Проектная и научно - исследовательская деятельность.

Ильченко Евгения Николаевна

Предварительный просмотр:

Памятка «Как писать реферат».

  1. Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
  2. Составьте его план.
  3. При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
  4. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
  5. Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.
  6. Оформите реферат.

Структура реферата.

  1. План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
  2. Обоснование выбора темы.
  3. Теоретические основы выбранной темы.
  4. Изложение основного вопроса.
  5. Вывод и обобщения.
  6. Практическое значение реферата.
  7. Список использованной литературы.
  8. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

План реферата.

1.        Вводная часть. Обоснование выбора темы:

  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
  • новые, современные подходы к решению проблемы;
  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

—        противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;

—        личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2.        Основная часть:

  • суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;
  • критический обзор источников;
  • собственные сведения, версии, оценки.

3.        Заключение:

  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.

Оформление списка использованной литературы.

Ф. И. О. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год издания.

Оформление титульного листа.

  1. Название среднего учебного заведения.
  2. Тема реферата.
  3. Фамилия, имя автора.
  4. Класс.
  5. Ф. И. О. учителя обществознания, осуществляющего научное руководство.
  6. Год написания реферата.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста или 24 страницы ученической тетради.

Не позднее, чем за неделю до защиты реферат представляется на рецензию учителю-предметнику, осуществляющему научное руководство. В отзыве отмечаются:

—        содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;

 -умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее;

  • умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;
  • присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
  • умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора реферата;
  • правильное оформление работы (структурирование текста на пункты и подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т. п.);
  • сопроводительные материалы (иллюстрации, схемы, чертежи, карты и т. п.).

На экзамене аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Модели защиты реферата.

I.        «Классическая». Устное выступление старшеклассника сосредоточено на принципиальных вопросах:

  1. тема исследования и ее актуальность;
  2. круг использованных источников и основные научные подходы к проблеме;
  3. новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новые подходы к решению проблемы и т. д.);
  4. основные выводы по содержанию реферата.

II.        «Индивидуальная». Старшеклассник раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:

  1. обоснование выбора темы реферата;
  2. способы работы над рефератом;
  3. оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

.  4) личная значимость проделанной работы;

5)        перспективы продолжения исследования.

III. «Творческая» защита предполагает:

  1. оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарий;
  2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования;
  3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

К указанным в рецензии критериям оценки реферата на его защите добавляются:

  • умение ясно выражать свои мысли в устной форме;
  • умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.

На неэкзаменационных защитах рефератов одноклассники могут участвовать в оценивании работ, заполняя «судейские карточки» по нескольким заранее определенным критериям.



Предварительный просмотр:

Оценочный лист защиты проекта для экспертной группы

                             Фамилия имя обучающегося

3.Защита проекта (оценивает экспертная комиссия)

3.1 Подготовка презентационных материалов

3.1.1

достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы проекта

2

обоснование актуальности и ее соответствие теме проекта неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы)

1

актуальность не представлена в тексте

0

3.1.2

элементы структуры проекта представлены в полном объеме, приложения соответствуют

2

не все элементы структуры проекта представлены, приложения не соответствуют (по качеству или количеству)

1

большинство элементов структуры проекта не представлено

0

3.1.3

представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками

2

присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет

1

отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации

0

3.1.4

на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части

5

использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме)

4

источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна

3

источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности

2

источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности

1

используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет

0

3.1.5

практическая часть проекта связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы

3

практическая часть связана с теоретической рассматриваемой проблемой (темой)

2

практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему

1

3.1.6

заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно

2

отдельные методы (инструментарий) исследования некорректно использованы или нецелесообразны

1

заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны

0

3.1.7

выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения

2

выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частный характер, не охватывая проблему в полном объеме

1

выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования

0

3.1.8

цели и задачи проекта достигнуты, адекватно представлены в выводах

2

цели и задачи проекта достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования

1

представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования

0

3.1.9

использует компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных задач

1

 не использует компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных задач

0

3.2 Презентация проекта

3.2.1

не сформировано умение выбирать, строить и  использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами языка в соответствии с условиями коммуникации

0

сформировано умение выбирать, строить и  использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами языка в соответствии с условиями коммуникации

1

3.2.2

не сформировано умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

0

сформировано умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

1

3.2.3

не сформировано умение при представлении продукта (результата) учебного проекта спорить и отстаивать свою позицию

0

сформировано умение при представлении продукта (результата) учебного проекта спорить и отстаивать свою позицию

1

3.3.Изучение возможностей использования результатов проекта

не сформировано понимание значимости  выполненной деятельности

0

сформировано понимание значимости  выполненной деятельности

1

4.Особое мнение экспертов

2/1/0

Кол-во баллов



Предварительный просмотр:

Оценочный лист защиты проекта для экспертной группы

ФИ обучающегося___________________________________________________________

Класс________________________

Тип проекта________________________________________________________________

Тема проекта_______________________________________________________________

3.Защита проекта (оценивает экспертная комиссия)

3.1 Подготовка презентационных материалов

3.1.1

достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы проекта

2

обоснование актуальности и ее соответствие теме проекта неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы)

1

актуальность не представлена в тексте

0

3.1.2

элементы структуры проекта представлены в полном объеме, приложения соответствуют

2

не все элементы структуры проекта представлены, приложения не соответствуют (по качеству или количеству)

1

большинство элементов структуры проекта не представлено

0

3.1.3

представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками

2

присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет

1

отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации

0

3.1.4

на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части

5

использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме)

4

источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна

3

источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности

2

источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности

1

используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет

0

3.1.5

практическая часть проекта связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы

3

практическая часть связана с теоретической рассматриваемой проблемой (темой)

2

практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему

1

3.1.6

заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно

2

отдельные методы (инструментарий) исследования некорректно использованы или нецелесообразны

1

заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны

0

3.1.7

выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения

2

выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частный характер, не охватывая проблему в полном объеме

1

выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования

0

3.1.8

цели и задачи проекта достигнуты, адекватно представлены в выводах

2

цели и задачи проекта достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования

1

представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования

0

3.1.9

использует компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных задач

1

 не использует компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных задач

0

3.2 Презентация проекта

3.2.1

не сформировано умение выбирать, строить и  использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами языка в соответствии с условиями коммуникации

0

сформировано умение выбирать, строить и  использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами языка в соответствии с условиями коммуникации

1

3.2.2

не сформировано умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

0

сформировано умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

1

3.2.3

не сформировано умение при представлении продукта (результата) учебного проекта спорить и отстаивать свою позицию

0

сформировано умение при представлении продукта (результата) учебного проекта спорить и отстаивать свою позицию

1

3.3.Изучение возможностей использования результатов проекта

не сформировано понимание значимости  выполненной деятельности

0

сформировано понимание значимости  выполненной деятельности

1

4.Особое мнение экспертов

2/1/0

Кол-во баллов

Председатель комиссии_______________________________________

Члены комиссии_____________________________________________

                             _____________________________________________

Дата «______»________________________20______г.



Предварительный просмотр:

Оценочный лист руководителя проекта

ФИО руководителя проекта________________________________________________________________________________

Этапы

Критерии

Макс.

балл

ФИ обучающихся

1.Организационный

  1. Определение темы проекта

не анализирует и не планирует будущие результаты

0

анализирует и планирует будущие результаты с помощью руководителя

1

анализирует и планирует будущие результаты самостоятельно

2

1.2.Поиск и анализ проблемы

1.2.1

не выдвигает проблему

0

определяет проблему с помощью руководителя

1

определяет проблему самостоятельно

2

1.2.2

не выдвигает версии решения проблемы

0

выдвигает версии решения проблемы с помощью руководителя

1

выдвигает версии решения проблемы самостоятельно

2

1.2.3

не ставит цель деятельности на основе проблемы и существующих возможностей

0

ставит цель деятельности на основе проблемы и существующих возможностей с помощью руководителя

1

ставит цель деятельности на основе проблемы и существующих возможностей самостоятельно

2

1.3.Постановка задач проекта

1.3.1

не определяет задачи для успешного выполнения проекта

0

определяет задачи для успешного выполнения проекта с помощью руководителя

1

определяет задачи для успешного выполнения проекта самостоятельно

2

1.3.2

не находит , в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения задач

0

находит , в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения задач с помощью руководителя

1

находит , в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения задач самостоятельно

2

1.3.3

не умеет критически относиться к собственному мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

0

критически относится к собственному мнению, с достоинством признает ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректирует его.

1

2.Выполнение проекта

2.1Анализ имеющейся информации

не находит требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

0

находит требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности) с помощью руководителя

1

 находит требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности) самостоятельно

2

2.2 Сбор и изучение информации

2.2.1

не осуществляет поисковую деятельность с электронными поисковыми системами, словарями

0

осуществляет поисковую деятельность с электронными поисковыми системами, словарями

1

2.2.2

не формирует выборку из поисковых систем для объективизации результатов поиска

0

формирует выборку из поисковых систем для объективизации результатов поиска

1

2.2.3

не соотносит полученные результаты  поиска со своей деятельностью

0

соотносит полученные результаты  поиска со своей деятельностью

1

2.2.4

не понимает значимость осуществляемой деятельности в саморазвитии

0

понимает значимость осуществляемой деятельности в саморазвитии

1

2.3 Построение алгоритма деятельности

не составляет план выполнения проекта

0

составляет план выполнения проекта с помощью руководителя

1

составляет план выполнения проекта самостоятельно

2

2.4 Выполнение  плана работы над индивидуальным проектом

2.4.1

не сверяет свои действия с целью

0

сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки с помощью руководителя

1

сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки самостоятельно

2

2.4.2

не умеет создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления

0

умеет создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления с помощью руководителя

1

умеет создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления самостоятельно

2

2.5 Внесение (по необходимости) изменений в проект

2.5.1

не оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности

0

оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности с помощью руководителя

1

оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности самостоятельно

2

2.5.2

не фиксирует динамику собственных результатов

0

фиксирует динамику собственных результатов с помощью руководителя

1

фиксирует динамику собственных результатов самостоятельно

2

3.Защита проекта (оценивает экспертная комиссия)

4.Особое мнение руководителя

2/1/0

Кол-во баллов

Руководитель проекта_______________________________________

Дата «______»________________________20______г.



Предварительный просмотр:

Протокол защиты проектов

Дата проведения защиты проектов____________________________________________

Итоговая шкала оценивания индивидуального проекта

Количество баллов

% выполнения от максимального балла

Уровневая шкала

Отметка

46-58

80-100

высокий

5

35-45

60-79

повышенный

4

23-34

40-59

базовый

3

0-22

39 и ниже

недостаточный

2

ФИ обучающегося

класс

Кол-во баллов

отметка

Председатель комиссии____________________________________________________

Члены комиссии __________________________________________________________

                                __________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Ильченко Е.Н.                                

Список тем проектов по истории  7кл

  1. Славянская обережная кукла- мотанка(интегрированная тема-технология)
  • Желанница
  • Подорожница
  • Успешница
  • Берегиня
  • Крупеничка
  1. Славянский народный костюм (интегрированная тема-технология)
  • Женский головной убор
  • Сарафан косоклинный
  • Сапожковская рубашка
  1.  Поход Ермака в Сибирь
  2. Победа князя Михаила Воротынского в Молодинской битве
  3. Правители Смутного времени
  4. Формирование всероссийского рынка
  5. Расселение в России старообрядцев после церковного раскола
  6. Походы Степана Разина
  7. В.В. Голицын-реформатор, опередивший время
  8. Культура моего региона, как часть культуры Российского государства
  9. Модная Европа
  10. Титаны Возрождения
  11. Восточное общество: традиции и современность
  12. Свободная тема

Список тем проектов по истории  6кл

  1. Рыцарский замок
  2.  Путешествие викингов
  3. История возникновения городов Европы в их названиях
  4. Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы
  5.  Непростая история простых предметов
  6. Живые традиции Востока
  7. Самураи и европейские рыцари
  8. Научные открытия и изобретения в Средние века
  9. Храмовое строительство в древней Руси(интегрированная тема- изо)
  10.  Дипломатия русских князей
  11. Александр Невский и его боевой путь
  12. Дмитрий Донской
  13. Титульный лист рукописной книги (реконструкция)
  14.  Славянская обережная кукла- мотанка(интегрированная тема-технология)
  • Желанница
  • Подорожница
  • Успешница
  • Берегиня
  • Крупеничка
  1. Славянский народный костюм (интегрированная тема-технология)
  • Женский головной убор
  • Сарафан косоклинный
  • Сапожковская рубашка
  1. Славянская письменность (создание бересты)
  2. Свободная тема

Список тем проектов по истории  5кл

  1. Обряды Древней Греции (танец и костюм)
  2. Тактика и стратегия полководцев Древнего мира
  3. Загадка древних пирамид Египта
  4. Воспитание мужества в Спарте
  5. Древнейшие виды письменности (создание свитка)
  6. Мудрецы древности о правилах поведения
  7. Знаменитые сооружения и постройки древности

Список тем проектов по обществознанию 7кл

  1. Хобби моих одноклассников
  2.  Мой бюджет
  3. Особенности покупательского поведения
  4. Организация собственного дела (салон красоты или кафе)
  5. Цвет защитников природы- зеленый

Список тем проектов по обществознанию 6кл

  1. Начало планирования (план на учебный год)
  2. Основы тайм-менеджмента
  3. Люди, изменившие мир
  4. Виды конфликтов и пути выхода из них
  5. Волонтерское движение, учимся делать добрые дела

Список тем проектов по обществознанию  5кл

  1. Зачем люди создают семьи?
  2. Легко ли быть подростком?
  3. Правила для ученика: как дружно жить в классе
  4. Составление личного бюджета
  5. Государственные символы, история появления