Исследовательская работа

тема :Влияние занятий туризмом на двигательный способности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup._turizm.docx96.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Исследовательская работа на тему:

«Влияние занятий туризмом

на двигательные способности младших школьников »

                                                      Выполнила :

Косинцева Юлия Денисовна

                                                        Руководитель:

                                                                      Хамидуллина  Альфия  

                                                             Нурмухаматовна

                                            Содержание

1.Введение                                                                                                

2.Особенности детского  туризма                                                                    

3.Организация исследования                                                                        

3.Результаты исследования                                                                        

4.Заключение                                                                                        

5.Список литературы                                                                                                                                                                        


Введение

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энциклопедия).

В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной активности, сложная экологическая обстановка тормозят  нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в 5 раз. За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число хронически больных детей и количество детей "группы риска".

Следует так же отметить, что современные школьники стали меньше общаться между собой, что обусловлено рядом причин. Во-первых, дети считают, что намного интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься различными видами спорта или активным отдыхом, даже на переменах большинство школьников самостоятельно играют «в телефон», вместо подвижных игр. Во-вторых, в связи с уплотнительной застройкой уменьшилось число спортивных площадок для общего доступа, а секции платные и не каждый родитель может позволить своему ребёнку их посещать, а так же большинство из них находится далеко от дома. В-третьих, выполнение домашних заданий занимает много времени, которого не остается на активный отдых, что способствует возникновению гиподинамии. Результатом дефицита общения является сложность адаптации школьника в группе сверстников.

Большинство людей привыкли оценивать туризм лишь как средство познания своего края или более далеких стран. Но у туризма есть и другие стороны.

Важнейшей целью занятий является физическое воспитание детей, привитие любви к труду и умения трудиться, приобретение ребятами необходимых  навыков.

Программа занятий предусматривает обучение школьников азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятии об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

Главная задача занятий по туризму — удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.

Теоретические занятия туризмом взаимосвязаны с краеведением. Объектами краеведения является природа края, население и экономика края, его история и искусство, входящими в туристскую подготовку детей младшего школьного возраста. Краеведение как одна из сторон теоретической подготовки школьников, может удовлетворять главную человеческую потребность - стремление к познанию окружающего мира, тем самым создавая условия для развития познавательных способностей на уроках физической культуры.

Итак, мы решили провести  исследование, цель которого – выявление эффективности занятий туризмом учеников начальной школы .

Задачами нашего исследования стали:

1. определить уровень физического развития школьников, занимающихся туризмом;

2. оценить различия сдачи контрольных тестов до и после нашего эксперимента.

Гипотеза. Мы предполагаем, что занятия туризмом положительно повлияют на развитие двигательных качеств у учащихся начальной  школы.

Объект исследования – процесс дополнительного физического воспитания школьников.

Предмет исследования – результаты контрольных нормативов до и после исследования.


Особенности детского туризма

Туризм – вид спорта, групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.

        Туризм - это вид активного отдыха – путешествия (поездки, походы), совершаемые организованно или самодеятельно для отдыха, со спортивными или познавательными целями.

Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физических систем. Оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников.

Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие. В основе развития туризма лежит естественное стремление человека познать окружающий мир, пройти нехожеными тропами, увидеть явления природы, испытать свои волевые и физические возможности.

Мысль об использовании прогулок и экскурсии в народном образовании России как средства обучения и воспитания учеников медленно, трудно проникла в педагогическое сознание российского общества второй половины Х1Хвека. Педагогическую целесообразность туризма и краеведения впервые в России теоретически обосновал К.Д.Ушинский. В своей учебной книге «Родное слово» он придавал «местному элементу» большое значение, рассматривая его как одно из важных средств наглядности связи с окружающей жизнью. «Отечествоведение» - так определил К.Д. Ушинский эту отрасль знаний. Он оценивал: «Природа одно из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью. Неприятною искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зелёной травы! Никогда оно не разовьется с тою полнотою и свежестью, к которым способна душа человеческая.. .»[12, с. 10].

        Туристско-экскурсионная работа среди детей и подростков в практике многих советских педагогов того времени занимало значительное место. Интересен опыт А.С. Макаренко, который широко применял коллективные многодневные походы-путешествия в целях воспитания.

    Наш класс третий год занимается туристко-краеведческой деятельностью.

В походах и путешествиях развиваются многие ценные физические качества человека – выносливость, сила, быстрота, ловкость, увеличивается работоспособность. Первый наш пеший поход начался  от исторического памятника, расположенного на холме, в народе называемого «Чертово городище» и от памятника  хану Ибрагим-бек.  Далее спустились по лестнице, построенного к тысячелетию города Елабуга, к пристани побывали на родниках, которые находятся у подножия холма. Поднялись   по улице Шишкина до стадиона. Сделали привал на Шишкинских прудах. И вернулись в школу по улице Казанской. Устали, но впечатлениями делимся до сих пор.

     Следующий поход с использованием транспорта ездили  в город Набережные Челны. Посетили музей истории города. Пополнили свои знания об этом городе, также посетили дельфинарий. Некоторые из нас впервые увидели живых дельфинов и были удивлены их способностями.

    Из года в год  участвуя в различных соревнованиях проводимых центром Юлдаш  наш класс занимает призовые места, но чтобы добиться этих успехов необходимо много тренироваться на уроках физической культуры и на занятиях нашего объединения.

Мы с удовольствием участвуем в конкурсе «Бегущий город», которое помогает ближе узнать названия улиц и расположение исторических памятников. И в этом конкурсе нет нам равных. А помогают нам знания,  полученные на музейных уроках, которые мы посещаем второй год.

Наш класс активно участвует во всех мероприятиях,  проводимых в школе и в городе. Праздник «Масленица» участвуя в нём,  знакомимся с народными традициями русского народа.

 Соревнования «Листопад», «Чернотроп», «Первоцвет» проходят на свежем воздухе, учат нас ориентироваться на местности. Теперь для нас Танайский лес стал родным, посадка 10 га, Александровский , Георгиевский парки знаем как свои пять пальцев.

В этом учебном году мы одержали победу  в командном первенстве по спасательным работам в техногенных ситуациях. Эти соревнования состоят из трёх этапов. Каждый этап учит нас не теряться в чрезвычайных ситуациях, уметь оказывать первую помощь при травмах, знать назначение лекарственных препаратов, уметь изготавливать носилки из подручных средств, вязать  и знать названия туристических узлов, одевать страховочную систему.

Особо хочется рассказать о туристических слётах. Они проводятся осенью и весной. Можно проявить себя  в конкурсе краеведов, капитанов, в спортивном ориентировании на местности  и показать свои способности на туристкой тропе.

        Так же отмечено, что занимающиеся туризмом школьники реже болеют и жалуются на недомогания, они более дружелюбны, дисциплинированы и чаще оказывают помощь сверстникам. Наряду с этим, у тех, кто имеет дефицит веса, он прибавляется, за счет нарастания мышечной массы и наоборот у кого лишний вес – он уменьшается.

     


Организация исследования

Нами было проведено исследование  с целью определения влияния туристской деятельности на двигательные способности учащихся, всестороннее развитие личности школьников и её взаимодействие с коллективом класса.

В качестве экспериментальной группы были выбраны 10 учащихся 3 «А» класса, контрольную группу составили  также 10 учащихся 3 «А» класса. Группы были отобраны с учетом примерно одинаковых показателей по усвоению учебной программы, по уровню групповой сплоченности коллектива класса и по уровню развития физических качеств.

В контрольной группе проводились уроки физической культуры по примерной программе, предусматривающей три урока физкультуры в неделю. Во внеурочное время учащиеся посещали различные кружки и секции по желанию, а занятия туризмом посещали нерегулярно.

В экспериментальной группе уроки проводились также по программе государственного образовательного стандарта 3 раза в неделю, но во внеурочное время школьники посещали занятия с использованием средств туризма и туристско-краеведческой деятельности все вместе дважды в неделю.

В ходе эксперимента экспериментальная группа, после предварительного инструктажа по ТБ, неоднократно участвовала в однодневных походах выходного дня. У детей появилась возможность общения, познания, соревнования, труда, которой они активно пользовались.

До и после эксперимента в обоих классах был проведён тест для определения групповой сплоченности коллектива, а так же в группах проводились тесты для оценки физических качеств школьников и их заболеваемости.


Результаты исследования

Физическая подготовленность экспериментальной группы (ЭГ) улучшилась по сравнению с контрольной группой почти в 1,7 раза (КГ).

Рис.1 Приросты показателей физической подготовленности у девочек за время эксперимента

Рис.2 Приросты показателей физической подготовленности у мальчиков за время эксперимента

Выявлено увеличение количества детей, не болевших ни разу по отношению к часто болеющим детям. Число часто болеющих детей сократилось в экспериментальной группе на 14,29% и в контрольной группе на 9,13%, число учащихся, не болевших ни разу, возросло в экспериментальной группе на 11,1% и в контрольной группе на 3,29%.

Групповая сплоченность за прошедший год эксперимента увеличилась в обеих группах, но в экспериментальной по отношению к контрольной результаты были выше:

  • у 8 школьников экспериментальной группы по результатам уровень групповой сплоченности выше среднего, у остальных - сплоченность высокая;
  • в контрольной группе у 4 учащихся сплоченность оценивается выше среднего, у остальных – сплоченность среднего уровня.

        Школьники из экспериментальной группы стали более общительными, доброжелательно относятся к одноклассникам, по возможности помогают им, в классе сформировался комфортный микроклимат, в то время как показатели контрольной группы остались на исходном уровне. На наш взгляд это связано с тем, что дисциплинированное поведение школьника на соревнованиях – это не слепое послушание, а сознательное и активное стремление каждого к выполнению своего долга перед коллективом. На этой основе возникают товарищеское сотрудничество, отношения взаимопомощи, умение и желание подчиняться, руководить, осуществлять контроль. Укрепляют эти отношения единые цели и задачи туристского коллектива, их высокая общественная значимость. Если в школе общественная деятельность в основном формирует у учащегося нравственные представления, понятия, убеждения, то туристская деятельность служит основой для закрепления их в поступках, поведении.

Так же следует отметить то, что учащиеся из экспериментальной группы на уроке физической культуры стали быстрее и с меньшим трудом осваивать новые упражнения, появилась уверенность в себе во время выполнения учебных заданий. А в контрольной группе показатели физических качеств остались на исходном уровне, что, возможно, связано с их малой физической активностью вне школы.

Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования была верной - использование средств туризма с детьми  положительно влияет на развитие основных двигательных способностей, а также на их психоэмоциональное состояние.


Заключение

Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые практически постоянно находятся в городе. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. А потому любой выезд за город является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Туристские походы учащихся, туристские соревнования, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением.

Туристская деятельность не только оздоравливает, но и совершенствует школьника физически, вырабатывая у него такие важные качества, как выносливость, быстрота, сила, ловкость. Спортивный туризм включен в Единую спортивную классификацию, что свидетельствует о признании его важности в системе физического воспитания.

Привычка к физической культуре, потребность в движении легче всего формируются и должны быть сформированы в школьном возрасте. Двигательная активность, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Это фундаментальные факторы гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства, а значит – залог здоровья.


Список литературы

1.   Ю.С.Самохин, Т.А.Самохина // Туризм в детском оздоровительном лагере, 2011.

2. В.С.Константинов // Туризм и краеведение. Программы для системы дополнительного образования детей, 2009.

3. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско- краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., РМАТ, 2011. – 87 с.

4. Магомедов P.P. Структура подготовки специалистов по спортивно - оздоровительному туризму // Теория и практика физической культуры. - 2013.-№7.

5. Определение индекса групповой сплоченности Сишора // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.179-180.