САМООБРАЗОВАНИЕ

Бондарева Инна Владимировна
2021 - 2025 г.

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

"Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников в различных видах деятельности"

Инициативность и самостоятельность!!! Именно эти качества человека позволяют ему быть креативной, смелой личностью, способной нестандартно мыслить и принимать решения. 

Одним из основных направлений дошкольного образования является "развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности".  А что такое дошкольное развитие? По сути, это деятельность взрослых, направленная на развитие и обучение детей до школы, т.е. подготовка к ней.

Одним из основных принципов дошкольного развития выступает поддержка детей в различных видах деятельности через самостоятельность и инициативность, которые проявляются как в свободной деятельности, так и в организованной: самообслуживание и бытовой труд, продуктивная деятельность, самоорганизация, коммуникаци и т.д.

Стимулируя развитие самостоятельности и инициативности, мы показываем новые возможности детям через самооценку и самоконтроль, раскрываем успешную перспективу не только в школе, но и на протяжении всей жизни. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастливым. А счастье - это ощущение успешности собственной жизни. Кто-то сказал, что "успех рождает будущее". И это несомненно.

Мысли, поступки, привычки, характер - все это, безусловно, формируется через деятельность, которую направляем мы - взрослые. Если мы будем принимать своих детей такими, какие они есть, это повысит их самооценку. Научим быть оптимистами -  и тогда у них все получится. Станем поощрять интерес к исследованиям, развивать любознательность - им легче будет сделать выбор. 

Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

 


Инициативность - как заметить у детей и поддержать?

Ребенок строит домик из кубиков, подметает веранду, отрезает ткань, моет посуду, проигрывает сценку и т.п. Такие вроде обычные для нас ежедневные действия детей. 

Каким образом педагогу из этих действий выделить инициативные, отделив их от самостоятельных или импульсивных?

Как создать условия для их поддержки?

Для меня есть три важных маркера инициативности:

1. Инициативность - это характеристика личности, а не процессов, среды и т.п.

2. Ключевым ядром инициативности является СОБСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ ребенка (если педагог предложил что-то сделать детям, то они будут действовать по ЗАМЫСЛУ педагога).

3. В основном при проявлении инициативности мы видим ПРЕОДОЛЕНИЕ наличной ситуации (при столкновении с припятствием в достижении цели, ребенок не останавливает свою деятельность, а ищет возможности преодоления преграды или своего незнания).

НЕТ точного алгоритма по созданию условий для поддержки инициативы у детей. Потому что каждый раз, с каждым ребенком эта поддержка будет совершенно разной и очень гибкой.

1. Самое важное и сложное - вовремя понять замысел ребенка (часто так бывае, что в суете мы не успеваем расспросить и вникнуть в то, зачем он это делает).

2. Младшим ребятам важно помочь перевести их часто импульсивное действие в инициативное, опять же, уточняя "а был ли у тебя замысел и какой"?

3. У старших дошкольников поддержка их инициативы может быть как и в том, чтобы совсем не помогать, так и в том, чтобы помочь (в зависимости от личностных характеристик ребенка)

Напремер в замысле у ребенка организация спектакля в группе, при этом реакций воспитателя может быть много, но вот самые частые:

"О Саша, как ты зорово придумал, ребята идите сюда, сейчас будем распределять роли!"

"О, Саша, отличная идея, какой у тебя план, с кем и о чём тебе придётся договориться, чтобы получился спектакль?"

"О, Саша, что же ты всё время придумываешь какие-то странные идеи!? и т.д.

Какая из этих трёх фраз точно нам не подойдёт? Ответ очевиден!!!

 


В чем выражается самостоятельность и инициативность дошкольников? 

Самостоятельность проявляется в стремлении и желании приложить усилия для решения задач в повседневной деятельности, при этом – максимально независимо от взрослого, основываясь на своем опыте, знаниях, занимаясь поисковой деятельностью до полного решения проблемы. Это качество – признак готовности к школе. Как определить наличие данного качества? Через наблюдения за ребенком во время игры, во время выполнения поручений взрослых.

Самостоятельный дошкольник умеет создавать сюжеты для самостоятельных или коллективных игр, способен выполнить посильные для его возраста просьбы родителей или воспитателя, может оценить относительно объективно результат своей деятельности, других людей. Особенно ярко проявляются эти важные составляющие личности маленького человека в сюжетно-ролевых играх с правилами.

Инициативность проявляется в желании действовать по внутреннему побуждению, это тоже очень важное качество, по нему определяется уровень развития детей, особенно в раннем дошкольном возрасте. Точно так же, как и самостоятельность, эта составляющая видна во время общения, игровой деятельности, в творчестве. Инициативность в детском возрасте равна любознательности, изобретательности, пытливости ума.

Из вышесказанного следует, что развивать у дошкольников два важнейших для жизни качеств нужно, прежде всего, во время игры, а также творческих занятий. Кроме того, существует множество нестандартных методик, формирующих высокоразвитую личность.

Способы воспитать инициативу и активность

Что мы можем в садике сделать, чтобы привить ребенку ценные качества:

  • Создать условия для того, чтобы у детей была возможность выбирать деятельность, а также партнеров для совместной деятельности;
  • Мотивировать детей принимать решения, без страха выражать свои чувства и мысли;
  • Мягко помогать детям в разных видах деятельности, стимулируя проявления волевых признаков у детей.

Нужно взять за правило в рамках плана работы предусматривать игры на свободную тему, выбранную детками. И во время забав на заданную тему давать волю детской фантазии, отстраненно наблюдая и при необходимости направляя процесс в нужное русло.

Чаще спрашиваем детей: Кто хочет? Чем займемся? Как поступить? Что выбираешь? Отличная методика «Три варианта», ее можно применять в любом возрасте ребенка: если он приходит к вам с вопросом или проблемой, вы предлагаете ему для начала самому найти три варианта решения. Обычно в процессе обдумывания вариантов находится и решение.

Помимо постоянных побуждений в процессе повседневной деятельности, хорошо бы специально организовывать ситуации, ритуалы для инициативы и самостоятельности. Например, ввести день самоуправления, когда дети, утром совместно обсудив, выбирают, чем будут заниматься сегодня в рамках расписания дня. Воспитатель может предложить деятельность на выбор или полностью отдать инициативу детям.

Также проектная деятельность воспитанников отлично развивает нужные качества, здесь и поиск проблемы, сбор информации, путей решения, выбор команды для реализации проекта. О проектах в детском саду я писала, читайте, если интересно: «Темы проектной деятельности для малышей», «Виды проектной деятельности – рассмотрим конкретные примеры», «Проект в ДОУ или проектная деятельность в детском саду».

Во время творческих занятий сам Бог велел стимулировать свободу выбора, поиск путей реализации задуманного. Наша задача – дать инструмент для действия и научить с ним работать, далее – дети действуют сами.

В каких видах деятельности можно привить волевые качества детям?

  • Простой бытовой труд и самообслуживание;
  • Творчество: лепка, рисование, конструирование и т.п.;
  • Коммуникативная деятельность: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т.п.;
  • Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять.

Думаю, главное – создать благоприятные условия в группе для детской инициативы и самостоятельности, а также всячески способствовать формированию зрелой личности.


СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Переход в старшую и особенно подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду. Такие мотивы, как «Мы заботимся о малышах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к   школе», направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.

Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к са-мостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

Следует отметить, что на седьмом году жизни нередко возникают слож-ности в поведении и общении ребенка со взрослыми. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся ме-нее понятными для окружающих. Ребенок порой ведет себя вызывающе, манерничает, кого-то изображает, кому то подражает. Он как бы примеряет на себя разные модели поведения, заявляя взрослому о своей индивидуальности, о   своем праве быть таким, каким он хочет. Психологи связывают это с прояв-лением кризиса семи лет.

Появление подобных особенностей в поведении должно стать для близких взрослых сигналом к перемене стиля общения с ребенком. Надо относиться к нему с бîльшим вниманием, уважением, доверием, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу. Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это — обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увле-кательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поста-вить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитыва-ют свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.

В    группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...», «Как это изменить, чтобы...», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подоб-ные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками. Периодически в «сундучке сюрпризов» появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие их любознательность. Это могут быть «посылки из космоса», таинственные письма с увлекательными заданиями, схемами, ребусами, детали технических устройств, зашифрованные записи и  пр. Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.

Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интерес-ные и сложные вопросы. В трудных случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.