МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСУ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ «КРАЙ РОДНОЙ»
Рекомендации предназначаются для научных руководителей и обучающихся, участников регионального конкурса виртуальных экскурсий «Край родной». Изложены в доступной форме, основываясь на опыте участия в Конкурсе. В работе представлен разбор наиболее часто встречающихся ошибок во время подготовки, а затем и изложения текста виртуальной экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 42.12 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Донское
Задонского муниципального района Липецкой области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСУ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
«КРАЙ РОДНОЙ»
Автор-составитель:
В.В. Козлова, учитель, руководитель школьного краеведческого музея «РУСИЧ» МБОУ СОШ с. Донское Задонского муниципального района Липецкой области
2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ И КАК ИХ НЕ ДОПУСТИТЬ
I. Экскурсовод «закрыт» от экскурсантов……………………………….3
II. Экскурсовод как учитель у доски…………………………………........4
III. Экскурсия, как монотонная лекция или театрализованное представление……………………………………………………………………4
IV. Экскурсия как научный доклад. ……………………………………...4
V. Экскурсия не для экскурсантов………………………………………...5
VI. Экскурсия без логических переходов………………………………….6
VII. Экскурсия не в настоящем времени……………………………………6
VIII. Экскурсия - показ не объектов, а слайдов …………………………...6
IX. Экскурсия в паؘре…………………………………………………………7
X. Изложение полного текста экскурсии………………………………….7
XI. Презентация с обилием текста………………………………………….8
XII. Оформление презентации не имеет значения……………………..….8
XIII. Экскурсия о Героях и участниках ВОВ…………………………….…9
XIV. Темы экскурсий исчерпаны……………………….……………...……10
XV. Экскурсии «достойны» только исторические объекты…………...10
XVI. Не брать экскурсионный объект, уже рассмотренный ранее……11
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
Областной конкурс виртуальных экскурсий «Край родной» среди обучающихся 5-11 классов образовательных организаций Липецкой области проводится ежегодно с целью создания условий для включения в творческую работу по разработке и проведению экскурсий по родному краю и школьным музеям, популяризации экскурсионного метода, выявления наиболее способных юных экскурсоводов, допрофессиональной ориентации школьников.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным изображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов и др.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Виртуальные экскурсии являются наиболее эффективным средством для демонстрации особенностей и преимуществ каких-либо объектов или услуг.
Основным преимуществом виртуальных экскурсий является доступность – возможность осмотра объектов без больших материальных и временных затрат, возможность осмотра объектов в любое время, возможность многократного просмотра экскурсий и прилагаемой к ней информации, и наглядность – возможность, по принципу, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
На суд жюри участники конкурса представляют обзорные и тематические экскурсии по населенным пунктам муниципальных районов и школьным музеям. Показ экскурсионных объектов осуществляется на экране. Компетентное жюри оценивает экскурсии по содержанию и смысловой нагрузке, умение экскурсоводов связать речь с показом экскурсионных объектов. Также учитываются культура речи, эмоциональность, достоверность текста экскурсии, логика, качество исполнения презентации.
Из всего количества критериев необходимо обратить внимание на составление маршрутов и текстов экскурсии к ним, а также их презентация.
Цели методической разработки: оказать методическую помощь педагогам – организаторам воспитательной работы по разработке виртуальных экскурсий, заострить внимание на особенностях содержания текста экскурсии, помочь избежать ошибок в составлении текстов и маршрутов и их представлении.
Рекомендации предназначаются для научных руководителей и обучающихся, участников регионального конкурса виртуальных экскурсий «Край родной». Изложены в доступной форме, основываясь на опыте участия в Конкурсе. В работе представлен разбор наиболее часто встречающихся ошибок во время подготовки, а затем и изложения текста виртуальной экскурсии.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ И КАК ИХ НЕ ДОПУСТИТЬ
- Экскурсовод «закрыт» от экскурсантов.
Очень важная ошибка в конкурсе – выход выступающего с текстом в руках. Читая текст по листу, экскурсовод уже демонстрирует свою неуверенность, неподготовленность.
Для успешного результата текст обязательно воспроизводить по памяти, тем более, что в помощь всегда есть презентация с изображением объектов. Ничто не должно отгораживать экскурсовода от слушателей. Тем же препятствием между ними может служить и всякого рода трибуна. В обычной экскурсии экскурсовод ведь не «прячется» за предметы во время рассказа. И к тому же, за неуверенным выступлением, жюри может не рассмотреть глубину и яркость вашей экскурсии.
- Экскурсовод как учитель у доски.
Вторая ошибка, во время виртуальной экскурсии использовать указку. Мы же «на улице», а не у доски в школе, и объекты достаточно удалены друг от друга, чтобы демонстрировать их с помощью указки (конечно, если это не экскурсия по школьному музею или стационарной экспозиции, где объекты расположены на небольшом расстоянии).
Кроме того, по условию конкурса на слайде демонстрируется только один объект, и нет смысла на него указывать дополнительно.
Вообще, указка делает рассказ экскурсовода слишком официальным и, таким образом, сковывает слушателей.
- Экскурсия, как монотонная лекция или театрализованное представление.
Не очень интересно слушать монотонную лекцию, особенно, когда это экскурсия. Рассказ экскурсовода должен быть эмоционально окрашен, выражать отношение к объектам экскурсии. Иначе, если скучно экскурсоводу, то чего ожидать от экскурсантов, тем более, когда это детская аудитория. Настоящий экскурсовод увлечёт, «заразит» своим рассказом.
Хорошо, когда экскурсовод артистичен, но в то же время, не нужно «переигрывать». Мы не на сцене театра, это может рассмешить и экскурсия не сложится. Лучше говорить размеренно, спокойно, не отстранённо от слушателей.
- Экскурсия как научный доклад.
Иногда встречаются экскурсоводы, которые пытаются поразить всех своими научными знаниями в области терминологии в разных областях краеведения. Но научный язык понятен только «избранным», а остальные зрители боятся признаться в незнании и просто выжидают время до окончания.
Чтобы экскурсия была интересна всем, рассказ экскурсовода должен быть чётким, понятным, но и непринуждённым, без претензий и намёка на упрёк за незнание чего-либо. Язык экскурсии должен быть доступным и не особенно научным. Если необходимо применить научный термин, то его лучше объяснить в доступной формулировке, не дожидаясь вопроса, о том, что это значит. Его могут и не задать, чтобы не показаться невеждой. Не нужно ставить людей в тупик (никто не обязан быть знатоком в данной области знаний). Но это также и не означает, что нужно переходить на жаргон.
Среди слушателей конкурса виртуальных экскурсий «Край родной» основная масса – это дети. Экскурсовод должен понимать, для какой аудитории работает (младшей или старшей) и использовать соответствующие понятия и приёмы ведения экскурсий.
В общем, опытный экскурсовод подберёт нужную форму изложения материала, понятную любому экскурсанту и любой аудитории.
- Экскурсия не для экскурсантов.
Иногда складывается впечатление, что участник конкурса экскурсий излагает свой рассказ для себя, жюри или ответственных слушателей. А остальная аудитория скучает, отлучается по делам.
Чтобы этого не происходило, экскурсовод должен периодически обращаться к экскурсантам. Обе стороны должны быть во взаимной связи друг с другом. Экскурсовод должен обращать внимание слушателей на объект или, для начала, на себя, причём, как бы невзначай, ненавязчиво. Для этого применять выражения: «Обратите внимание…», «Представляете!», « Давайте заглянем..», «Присмотриؘтесь…», «Заметьте…», «Будьте осторожны, мы переходим на другую сторону улицы!»
- Экскурсия без логических переходов.
Зачастую выступающий представляет свой рассказ в виде реферата по теме экскурсии, не используя логические связи, переходы от одного объекта к другому, т.е. просто перечисляет их: «На этой улице стоит памятник Пушкину. А вот ещё один памятник на другой улице…».
В таком виде экскурсия перестаёт быть таковой, даже если экскурсовод излагает материал достаточно эмоционально. Цель конкурса – экскурсия, а не художественное чтение или монотонная лекция и перечисление объектов, и экскурсанты должны понимать, каким образом и по какой причине они оказываются у того или иного объекта.
- Экскурсия не в настоящем времени.
Некоторые экскурсоводы-конкурсанты представляют свою экскурсию в виде анонса, приглашая увидеть объекты по приезду на реальное место: «Если вы приедете в наше село, мы покажем вам замечательные места…».
Нужно уяснить, что экскурсия идёт здесь и сейчас и излагать материал нужно в настоящем времени. То есть, рассказчик должен не только сам виртуально перенестись на место, но и экскурсантов «взять» с собой: «Посмотрите, какое прекрасное место! Согласитесь, здесь есть, что посмотреть! Прямо перед нами архитектурный памятник XIX века…»
- Экскурсия - показ не объектов, а слайдов.
Некоторые экскурсоводы применяют выражение: «Обратите внимание на слайд». Казалось бы, правильно, что привлекается внимание зрителя, но не на СЛАЙД, а на ОБЪЕКТ на этом слайде. Ещё раз напоминаем, мы на экскурсии по городу, селу, улице (пусть и виртуально), а не на лекции в аудитории.
- Экскурсия в паؘре.
Иногда, для более эффектного выступления, руководители готовят не одного, а пару экскурсоводов, одновременно ведущих экскурсию. Это тоже не приветствуется. Ведь, опять-таки, на реальной экскурсии не работают по два экскурсовода. Иначе, как они услышат друг друга на шумной улице и определят, кому и что говорить, да и вообще это не принято.
Кроме того, это занимает больше времени, а здесь это тоже имеет значение.
- Изложение полного текста экскурсии.
На выступление в условиях конкурса экскурсоводу даётся всего семь минут, поэтому проблематично охватить все десять страниц текста. Но что убрать, ведь всё кажется важным?
Начнём с того, что с текстом жюри ознакомлено заранее. И на данном этапе важно само выступление экскурсовода.
Чтобы что-то убрать из основного текста, при подготовке к выступлению, для начала нужно просто прочитать и определить, сколько времени вообще уходит на изложение текста. Затем, по ходу репетиции, часть его будет «выпадать» из-за меньшей значимости содержания и, в результате, останется только самое важное.
Кроме того, презентация облегчает запоминание текста и сокращает время рассказа.
Часто экскурсоводы начинают оговаривать цели, задачи и т.д. Это не нужно на выступлении (занимает ценные минуты), да и как упоминалось выше, это не лекция по краеведению, а «реальная» экскурсия, а там обычно не рассказывают о методике работы, а проводят по маршруту.
- Презентация с обилием текста.
Бывает, что в презентации текст занимает половину слайда или вообще один текст без изображения. Это не верно. Презентация должна содержать только иллюстративный материал и заголовки. Либо какие-то цитаты или краткие определения.
Старайтесь на одном слайде располагать один объект. Несколько объектов могут осложнить восприятие зрителей (они растеряются, не зная, на какой из них смотреть).
- Оформление презентации не имеет значения.
Может показаться, что в экскурсии важны текст и содержание, а оформление презентации имеет второстепенное значение. Но это тоже ошибочное мнение. Ведь в виртуальной экскурсии экскурсанты лишены реальных ощущений от восприятия объектов и окружающей обстановки. Поэтому презентация – хороший выход для восполнения этого недостатка.
Можно сделать презентацию более яркой за счёт добавления к стандартным шаблонам слайдов новые элементы по теме экскурсии: фон, декоративные элементы, анимацию, которая оживит рассказ (и в прямом и в переносном смысле) и развлечёт экскурсантов. А также можно добавить видео, звуки и т.п. И уж точно не будет совпадений с презентациями других участников конкурса.
Конечно, всего должно быть в меру. Просто нужно представить, что было бы интересно вам самим при просмотре чьей-то экскурсии.
- Экскурсия о Героях и участниках ВОВ.
Великая Отечественная война не обошла ни одну семью в нашем крае. И мы, безусловно, гордимся своими Героями, участниками и свидетелями тех страшных событий! Поэтому, как бы грубо это ни звучало, очень трудно заинтересовать аудиторию рассказом о заслугах «вашего» Героя войны, тем более что наверняка, по мнению экскурсантов, подвиги «их» Героев более значительные, а судьба более интересная.
В этой ситуации, чтобы вызвать интерес, нужно правильно продумать рассказ, выбрать нужные объекты. Всегда найдётся в жизни и судьбе героя какая-нибудь интересная легенда, история (возможно, и не героическая), нюанс, на который следует обратить внимание экскурсантов.
Даже незначительная (по общепринятому мнению) вещица, мелочь, может иметь большое значение в вашем рассказе, отличать вашего героя от всех остальных, не менее героических, людей: «Дедушка мой участвовал в ВОВ с 23 июня 1944 по 9 мая 1945 г. Он был простым рядовым солдатом топографической службы…Представляете, однажды с ним произошла удивительная история! Посмотрите на этот портсигар, благодаря ему мой дед остался цел. Они отдыхали после выполненной задачи и сидели у костра. Внезапно начался обстрел, и дедушка почувствовал резкий обжигающий удар в верхнюю часть бедра… Если бы не портсигар, который лежал в кармане галифе, он бы мог получить серьёзное ранение, а так - только сильную гематому…»
Если кажется, что такой истории нет, следует поискать получше, добыть нужную информацию, иначе подвиг вашего героя не будет оценён.
- Темы экскурсий исчерпаны.
Приходит такое время, когда все возможные существенные объекты вашего населённого пункта уже исчерпаны и, кажется, что темы кончились. Но это не так.
Нужно осмотреться вокруг и подумать. Экскурсия может быть про что угодно, главное, интересно её сочинить.
Не обязательно брать великие исторические темы, связанные с вашим краем, тем более, если у вас небольшой населённый пункт и особых событий там не происходило.
Обычно какая-то тематика объединяет несколько объектов. Если есть три – уже достаточно. Могут быть речки и речушки, леса и рощицы, пруды, полянки, дороги и дорожки, стадионы, самые красивые дома в селе, самые интересные люди села, мосты и мосточки и т.п. Например, темы: «Семь мостов», «Пруд пруди» (про водоёмы в селе), «От стадиона к стадиону» и т. д. Ну и, в крайнем случае, выйдите за пределы своего населённого пункта и охватите объекты по теме из соседних.
- Экскурсии «достойны» только исторические объекты.
Многие участники конкурса виртуальных экскурсий, особенно впервые, стараются выбирать только важные исторические объекты. А если это маленький населённый пункт, где нет таких, то кажется, что не о чем рассказать.
С другой стороны, эти общеизвестные исторические объекты уже изучены краеведами (членами жюри) или хорошо им известны, и их этим не удивишь.
Поэтому можно (и даже лучше будет) выбрать что-то своё – уникальное, чего, наверняка, нет у других.
В этом плане трудно и одновременно легко с подбором объектов городским участникам.
Трудно, потому что объекты всем знакомы и изучены неоднократно. И зачастую можно услышать почти одну и ту же экскурсию от разных участников.
А легко, потому что объектов очень много, и есть из чего выбрать.
Но посмотрите на свой город нетрадиционно, по-своему. Выберите, например, самые высокие здания города (их достаточно для экскурсии), или самые старые, или деревянное зодчество, а может, учебные заведения и т. п., не как в шаблонном буклете обзорной экскурсии по городу (хотя и это тоже очень важно).
Нужно подключить фантазию и «открыть» свой город по-новому, для себя и своих слушателей, в том числе, компетентного жюри.
- Не брать экскурсионный объект, уже рассмотренный ранее.
Если основные объекты вашего населённого пункта вы уже рассмотрели в предыдущей, например, обзорной экскурсии («Достопримечательности села Донское»), то эти же объекты (точнее, некоторые из них) можно использовать и повторно, в другой экскурсии, по другой тематике, в другом контексте. Например, если вы рассказали о памятнике, говоря о достопримечательностях села, то в экскурсии «Памятники и обелиски села Донское» этот же памятник так же может быть одним из объектов. И здесь он будет рассмотрен уже с точки зрения конструкции, особенностей и т.п.
Успешной экскурсии!
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Беззубцева Н.В. Экскурсия как форма образовательной деятельности с обучающимися учреждений дополнительного образования детей: разработка и проведение./Г(О)БОУ ДОД Детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма). 2012 г.
- Конкурс «Виртуальная экскурсия»[Электронный ресурс]//Открытый класс URL: http://www.openclass.ru/node/303537
(Дата обращения: 15.11.2018)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели методической разработки: оказать методическую помощь педагогам – организаторам воспитательной работы по разработке виртуальных экскурсий, заострить внимание на особенностях содержания текста экскурсии, помочь избежать ошибок в составлении текстов и маршрутов и их представлении . Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным изображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов и др.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ И КАК ИХ НЕ ДОПУСТИТЬ I. Экскурсовод «закрыт» от экскурсантов II . Экскурсовод как учитель у доски III . Экскурсия, как монотонная лекция или театрализованное представление IV . Экскурсия как научный доклад. V . Экскурсия не для экскурсантов VI . Экскурсия без логических переходов VII . Экскурсия не в настоящем времени VIII . Экскурсия - показ не объектов, а слайдов IX . Экскурсия в па ؘ ре X . Изложение полного текста экскурсии XI . Презентация с обилием текста XII . Оформление презентации не имеет значения XIII. Экскурсия о Героях и участниках ВОВ XIV . Темы экскурсий исчерпаны XV . Экскурсии «достойны» только исторические объекты XVI . Не брать экскурсионный объект, уже рассмотренный ранее «КРАЙ РОДНОЙ »
Ошибка: Экскурсовод «закрыт» от экскурсантов Очень важная ошибка в конкурсе – выход выступающего с текстом в руках. Читая текст по листу, экскурсовод уже демонстрирует свою неуверенность, неподготовленность. «КРАЙ РОДНОЙ »
Вторая ошибка, во время виртуальной экскурсии использовать указку. Это усугубляет « виртуальность». Мы же «на улице», а не у доски в школе, конечно , если это не экскурсия по школьному музею или стационарной экспозиции. Кроме того, по условию конкурса на слайде демонстрируется только один объект, и нет смысла на него указывать дополнительно. Ошибка: Экскурсовод как учитель у доски «КРАЙ РОДНОЙ »
Ошибка: Экскурсия , как монотонная лекция или театрализованное представление Не очень интересно слушать монотонную лекцию, особенно, когда это экскурсия . Хорошо, когда экскурсовод эмоционален, но в то же время, не нужно «переигрывать». «КРАЙ РОДНОЙ »
Ошибка: Экскурсия как научный доклад Экскурсовод должен понимать, для какой аудитории работает (младшей или старшей) и использовать соответствующие понятия и приёмы ведения экскурсий. Опытный экскурсовод подберёт нужную форму изложения материала, понятную любому экскурсанту и любой аудитории. «КРАЙ РОДНОЙ » ?
Ошибка: Экскурсия не для экскурсантов Обе стороны должны быть во взаимной связи друг с другом . Экскурсовод должен обращать внимание слушателей на объект или, для начала, на себя, причём, как бы невзначай, ненавязчиво. Для этого применять выражения: «Обратите внимание…», «Представляете!», « Давайте заглянем..», «Присмотри ؘ тесь …», «Заметьте …» «КРАЙ РОДНОЙ »
Ошибка: Экскурсия без логических переходов Зачастую выступающий представляет свой рассказ в виде реферата по теме экскурсии, не используя логические связи, переходы от одного объекта к другому, т.е. просто перечисляет их: «На этой улице стоит памятник Пушкину. А вот ещё один памятник на другой улице…». «КРАЙ РОДНОЙ »
Ошибка: Экскурсия не в настоящем времени Не представляйте экскурсию в виде анонса, приглашая увидеть объекты по приезду на реальное место: «Если вы приедете в наше село, мы покажем вам замечательные места…». Экскурсия идёт здесь и сейчас и излагать материал нужно в настоящем времени. «КРАЙ РОДНОЙ » «Если вы приедете к нам, то увидите…»
Ошибка: Экскурсия-показ не объектов, а слайдов Не применяйте выражение : «Обратите внимание на слайд». Привлекать внимание зрителя нужно не на СЛАЙД , а на ОБЪЕКТ . Мы на экскурсии по городу, селу, улице (пусть и виртуально), а не на лекции в аудитории. «КРАЙ РОДНОЙ » « Посмотрите на слайд »
Ошибка: ЭКСКУРСИЯ В ПА ؘ ́ РЕ Для более эффектного выступления готовят пару экскурсоводов, одновременно ведущих экскурсию. Это не приветствуется. Ведь, на реальной экскурсии не работают по два экскурсовода. «КРАЙ РОДНОЙ »
Ошибка: ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЛНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ На выступление в условиях конкурса экскурсоводу даётся всего семь минут, поэтому проблематично охватить все десять страниц текста. Но что убрать, ведь всё кажется важным? «КРАЙ РОДНОЙ »
Ошибка: ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ОБИЛИЕМ ТЕКСТА . Бывает , что в презентации текст занимает половину слайда или вообще один текст без изображения. Это не верно. Презентация должна содержать только иллюстративный материал и заголовки. Либо какие-то цитаты или краткие определения. Старайтесь на одном слайде располагать один объект. Несколько объектов могут осложнить восприятие зрителей (они растеряются, не зная, на какой из них смотреть). «КРАЙ РОДНОЙ » ПРЕЗЕНТАЦИЯ Бывает , что в презентации текст занимает половину слайда или вообще один текст без изображения. Это не верно. Презентация должна содержать только иллюстративный материал и заголовки. Либо какие-то цитаты или краткие определения. Старайтесь на одном слайде располагать один объект. Несколько объектов могут осложнить восприятие зрителей (они растеряются, не зная, на какой из них смотреть ).
Ошибка: ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ В виртуальной экскурсии экскурсанты лишены реальных ощущений от восприятия объектов и окружающей обстановки. Поэтому презентация – хороший выход для восполнения этого недостатка. Можно сделать презентацию более яркой, добавив фон , декоративные элементы, анимацию, которые оживят рассказ (и в прямом и в переносном смысле) и развлекут экскурсантов. «КРАЙ РОДНОЙ » ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ОБИЛИЕМ ТЕКСТА Бывает , что в презентации текст занимает половину слайда или вообще один текст без изображения. Это не верно. Презентация должна содержать только иллюстративный материал и заголовки. Либо какие-то цитаты или краткие определения. Старайтесь на одном слайде располагать один объект. Несколько объектов могут осложнить восприятие зрителей (они растеряются, не зная, на какой из них смотреть ).
Ошибка в ЭКСКУРСИЯХ О ГЕРОЯХ И УЧАСТНИКАХ ВОВ Всегда найдётся в жизни и судьбе Героя какая-нибудь интересная легенда, история (возможно, и не героическая), нюанс, на который следует обратить внимание экскурсантов. Даже незначительная (по общепринятому мнению) вещица, мелочь, может иметь большое значение в вашем рассказе, отличать вашего героя «КРАЙ РОДНОЙ »
Ошибка: ТЕМЫ ЭКСКУРСИЙ ИСЧЕРПАНЫ Приходит такое время, когда все возможные существенные объекты вашего населённого пункта уже исчерпаны и кажется, что темы кончились. Но это не так. Не обязательно брать великие исторические темы, связанные с вашим краем, тем более, если у вас небольшой населённый пункт и особых событий там не происходило. Например, темы: «Семь мостов», «Пруд пруди» (про водоёмы в селе), «От стадиона к стадиону » и т.д.
Ошибка: ЭКСКУРСИИ «ДОСТОЙНЫ» ТОЛЬКО ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ Общеизвестные исторические объекты уже изучены краеведами (членами жюри) и их этим не удивишь. Поэтому будет лучше выбрать что-то своё – уникальное, чего, наверняка, нет у других. Посмотрите на свою местность нетрадиционно , по-своему. Выберите, например, самые высокие здания города, или самые старые, или деревянное зодчество, а может, учебные заведения и т. п . «КРАЙ РОДНОЙ »
Ошибка: Не брать экскурсионный объект, уже рассмотренный ранее Если основные объекты вашего населённого пункта вы уже рассмотрели в предыдущих экскурсиях, то эти же объекты (точнее, некоторые из них) можно использовать и повторно, в другой экскурсии, по другой тематике, в другом контексте. Например , если вы рассказали о памятнике, говоря о достопримечательностях села, то в экскурсии «Памятники и обелиски села» этот же памятник так же может быть одним из объектов. И здесь он будет рассмотрен уже с точки зрения конструкции, особенностей и т.п. «КРАЙ РОДНОЙ »
УСПЕШНОЙ ЭКСКУРСИИ! «КРАЙ РОДНОЙ »