педагогический опыт

Гончарова Валентина Валерьевна

ПК 4.3. Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оценивать  образовательные  технологии  в  области  начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

передового педагогического опыта

Параметры информации

Содержание информации

I. Общие сведения о носителе опыта

1.1.

Фамилия, имя, отчество автора опыта

Гончарова Валентина Валерьевна

1.2.

Дата рождения

14.09.1998

1.3.

Домашний адрес, контактный телефон, Е-mail

Неманский р-он, п.Ракитино, ул.Полевая 5-1

walyxa1998@mail.ru

1.5.

Специальность по диплому

Основная профессиональная образовательная программа по специальности: 44.02.02«Преподавание в начальных классах»

1.6.

Место учебы (полное наименование образовательного учреждения)

ГБУ  КО ПОО «Педагогический колледж»

1.7.

Адрес образовательного учреждения

Корпус № 1

г. Черняховск, пер. Суворова, 2

Корпус № 2

г. Черняховск, ул. Крупской, 13

Корпус №3

г. Черняховск, ул. Пионерская, 10

1.8.

Телефон

(40141)3-38-49, (40141)3-36-18

1.11.

Должность

Студентка

II. Сущностные характеристики опыта1

3.1.

Тема  педагогического опыта

«Организация контроля и оценки учебных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

3.2.

Цель  опыта

Изучение теоретических и практических подходов к организации контроля и оценки учебных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

3.3.

Направленность опыта, то есть с каким компонентом целостного педагогического процесса связан (подчеркнуть)

Организация учебно-воспитательного процесса

3.6.

Новизна (подчеркнуть и пояснить, в чем конкретно заключается суть авторских находок)

Усовершенствование отдельных сторон педагогической деятельности

Комбинация элементов известных методик

Эвристика - разработка новых средств и правил их применения

Открытие - постановка и решение новых педагогических задач

2) рассмотрение и оценивание контроля и оценки учебных действий младших школьников;

3) современное раскрытие организации контроля и оценки  в методической науке;

4) рассмотрение методик работы по формированию контроля и оценки младших школьников на примере традиционных и альтернативных методик;



Предварительный просмотр:

Изучен опыт учителя начальных классов из  Исмагуловой Ирины Витальевны. Ирина Витальевна выстраивает образовательный процесс таким образом, чтобы у обучающихся формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка. Она считает, что каждого ученика нужно поставить в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, проявляется стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т.е. видеть перспективы своего роста.

С первой недели 1 класса обсуждаются два направления оценивания: правильность и аккуратность. Постепенно появляются новые шкалы. Их появление связано с какой-либо актуальной для класса или для конкретного ребенка ситуацией. Например, трудность. Выполняя задания, одни обучающиеся испытывают затруднения, другие - справляются с лёгкостью. Оценивая себя по данному критерию, ученики понимают, над чем предстоит ещё работать. Учитель имеет возможность оценить уровень усвоения изучаемого материала. Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Одновременно с самооцениванием Ирина Витальевна обучает детей взаимооцениванию. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей. На личном опыте, Ирина Витальевна учится с учениками оценивать по критериям. На уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения, то вот они и дескрипторы:

  1. Красиво и аккуратно списан текст.
  2. Безошибочно вставлены пропущенные буквы. 
  3. Правильно определены и подчёркнуты главные члены предложения. 

На уроках математики, например, при решении задачи, ребята тоже чётко знают, что нужно оценивать: 

  1. Правильно записаны условие и вопрос задачи. 
  2. Верно в решении выбран арифметический знак. 
  3. Точно произведено вычисление. 
  4. Безошибочно записан ответ. 

На уроках литературного чтения ученики понимают, что для того, чтобы получить лучшую отметку при чтении текста, им необходимо учитывать следующее: 

  1. Текст прочитан целыми словами. 
  2.  Слова прочитаны правильно. 
  3. Соблюдена интонация. 
  4. Понятен смысл прочитанного. 

Конечно, ребята не знают, что такое дескрипторы. Мы называем это указателями. А критерии называем ступеньками.

Например, сейчас мы поднимаемся на первую ступеньку и я проверю, знаете ли вы… Отсюда критерий – знание. Критерии следующие: знание, понимание, применение, анализ, синтез (обобщение), оценка. Анализ, синтез, оценку мы сводим к выводам и доказательствам. 

 Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.

Например, учитель использует технику «Редакторский совет». Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.

 Следующая техника, которую использует Ирина Витальевна, это «Вопросник» (подведение итога урока). После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.

 Ещё одна техника – «Пирамида знаний». Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений, т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.

Например, пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так: воду нельзя загрязнять; без воды нет жизни на планете; вода может переходить из одного состояния в другое; вода бесцветная и т.д. Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.

 Кроме различных техник, применяемых на уроке, учитель также использует различные проективные методики для обучающихся, например методика «Закончи предложение». В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

Я узнал…Я теперь знаю…Мне было интересно…Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

«Древо творчества». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.

 «Лесенка успеха», разработанная Н.Л.Лускановой - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:

  • нижняя ступенька - не понял,
  • вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,
  • верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. https://fs00.infourok.ru/images/doc/242/220600/1/img11.jpg

«Волшебные линеечки» разработанная Г.А. Цукерман – на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне они находятся. 

 Младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути устранения. Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

Проанализированный опыт учителя показал, что помимо опорных навыков и умений, уделяется внимание самостоятельной деятельности школьников, создается надежный фундамент для средней ступени обучения. Критериальное оценивание ориентировано на новые цели и результат, позволяет контролировать саморазвитие ребенка. Представленный опыт позволил сделать вывод, что в новой образовательной системе оценка выступает не как критерий минимума, она используется для проверки овладения учебными умениями и навыками. Контроль и оценка учебных достижений младших  школьников – актуальная проблема современной образовательной системы.