Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению
знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить
К. Д. Ушинский
Тема: «Формы и методы работы со слабомотивированными обучающимися»
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Для слабоуспевающих обучающихся характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Количество таких учащихся в моем классе составляет 35 % (это 10 учеников из 28 человек).Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабомотивированнымиобучающимися всех служб образовательного учреждения.
Можно так классифицировать слабоуспевающих:
- те, кто имеет слабые умственные способности
- те, кто имеет слабые учебные умения;
- те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;
- те, кто не владеет нормой чтения текста;(30%)
- те, кто не владеет техникой устного счета;(60%)
- те, у кого низкий уровень памяти; (пусть тестированием определит школьный психолог)
- те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;(30%)
- те, у кого не сформировалось прилежание — сознательно
- сформулированное отношение к трудному делу;(25%)
- низкая мотивация к обучению:
1)" не хочу и все..."- это не системно, а лишь единичные случаи в
учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального
состояния др.;
2) "не хочу, т. к...«- истинная причина в том, что ученик уже не
может наверстать пробелы в знаниях.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет ни в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения.
1. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:
- урок-путешествие,
- урок-экскурсия,
- урок-ролевая игра,
- урок-игра,
- урок-сказка,
- интегрированный урок.
В 1 классе у детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения мы используем упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь)
Упражнения на развитие психических процессов
1. Упражнения на развитие памяти:
1.1. Развитие слуховой памяти.
Упражнение1. Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать , ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).
1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ ВОДА – СНЕГ
МАШИНА – ПАССАЖИР ЗЕРНО – КОЛОС
ШОФЕР - АВТОБУС ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ
МОЛОКО - КУВШИН ЯБЛОКО – ГРУША
КОРОВА - КОЛОКОЛЧИК БУМАГА - ГАЗЕТА
2. ШКОЛЬНИК- БИБЛИОТЕКА- УЧИТЕЛЬ
КНОПКА-СКРЕПКА-ТЕТРАДЬ
ЗЕМЛЯ- ЛУНА-КОСМОС
ШЕРСТЬ-СВИТЕР-НОСКИ
МАЛИНА-СОК-СИРОП
МОРЕ-РЕКА-ЛУЖА
РЕКА-ОЗЕРО-ВОДА
ВОДА- ДОЖДЬ-СНЕГ
МАМА-ПАПА-ДЕТИ
СНЕГ-ГРАД- ХОЛОД
Упражнение 2.Учитель говорит название фруктов , овощей , дети представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.
Пример: яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.
Использование разнообразных дидактических игр связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.
Игра №1. «Не пропусти профессию»
Дети сидят за партами , когда встречается название профессии, дети топают ногами на месте:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.
Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной. Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды.
Игры и упражнения направленные на развитие интеллекта.
Упражнение №1 «Не пропусти растение».
Дети сидят за партой и слушают слова, которые произносит учитель. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.
Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.
Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?».
Ведущий считает до 30 , а дети в это время запоминают все предметы, в названиях которых- 2 слога, после все называют эти предметы.
Упражнение №3 «Внимательные руки»
Если в слове и- поднять правую руку;
й- левую, нет ни того ни другого- руки на коленях:
лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон, златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.
Упражнение №5. «Перекличка- путанка»
Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда , когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибся тот выбывает из игры.
Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый учителем на любом этапе урока, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.
А подача домашнего задания? Его также можно задавать дифференцированно – кому-то прочитать материал, кому-то еще и на вопросы ответить, кому-то просто нарисовать что-либо. Все зависит от возможностей ученика. Творческое домашнее задание (составить кроссворд для урока, подобрать картинки к теме и т.п.) также способствует повышению интереса к предмету.
2. Определив причины школьной неуспеваемости в классе, я создаю банк слабоуспевающих детей.
Банк слабоуспевающих детей.
Ф.И. обучающегося | Класс | Причины неуспеваемости | Использованы виды опроса |
ФИ | 1 | Низкая школьная мотивация.Низкий уровень внимания, логического мышления, слабые учебные умения и навыки. | Устный, письменный, индивидуальный |
ФИ | 1 | Низкая школьная мотивация. Несформированная учебная деятельность | Устный, письменный, индивидуальный |
ФИ | 1 | Слабые учебные умения и навыки. Несформированная учебная деятельность | Устный, письменный, индивидуальный |
В итоге я пришла к таким выводам:
в работе с учащимися с низкой мотивацией к учению нужно соблюдать следующие принципы обучения:
1. уже на начальном этапе урока заинтересовывать детей темой урока;
2. по мере возможности в игровой форме давать задания;
3. не ругать детей, а в доступной форме излагать материал, иногда даже повторно объяснить тему урока;
4. использовать юмор в общении с детьми;
5. использовать индивидуальные, групповые формы обучения, а также работу в парах.
6. провожу специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти; отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.
7. применяю на уроках активные формы обучения:
- решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Таким образом, только продуманное обучение, интересные для детей уроки способствуют осознанному усвоению знаний. Низкая учебная мотивация школьников является одной из наиболее сложных проблем современного образования.
Предварительный просмотр:
Выписка
Из протокола школьного методического объединения учителей первых классов №2 от 18.11.2016
ПОВЕСТКА:
Современные технологии обучения, как средство повышения интеллектуальных способностей у одарённых детей и учеников с низкой мотивацией к обучению.
СЛУШАЛИ:
Зыкову О.А., учителя МО первых классов. Ольга Александровна выступила с докладом на тему «Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся». Учитель рассказала о путях повышения эффективности обучения, разнообразных способах передачи знаний, нестандартных формах воздействия на личность, которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Ольга Александровна в своей практике использует следующие современные образовательные технологии или их элементы:
-личностно-ориентированная технология обучения
-технология уровневой дифференциации
-игровые технологии
-информационно-коммуникационные технологии
-здоровьесберегающие технологии
РЕШИЛИ:
Использовать данную информацию в своей работе при планировании уроков.
Использовать теоретические знания и опыт коллег для активизации применения современных технологий для повышения учебной и творческой мотивации обучающихся.
Провести открытые уроки с применением современных технологий в феврале 2017 года.
Голосовали: 4-за, против-нет, воздержались-нет.
Руководитель МО- Зыкова О.А
Секретарь – Голушко Е.А
Предварительный просмотр:
Выписка
Из протокола школьного методического объединения учителей первых классов №3 от 15.02.2017
ПОВЕСТКА:
Современный урок в соответствии с ФГОС НОО - индивидуальная стратегия профессионального роста.
СЛУШАЛИ:
Зыкову О.А., учителя МО первых классов. Учитель рассказала о том, как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? А также о критериях результативности урока, приёмах и методах урока, которые побуждают учеников самостоятельно добывать знания, эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. В итоге своего выступления учитель вывела плюсы современного урока, что характерно для современного урока проанализировали отличия современного урока: как было раньше и сейчас.
РЕШИЛИ:
Продолжить методическое просвещение педагогического коллектива через семинары, заседания МО.
Продолжить повышение качества образовательного процесса в обучении и повышении профессионального уровня учителей через применение современных методов и приёмов .
Голосовали: 4-за, против-нет, воздержались-нет.
Руководитель МО- Зыкова О.А
Секретарь – Голушко Е.А
Предварительный просмотр:
Развитие профессиональных компетенций педагога школы в условиях введения ФГОС начального образования.
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
А. Дистервег
Счастлив тот учитель, который находит свою отдушину в работе, который любит то, что преподает, и тех, кому преподает. Наша работа занимает львиную долю времени в жизни, поэтому особенно важно, чтобы она была любимая. В профессиональной деятельности хранится источник нашего достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности и личный потенциал.
В последние годы одной из актуальных проблем развития образования становится повышение профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС. Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Это нужно взять за основу в нашей педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А успех, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций.
Что определяет степень профессионализма педагога? Только постоянно развиваясь, он может соответсвовать требованиям современного мира, профессии. Профессиональная компетентность современного учителя в образовательной среде ФГОС раскрывается через учебное сотрудничество учителя и ученика, цель которого научить ребенка способам деятельности, приобретению опыта самостоятельного решения проблем.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». (И.Г. Песталоцци)
«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». (Профессиональный стандарт педагога)
Что же такое профессиональная компетентность?
Понятие профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС определяется деятельным подходом-обучением и воспитанием, где главное – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Педагогом должна руководить вера в силы и возможности ученика, интерес к внутреннему миру обучающихся, открытость к принятию других точек зрения, позитив и уверенность в себе, в своих силах. Грамотно созданные ситуации успеха в учебной деятельности повышают мотивацию в обучении, раскрепощают учеников, стимулируют к творческому, проблемному, гибкому мышлению.
Владение педагогом различными методами оценивания, умение превращать учебную задачу в личностно значимую позволяет реализовывать основные аспекты ФГОС в условиях новой образовательной среды.
Учитель начальных классов как строитель, работа которого заключается в возведении надежного здания. Для здания необходим крепкий устойчивый фундамент - знания и опыт. Деятельный и креативный педагог начальных классов, гармонично действующий в условиях новой образовательной среды,-это и есть учитель новой формации, надежный фундамент обновления образования.
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» ,- гласит китайская народная мудрость, которая очень точно определяет профессиональную суть компетентного педагога современности.
Направление деятельности МО учителей начальных классов на этот учебный год: «Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога, как условие и средство обеспечения нового качества образования»
Цель:
Создания условий непрерывного совершенствования профессионального уровня, педагогического мастерства учителя для повышения качества образования через применение современных подходов к организации образовательного процесса.
Основные темы заседаний МО учителей начальных классов были направлены на обсуждение актуальных вопросов, направленных на формирование разносторонне развитой, здоровой физически и нравственно личности, способной реализовать творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества, в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Какие механизмы нужны, чтобы можно было организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя:
1.Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей обучающихся;
2.Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;
3.Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;
4.Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;
5.Формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ТРИЗ (теорий решения изобретательных задач) и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).
6.Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных универсальных учебных действий.
7. вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки.
8. сформированность исследовательской компетентности, как составляющей учебно – познавательной компетентности, которую можно проследить по результатам диагностики.
Сама постоянно повышаю квалификацию: прошла курсы «Современные методики и технологии начального общего образования (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) » - 72 часа 18.10.15 №000131 г.Нижневартовск; краткосрочные дистанционные курсы "Место проектной деятельности в достижении планируемых результатов ФГОС НОО", 24 часа, 22.01.16-03.02.16 ФНМЦ им Л.Занкова, Москва; . "Потенциал курса "Русский язык" для достижения планируемых результатов ФГОС НОО", 24ч, с 5 по 17 февраля 2016 го ФНМЦ им Л.Занкова, Москва; участник семинаров ресурсы издательства «Просвещение» для достижения качества начального общего образования10.03.2016г 6 часов г. Нижневартовск, «Основы религиозных культур и светской этики» 23.12.15 шк№43; «Организация деятельности обучающихся по формированию и развитию ключевых компетентностей» 15.04.2016г Школа №43; Обучающие в аудитории при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным дистанционный семинар"Подготовка организаторов программам среднего общего образования"; обучающие дистанционный семинар "Подготовка организаторов вне аудитории при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"; Дистанционный семинар 17.03.2016. Организатор www.iro86.ru\ schkollegi. Участник дистанционных конференций: конференция «Перевёрнутый класс для новичков: Три шага без которых класс не перевернуть» 03.12.15 Экстерн центр онлайн обучения г. Санкт Петербург; ФГОС:обновление технологий обучения математике. Экстерн центр онлайн обучения г. Санкт Петербург 22.10.15; Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий: работа с текстом учебника. Экстерн центр онлайн обучения г. Санкт Петербург 28.09.15; Практика оценивания метапредметных и личностных результатов образования в контексте ФГОС Экстерн центр онлайн обучения г. Санкт Петербург 22.09.15; Всероссийская педагогическая конференция Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроке с использованием ИКТ; «Современные образовательные технологии: новые возможности и метапредметные результаты часть 1» Экстерн центр онлайн обучения г. Санкт- Петербург13.11.15- сертификаты. Участие в профессиональных конкурсах: Всероссийский конкурс для педагогов « Умната». Блиц-олимпиада "«ФГОС: внеурочная деятельность- важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»- дистанционно, 1 место. Всероссийский конкурс для педагогов « Умната». Блиц-олимпиада "Внедрение информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс в условияз реализации ФГОС»- 1 место, диплом. Публикация: конспект урока на конкурс «Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС» Публикация методического материала(свидетельство серия Б №185713/ 2015г.)
II. Изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении сотрудничества, научить обучающихся разрешать конфликты, повышение уровня владения монологической и диалогической формами речи, которые свидетельствуют о сформированности коммуникативной компетентности.
III. Повышение навыков саморегуляции обучающихся, обеспечивающих саморегуляцию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценивание, как показатель регулятивных и личностных универсальных действий.
IV. Освоение обучающимися навыков работы с различными источниками информации.
О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
∙победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;
∙активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно – практической конференции;
∙публикации творческих работ обучающихся на школьном и собственном сайте;
∙высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
∙высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым мною предметам.
Мои ученики являются активными участниками в творческих конкурсах, всероссийских олимпиадах, фестивалях. Занимают призовые места: Международная дистанционная олимпиада по русскому языку ноябрь 2015"ИНФО-УРОК"- Галлямов Оскар 1 место. Международная дистанционная олимпиада по математике ноябрь 2015 Образовательный проект"ИНФО-УРОК"-8 человек 3 место. Международная дистанционная олимпиада по окружающему миру ноябрь 2015 Образовательный проект"ИНФО-УРОК- 1место, 2 место. Международная дистанционная олимпиада по технологии ноябрь 2015 Образовательный проект"ИНФО-УРОК- 2место, 3 место. Международная дистанционная олимпиада по изобразительному искусству ноябрь 2015 Образовательный проект"ИНФО-УРОК- 2место, 3 место. Международная дистанционная олимпиада по литературному чтению ноябрь 2015 Образовательный проект"ИНФО-УРОК- 2место. Принимали участие и в городских конкурсах: рисунков, стихотворений, конкурс фотографий, стихотворений, приуроченный к 23 февраля, в итоге- победители Абдулов Руслан, Гайнетдинова Камилла, Виноградова Анастасия, Валеева Ксения.Школьный уровень: в фестивале национальных культур «Мой народ- моя гордость» в номинации «Национальный колорит» коллектив 1Б класса стал победителем (Гран-При), в экологической акции «Экокорм» коллектив 1Б класса заняли 2 место, в сдаче макулатуры-2 место.
Младшие школьники только осваивают умение учиться. Ежегодно внутри МО учителей начальных классов проходят предметные недели первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.
Как мы должны повысить свою профессиональную компетентность? Мы должны использовать и применять различные педагогические технологий: современные инновационные технологии, использовать проблемное обучение, составлять технологическую карту урока, с проводить открытые уроки, принимать участие в профессиональных конкурсах , в научно-практических конференциях, публиковать свои работы.
Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Таким образом, разработать механизм реализации ФГОС, апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного учителя. Это есть его педагогический опыт, то есть профессиональная компетентность.
Перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло с каждым, выбравшим профессию учителя, периодически должен вспомнить очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и закончу свое выступление:
«В деле обучения и воспитания. Во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор. Пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Зыкова Ольга Александровна- учитель начальных классов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Качество образования определяется соответствием результатов образования социальным ожиданиям и запросам личности Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребенку возможность проявить себя»
Формирование мотивов учебной деятельности Словесные Наглядные и практические методы Репродуктивные и поисковые методы Индуктивные и дедуктивные методы Методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя
Развитие мотивов учения Через усвоение учащимися общественного смысла учения Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности 1. Способ раскрытия учебного материала 2. Организация работы над предметом малыми группами 3. Отношение между мотивом и целью 4. Проблемность обучения 5. Содержание обучения
Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения. Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося. (Аналогичное – и в воспитательном пространстве школы).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения(И.П. Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.(В.М. Шепель). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящая своей задачей оптимизацию форм образования.(Юнеско).
Методика - технология
Методика и технология Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии
Методика и технология Методика включает выбор технологии для целесообразности проведения работы. Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Методика направлена на решение следующих задач: чему учить, зачем учить, как учить. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Технология проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Технология отвечает на вопрос: как учить результативно.
Причины выбора инновационных технологий Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету. Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу. Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности. Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Современные педагогические технологии это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
Новый технологический подход к организации процесса обучения Технология проблемного обучения; Технология критического мышления; Технологии интерактивного обучения (собирательное понятие); Технология проектного обучения
Знак вопроса – это тот крючок, на который можно поймать замечательные идеи. Из записной книжки Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный. М. Монтень
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как организатора и консультанта и учителя-ученика как активного исследователя , творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации. Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Использование на этапе объяснения нового материала Использование в деловых играх Отчет по проделанной проектной работе (практической работе) Участие в конференциях разного уровня – сопровождение доклада Дистанционное обучение в школе и на образовательных порталах в Интеренете
Для чего мы учим? Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт В основе будущей удачи любого мероприятия лежит четкое видение предполагаемого результата Важная миссия состоит в том, чтобы определить, какие именно задачи решит каждый участник в ходе работы
Мысль в подарок… Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте. Ч. Темпл
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…» М. Поташник
О новой идее сначала говорят, что «это чушь», потом – «а в ней что-то есть» и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной. – «а кто этого не знал?» И.В. Гете
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А Дистервег .
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире, главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становиться умение учиться. Профессиональный стандарт педагога
Профессиональная компетентность Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное решение профессионально- педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.
Структура профессиональной компетентности педагога (педагогические умения) Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности развитие творческой индивидуальности; формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде; накопление профессионального опыта, предполагающего непрерывное развитие и самосовершенствование.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога профессиональной компетентности педагога профессиональной компетентности педагога Система повышения квалификации. Аттестация педагогических работников. Процесс самообразования педагогов. Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование. Овладение информационно-коммуникационными технологиями. Участие в конкурсах, исследовательских работах. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Аттестация педагогических работников работников ЗАДАЧА : Стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда Межаттестационный период ЗАДАЧА : Совершенствование уровня педагогической компетентности.
Самообразование педагогов систематическое повышение квалификации; изучение современных психологических и педагогических методик; участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег; просмотр телепередач, чтение прессы. знакомство с педагогической и методической литературой. использование интернет – ресурсов; демонстрация собственного педагогического опыта; внимание к собственному здоровью.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций , мастер-классов Владение современными образовательными технологиями, методическими приёмами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога профессиональной компетентности педагога Система повышения квалификации. Аттестация педагогических работников. Процесс самообразования педагогов. Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование. Овладение информационно-коммуникационными технологиями. Участие в конкурсах, исследовательских работах. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций
Участие в исследовательской деятельности, конкурсах. Обобщение и распространение педагогического опыта, создание публикаций
Профессиональная компетентность педагога Повышение качества образования
Предварительный просмотр:
Выписка
Из протокола школьного методического объединения учителей первых классов №3 от 08.02.2019
ПОВЕСТКА:
Система работы с детьми слабомотивированными на учёбу.
СЛУШАЛИ:
Зыкову О.А., учителя МО третьих классов. Учитель рассказала о том, чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее, о том, что выявить причины неуспеваемости можно с помощью наблюдения, диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения. А также о работе с детьми- с ними можно использовать разработанные памятки для педагогов. О разных формах работы с детьми слабомотивированными на учебу.
РЕШИЛИ:
Продолжить методическое просвещение педагогического коллектива через семинары, заседания МО.
Принять к сведению различные формы работы со слабомотивированными обучающимися на учёбу, работа должна вестись систематически, с оказанием своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока.
Голосовали: 4-за, против-нет, воздержались-нет.
Руководитель МО- Зыкова О.А
Секретарь – Голушко Е.А
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40»
(МБОУ «СШ № 40»)
от 19.11.2018 №1190
ПРИКАЗ
О проведении
педагогического совета №2
В соответствии с планом работы школы с целью реализации в 2018-2019 учебном году Программы развития МБОУ «СШ № 40», основной образовательной программы, Программы повышения качества образования, муниципальной программы "Развитие образования города Нижневартовска до 2020 года" и ФГОС общего образования
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Провести заседание педагогического совета «Формирование ключевых компетенций обучающихся, направленных на освоение системно-деятельностного подхода, как основного способа совершенствования качества образования» 23 ноября 2018 г. в 15.00 в актовом зале школы.
- Утвердить повестку и ответственных за проведение педагогического совета:
- Анализ учебной успешности обучающихся 9-х классов по результатам 1 четверти, репетиционных экзаменов 9,11 классов. (Отв. зам. директора по УР Гневашева Л.Н.)
- Проект новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (Отв. методист Волкова Е.В.)
- Работа в предметных методических объединениях «Разработка комплекса мер, направленных на повышение качества образования» (Отв. руководители МО)
- Общую координацию подготовки и проведения педагогического совета возложить на зам. директора по УР Волкову Е.В.
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
С приказом ознакомлены:
____________ Е.В.Волкова «___» _____________ 2018г.
____________ Л.Н.Гневашева «___» _____________ 2018г.
____________ Л.А.Красильникова «___» _____________ 2018г.
____________ О.Ю.Игнатова «___» _____________ 2018г.
____________ А.П.Курзякова «___» _____________ 2018г.
____________ Е.Ю.Дудник «___» _____________ 2018г.
____________ Ю.Н.Мехоношина «___» _____________ 2018г.
____________ Е.Н.Кригер «___» _____________ 2018г.
____________ Е.В.Колесникова «___» _____________ 2018г.
____________ О.А.Зыкова «___» _____________ 2018г.
____________ Ж.А.Семизорова «___» _____________ 2018г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания? Воспитанность? Интеллектуальные и творческие силы? Умение учиться? Способность к саморазвитию...
Стать счастливым! Найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии
Системно-деятельностный подход Системно – деятельностный подход как методология ФГОС НОО.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Основные задачи образования Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Виды деятельности игровая исследовательская проектная рефлексивная контрольно-оценочная творческая практическая Формы деятельности групповая парная индивидуальная фронтальная
Системно-деятельностный подход Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Структура урока 1. Мотивация. Самоопределение к познавательной деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Затруднение в деятельности (проблемная ситуация ). 4. Первичное закрепление. 5. Самоконтроль и самооценка. 6. Рефлексия.
Фрагмент урока «Окружающий мир» Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.
- НЕТ, ЭТО НЕ СКАЗКА. -ЧУДЕСНАЯ КЛАДОВАЯ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ. ВЫ, ДОЛЖНО БЫТЬ, ДОГАДАЛИСЬ, КАК ОНА НАЗЫВАЕТСЯ? НЕ ДОГАДЫВАЕТЕСЬ? ТОГДА ПУСТЬ ВАМ ПОМОЖЕТ ЗАГАДКА БЬЮТ МЕНЯ НОГАМИ, РЕЖУТ НОЖАМИ. КАЖДЫЙ ХОЧЕТ РАСТОПТАТЬ. А Я С ПОДАРКАМИ ОПЯТЬ. – ИНТЕРЕСНО, НЕ ПРАВДА ЛИ, ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ, ЕСЛИ ЕЕ БЬЮТ, КОЛОТЯТ, ВОРОЧАЮТ И РЕЖУТ? Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. – Сказка это или не сказка?
– -ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ТЕМА УРОКА – «ПОЧВА. ЕЕ СОСТАВ И СВОЙСТВА ». -КАКАЯ ЦЕЛЬ БУДЕТ НАШЕГО УРОКА? -УЗНАТЬ СОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ. Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название? – Почва. – Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
МАТЕМАТИКА
- Самоопределение к деятельности. Вычислите: 28+26+22 35+17+13+15 3+3+3+3+3 Какая сумма лишняя и почему? ( Последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных- разные.)
О ЧЕМ МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ ГОВОРИТЬ НА УРОКЕ? (О ДЕЙСТВИИ УМНОЖЕНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕЙСТВИЕМ СЛОЖЕНИЕМ) ЗНАЧИТ, ТЕМА НАШЕГО УРОКА … СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ УРОКА . ВСПОМНИТЬ СМЫСЛ ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ. Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? ( Умножением) Замените (3 х 5=15) Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым) Что показывает второе число?(Сколько раз повторяется слагаемое)
РУССКИЙ ЯЗЫК
ловок гладок близок резок лёгок крепок гибок робок сладок ги – кий ро – кий кре – кий ло – кий сла – кий лё – кий гла - кий бли – кий ре - кий Работа в парах б б п д г д з з в
РЕФЛЕКСИЯ Самооценка Я сегодня на уроке узнал… Сегодня на уроке мне было трудно… Сегодня на уроке мне было легко…
Системно-деятельностный подход “ Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Д.Писарев
Благодарю за внимание!