Выступления на педсоветах
Выступления к педсоветам
Предлагаю вашему вниманию презентацию к проекту «Все работы хороши!», просмотреть данный проект можно по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/6zBN/2rJSgZvie
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu_po_femp.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 с. Раевский муниципального района Альшеевский район
Доклад на тему:
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Подготовила: воспитатель
Мухаметзянова Е. С.
2017 год
Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считали, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Одна из важнейших задач воспитателя заключается в том, чтобы знания, приобретаемые детьми в процессе обучения на занятиях по математике, использовались в различных видах деятельности и в жизни. Остановимся более подробно на каждой возрастной группе.
Во второй младшей группе начинает проводиться специальная работа по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП). ФЭМП у младших дошкольников проводится на специально организованных занятиях, в различных видах детской деятельности и в повседневных бытовых ситуациях. Во время умывания можно сравнить количество девочек и мальчиков. При раздевании и одевании рассматривать размеры одежды, длину шарфа, высоту обуви. В чтение художественной литературы развивать счет (сколько героев было в сказке, дети вместе с воспитателем считают).
Формирование элементарных математических представлений у детей младшей группы в режимных моментах нужно осуществлять в следующих формах:
1. Наблюдение. Дети учатся находить круглые, квадратные, треугольные и предметы в определённой обстановке (на улице во время прогулки, во время кормления, умывания, одевания, игр, посещение музыкального, физкультурного залов, игротеки). Использовать предметы, приближённые к плоским (колесо, блюдце, поднос, салфетка). Выяснить, что у этих предметов общее. Обращать внимание детей, что находится впереди от них, а что осталось сзади; что вверху, а что внизу. Обсуждать с детьми, что расположено близко, а что – далеко. Сравнивать удаленность разных предметов: если вертолет, самолет движется по небу, то посмотреть куда они летят, к нам или от нас?
2. Рисование на снегу, песке, лепка из снега фигур. Во время прогулки используются игры на знакомство детей с формой.
• «Волшебный круг» – рисуем круг на снегу, на песке. И предложить детям сделать интересные вещи – часы, мячик, мордашки эмоций. Обратить внимание малыша на то, что у круга нет углов (поэтому мячик легко катится). Рисовать бусы для бабушки. Еще можно нарисовать плодовое дерево, а ребёнок дорисовывает яблоки, считает их, говорит о том, какие находятся выше, какие ниже, справа, слева и т. д.
• «Весёлый треугольник» сказать детям, что треугольник – это платочек. Но он у нас не очень красивый. Предложить детям нарисовать на нем все, что они хотят. Из нескольких треугольников изобразить елку. Их можно сделать много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний, маленький). Еще треугольник превратить в гору. Изучить понятия вершина и подножье горы. Малышу предложить пальчиками дойти до самой верхушки – чем вам не пальчиковая гимнастика?
Через систему увлекательных игр и упражнений дети знакомятся с названиями частей суток и временами года, узнают названия геометрических фигур (круг, треугольник). Учатся сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, выражать словами, каких предметов больше (меньше, каких поровну). Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте). Выражать словами какой предмет больше (меньше, длиннее, короче, выше, ниже).
Научатся зрительно различать 3 основных цвета: красный, синий, желтый и понимать соответствующие прилагательные. Учатся различать понятия длинный – короткий, высокий – низкий, глубокий – мелкий.
Средняя группа.
Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется на физкультуре, где четко просматривается двигательная деятельность с математическим содержанием. Практикуется использование различных считалок, в которых используется порядковый и количественный счет. Порядковый счет присутствует и при расчете на «первый-второй», при команде и дозировке общеразвивающих упражнений. После проведения подвижных игр, в которых водящий ловит игроков, дети считают пойманных игроков, сравнивают, какой водящий поймал больше (меньше). Широко используются подвижные игры с математическим содержанием, например: «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», «Метание на дальность» и другие. Все эти математические понятия закрепляются и на прогулке, во время подвижных игр, дети, не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.
На занятиях по художественной литературе можно выбрать произведения, способствующие формирование представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине, ориентировке в пространстве. Например, «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт. Также широко используются считалки, загадки, пословицы, поговорки, приметы по теме.
На художественном творчестве (рисовании), математические задачи решаются своими методами и приёмами: ориентировка на листе бумаги (в центре листа, левее-правее, выше-ниже), многоэтажный дом, широкая улица, на закрепление геометрических фигур: голова - круглая, туловище - овальное, 4 лапки и т. д.
Развлечения, утренники также объединяют несколько видов деятельности, где дети демонстрируют свои знания и умения. Родители могут оценивать успешность своего ребёнка и принять участие в соревнованиях, играх, конкурсах.
Старшая и подготовительная группы.
Несмотря на возрастные различия, в формировании элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной групп есть множество сходств.
Подготовительная группа – это особенный этап развития ребенка. Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – это уровень развития его математических способностей.
Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. В предметном рисовании, передавая форму предмета, мы применяем способы ее опознания зрением, осязанием, движением руки, дети называют геометрическую фигуру, которая напоминает данную форму (изображая рыбу, говорят, что она, как овал; рисуя передник – что он похож на прямоугольник, и т. д.). Большие возможности для создания предметов разных размеров и формы (плоской, круглой, овальной, цилиндрической), а также для упражнения в их назывании имеются во время лепки. Широко используем занятия детей аппликацией, в процессе которых они овладевают умениями вырезать круг, треугольник, четырехугольник (трапецию, квадрат, прямоугольник), делать два треугольника из квадрата, прямоугольника к др.; по-разному располагать эти фигуры на плоскости. Делая игрушки, дети подсчитывают количество деталей, чтобы «всем хватило». Также используем орнаментальное рисование, аппликацию, которые развивают у детей глазомер и чувство ритма (они раскладывают ритмично предметы на бумаге, составляют симметричные узоры из листьев и цветов, считают лепестки, листья растений, ягоды, затем рассказывают, как они располагали элементы и почему именно так).
Музыка. На музыкальных занятиях закрепляются пространственные представления и счетные навыки. С помощью музыкального руководителя дети знакомятся с основными свойствами музыкального звука – с высотой (регистры), с направлением мелодий вверх-вниз; с продолжительностью звуков (длиннее-короче), с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т.п.
Физическое развитие. На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом. Например, строятся в две, а в подготовительной группе в три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги. Круги могут находиться внутри другого общего круга, один двигаться налево, другой направо. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д. В различных подвижных играх (например: «Медведи и пчелы»), также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве, знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, расстояния при метании, беге, высоту прыжка и т.д.)
Познавательное развитие. Ознакомление с природным окружением. Эти занятия также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях (каждый день дежурные вставляют карточки с числом, месяцем и днем недели). Осознав текучесть, длительность времени, подводим детей к тому, как долго бывает светло в разные сезоны. При уходе за растениями в природном уголке (на огороде, клумбах) измеряем с детьми рост, подсчитываем количество бутонов, цветков, отмечаем, что бывает сначала, что потом, отмечаем последовательность действий. Во время прогулок по территории детского сада, закрепляем умение детей ориентироваться в пространстве. Осенью, собирая листья на участке, мы обращаем внимание детей на форму лепестков, подсчитываем их количество. Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками шишки, желуди, камешки. Здесь мы закрепляем счет групп.
Познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная деятельность. Упражняя детей в сооружении различных зданий из строительного материала и конструкторов, конструировании по рисункам, фотографиям, чертежам и схемам, по собственным зарисовкам, по предлагаемым условиям, по замыслу, по темам мы закрепляем представления детей о геометрических фигурах и формах. Это способствует развитию воображения, творчества, изобретательности, способности к нестандартным решениям.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Необходимо и в жизни использовать умения детей: считать предметы при накрывании на стол, правильно располагать их (справа от тарелки ложку, нож, слева вилку, посередине стола тарелку с хлебом, и т. д.), удобно расставлять оборудование для занятий и т. д. Необходимо научить детей ориентироваться в помещении детского сада, в обстановке, приучать класть вещи на определенное место; уходя на прогулку, считать взятые игрушки и приносить их в том же количестве. Приучать регулировать свою деятельность и поведение поможет развитое «чувства времени»: вовремя закончить одевание на прогулку, прием пищи, уборку со стола и др. Во время сбора на прогулку часто проводим соревнования: проследить с помощью часов (песочных), за какое время оденутся девочки (мальчики), кто из них потратит больше времени. В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляем пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Для закрепления знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размере предметов используем дидактические игры, которые можно предлагать детям и в совместной, и в самостоятельной деятельности. Например, можно предложить детям парные картинки на количество и цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение предметов; предметное лото на форму, на счет; сюжетные картинки для узнавания времени года или части суток; математические диктанты и др.
Практика применения элементарных математических представлений в различных видах деятельности создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.