, Библия.

Усвоение новых понятий, умение ими оперировать. Установление причинно-следственных связей, закономерностей.

Карта «Рим.импе-рия в IV-VI вв».

1. с.16-19

§2,  вопросы

№1,4 (у), документ, словарь

Опер.задан. «Коронация Карла Вели-кого»

4.

Франкское государство в VI-VIII вв.

§ 3, стр.33-41 

Комбиниро-ванный

Франкская империя и её распад. Ленивые короли и энергичные майордомы. Войны Карла Великого. Император и его империя. Верденский раздел.

Магнат, феод, фео-дал, усобицы, бене-фиций, майордом, империя, рефор-ма, усобица, 800г., 843

Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения, расцвета и причины распада государства

Карты учебника, стр.36. 38

1. с.19-22

§3,  вопросы

№4 (у), документ, словарь

Опер.задан.

«Открытие Сев.Амер»

5.

Франция и Германия IХ—XI вв.

§ 4, стр.41-51

Комбинированный  

Образование государств в Восточной и Западной Ев ропе. Политическая раз-дробленность. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Викинги, норманны, сага, руны, домен, феодал, феодаль-ная раздроблен-ность, феодальное владение

Развивать умение класс-сифицировать, обобщать. Самоконтроль в сочета-нии с умениями наблю-дения, слушания, осмыс-ления, чтения

Карты «Физич. карта мира», «Европа в конце IХ—XI вв.»

1. с.22-25

§4,  вопросы №4 (пис), с.25 МП документ, словарь

6.

Истоки  средневековой культуры.

§ 5, стр.51-59

 

Урок изуче-ния  нового материала

Истоки средневековой культуры. Церковь и судь бы античного наследия.   «Каролингское возрожде-ние».  Высокое искусство книги.

Античное насле-дие, «семь свобо-дных искусств», «каролингское возро-ждение», анналы, христианская Европа

Формирование ярких представлений о куль-туре. Формирование обо-бщенного представления, установление причинно-следственных связей

Иллюстрации по теме

1. с.25-28

§5,  вопросы документ, словарь

Повторить даты

Тема 2. Византия и славянский мир  (3 часа)

7.

Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной.

§ 6, стр.59-68


 

Комбиниро-ванный

На перекрёстке Запада и Востока. Власть Василев-са. Век Юстиниана. В кольце врагов. Византия и Русь.

Василевс, узурпация, торговый путь «из варяг в греки», ко-декс Юстиниана внутренняя полити-ка, внешняя поли-тика, греческий огонь

Знать причины сохране-ния и расцвета империи. Место императора.

Уметь составлять план.

Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв»., «Византийская им перия в VI-XI вв.»

1. с.28-31

§6,  вопросы №3 (у), документ, словарь

О/з: рассказ о хр.Святой Софии

8.

Роль античного наследия в культуре Византии.

§ 7, стр.68-78

Урок изуче-ния  нового материала

Античное наследие и христианство. Рождение христианского храма. Свя тая София. Образ мира. Мозаика, фреска, икона.

Культура, антич-ность, базилик, крес-тово-купольный храм, канон, иконно-пись, фреска, мозаи-ка

Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное и сравнивать с культурой Запад. Европы. Умение анализировать историчес-кие источники, осмысли-вать и оценивать истории-ческие явления.

Иллюстрации па-мятников Визан-тии.

1. с.32-35

§7 , вопросы

№5 (у) документ, словарь

9.

Прародина и расселение славян.

§ 8, стр.78-87

Комбиниро-ванный

Истоки истории славян. Великая Моравия и судь-бы славянской культуры. Болгарское царство. Чехия. Польша.

Миссионеры, глаголица, кириллица

Знать историю славянско-го алфавита. Уметь рабо-тать с картой и со схемой.

Карта «Болгария и Великая Моравия в VII-IX вв»

1. с.35-38

§8 , вопросы документ, словарь, даты

Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 часа)

10.

Условия жизни и занятия арабов. Победа новой веры.

§ 9, стр.87-95

Комбинрованный  

Аравия и её обитатели. Путь пророка. Ислам – религия мусульман.

Ислам, мечеть,  му-сульманин, хиджра, Коран, Сунна, шари-ат, бедуин, минарет, Кааба, Мекка, мечеть

Уметь анализировать ма-териал, определять пред-посылки, сущность и по-следствия события. Уметь составлять план и хроно-логическую таблицу, ра-ботать с документами

Карта «Арабы в VII-IX вв.»

1. с.38-41

§9 , вопросы

№4,5 (у) документ, словарь

11.

Возникновение Халифата.

§ 10, стр.96-105

Комбинированный  

Арабские завоевания. Рас цвет и распад Халифата. Свет знания. В мечети. Искусство жить красиво.

Халифат, халиф, шииты, имам, эмир сунниты

Уметь работать с истори-ческой картой. Уметь да-вать самостоятельную оценку истор.событиям, явлениям, процессам, личностям

Карты «Арабские завоевания в VII-IX вв.», «Распад Арабского халифата»

1. с.41-43

§10, вопросы №4,6 (у), до-кумент, сло-варь, подг-ка к тест.работе

Раздел П. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13часов)

Тема 4. Феодальное общество (3 ч)

12.

Складывание нового устройства общества.

§ 11, стр.106-117

Урок изуче-ния  нового материала

Рождение нового устрой-ства общества. Три сос-ловия. Сеньоры и вассалы.

Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное госуда-рство, феодальная лестница

Умение связно пересказы-вать текст учебника, от-делить главное от второ-степенного. Определять предпосылки, сущность и последствия, явления (складывание феодальных отношений)

Схема «Феодаль-ная лестница»

1. с.44-47

§11, вопросы №2 (пис), документ, словарь

О/з: «Рыцар-ский турнир», «Воспитание рыцаря»

13.

Рыцарство.

§ 12, стр.117-126

Комбиниро-ванный

Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война как об-раз жизни. Мир турниров и гербов. Воспитание рыцаря. В замке. Рыцарс-кая культура.

Рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарс-кая культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность

Знать особенности рыцар ской культуры. Уметь самостоятельно анали-зировать исторические источники: письменные, изобразительные, вещественные.

1. с.47-49

§12, вопросы

№1,3 (у),  документ с. 126-рисунок, словарь

14.

Крестьяне и сеньоры. Натуральное хозяйство.

§ 13, стр.126-134

Комбиниро-ванный

Крестьяне и синьоры. Жизнь, быт и труд кресть ян. Аграрное производст-во.

Повинности, лично зависимые крестья-не, трехполье, нату-ральное хозяйство, община. Крестьян-ская повинность, барщина, оброк

Уметь выделять основные черты феодального общес тва. Уметь выделять глав-ное в тексте учебника.

Участвовать в беседе, в дискуссии

Схемы МП, с.51

1. с.50-53

§13,  вопросы

№3 (у), документ, словарь

Тема 5. Средневековый город (2 часа)

15.

Упадок городской жизни в раннее средневековье.

§ 14, стр.126-134

Урок изуче-ния  нового материала

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города.

коммуна, бюргеры, буржуа, городская республика, пат-рициат, магист-рат, бургомистр, мэр

Устанавливать причинно-следственные связи, уме-ние анализировать мате-риал, определять предпо-сылки, сущность и пос-ледствия. Учиться решать проблемные и познава-тельные задачи.

Карта «Развитие ремесла и торго-влив Европе в XIV в.», стр.140

1. с.54-58

§14,вопросы

№3, с.145 документ, словарь

16.

Средневековое ремесло.

§ 15, стр.126-134

Комбиниро-ванный

В ремесленной мастер-ской. Ремесленные цехи. Торговля.

Мастер, подмас-терье, ремесленный цех, шедевр, гиль-дия, ярмарка, меняла, банк, братства

Уметь отделять главное от второстепенного. Выде лять отличительные при-знаки явления, процессы

Карта «Развитие ремесла и торго-влив Европе в XIV в.», стр.140

1. с.58-62

§15,вопросы

Зад.2 (с.153), (пис), документ, словарь

        Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. (3 часа)        

17.

Основы  могущества церкви.

§ 16, стр.154-162

Комбиниро-ванный

Крестовые походы и их влияние на жизнь евро-пейского общества.

Индульгенция, католическая цер-ковь, клюнийская реформа, правос-лавная церковь, отлучение от цер-кви, «хождение в Каноссу», анафе-ма, таинства, конклав, еретик, инквизиция

Устанавливать причинно-следственные связи (рас-кола и ереси). Чётко фор-мулировать понятия. Определять роль и место христианской  церкви в жизни общества.

Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв».

1. с.63-65

§16, вопросы

№3-5 с.162 (у),

документ, словарь

18.

Причины и начало Крестовых походов.

§ 17, стр.162-174

Комбинированный  

Крестовые походы и их влияние на европейское общество. Упадок и ко-нец крестоносного дви-жения. Значение кресто-вых походов.

Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарский орден

Уметь работать с учебни-ком, уметь составлять таблицу. Работать с исто-рической картой. Уметь выявлять синхронность и последовательность исто-рических событий и явле-ний.

Карты «Крестовые походы», «Гос-ва крестоносцев в XI-XII вв.». стр. 166 уч

1. с.66-70

§17, вопросы, №1,4(у), 2п  документ, словарь

19.

Папство в зените могущества. Инквизиция.

§ 18, стр.174-182

Комбинированный  

Папство в зените могу-щества. Ереси XIIXIII вв. Борьба церкви с ереся-ми. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенству-ющие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Ересь, еретики,

инквизиция,

нищенствующий

орден,

доминиканцы,

францисканцы

Уметь определять роль и место христианской цер-кви в жизни общества.

Понимать причины непри меримого отношения католической церкви к распространению ереси.

1. с.70-73

§18,вопросы, №2 (у) документ, словарь

Подг.к тесту

Тема 7. Разные судьбы государств (3 часа)

20.

Начало объединения Франции.

§ 19, стр.182-192

Урок изуче-ния  нового материала

Возникновение сословно-представительных монар-хий в европейских стра-нах. Генеральные штаты во Франции.

Судебная проце-дура, Генеральные штаты, сословие, сословная монар-хия

Уметь анализировать ма-териал. Определять пред-посылки, сущность и по-следствия исторических событий (объединение Франции).

Карта «Англия и Франция в XI-начале  XIVвв.»; с.187

1. с.73-77

§19,  вопросы №3 (у), доку-мент, словарь

Повт.в §4 п.2 с.45

21.

Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии.

§ 20, стр.192-201

Комбинированный  

Англия после нормандс-кого завоевания. Могуще-ство королевской власти в конце XI — XII в. Анжуй-ская держава. Великая хартия вольностей, ее ис-торическая роль. Возник-новение и отличительные черты англ. парламента.

Шериф, графство, «щитовые день-ги», суд присяж-ных, хартия, пар-ламент, сословное представительство «Великая Хартия Вольности»

Уметь сравнивать истори-ческие явления в различ-ных странах, выделять сходство и различие. Уметь оперировать терми нами и понятиями.

Карта «Англия и Франция в XI-начале  XIVвв.»; с.187

1. с.77-82

§20,  вопросы №2 (у),  доку-мент, словарь

22.

Новый этап борьбы империи и папства.

§ 21, стр.201-211

Комбинированный  

Император, князья и борь ба за Италию. «Натиск на Восток». Противостояние между империей и папс-твом. Рождение Швейца-рии. «Золотая булла».

Междоусобица, миссионеры, коло нисты, кантоны, курфюрст, ломбар дская лига горо-дов

Уметь сравнивать истори-ческие явления в различ-ных странах, выделять сходство и различие.

Карты учебника «Крестовые похо-ды», с.166, «Разви тие ремесла и тор-говли в Европе», с.140;   1. с.82-86

§21,  вопросы №2,5 (у), зад.4 к гл.VII с.211 (пис), документ, словарь

Тема 8. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. (2 часа)

23.

Возникновение университетов. Рационализм и  мистика. Схоластика.  

§ 22, стр.211-219

Урок изучения

нового

материала

Школы и система образо- вания. Возникновение уни верситетов. Жизнь студен-тов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и фи-лософии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии нау-чных знаний. Схоластика.

Университет, рационализм, Схоластика, логика, томизм, коллегия

Развивать умение соотно-сить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

1. с.87-90

§22,  вопросы №2,4, документ, словарь

24.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья.

§ 23, стр.220-229

Урок изучения

нового

материала

Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневе-ковья. Романский и готи-ческий стили, их отличи-тельные черты.

Романский стиль, готический стиль, портал, витраж стрельчатая арка,

паломничество

Развивать умение соотно-сить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Рисунки учебника

1. с.90-93

§23,  вопросы №1,6 (у) документ, словарь

Раздел III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 часов)

Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч)

25.

Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в.

§ 24, стр.230-241

Урок изучения

нового

материала

«Черная смерть», ее эко-номические и прочие пос-ледствия. Освобождение крестьян от личной зави-симости. Обострение про-тиворечий между кресть-янами и сеньорами. Жаке-рия. Восстание Уота Тай-лера.

«рабочее законо-дательство»,  амни-стия, гетто, раввин, ростовщичество, Жакерия

Развивать общеучебные умения. Связно переска-зывать текст учебника, от делять главное от второ-степенного. Выделять предпосылки, анализируя материал, сущность и по-следствия явлений и про-цессов, сравнивать исто-рические события

Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во времена Столет-ней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья», с.232

1. с.94-97

§24,  вопросы №1 (у), 5 (п), 7 (п) для сил. уч-ся документ, словарь

О/з: рассказ о Жанне д’Арк

26.

Причины и начало Столетней войны.

§ 25, стр.241-250


Комбинированный урок

Причины и начало Столет ней войны. Этапы войны. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее заверше-ние и итоги.

Дофин, тактика, национальная независимость, арбалет,

Уметь определять причи-ны, характер и значение феодальных войн. Уметь определять роль личности в истории.

Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во времена Столет-ней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья», с.232

1. с.97-102

§25,  вопросы №1 (п) , план «Итоги Сто-летней войны документ, словарь

27.

Усиление королевской власти во Франции и Англии.

§ 26, стр.251-260

Комбинированный урок

Бургундское государство в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции.   Война Алой и Белой розы . Усиление королевской власти в Англии при Ген-рихе VII Тюдоре. Объеди-нение Испании и заверше-ние Реконкисты. Религиоз-ная политика Фернандо и Изабеллы.

Централизация, неограниченная власть короля, Реконкиста, уния, аутодафе, компромисс, фанатизм, абсолютизм

Уметь на основе сравне-ния раскрыть общее и осо бенное в процессе завер-шения объединения и управления в европейских государствах.

Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во второй половине XV в.» с.253, «Реконкиста и объединение Испа нии». с.257

1. с.103-106

§26,  вопросы №4 (у) документ, словарь

28.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV-XV вв.

Комбинированный урок

Изобретение книгопечатания. Культура Возрождения. Гуманизм.

Гуманизм и гуманисты.

Развивать умение соотно-сить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Рисунки учебника

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная   Европа в XIV-XV вв. (2 часа)

29.

Польша в XIV-XV вв.Расцвет Чехии в XIVв. § 27, стр.261-269

Комбинированный  

Внутренняя политика Ка-зимира III Великого. Борь-ба с агрессией Тевтонского ордена. Грюнвальд. Дина-стическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание соци-альных, этнических и религиозных противоре-чий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Сейм, гуситы, гуситские войны, тобориты, умерен-ные, латники, Ян Гус, Ян Жижка

Уметь выявлять причины. Определять направление движения, последствия войн. Выделять причины, способствующие подъему экономики и развития го-сударственности.

Карты «Развитие ремесла и торгов-ли в Европе», с.140;   «Чехия и Польша в XIV-XV вв»., с.263

1. с.106-110

§27,  вопросы №1 (у) , 3 или 6 (п) документ, словарь

30.

Страны Балканского полуострова в XIV-XV вв

§ 28, стр.269-277

Комбинированный  

Ослабление Византии, Бол гарии и Сербии. Усиление Османской империи. Осма нские завоевания на Бал-канах. Византия в поисках спасения. Гибель империи ромеев.  

Султан, янычары, блокада, османы, церковная уния

Уметь устанавливать при чинно-следственные связи и закономерности, системное понимание со-бытий, связанных с паде-нием Византии, усилени-ем Османской империи.

Карты уч-ка «Ви-зантийская импе-рия в VI-IX вв», с.60, «Османская империя в XIV-XV вв», с.271

1. с.111-114

§28,  вопросы №4 (у), 7 (п) документ, словарь

Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 часа)

Тема   11.   Культуры   и государства Азии (2 часа)

31.

Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.

§ 30,31.  стр.289-305

Урок изучения нового

материала

Природные условия Ин-дии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты.   Особенности политичес-кого развития Индии. Де-лийский султанат. Рели-гии Индии. Достижения индийской культуры.

Раджи, Варны, касты, индуизм, буддизм, крест, конфуцианство,

Уметь выделять особенное в политическом, экономическом развитии

Индии.

Карта «Индия и Китай в XI-XV вв», с.294 уч

1. с.119-123

§30вопросы №3 с.297 (у), документ, словарь

32.

Китай и его соседи.

§ 32, стр.306-315

Комбинированный  

Вехи китайского Средне-вековья. Волны нашест-вия с севера. Особеннос-ти политического разви-тия Китая. Вершины Ки-тайской культуры.

Объединение монголов. Завоевания монголов, при чины их успехов. Распад Монгольской державы. Завоевания Тимура. Сама-рканд во времена Тимура и Улугбека.  

пагода, пейзаж, война шэньши


Хан, улус, нукер, курултай, нойон, обсерватория, хорезмшах

Уметь выделять общее и особенное в политичес-ком, экономическом раз-витии стран Востока.

Империя Чингисхана – держава Тимура.

Карты  уч-ка «Индия и Китай в XI-XV вв», «За-воевания Чингис-хана», с.308, «Рас-пад державы Чин-гисхана» с.310, «Завоевания Ти-мура", с.312

1. с. 123-126

§31, 32,  вопросы№3 с.305 (п)   , №4 (у),   документ, словарь

О/з: рассказ об 1-м народе Америки

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки (1 час)

33.

Особенности развития Африки. Освоение человеком Америки.

§ 33,34 стр.315-331

Комбинированный  

Два мира одного конти-нента. Торговля, ислам и могущество государей. Христианская Эфиопия. Золото Мономотапы. Древ-ние цивилизации Америки. Майя. Держава ацтеков. Царство сынов Солнца

Бербера, Магрия, Судан, пигмеи, манго, негус, Майя, ацтеки, чибча-муиски, инки, кипу

Умение выделять главное и сформировать представ-ление о жизни, быте и нравах жителей  Африки и Америки. Общее и раз-личное.

Карты уч-ка «Аф-рика», с.319,  «Доколумбовая Америка», с.327,

1. с.126-129

§33, вопросы №1 (у),   34,  документ, словарь,

Подготовка к контрольной работе

Итоговое повторение (1 ч.)

34

Итоговое

повторение

 

Урок конт-роля знаний и умений

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.

1. с.129-130, 155