План по самообразованию
Самообразование по теме: " Иследовательская деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_samoobrazovanie.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕТРОВА ЕЛЕНА МИНОВНА
ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИЛЬНОЕ
«ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
СТАЖ РАБОТЫ – 8 ЛЕТ
ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ –ПРИКАЗ №77 ОТ 23. 01.2013
КУРСЫ «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ» -8часов 2012г
КУРСЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» -16часов 2014г
КУРСЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» 72часа 2016г
ТЕМА: «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования:
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Изучение методической литературы
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Работа с детьми | Работа с семьёй | Самореализация | |||
Апрель | «Делаем мыльные пузыри» | познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание своего мини-сайт. | |
Май | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов | |
Июнь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом. |
Домашнее задание Сделать с детьми вертушки из бросового материала. | Изучение методической литературы Анализ изученной литературы | |
Июль | «Поиграем с солнышком» | Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени | Консультация «Как научить ребенка исследовать?» | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | |
Август | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Опыты с песком и глиной. | |||
Сентябрь | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно- экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом. | Газета для любознательных родителей. | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | |
Октябрь | «Волшебное сито» | познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита.. | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: собрать природный материал. | Фотовыставка «Юные исследователи». | |
Ноябрь | «Какие предметы могут плавать?» | дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
| Консультация «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающем миром» | Вебинар по теме | |
Декабрь | «Свет и тень» . | познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы | Папка передвижка « Чем занять детей на каникулах» | Изучение методической литературы | |
Январь | «Замерзшая вода» | выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Публикации методических материалов на своем сайте на тему «Опыты это интересно» | ||
Февраль | . «Тающий лед» | определить, что лед тает от тепла, что в горячей воде он тает быстрее | Индивидуальные консультации для родителей | ||
Март | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | Рекомендация «Экспериментируем дома с водой» | Курсы повышения квалификации | |
Апрель | «Что растворяется в воде?» | показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | Доклад и презентация по теме «Развитие интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».(на род. собрании) | Анализ работы за год | |
Май | «Разноцветные шарики» | получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Буклет для родителей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника» | ||