Алексеев Владимир Алексеевич

 

image

Рассудку ли быть обстоятельным,

Безумству ли быть постоянным,

Чтоб жить вопреки обстоятельствам

На этом дворе постоялом?

Современный человек всеми ставшими привычными обстоятельствами отстраняется от свободы выбора - выбора осознанного, ответственного и радостного для сердца и ума. Слишком многое, от вездесущих компьютерных игр до общественно одобряемых стереотипов поведения, навязываемых повсеместной рекламой и пропагандой, подчиняется не нами написанным алгоритмам.

Мало кто, например, задумывается, что за речёвкой "Крым - наш!" стоит оборотная сторона сентенции: "Украина - не наша!". Словесный "всероссийский позитив" сеет вражду не только между человеком и человеком, но и более глубинную - между человеком и его историческим прошлым. Это едва ли продуманная до тонкостей диверсия, скорее - обычное бездумное следование озвучиванию "закреплённых результатов", эрзац отработанного алгоритма. Приём, безусловно, не бесхитростный: нужно убедить при помощи мантры других и себя, что алгоритм - правильный, единственно верный и необходимый. Иначе к чему такое экспрессивно-простонародное, "доходчивое" утверждение?

Нужно задумываться о последствиях каждого нашего шага и каждого слова, в этом и состоит выбор Человека, а не послушного инструкциям оператора, с успехом заменяемого на любом занимаемом месте машиной. Что происходит в школе? Мы "затачиваем" детей на сдачу ЕГЭ, считая убого-статистический результат главной образовательной "мишенью". Вопросы "Как жить?", "Как жили прежде?", "Как будем жить через десятилетия?" остаются без ответа, ибо их нет в программах ЕГЭ ни по одному предмету. Школьное образование по-прежнему сыплет лузгой дат, естественнонаучными законами, препарирует фонетику родного языка подобно тому, как доктора лечат по отдельности каждый свой орган, предоставляя вынести окончательный вердикт патологоанатому.

Между тем всё, чему должна научить ребёнка школа - школа не формально-казённая, но достойная своего наименования, это делать свой выбор, усматривать перед собой не предписанную социальным или предметно-задачным алгоритмом "единственно верную дорогу", но множественность путей, нередко равноправных в смысле "правильности", "полезности" и духовности.

Добавить запись

Защита от спам-роботов