Методическая копилка
Мои разботки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гарденотерапия в реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 713.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСГБУСОССЗН «ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Выступление на тему
«Гарденотерапия в реабилитации детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
Воспитатель отделения реализации
программ социальной реабилитации
О.Н. Агафонова
Белгород 2013
Гарденотерапия в реабилитации детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации
В мире не должно быть боли, скуки, серых дней. В мире детства всегда светит солнце, слышится веселый смех, происходят чудеса. Мир детства разноцветен и ярок, как радуга. Только не всегда на этот праздник могут попасть все дети. Большинство детей, которые находятся у нас до поступления в Центр, не знают, что детство замечательная пора, наполненная счастливыми событиями и приятными сюрпризами. Их детство состоит из страха, побоев, постоянного чувства голода, пьяных воплей, ненормативной лексики, грязи, угроз.
Наш Центр помогает снизить уровень девиации у подростков, формирует активную жизненную позицию, навыки здорового образа жизни. Дети имеют возможность поправить у нас здоровье, раскрыть свой творческий потенциал, узнать много нового и полезного в области права, освоить новые для них социальные роли полноправленного гражданина и патриота своей страны.
Специалисты нашего Центра в целях повышения уровня реабилитационной работы стараются находить все новые и новые методы работы. С успехом у нас применяются арттерапия, культуратерапия, танцтерапия, сказкотерапия, а на гранденотерапии мне хочется, остановится подробнее.
Гранденотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями.
Эта деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, для улучшения психоэмоционального состояния (работа в зимнем саду, на приусадебном участке, изготовление поделок в студии флористики и фитодизайна).
В ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе, благотворительное влияние красоты природы и возможность практического использования результатов труда.
Для нашей страны термин «гранденотерапия» достаточно новый, но хорошо знакомый. Использование создавать, как способа лечения имеет долгую историю: еще в Древнем Египте умственно отсталым приписывали прогулки дворцовых садах. В XVII-XVIII веках мода на развитие растений пришла и в европейские страны, позже садоводство как терапевтическая процедура появилась в США. В 50-е – 60-е годы XX столетия садовая терапия стала профессией. Каждая уважающая себя клиника или лечебница имела на своей территории сад, огород, оранжерею, где каждый больной, созерцая красоту и правильность форм, улучшал настроение и излечивался.
Очень хочется познакомить вас с элементами гарденотерапии, которые я использую в совей работе и которые можно взять на вооружение для дальнейшей работы.
Элементы:
- специально организованные занятия с детьми;
- изодеятельность с использованием растительных материалов (коллаж, изготовление поделок из цветов и т.д.)
- специально организованные наблюдения за растениями;
- цикл игр-тренингов для детей с поведенческими расстройствами;
- работа с растениями на приусадебном участке;
- занятия в студии флористики и фитодизайна, семинары-практикумы для детей и сотрудников;
- уход за комнатными растениями;
- творческие задания на комплексных коррекционно-развивающих занятиях.
В работе с детьми использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.
Основными коррекционными задачами гарденотерапии являются:
- формирование адекватной самооценки детей и подростков;
- коррекция психоэмоциональной и волевой сферы;
- развитие элементарных трудовых и профессиональных навыков;
- развитие познавательной и творческой активности;
- овладение систиматизированными знаниями об окружающей жизни;
- формирование гуманного отношения к природе.
Гарденотерапия дает положительные реабилитационные эффекты:
- развитие тактичной и психологической чувствительности к живому;
- привитие трудовых навыков;
- расширение представлений об окружающем мире;
- нормализация взаимоотношений с окружающими через общение с природными объектами.
Оказывается, лечиться можно и цветами, просто ухаживая за ними.
Дети не просто созерцают эту красоту растений, а принимают непосредственное участие в ее сохранении.
В своей работе я использую такие элементы гарденотерапии как:
- работа на клубнях;
- уход за комнатными растениями;
- занятия по флористике и фитодизайну.
На своих занятиях я не приемлю никакого принуждения, дети участвуют в них только по своему желанию. В моей группе проходят реабилитацию девочки среднего и старшего школьного возраста. Для них это сложный период перехода во взрослую жизнь. Многие вещи и понятия ими отрицаются, многие очень сложно идут на контакт, замкнуты, другие наоборот резки, раздражительны.
Поэтому свою работу с элементами гарденотерапии я начинаю словами: «Девочки, я сейчас буду (н. пересаживать цветы, протирать пыль с листьев или иду работать на клумбу высаживать рассаду, сажать семена и т.д.) и мне понадобится ваша помощь» Возможно не все согласятся, но 2-3 человека обязательно проявят инициативу. И для начала этого достаточно. Девочки увлеченно и весело приступают к своей работе, создается такая интимная обстановка, что им хочется поделиться чем-то сокровенным, вспомнить, что они тоже вот так же с мамой, бабушкой занимались этим дома. И уже на следующем занятии нас больше. Девочки уже сами предлагают виды деятельности, напоминают мне о необходимости того или иного дела, связанного с уходом за комнатными растениями (или уходом за цветами на клумбе и т.д.)
Еще один важный момент в моей работе это подходить к делу с любовью. Своим девочкам я говорю: «Мы начинаем свою работу с любовью и спокойствием, потому что растения чувствуют злобу и агрессию, и они могут погибнуть, поэтому если мы хотим, чтобы цветы нас радовали должны быть очень терпеливыми и заботливыми».
Здесь мне хочется привести такой пример: нам нужно было пересадить каланхоэ (лекарственное растение). Я предложила девочкам, пересадить его в несколько горшков (по количеству групп в Центре). Они с радостью приняли это предложение. Цветок был пересажен и подарен на группы.
Появился в группе новый цветок, девочки берут «Энциклопедию комнатных растений», ищут его название, изучают, как правильно за ним ухаживать и с огромной гордостью и радостью рассказывают об этом и взрослым и своим ровесникам.
В летний период мы работали с лекарственными растениями: собирали их, делали гербарий, изучали их лекарственные свойства. Весной и осенью очень много работы на клумбе: посадка семян, рассады и т.д. уборка клумб и т.д.
В зимний период мы всаживаем лук и чеснок. У каждой девочки своя именная луковица и чеснок. Они сами сажают, сами наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все умения, сравнивают результаты. Учатся быть терпеливыми, внимательными, заботливыми и трудолюбивыми. Ухаживая за цветами, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, да и просто радуются жизни. И именно этот момент важен в реабилитации.
К сожалению, в мире взрослых нет ни волшебных палочек, ни добрых фей, ни цветиков-семицветиков. И невозможно «по щучьему веленью» обездоленного ребенка вернуть в благополучную семью. Но в наших силах изменить мир вокруг этих детей, создать атмосферу света, счастья, любви, подарить хоть немного тепла и ласки. И тогда, по прошествии многих лет, вспомнятся им не подзатыльники от пьяных родителей, а беззаботное время, проведенное среди друзей: веселые лица, звонкие песни, шумные игры.
Агафонова Ольга Николаевна – воспитатель ОСГБУСОССЗН
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»