Главные вкладки
Технология логико-смыслового моделирования по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
звук [а] часть 1 | 2.85 МБ |
звук [а] часть 2 | 2.81 МБ |
звук [а] часть 3 | 2.99 МБ |
технология логико-смыслового моделирования | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сулейманова Екатерина Михайловна, учитель- логопед МАДОУ д/с №7.
«Использование технологии логико-смыслового моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста»
На современном этапе в дошкольном образовании происходят большие перемены. В классические дошкольные педагогические технологии вливаются современные инновационные технологии.
В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Для дошкольников применяются разные виды моделей:
1. Предметная модель.
2. Предметно-схематические модели.
3. Графические модели
Также широкое применение в дошкольном образовании нашли модели мнемотаблиц, системный оператор ТРИЗ.
Мы предлагаем использование технологии ЛСМ для развития речи детей дошкольного возраста.
Логико-смысловая модель (ЛСМ) – это конкретное представление знаний на естественном языке в виде образа – модели.
Понятие «логико-смысловая модель» было введено Валерием Эмануиловичом Штейнбергом, д.п.н., к.т.н., профессором БГПУ им. Акмуллы для представления знаний в виде многомерной модели, состоящей из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов).
Технология логико – смыслового моделирования востребована больше в средней школе, но она работает и в детском саду. Так в ряде уфимских детских садов (№ 162, 227,279, 280) с 2007 года организованы экспериментальные площадки по применению технологии логико – смыслового моделирования, а заведующая одного из детских садов Танюкевич Алена Вячеславовна издала методическое пособие «Логико-смысловые игры для дошкольников «Развиваем творческие способности».
Логико – смысловые модели мы представляем в виде коврика, планшета, настольной игры для индивидуальной и групповой работы. Педагог готовит модель - коврик, рассчитанный на 4,5 или 8 координат - «лучиков» и карточки по заданной тематике. Количество карточек на каждой координате, педагог продумывает сам.
Логико-смысловые модели обладают универсальностью, т.е. могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин в работе с учащимися различных возрастных групп.
Преимущества ЛСМ:
- Системное видение темы или раздела;
- Содержательность;
- Наглядность;
- Универсальность.
Нами разработаны и применяются логико – смысловые модели по всем образовательным областям (познавательному, художественно-эстетическому, речевому, социально-коммуникативному развитию (региональный компонент).
При разработке логико – смысловых моделей необходимо действовать по следующему плану:
1. Выбрать «каркас», который состоит, как правило, из 8 лучей. Для младшего дошкольного возраста - 4 луча.
2. Определить круг изучаемых вопросов (тему, раздел знаний). Например, при составлении логико – смысловой модели по теме «Зима» использовали следующие вопросы: «Признаки зимы», «Зима в живой и неживой природе», «Зимние виды спорта», и т.д.
3. Разбить тему на подтемы, т.е. сформировать смысловые группы. Например, в раскрытие вопроса «Признаки зимы» включены понятия: снег, гололед, изморозь, и т.д.
4. Провести смысловую грануляцию знаний в каждой группе по теме, составить всю логико – смысловую модель, например, по теме «Зима».
Логико – смысловая модель может использоваться как игра для закрепления материала, как часть образовательной деятельности и как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы при изучении темы в течении недели. Педагог является направляющим при составлении модели.
Когда дети поняли суть технологии, они начали сами составлять в играх свои модели по темам, педагог только осуществляет контроль и помощь.
Воспитатель может использовать модель в ходе предварительной работы, как конспект – подсказку к образовательной деятельности.
При анализе работы с технологией логико – смыслового моделированияи без нее в подготовительных группах нашего детского сада при работе со звуками, можно сделать выводы, что при ознакомлении со звуком «традиционным» способом, ребенок затрудняется при характеристике звука, так как отсутствует зрительно-логическое восприятие.
При ознакомлении по логико - смысловой модели дети знают понятия буква и звук, находят абстрактные аналогии, ориентируются в схеме анализа звука, опираясь на модель-схемы анализируют местоположения звука в словах и т.д.
Итак, используя в своей работе технологию логико - смыслового моделирования, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Однако важно помнить, что работа с любыми моделями и символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребенком. Всегда главным есть и остается живое общение, мимика, жесты, эмоции.