Критерий 1:Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной. Творческой деятельности
1.1. Наличие проектов, акций
1.2. Участие педагога с воспитанниками в совместных мероприятиях различной направленности
1.3. Руководство обучающимися - участниками интеллектуальных мероприятий конкурсов, выставок творческих работ
1.4. Наличие победителей, призеров, конкурсов, смотров
1.6. Наличие КПК по организации работы с воспитанниками разных категорий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вид проекта: познавательно – практический, долгосрочный (1 год)
Участники проекта: воспитатели, социальный педагог, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители.
Актуальность проекта:
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно- нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного
отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным ценностям и традициям.
Задачи:
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
- Сформировать у детей интерес к своей семье и сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Формы работы с детьми
- Тематические беседы
- НОД по Д.Н. воспитанию
- Игровые ситуации
- Индивидуальные беседы
- НОД по художественно-эстетическому развитию
- Сюжетно-ролевые игры
- Дидактические игры
- Чтение художественной литературы
- Развлечения и праздники
- Акции
Формы работы с родителями воспитанников:
- беседы и консультации;
- папки-передвижки
- индивидуальные беседы
- дни открытых дверей;
- семейная гостиная;
- семейные мини – проекты.
- Участие родителей в пополнении ПРС группы: обогащение центра нравственно-патриотического воспитания.
- Участие родителей в акциях в течение года, согласно плану реализации проектной деятельности.
Планируемые результаты:
- Повышение качества образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию через организацию совместной проектной деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по духовно-нравственному воспитанию.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
- Укрепление связи семьи и ДОУ.
- Взаимосвязь с социумом: участие в акциях и мероприятиях, посвященных теме проекта.
Этапы реализации проекта
I этап: Организационный - подготовительный (октябрь).
Цель:
Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства.
Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.
II этап: Практический (ноябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили мероприятия согласно плану, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а также родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа защитник Отечества», «Моя любимая мама», «Мы помощники», «Семейные традиции»
Реализация проекта по теме «Семейные традиции», через такие формы работы, как
- Презентация «Семейные традиции народов мира в День матери"
- НОД «Новогодние традиции в доме. Путешествие в историю новогодней игрушки»
- Беседа, с использованием ИКТ «Народные традиции «Святки-колядки»
- Беседа «Праздники февраля»
- НОД «Масленица пришла, отворяй ворота»
- Презентация «Пасхальные чудеса»
- НОД с использование ИКТ «Традиции русского народа»
Для реализации проекта социальным педагогом была составлена медиотека по духовно - нравственному воспитанию.
III этап: обобщающий (май)
Цель: Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной
"Цветок семейного счастья".
Презентация результатов работы на педсовете ДОУ.
Продукт проекта: Создание фотоальбомов "Мама, папа и я, вот моя семья!» Традиции моей семьи
Приложение
План работы по теме проекта
Мероприятия | Цели | Ответственные |
| ||
1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | Воспитатели, социальный педагог |
1.2. Составление плана над проектом. | Реализация мероприятий по проектной деятельности | Воспитатели социальный педагог |
1.3. Беседа с родителями на тему "Семейные традиции" | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатели |
1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала (энциклопедии), дидактических пособий. | Создать условия для реализации проекта | Воспитатель, социальный педагог |
1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Пополнение центра нравственно-патриотического воспитания. | Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. | Воспитатель, |
«Семейные традиции», «Духовно-нравственное воспитание в семье» | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели, социальный педагог |
1.7. Ознакомление родителей и детей с проектом Дать представление о формах работы с детьми и родителями, о создании продукта проекта. | Сформировать интерес у детей к проектной деятельности. | Воспитатель, |
II этап: Практический (ноябрь - апрель) |
Месяц Тема | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность с родителями | Консультативная информация для родителей |
Ноябрь «Моя семья» | Беседы на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», Чтение сказок «Крошечка–Хаврошечка», «Гуси- лебеди». Праздник День матери Просмотр презентации «Семейные традиции народов мира в День матери" Дидактические игры: «Как зовут родителей», Лепбук «Моя семья», (разрезные картинки «Отдых в семье», «Как взрослеет человек») Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей» Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери». | Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» | Папка-передвижка: «Как создать семейный герб» Консультация «Право на семью» Памятка «Право на любящих и понимающих родителей» |
Декабрь «Члены моей семьи» | Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Раскраски: «Как мы в семье отдыхаем» Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Дидактические игры: «Кто главный?», «Как зовут членов семьи?», «Мамины помощники» Беседы с презентацией с ИКТ: Новогодние традиции в доме», «История новогодней игрушки» Совместное творчество с родителями «Выставка Новогодних поделок» Проведение Новогоднего праздника | Формирование фотоальбома своей семьи для группы. «Семья вместе – душа на месте». Мини - проект: «Герб моей семьи» | «Консультации: «Влияние родительских установок развитие детей», «Как организовать праздник для дошкольника» |
Январь «Наши имена и фамилии» | Беседы на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя» НОД «Я имею право на имя, фамилию и семью», использование мультфильма Дидактические игры с лепбуком «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» НОД Народные традиции «Святки-колядки» Вечер загадок и пословиц о семье | Мини- проект: «Генеалогическое древо моей семьи». | Папка-передвижка: "Семейные традиции", Консультация «Развивающие игры с ребенком дома» |
Февраль «Мой папа защитник Отечества» | Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества «Мой папа солдат» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой. Дидактические игры: «Дарю подарки», «Моё имя» Чтение художественной литературы: Г.Х. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях. Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики». Беседа с использованием ИКТ (презентация) " Традиции русского народа» Народные праздники» Развлечение с папами, посвящённое 23февраля. | Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома | Папка-передвижка: «Растим мужчину» Консультация «О роли отца в семье» Памятка «Как правильно общаться с детьми» |
Март «Моя любимая мама» | Беседа на тему: «Что любит моя мама», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю маме» Дидактические игры: «Кто ты для…», «У кого сегодня день рожденья?». Настольно-печатные игры: «Как растет человек», «Мамины помощники», «Я расту» Строительные игры: «Дом для кукол»; «Семейный дом» НОД: «Традиции моей семьи», Сюжетно-ролевые игры: «День рождения мамы» , «Семья»+ «Школа», «Детский сад» + «Дом» «Дочки– матери», «Мама в парикмахерской» Творческая речевая деятельность: Описательный рассказ «Моя мама красавица» Совместное творчество с родителями «Выставка рисунков ко Дню отказа от пластика» Составление фотоальбома «Мама, папа, я – вот моя семья!» Рисование «Цветы в подарок маме» Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта. | Фотоконкурс «Самая желанная улыбка для мамы» | Папка-передвижка: "Роль родителей в возрождении русских традиций», Консультация «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника» |
Апрель «Родительский дом – начало начал» | Экскурсия в краеведческий музей. Беседа по теме: «Традиции и семейный уклад наших предков" Конструктивная игра: «Нарисуй и построй свой дом» Дидактические игры: «Стройка», «Разные дома». Составление рассказов из личного опыта «Как живет моя семья» Разучивание стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки» Беседа на тему: «Мой дом - моя крепость» Совместное творчество с родителями к выставке рисунков ко Дню космонавтики. Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире». Дидактические игры: «Как зовут родителей», «Кто потрудился?» Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». | Фотовыставка: «Мой день в детском саду» | Папки-передвижка: «Сколько времени необходимо уделять общению с с ребёнком», Консультация «Как дети создают конфликты между родителями» |
Май «Мы помощники» | Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Просмотр мультипликационного фильма и обсуждение: «Нехочуха», НОД «Когда я вырасту, я стану…» Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». Дидактические игры с лепбуком «Кто потрудился?» «Чем пахнут ремёсла», «Профессии моих родителей», | Подготовка семейных мини-проектов: Герба семьи, генеалогического древа, семейных альбомов | Папка-передвижка: «Домашние обязанности». Памятка «Советы родителям: Растим помощника» |
III этап: обобщающий (май) | |||
Презентация проекта: Семейная гостиная «Семейный цветок счастья». Презентация продукта проекта: семейных мини-проектов в формате фотоальбомов, "Моя семья. Традиции моей семьи", Герб семьи, |
Практическая значимость проекта:
Работа способствовала:
- Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
- Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
- Оснащению РППС в группе.
- Созданию центра по нравственно- патриотическому воспитанию.
- Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным ценностям и традициям. Задачи: Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. Сформировать у детей интерес к своей семье и сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Планируемые результаты проекта Повышение качества образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию через организацию совместной проектной деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по духовно-нравственному воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Взаимосвязь с социумом: участие в акциях и мероприятиях, посвященных теме проекта.
Этапы реализации проекта I этап: Организационный - подготовительный (октябрь). Цель: Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.
II этап: Практический (ноябрь - апрель) Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Формы работы с детьми
Формы работы проекта с родителями
Тематика проекта
Реализации проекта по теме «Семейные традиции»
«Святки-Колядки»
ЛЕПБУК«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
Подарок папе
Подарок любимой мамочке
Дидактические и сюжетно – ролевые игры
Семейные мини - проекты
Замечательные коллекции
Семейное древо
Мы помощники
Герб семьи
Медиотека по духовно - нравственному воспитанию
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта в младшей группе «И снова в сказку!»
Вид проекта: художественно- эстетический
По содержанию: ребёнок и взрослые
По характеру контактов: внутри группы
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный (2 недели)
Актуальность проекта:
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.
Постановка проблемы:
Дети знают мало русских народных сказок.
Цель:
Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи:
- закрепить знание содержания сказок
- сформировать желание быть похожими на положительных героев
- развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
- воспитывать интерес к сказкам
- прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.
Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)
Игровая мотивация:
Во время ознакомления детей с художественной литературой, через приход Бабушки – сказочницы знакомить детей с русскими народными сказками (кто пишет р.н. с., кто их передаёт из поколения в поколение) - названиями, содержанием, обсуждением героев сказок, выделяя положительные и отрицательные черты.
Реализация проекта:
Образовательная область | Виды деятельности | Содержание деятельности |
Познание | Коммуникативная | Беседа «Кто пишет сказки?». |
Социализация | Игровая деятельность | Игра «Кукольный театр». Игры – драматизации ("Колобок","Теремок" и др.) Настольные театры |
Физическая культура | Двигательная деятельность | П./Игра «Зайцы и волк». П./Игра «Гуси». П./Игра «Воробушки и кот». П./Игра «У медведя во бору». Хоровод «Гори, гори ясно». П./Игра «Лиса на охоте». |
Здоровье | Двигательная деятельность |
|
Безопасность | Коммуникативная деятельность |
|
Коммуникация | Речевая деятельность Игровая деятельность |
|
Чтение художественной литературы | Читательская деятельность |
|
Художественное творчество | Рисование Аппликация Лепка |
|
Музыка | Двигательная деятельность Песни |
|
Труд | Конструктивная деятельность | «Кроватка для Мишутки». «Построим теремок для игрушек». Выставка рисунков «Моя любимая сказка». (Совместно с родителями). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема: Трудности формирования у детей связной речи, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и составления описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей. Цель проекта: Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности. Приобщать к сказкам посредством различных видов театра. Задачи проекта: 1. Образовательные: Побуждать интерес к предлагаемой деятельности, формировать представление о различных видах театра, развивать способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его содержание. Учить следить за развитием действия в сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки), а затем и без него. Формировать умение пересказывать сказки. Развивающие: Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию. 3. Воспитательные: Вызвать интерес к русским народным сказкам. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками в играх - драматизациях и инсценировках. Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
Тип: Познавательно - творческий Участники проекта: Воспитатели, дети, родители. Продолжительность проекта – краткосрочный – 4 недель (март 2018.) Форма реализации: Проект разработан на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы . Интегрируемые образовательные области: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная, Изобразительная деятельность), «Социально-коммуникативная развитие» (Игровая деятельность), «Физическое развитие».
Методы и формы работы Подбор художественной литературы; чтение русских народных сказок; беседы о сказках; пересказ прочитанных сказок и их инсценировка; рассматривание иллюстраций художников к сказкам; ООД; -Все виды творческой художественной деятельности детей. -Выставка стендов совместной работы с родителями и детьми, фоторабот, детских рисунков. -Слушание аудио записи и видео просмотр сказки «Теремок», а так же других художественных произведений и разучивание музыкальных произведений, песен. -Проведение совместных праздников. -Просмотр слайд - фильмов, использование видео, аудиозаписей. -Рисование детьми совместно с родителями героев сказок. -Игры-инсценировки прочитанных сказок. -Рассматривание иллюстраций к сказкам. -Загадки о сказках, героях сказок. -Выполнение совместно с родителями творческих работ. -Драматизация сказки «Теремок».
Ожидаемый результат У детей появится интерес к играм - драматизациям. Групповая библиотечка пополнится новыми книгами сказок. В конце проектной деятельности научаться распознавать сказочных героев по иллюстрациям, познакомиться с новыми сказками. Дети станут бережно и с любовью относиться к книгам. Родители получат информацию о важности художественной литературы в развитии ребёнка. Цели и задачи данного проекта были реализованы. Дальнейшая работа будет продолжена в данном направлении. Планируется создание наглядно-дидактического материала для большего изучения народных сказок, обогащение театрального уголка необходимым материалом для постановки драматических представлений по мотивам сказок.
Работа с детьми: чтение разных сказок; беседы о сказках; пересказ прочитанных сказок и их инсценировка; -игры-инсценировки по прочитанным сказкам. -показ сказки «Теремок». -просмотр кукольного спектакля.
Формы работы с родителями: -наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки; -совместные с родителями выставки рисунков к сказкам, праздники, спектакли; -участие в подготовке праздников, в сотворчестве с детьми, помощь в пополнении книжного уголка.) -консультации для родителей: «Десять “почему” детям необходимо читать книжки», «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой», «Книга в жизни ребенка»; - Чтение русских народных сказок дома -Просмотр мультфильмов по сказкам -Изготовление шапочек для театрализованной деятельности
Этапы реализации проекта Подготовительный: -формулировка цели и задач проекта; -составление плана реализации проекта «В гостях у сказки»; -чтение русских народных сказок дома и в саду; -рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки»; -обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение книг с русскими народными сказками, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, -внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; -изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе , плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.
Основной: -знакомство с русскими народными сказками в группе и дома; -просмотр мультфильмов по сказкам; -чтение стихов про героев сказок; - инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров; -разучивание потешек ; -дидактические игры; -загадывание загадок по сказкам; -рассматривание альбомов сказок, потешек ; -подвижные игры; -раскрашивание персонажей сказок; -выполнение лепки по сказке «Колобок»; рисование «Колобок»; -настольные игры; -выставка книг по русским народным сказкам; Заключительный: -выставка поделок, сделанных совместно с родителями; -выставки книг; -изготовление дидактических игр, театров;
Совершенствование предметно – развивающей среды -Уголок театрализации - настольные, плоскостные, подвесные, театры: "Теремок", «Репка», «Курочка Ряба »; пальчиковый театр: «Теремок», «Репка»; плоскостной театр: «Три медведя»; маски-шапочки, костюмы к сказкам: "Маша и медведь", "Теремок", «Волк и семеро козлят»; сюжетные картинки дидактические игры: лото, пазлы , домино, кубики «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка»; «Собери сказку из частей», «Выложи по порядку», «Кого не хватает?», «Кто тут лишний?», «Из какой сказки?»
Раскрашивание раскрасок, лепка героев сказки «теремок» Лепка «Угощение для героев сказки «Теремок»
Используемая литература: -Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий Авторы-составители: Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. -Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО. Образовательные ситуации. -Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра», АЙРИС ПРЕСС, Москва. 2008г. -Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду». - М. : Школьная пресса, 2000. - Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.
Предварительный просмотр:
Вид проекта: проект развивающий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги (воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования) медицинский персонал, родители.
Цель проекта
Формирование основ здорового образа жизни среди детей и родителей, посредством различных здоровьесберегающих технологий.
Задачи
- Повышение теоретических знаний и практических навыков ребенка по формированию собственного здоровья
- Создание здоровьесберегающей среды, снижение частоты заболеваний в зимний и весенний период
- Формировать понимание у детей и родителей о необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Актуальность
Проблема раннего формирования здоровья актуальна и достаточно сложна. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.
От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.
Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Способы достижения цели и решения
Данный проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье.
В проекте учитываются особенности психологического и физического развития и детей 6-7 лет, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, совершенствованием культурно-гигиенических навыков
Этапы работы над проектом
1 этап. Подготовительный
1. Выявление уровня знаний родителей и их готовности для работы над проектом.
2. Создание творческой группы (мама, папа, сын).
3. Определение критериев, этапов и продолжительности.
4. Подбор материалов, литературы по данной теме.
5. Составление плана работы. Вхождение в проблему.
2 этап. Практический
1. Формы и методы работы родителей: пополнению наглядного материала о ЗОЖ;
приобретение необходимых для реализации предметов и оборудования.
2. Формы и методы работы с ребенком:
чтение научной литературы по данной теме, беседы, чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», С.Михалков «Прививка».
занятия по физической культуре в доме и на свежем воздухе, спортивные развлечения
закаливающие процедуры: обливание, контрастный душ, растирание и др. Участие ребенка в подготовке, формирование предпосылок в его самостоятельной поисковой деятельности, формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой.
3 этап. Итоговый
1. Отслеживание результатов работы.
2. Организация фотогалереи.
1. Приобретение новых знаний, умений, навыков.
3. Получение кубка здоровья и медали долголетия.
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: обучение понимания своего эмоционального состояния.
В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группе, плакаты, дидактические игры.
В детском саду создаются традиции ЗОЖ – постоянно проводятся физкультминутки в НОД, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физическое развитие в НОД и активные подвижные игры на улице.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
- Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, гимнастика после сна.
- Образовательная деятельность: беседы, игры, чтение художественной литературы.
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание развивающей здоровьсберегающей среды.
В группах созданы физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаем валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.
В реализации проекта используются разнообразные методы обучения:
словесные методы – рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественного произведения по вопросам гигиены человека.
Наглядные методы – наблюдение; рассматривание картин, таблиц, муляжей, схем; просмотр слайдов, мультфильмов.
Практические методы – упражнения, элементарные физиологические опыты.
Нетрадиционные формы работы с детьми: аутотренинг, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастика, можно применять в свободной деятельности, предварительно обучив детей. Для родителей изготовлены папки передвижки по теме «Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии»
Аутотренинг
Цель: научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Самомассаж:
Цель: помочь детям повысить защитные функции организма ребёнка, способствовать формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Дыхательная гимнастика
Цель: воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться.
Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Музыка, которую дети охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.
Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
Креативная гимнастика способствует внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
Игропластика помогает развитию мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки.
Ресурсное обеспечение проекта
- конспекты развлечений и спортивных досугов
- физкультурный зал
- спортивная площадка
- стандартное и нестандартное оборудование
- подбор методической литературы
- перспективный план развлечений и досугов
Ожидаемые результаты проекта:
- Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
- благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону);
- сформированные представления, желание и стремление к здоровому образу жизни у всех участников образовательного процесса;
- повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения;
- наличие у выпускников детского сада показателей сформированности ценности здорового образа жизни;
- накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ: картотеки игр, упражнений, медиатека, проекты, перспективные планы, конспекты НОД, презентации;
- создание системы мониторинга.
Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.
Индикаторы оценки результатов – показатели оценки результатов проекта:
Для детей:
- Сформироваанность навыков здорового образа жизни,
- Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям о здоровом образе жизни у дошкольников
- Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
- потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
- Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения
Для родителей:
- Сформированная активная родительская позиция
- Повышение в вопросах компетентности родителей здорового образа жизни
- Активное участие родителей в жизни детского сада
Для педагогов:
1.Качественное освоение педагогами инновационных технологий по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
2. Повышение профессионального уровня педагогов
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
№ п. | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственное лицо | Ожидаемый результат |
1. | Анализ заболеваемости воспитанников; Анализ УМК по вопросам здоровьесбережения | Август | Медицинская сестра Старший воспитатель | Снижение заболеваемости детей. Пополнение библиотеки литературой по вопросам здоровьесбережения. |
2. | Организация работы творческой группы: создание единой системы работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ; Разработка модели системы по здоровьесбережению в ДОУ «Быть здоровым я хочу, сам себе я помогу!» | Сентябрь | Творческая группа ДОУ | Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический, практический; мотивационный компонент. Создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса. |
3. | Разработка и моделирование образовательного процесса; комплекса мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития; планирование оздоровительной системы в режиме дня; усовершенствование структуры двигательного режима за счет использования традиционных форм работы; разработка системы оздоровительной работы. | Октябрь | Администрация ДОУ, творческая группа, воспитатели | Разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий. |
4. | Подготовка программно-методической базы для реализации проекта: разработка плана работы с педагогами; разработка перспективного плана работы с родителями. Организация работы с педагогическими кадрами; оформление методических разработок организации работы по ЗОЖ. | Октябрь | Администрация ДОУ, старший воспитатель, творческая группа | Комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками, родителями. Составление картотеки, подбор игр, упражнений, медиатеки. |
5. | Психолого – педагогическое просвещение родителей: 1.Система работы с семьями воспитанников «Растим вместе здорового ребенка» 2.День здоровья в детском саду с детьми и родителями с посещением спортивно-оздоровительного комплекса «Дельфин». | Ноябрь | СОК «Дельфин», воспитатели групп | Создание семейного клуба «Крепыш». |
6. | Акция «Быть здоровым модно»: 1.Семинар для родителей: «Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» 2.Обучение детей и родителей технике пальчиковой гимнастики | Декабрь | Старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по физической культуре. | Создание системы работы по укреплению здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения. |
7. | День открытых дверей в ДОУ: 1.Гостинная здоровья «Вкусно и полезно» 2. Презентация «Целебные свойства овощей, фруктов и ягод». 3.Семинар – практикум «Игры на кухне». 4.Буклеты: «Культура еды», «Безобидные сладости». 5. Спортивно - игровое путешествие в страну «Здоровья» | Январь Ежемесячно | Медицинская сестра, администрация ДОУ, воспитатели групп, инструктор по физической культуре. | Развитие валеологической культуры у дошкольников и родителей. |
8. | 1.Знакомство с ДЮСШ г. Охи, ее тренерами и спортсменами. 2. Знакомство детей с зимними видами спорта, прогулка на лыжах по зимнему парку. 3.Посещение зимнего катка, участниками клуба «Крепыш» | Декабрь Январь Февраль
| ДЮСШ г. Охи, воспитатели групп, инструктор по физической культуре. | Формирование основ ЗОЖ. |
9. | Занятие в родительском клубе «Крепыш» на тему «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
| Ежеквартально | Руководитель клуба, инструктор по физической культуре. | Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью. |
10. | Совместный праздник детей и родителей «Масленица» с использованием спортивных игр на свежем воздухе | Апрель | Музыкальный руководитель, воспитатели групп | Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культуры, сохранение и укрепление здоровья детей. |
11. | 1. Спортивный праздник «Папа, мама, я – здоровая семья» Получение кубка здоровья и медали долголетия. 2. Фотогалерея «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» 3. Выставка детского творчества (рисунки, поделки) «Мы любим спорт!» 4.Занятие в родительском клубе «Крепыш» на тему создание книжки-малышки «Советы малышам». | Май | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп, педагог доп. образования | Создание эффективной системы работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Формировать у родителей ответственность за формирование у детей ценного отношения к здоровью. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В наш детский сад ребята бегут с утра вприпрыжку, Здесь много разных игр, игрушек ярких, книжек. Здесь много интересного узнаешь день за днем, У нас тут очень весело, мы дружно здесь живем!
«День открытых дверей» для родителей - это не только весело и интересно провести время, но и возможность окунуться в атмосферу уюта, добра, детства!