Отчеты педагога-психолога
отчеты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_psihologa_za_god.docx | 20.96 КБ |
godovoy_otchet_psihologa.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан
Отчет за 2017-2018 учебный год
педагога-психолога
Т.А.Байгашевой
В 2017-2018 учебном году работа педагога-психолога осуществлялась по всем основным направлениям: психолого-педагогическая диагностика, развивающая работа, психологическая профилактика, психологическое просвещение, консультативная деятельность.
Основной целью являлось психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, создание оптимальных условий для гармоничного и интеллектуального развития ребенка, сохранения психического здоровья дошкольников.
Цель и задачи работы педагога-психолога:
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Сохранение психологического здоровья детей.
2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
3. Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
4. Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
5. Консультационная работа с родителями и педагогами.
7. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
8. Психологическое сопровождение детей подготовительной
группы, подготовка к школе, мониторинг развития.
9. Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
Направления работы на 2017 – 2018 уч. год
• Психопрофилактическая работа.
• Развивающая и психокоррекционная работа.
• Психодиагностическая работа.
• Консультационная работа.
• Просветительская работа.
• Методическая работа.
Психопрофилактическая работа
Психопрофилактическую работа планировалась и реализовывалась в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для реализации психопрофилактической работы были использованы следующие циклы занятий по возрастным группам и основным направлениям:
Средний дошкольный возраст - комбинированные занятия по развитию эмоциональной сферы (знакомство с базовыми эмоциями) и психических процессов, мелкой моторики;
Старший дошкольный возраст, подготовительная группа комбинированные занятия по развитию коммуникативной сферы, психических процессов, мелкой моторики.
Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению (развитие школьно-значимых навыков)
Структура и форма групповых психопрофилактических занятий
Занятия проводились один раз в неделю в течение всего учебного года по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 8 человек). Длительность одного занятия 15–30 мин (в зависимости от возраста). В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Все игры адаптированы к воспитанникам конкретной группы, построены с учетом особенностей их физического и психического развития.
Общая структура занятия:
• ритуал приветствия;
• пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения;
• развивающие игры;
• групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование;
• релаксационные упражнения и игры на сплоченность группы;
• ритуал прощания.
Основные методические приемы:
• ролевые игры;
• психогимнастические игры;
• коммуникативные игры;
• игры, направленные на развитие произвольности;
• игры, направленные на развитие воображения;
• терапевтические метафоры (поиск и нахождение ресурсов внутри себя для разрешения трудной ситуации с использованием элементов сказкотерапии);
• эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование);
Используемые программы и практические материалы:
• Е.А.Алябьева «Развивающие занятия для старшего дошкольного возраста».
• О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников».
• С.В.Крюкова «Здравствуй, я сам».
• Л.В.Чернецкая «Психологические игры и тренинги в детском саду».
Психодиагностическая работа
Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.
Познавательная сфера
1. Мышление:
— наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);
— логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Используемые методики:
1. «Оценка готовности ребенка к школьному обучению», Н.Семаго, М.Семаго.
2. «Что лишнее?», определение уровня развития наглядно-образного мышления. А.Герасимова.
3. «Веселые картинки», для диагностики уровня развития зрительной памяти. С.Нартова-Бочавер.
4. Методики Т.Марцинковской: «Разрезные картинки», «Эталоны» - ислледования восприятия, «Последовательные картинки», «Исключение четвертого» - развитие мышления.
5. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – методики для детей дошкольного возраста. С.Д.Забрамная.
Эмоционально-волевая сфера
1. Проявления агрессивного поведения.
2. Страхи.
3. Повышенная тревожность.
4. Симптомы психосоматики.
5. Эмоциональный комфорт в детском саду.
6. Личностная и волевая готовность к школе.
Коммуникативная сфера
Социометрия группы.
По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа.
Формы и виды работы:
Тестирование,
Анкетирование;
Наблюдение;
Основные методы коррекционных воздействий:
• индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые игры);
• психогимнастика;
• элементы куклотерапии (с проигрыванием истории, сюжет которой является травмирующим для ребенка);
• элементы арт-подхода (работа с красками, глиной, пастелью, тестом);
• элементы песочной терапии;
• релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники);
• игры и упражнения по развитию познавательных функций;
• игры по развитию психомоторики.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования, по наблюдениям, обратной связи с
Консультационная и просветительская работа
Работа с родителями
Консультационная работа проводилась индивидуально по результатам диагностики, запросам родителей, воспитателей, по наблюдениям психолога.
Основные виды работы:
• тематические встречи с родителями (семинары, тренинги и т. д.);
• индивидуальные консультации;
• выступления с сообщениями на родительских собраниях.
В 2017-2018 гг. были осуществлены следующие виды работ:
Индивидуальные консультации (консультирование родителей по результатам обследования познавательной сферы и эмоциональной сферы, консультации по запросам в течение года).
Основная тематика индивидуальных консультаций:
• «Адаптация к ДОУ»;
• «Агрессивность ребенка»;
• «Непослушание»;
• «Детские страхи»;
• «Низкий уровень развития познавательных процессов, развитие речи»;
• «Нестабильность эмоционального состояния»;
• «Гиперактивность»;
• «Коммуникативные навыки».
Групповые консультации для родителей:
• практикум для родителей в разновозрастной группе «Игры, в которые играют ваши дети»;
• родительское собрание в старшей группе «Крепкая семья – дружная Россия»;
• семинар-практикум для родителей средней группы «В мире детского творчества»,
- Родительское собрание в старшей и подготовительной группах «Развитие мелкой моторики рук», «Кинезиологические упражнения».
Просветительская работа на родительских собраниях:
• «Цели и задачи психологической службы. Направления работы психопрофилактических занятий»;
Работа с педагогами
В 2017-2018 гг. были осуществлены следующие формы работы с педагогами:
Индивидуальные консультации:
• консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик, по результатам социограмм;
• по вопросам адаптации;
• по запросам педагогов.
Групповые консультации:
• практикум для педагогов на тему «Профилактика стрессов у педагогов»;
• занятие с воспитателями на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у педагогов»;
• консультация на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у детей в течение дня»;
• консультация для педагогов на тему «Социально-личностное развитие дошкольников»
Методическая работа
В течение года проводились:
• обработка и анализ полученных результатов;
• подготовка к индивидуально-групповой работе;
• анализ психолого-педагогической литературы;
• заполнение отчетной документации;
• подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами;
• подбор методического и игрового материала;
• составление годового отчета;
• посещение районных семинаров
• посещение курсов повышения квалификации.
Педагог-психолог Т.А.Байгашева
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан
Годовой отчет психолого-педагогической деятельности МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район республики Башкортостан
за 2018-2019 учебный год
педагога-психолога
Т.А. Байгашевой
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
1. Количество групп – 8;
1-я младшая – 20
2-я младшая – 25
средняя – 26
старшая – 28
подготовительная – 28
разновозрастная Н.Качмаш – 24
разновозрастная Тюльди - 16
Годовые цель и задачи работы :
Цель: создание условий для обеспечения целостного и разностороннего развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- 1. Развивать практические навыки свободного общения с взрослыми и детьми, воспитание интереса и любви к чтению.
- Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
- Продолжать опытно-экспериментальную деятельность, как метод обучения и развития ребенка.
- Продолжать учить владеть нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель и задачи работы педагога-психолога:
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Сохранение психологического здоровья детей.
2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
3. Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
4. Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
5. Консультационная работа с родителями и педагогами.
7. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
8. Психологическое сопровождение детей подготовительной
группы, подготовка к школе, мониторинг развития.
9. Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
Направления работы на 2018 – 2019 уч. год
• Психопрофилактическая работа.
• Развивающая и психокоррекционная работа.
• Психодиагностическая работа.
• Консультационная работа.
• Просветительская работа.
• Методическая работа.
Психопрофилактическая работа
Психопрофилактическую работа планировалась и реализовывалась в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для реализации психопрофилактической работы были использованы следующие циклы занятий по возрастным группам и основным направлениям:
средний
дошкольный возраст комбинированные занятия по развитию эмоциональной сферы (знакомство с базовыми эмоциями) и психических процессов, мелкой моторики;
старший дошкольный возраст
подготовительная группа
Комбинированные занятия по развитию коммуникативной сферы, психических процессов, мелкой моторики.
Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению (развитие школьно-значимых навыков).
Структура и форма групповых психопрофилактических занятий
Занятия проводились один раз в неделю в течение всего учебного года по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 8 человек). Длительность одного занятия 15–30 мин (в зависимости от возраста). В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Все игры адаптированы к воспитанникам конкретной группы, построены с учетом особенностей их физического и психического развития.
Общая структура занятия:
• ритуал приветствия;
• пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения;
• развивающие игры;
• групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование;
• релаксационные упражнения и игры на сплоченность группы;
• ритуал прощания.
Основные методические приемы:
• ролевые игры;
• психогимнастические игры;
• коммуникативные игры;
• игры, направленные на развитие произвольности;
• игры, направленные на развитие воображения;
• терапевтические метафоры (поиск и нахождение ресурсов внутри себя для разрешения трудной ситуации с использованием элементов сказкотерапии);
• эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование);
Используемые программы и практические материалы:
- Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными).
- Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми».
- О. В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М.Первушина «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников».-М: Издательство «Учитель», 2004.
- Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы: Демонстрационный материал. Раздаточный материал.- М. : Национальный книжный центр, 2014.
- И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». – М.: Национальный книжный центр, 2015.
- Ю.А.Афонькина «психологическая безопасность ребенка раннего возраста». – Волгоград: Издат6Ельство «Учитель», 2014.
- Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по дошкольной психологии. – М: Академия, 1998.
- А.Н.Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника». – М: Мозаика-Синтез, 2014.
- Л.Ю.Субботина «Игры для развития и обучения дети 5-10 лет». – Ярославль: Академия развития, 2001.
- И.В.Ковалец «Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере».- М: Владос, 2004.
- Т.А.Руденко «Психологическая подготовка к школе. Год до школы от А до Я». – М: Генезис, 2014.
- Е.А.Алябьева «Развивающие занятия для старшего дошкольного возраста».
- С.В.Крюкова «Здравствуй, я сам».
- Л.В.Чернецкая «Психологические игры и тренинги в детском саду».
Психодиагностическая работа
Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.
Познавательная сфера
1. Мышление:
- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);
- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета
или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев
рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Используемые методики:
1. «Оценка готовности ребенка к школьному обучению», Н.Семаго, М.Семаго.
2. «Что лишнее?», определение уровня развития наглядно-образного мышления. А.Герасимова.
3. «Веселые картинки», для диагностики уровня развития зрительной памяти. С.Нартова-Бочавер.
4. Методики Т.Марцинковской: «Разрезные картинки», «Эталоны» - ислледования восприятия, «Последовательные картинки», «Исключение четвертого» - развитие мышления.
5. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – методики для детей дошкольного возраста. С.Д.Забрамная.
Эмоционально-волевая сфера
1. Проявления агрессивного поведения.
2. Страхи.
3. Повышенная тревожность.
4. Симптомы психосоматики.
5. Эмоциональный комфорт в детском саду.
6. Личностная и волевая готовность к школе.
Коммуникативная сфера
Социометрия группы.
По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа.
Формы и виды работы:
Тестирование,
Анкетирование;
Наблюдение;
РАЗВИВАЮЩАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Коррекционная работа проводилась по результатам диагностики, по запросам родителей, воспитателей, наблюдениям психолога по направлениям:
• психокоррекция познавательной сферы (низкий уровень развития познавательных процессов) – 7 человек - средняя группа, 7 человек – старшая группа, 10 человек - подготовительная группа. Всего 24 человека.
Основные методы коррекционных воздействий:
• индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые игры);
• психогимнастика;
• элементы арт-подхода (работа с красками, глиной, пастелью, тестом);
• элементы песочной терапии;
• релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники);
• игры и упражнения по развитию познавательных функций;
• игры по развитию психомоторики.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования, по наблюдениям, обратной связи с педагогами и родителями.
Подгрупповая психокоррекционная работа
В подготовительной группе, опираясь на результаты диагностики готовности к школе, был запущен познавательно-исследовательский проект «По тропинке в школу», направленный на формирование представлений о школе и положительного отношения к школьной жизни у старших дошкольников. Занятия проводились один раз в неделю с использованием стимульного материала и пальчиковой гимнастики.
Результаты коррекционной работы отслеживались в конце года, коррекционная работа дала положительную динамику, отраженную в итоговой таблице по готовности к школе.
Результативность
У 19 детей отмечаются стойкие позитивные изменения, 9детей нуждаются в дополнительной работе по развитию волевой сферы
Консультационная и просветительская работа
Работа с родителями
Консультационная работа проводилась индивидуально по результатам диагностики, запросам родителей, воспитателей, по наблюдениям психолога.
Основные виды работы:
• тематические встречи с родителями (семинары, тренинги и т. д.);
• индивидуальные консультации;
• выступления с сообщениями на родительских собраниях.
В 2018-2019 гг. были осуществлены следующие виды работ:
Индивидуальные консультации (консультирование родителей по результатам обследования познавательной сферы и эмоциональной сферы, консультации по запросам в течение года).
Основная тематика индивидуальных консультаций:
• «Адаптация к ДОУ»;
• «Агрессивность ребенка»;
• «Непослушание»;
• «Детские страхи»;
• «Низкий уровень развития познавательных процессов, развитие речи»;
• «Нестабильность эмоционального состояния»;
• «Гиперактивность»;
• «Коммуникативные навыки».
Групповые консультации для родителей:
- практикум для родителей в 1 младшей группе «Уроки радости и счастья от самых маленьких»;
- семинар-практикум в средней группе «Детские ссоры. Как помирить детей?»
- консультация для родителей всех групп «Помогите ребенку научиться дружить».
- Консультация для родителей всех групп «Откуда берется детская ложь?»
Просветительская работа на родительских собраниях:
• «Цели и задачи психологической службы. Направления работы психопрофилактических занятий»;
Работа с семьями группы «риска»:
- Круглый стол «Помните: все в ваших руках»;
- Посещение семей.
Работа с педагогами
В 2018 - 2019 гг. были осуществлены следующие формы работы с педагогами:
Индивидуальные консультации:
• консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик, по результатам социограмм;
• по вопросам адаптации;
• по запросам педагогов.
Групповые консультации:
• тренинг для педагогов на тему «Здоровый педагог – здоровый ребенок»;
• занятие с воспитателями на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у педагогов»;
• консультация на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у детей в течение дня»;
• консультация для педагогов на тему «Социально-личностное развитие дошкольников»
Методическая работа
В течение года проводились:
• обработка и анализ полученных результатов;
• подготовка к индивидуально-групповой работе;
• анализ психолого-педагогической литературы;
• заполнение отчетной документации;
• подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами;
• подбор методического и игрового материала;
• составление годового отчета;
• посещение городских и окружных семинаров
• посещение курсов повышения квалификации.
23 августа 2018г. выступала на РМО педагогов-психологов с материалом для педкопилки на тему «Документация педагога-психолога в ДОУ». В октябре 2018 года участвовала в семинаре для специалистов учреждений молодежной политики, образования, сферы социальной защиты по теме: «Профилактика аутоагрессивного поведения несовершеннолетних подростков», проведенный специалистами ГБУ Республиканский молодежный социально-психологический и информационно-методический центр г.Уфа. Приняла участие в Международной профессиональной олимпиаде для работников образовательных организаций и студентов педагогических специальностей на тему «Развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2015 года». В декабре 2018 года прошла аттестацию на первую квалификационную категорию. В мае 2019 года прошла курсы повышения квалификации по программе: «Основы медиации в системе образования» в МБУ ДО «Учебный центр профессионального обучения г.Уфы».
В 2018-2019 учебном году были также проведены открытые занятия в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы», «Рисуем музыку», «Малахитовая шкатулка», конспекты вышеуказанных занятий прошли проверку и получили высокую оценку от эксперта сайта infourok.ru.
Педагог-психолог Т.А.Байгашева