педагогический опыт
ПК 4.3. Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
информационная карта | 17.74 КБ |
опыт учителя начаьных классов | 238.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
передового педагогического опыта
№ | Параметры информации | Содержание информации |
I. Общие сведения о носителе опыта | ||
1.1. | Фамилия, имя, отчество автора опыта | Гончарова Валентина Валерьевна |
1.2. | Дата рождения | 14.09.1998 |
1.3. | Домашний адрес, контактный телефон, Е-mail | Неманский р-он, п.Ракитино, ул.Полевая 5-1 walyxa1998@mail.ru |
1.5. | Специальность по диплому | Основная профессиональная образовательная программа по специальности: 44.02.02«Преподавание в начальных классах» |
1.6. | Место учебы (полное наименование образовательного учреждения) | ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» |
1.7. | Адрес образовательного учреждения | Корпус № 1 г. Черняховск, пер. Суворова, 2 Корпус № 2 г. Черняховск, ул. Крупской, 13 Корпус №3 г. Черняховск, ул. Пионерская, 10 |
1.8. | Телефон | (40141)3-38-49, (40141)3-36-18 |
1.11. | Должность | Студентка |
II. Сущностные характеристики опыта1 | ||
3.1. | Тема педагогического опыта | «Организация контроля и оценки учебных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» |
3.2. | Цель опыта | Изучение теоретических и практических подходов к организации контроля и оценки учебных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО |
3.3. | Направленность опыта, то есть с каким компонентом целостного педагогического процесса связан (подчеркнуть) | Организация учебно-воспитательного процесса |
3.6. | Новизна (подчеркнуть и пояснить, в чем конкретно заключается суть авторских находок) | Усовершенствование отдельных сторон педагогической деятельности Комбинация элементов известных методик Эвристика - разработка новых средств и правил их применения Открытие - постановка и решение новых педагогических задач 2) рассмотрение и оценивание контроля и оценки учебных действий младших школьников; 3) современное раскрытие организации контроля и оценки в методической науке; 4) рассмотрение методик работы по формированию контроля и оценки младших школьников на примере традиционных и альтернативных методик; |
Предварительный просмотр:
Изучен опыт учителя начальных классов из Исмагуловой Ирины Витальевны. Ирина Витальевна выстраивает образовательный процесс таким образом, чтобы у обучающихся формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка. Она считает, что каждого ученика нужно поставить в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, проявляется стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т.е. видеть перспективы своего роста.
С первой недели 1 класса обсуждаются два направления оценивания: правильность и аккуратность. Постепенно появляются новые шкалы. Их появление связано с какой-либо актуальной для класса или для конкретного ребенка ситуацией. Например, трудность. Выполняя задания, одни обучающиеся испытывают затруднения, другие - справляются с лёгкостью. Оценивая себя по данному критерию, ученики понимают, над чем предстоит ещё работать. Учитель имеет возможность оценить уровень усвоения изучаемого материала. Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Одновременно с самооцениванием Ирина Витальевна обучает детей взаимооцениванию. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей. На личном опыте, Ирина Витальевна учится с учениками оценивать по критериям. На уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения, то вот они и дескрипторы:
- Красиво и аккуратно списан текст.
- Безошибочно вставлены пропущенные буквы.
- Правильно определены и подчёркнуты главные члены предложения.
На уроках математики, например, при решении задачи, ребята тоже чётко знают, что нужно оценивать:
- Правильно записаны условие и вопрос задачи.
- Верно в решении выбран арифметический знак.
- Точно произведено вычисление.
- Безошибочно записан ответ.
На уроках литературного чтения ученики понимают, что для того, чтобы получить лучшую отметку при чтении текста, им необходимо учитывать следующее:
- Текст прочитан целыми словами.
- Слова прочитаны правильно.
- Соблюдена интонация.
- Понятен смысл прочитанного.
Конечно, ребята не знают, что такое дескрипторы. Мы называем это указателями. А критерии называем ступеньками.
Например, сейчас мы поднимаемся на первую ступеньку и я проверю, знаете ли вы… Отсюда критерий – знание. Критерии следующие: знание, понимание, применение, анализ, синтез (обобщение), оценка. Анализ, синтез, оценку мы сводим к выводам и доказательствам.
Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.
Например, учитель использует технику «Редакторский совет». Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.
Следующая техника, которую использует Ирина Витальевна, это «Вопросник» (подведение итога урока). После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.
Ещё одна техника – «Пирамида знаний». Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений, т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.
Например, пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так: воду нельзя загрязнять; без воды нет жизни на планете; вода может переходить из одного состояния в другое; вода бесцветная и т.д. Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.
Кроме различных техник, применяемых на уроке, учитель также использует различные проективные методики для обучающихся, например методика «Закончи предложение». В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
Я узнал…Я теперь знаю…Мне было интересно…Я хочу еще узнать…
Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.
«Древо творчества». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.
«Лесенка успеха», разработанная Н.Л.Лускановой - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:
- нижняя ступенька - не понял,
- вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,
- верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Волшебные линеечки» разработанная Г.А. Цукерман – на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне они находятся.
Младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути устранения. Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
Проанализированный опыт учителя показал, что помимо опорных навыков и умений, уделяется внимание самостоятельной деятельности школьников, создается надежный фундамент для средней ступени обучения. Критериальное оценивание ориентировано на новые цели и результат, позволяет контролировать саморазвитие ребенка. Представленный опыт позволил сделать вывод, что в новой образовательной системе оценка выступает не как критерий минимума, она используется для проверки овладения учебными умениями и навыками. Контроль и оценка учебных достижений младших школьников – актуальная проблема современной образовательной системы.