мои публикации
Мои статьи, созданные по итогам выступлений и с целью распространения опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа студентов в амурском медицинском колледже | 30 КБ |
Учим учиться самостоятельно | 29.5 КБ |
integrirov._urok.docx | 31.84 КБ |
О профессиональном стандарте педагога (преподаватель СПО) | 41.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа в Амурском медицинском колледже.
А.Н. Абрамова – методист ГОУ СПО
«Амурский медицинский колледж»
Научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа является неотъемлемой частью учебного процесса и ведется в каждом учебном заведении. Целью внедрения исследовательских элементов в учебный процесс является привитие студентам следующих навыков:
- формулировать конкретную задачу научного исследования;
- собирать, группировать, статистически обрабатывать и анализировать полученные результаты;
- формулировать заключения и выводы
- составлять рекомендации для практического применения.
В Амурском медицинском колледже уже несколько лет работает студенческое научное общество. Это добровольное творческое объединение студентов, проявляющих интерес к учебно- и научно-исследовательской работе и активно участвующих в ней под руководством преподавателей. В СНО разработана документация: Устав, план работы (утверждается ежегодно), структура СНО. Председателем общества является студент, руководителем – автор статьи. Каждое заседание протоколируется.
Студенческий актив СНО участвует в подготовке студенческой научно-практической конференции, которую в нашем колледже принято называть Днем науки. Подготовка ко Дню науки начинается ежегодно с сентября. Преподаватели - руководители секций - совместно с членами СНО разрабатывают тематику секции на основе общей темы Дня науки. На конференции обычно работает от 10 до 12 секций. Темы Дня науки за последние два года звучали так: «Здоровьесбережение нации в наших руках», «Болезни и медицина XXI века». Стало хорошей традицией открывать День науки торжественно на общей линейке, подготовленной членами СНО.
Научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа в колледже выходит за рамки Дня науки. И в этом есть большая заслуга заместителя директора по научно-методической работе Сидоренко М.А.. Именно она является инициатором и идейным вдохновителем всей научно-исследовательской работы в колледже. Наши студенты ежегодно принимают участие в городских, областных, региональных и даже всероссийских конференциях и конкурсах. Приятно отметить, что они часто занимают призовые места.
Так, студентке 4 курса Ряжских Кристине посчастливилось участвовать в V Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России», где она получила Диплом I степени, а Карака Анастасия (студентка 4 курса) стала лауреатом заочного этапа этой конференции. Ибрагимова Расмия (студентка 3 курса) получила Диплом лауреата Всероссийского заочного молодежного конкурса научно-исследовательских работ по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО – 2010», а Клюкина Мария (студентка 3 курса) стала лауреатом конкурса «Юность. Наука. Культура», а также заняла 1 место на областном конкурсе Правительства Амурской области на лучшую студенческую работу по охране труда среди средних профессиональных учебных заведений. Хочется отметить, что работы наших студентов по охране труда занимают первые места уже три года подряд! Студентки Глонина Александра (4 курс) и Семакина Ксения (2 курс) приняли участие в межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Роль средних медицинских работников в реализации медико-санитарных, медико-социальных, медико-диагностических и медико-профилактических программ» в г. Хабаровске, где Александра заняла 2 место.
Студентки Киселева Татьяна (4 курс), Сердышева Наталья (3 курс), Горбач Светлана (4 курс) приняли участие в очно-заочной студенческой конференции «Сахарный диабет – глобальная медико-социальная проблема современности» в г. Биробиджане.
Приятно отметить, что, несмотря на большие нагрузки в учёбе у наших студентов находится время и желание заниматься исследовательской работой, а преподаватели им в этом с удовольствием помогают.
Предварительный просмотр:
ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж»
Абрамова Анна Николаевна – методист
Учим учиться самостоятельно
Стремительный прогресс науки и техники обусловливает все возрастающий поток научной информации. В связи с этим, готовя квалифицированные кадры, необходимо исходить не только из требований к специалисту на сегодняшний день, но и ориентироваться на уровень развития науки и практики, который будет достигнут к моменту трудовой активности специалистов. Реализация программ среднего профессионального образования выявила необходимость обучения всех студентов основам научно-исследовательской деятельности, приобретения опыта проведения научных исследований, развитие их творческих способностей.
Вместе с тем, чтобы подготовить специалиста, обладающего способностью творчески осуществлять свою деятельность, важно уже в ходе усвоения знаний учитывать индивидуальные особенности студента.
Все прекрасно знают, что большая часть студентов ссузов некоммерческих специальностей имеет низкую мотивацию к учебе. Их выбор учебного заведения был основан на остаточном принципе – «не поступили в вуз» или «не надо сдавать ЕГЭ» (на базе 9 классов). Зачастую они сами не представляют, что из себя представляет выбранная ими профессия. После первой сессии многие понимают, что неверно выбрали жизненный путь и либо добровольно уходят из колледжа, либо учатся без мотивации с целью просто получить диплом. Однако, даже такие студенты способны к обучению.
Участие студентов в научной работе, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий является в настоящее время эффективным путем преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки специалистов в колледже и потребностью развития у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы.
Исследовательская деятельность в колледже включает в себя научно-исследовательскую работу (НИРс) и учебно-исследовательскую работу студентов (УИРс). Учебно-исследовательская деятельность имеет место на занятиях в урочное время и является обязательной составляющей учебного процесса. Научно-исследовательская работа носит добровольный характер. Для привлечения наибольшего количества студентов к исследовательской деятельности в Амурском медицинском колледже было образовано Студенческое научное общество. В его состав входят по одному представителю от преподавательского состава от каждой ЦМК, а также по 1-2 члена от студенческого сообщества. Членство в СНО носит добровольный характер. Входящие в СНО студенты составляют актив, с которым работают преподаватели на протяжении всей учебы.
Одной из главных целей СНО является подготовка к научно-практической конференции, традиционно именуемой Днем науки. Работа студенческого научного общества начинается с сентября – составляется план работы, уточняются цели и задачи общества на год, определяется тематика секций и докладов. Также члены СНО принимают участие в подготовке исследовательских работ на различные городские, областные, региональные и всероссийские конкурсы и конференции.
Задачей педагога является умение разглядеть в студенте исследовательский потенциал, сделать процесс поиска и сбора информации не обязанностью, а удовольствием. Главное – задать правильное направление – заинтересовать темой, помочь в систематизации полученной информации, научить строить гипотезу и делать соответствующие выводы по окончании исследования, а также подчеркнуть важность участия именно данного студента в работе. Первое удачное выступление перед большой аудиторией стимулирует студента к дальнейшему участию в исследовательской работе. Неудачный опыт помогает выявить совместно с преподавателем недочеты в работе и учесть ошибки в дальнейшем. В любом случае, это стимулирует студентов к дальнейшей деятельности, и в следующий раз уже не преподаватель обращается к студенту с темой доклада, а студент сам вызывается поучаствовать в конференции со своей тематикой. Значит, цель научить учиться самостоятельно достигнута!
А.Н. Абрамова - методист
Предварительный просмотр:
Педагогические возможности интегрированного занятия в преподавании иностранных языков
Абрамова Анна Николаевна,
преподаватель английского языка
ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж»
Я преподаю английский язык в Амурском медицинском колледже, веду занятия на специальностях «Фармация» и «Акушерское дело».
Моя педагогическая карьера, как я считаю, еще в начале пути – каждый год, работая с группами нового набора, приходится вносить коррективы в тематические планы и стремиться к самосовершенствованию в планировании своих занятий. Работая даже по одному тематическому плану, два преподавателя могут вести занятия, используя разные тексты и методические материалы. Даже один и тот же преподаватель в разных группах может построить один и тот же урок по-разному!
К сожалению, приходится отмечать, что, порой, работая в одном коллективе, мы не знаем, чему учат наших студентов.
Моя мечта – построить так программу английского языка, чтобы в своих занятиях использовать необходимую для студентов информацию, в какой-то мере дублирующую и повышающую уровень знаний по основной профессии или специальности, а не преподавать английский, как отдельно взятую дисциплину. Минус в том, что у меня нет медицинского образования и мне сложно оценить ценность и правильность профессионально направленных текстов. Порой сложно их переводить самостоятельно, так как используются профессиональные термины, и даже обычное, казалось бы, слово приобретает особое значение.
Так как многие тексты я скачиваю из интернета, они касаются реалий других государств, например, об акушерках или фармацевтах. Там совсем другие требования к специалисту, другая система образования и здравоохранения. Хотелось бы, например, рассказать, каковы должностные обязанности в жизни у наших акушерок или фармацевтов - не те, что на бумаге, а из личного опыта, с интересными историями и правильными путями решения сложных ситуационных задач. То есть в идеале, хочется интеграции знаний из разных профессионально важных дисциплин. Чтобы английский язык помогал закреплять полученные по другим дисциплинам знания. Возможно, это утопия, но ведь нет предела совершенству и, к счастью, никто не сможет отнять у преподавателя желания творчески подойти к занятию.
В последнее время мои коллеги в Амурском медицинском колледже стали чаще проводить мероприятия, объединяющие несколько дисциплин. Я также задавалась вопросом при подготовке занятий по разделу «Анатомия», какую взять лексику для изучения, почему в английском языке существует по несколько слов, означающих одну и ту же часть тела или орган. К тому же я заметила, что если студенты изучили курс латинского языка до того, как мы приступаем к работе с текстами по анатомии на английском языке, то они читают анатомические термины по правилам латинского языка. Эта частая путаница у студентов в правилах чтения навела меня на мысль о необходимости устранить ее с помощью двух специалистов – преподавателей английского и латинского языков. Я предложила своей коллеге провести такой урок, который поможет студентам упорядочить знания лексики по обоим языкам. Так возникла идея проведения урока-соревнования по английскому языку с интегрированием латинского.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Интегрированный урок может быть бинарным в том смысле, что его ведут два преподавателя-предметника.
Такой тип урока позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
В медицинском колледже в программах многих дисциплин прослеживается общность тематики, объединенной спецификой учебного заведения. В частности, на занятиях по английскому и латинскому языкам изучаются основные термины, обозначающие части тела, органы и системы человека.
В 2016 году в качестве обобщающего занятия по английскому языку по разделу "Анатомия" нами была выбрана нетрадиционная форма занятия - урок-соревнование, в который были интегрированы понятия из двух дисциплин - анатомии и основ латинского языка с медицинской терминологией. Была подготовлена методическая разработка открытого практического занятия. Занятие было рассчитано на студентов 1 курса на базе 11 классов подготовки и проводилось с группой специальности "Фармация". Вели занятие 2 преподавателя – преподаватель английского и латинского языков.
Были обозначены цели занятия и предполагаемый результат.
****************
Образовательные: закрепить знания терминологии по разделу: «Анатомия», освоить новую лексику на латинском языке по данной теме, выявить сходства и различия между анатомической терминологией в латинском и английском языках, составить англо-латино-русский словарь терминов по анатомии.
Развивающие: создать условия для развития логического мышления у обучающихся (на основе сравнительного анализа), развития памяти, устной речи, распознавать иностранную речь преподавателя и одногруппников на слух, воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку контекст.
Воспитательные: создать условия для развития у обучающихся коммуникативной культуры, уважения к культуре и ценностям других стран и народов.
***************************
Поскольку мы работаем в профессиональной образовательной организации, то акцент в обучении должен падать на создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций. Данный пункт также был отражен в методической разработке.
Структура занятия представлена на слайде
*********
1. Организационный момент (3 мин.)
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности. (5 мин.)
3. Актуализация знаний. (10 мин.)
4. Применение знаний и умений в новой ситуации (54 мин.)
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (12 мин.)
6. Рефлексия. (3 мин.)
7. Домашнее задание (1 мин.)
8. Подведение итогов (2 мин.)
**********
Остановимся подробнее на ходе занятия - вначале оба преподавателя поприветствовали присутствующих на английском и латинском языках. Для того, чтобы перейти к теме занятия, был продемонстрирован фрагмент видеоролика с песней "Body parts".
Афоризмом к занятию стала крылатая фраза на латинском языке, имеющая аналог в английском "Nosce te ipsum! – Cognize yourself!" Студентам было предложено перевести ее на русский язык и высказать свои предположения о теме занятия, а также значении данной фразы "Познай самого себя!". После полученных ответов было заслушано мини-сообщение одной из студенток об истории происхождения данного крылатого выражения.
Далее студенты самостоятельно сформулировали тему занятия - The Human Body. Для формулирования целей занятия помогли наводящие вопросы о том, какую связь можно выявить между двумя дисциплинами - английским и латинским языками. Необходимо отметить, что занятие по разделу "Анатомия" являлось обобщающим только на английском языке. По латинскому языку данная лексика была неизвестна студентам, поэтому целью занятия являлось в том числе и освоение новой лексики на латинском языке по данной теме. Также необходимо было выявить сходства и различия между анатомической терминологией в латинском и английском языках.
Ожидаемый результат занятия сводился к созданию латино-англо-русского словаря анатомических терминов и устранению путаницы в чтении путем запоминания.
Студенты были проинформированы с помощью раздаточного материала о том, на развитие каких компетенций было направлено данное мероприятие.
Первым этапом урока-соревнования было представление команд - необходимо было выбрать название, соответствующее общей теме занятия. Команды быстро справились.
Этап актуализации знаний по английскому языку проходил в форме игры "Собери человека". Все студенты были поделены на 2 команды по 10 человек. Для усиления соревновательного момента все занятие оценивало жюри - 3 преподавателя. За определенное время необходимо было выбрать из стопки карточек с разными английскими словами только те, которые означают части тела или органы и поместить их на картинку человека в соответствующем месте. Оценивались как скорость, так и правильность размещения карточек.
Необходимо отметить, что не все студенты правильно расположили слова, обозначающие органы, на изображении человека. Это можно объяснить малым количеством времени на обдумывание, отсутствием мотивации по вспоминанию анатомии, так как занятие проводилось на группе будущих фармацевтов, которые уже получили зачет по ней. Затем совместно с обеими командами мы прочли слова, дали их перевод и разобрали ошибки.
Следующий этап занятия - "Применение знаний и умений в новой ситуации" - был представлен игрой "Анатомическое лото". У каждой группы был одинаковый набор карточек с английскими и латинскими терминами. Задача – за 3 минуты составить пары и указать значение на русском языке. Затем студенты обеих команд поочередно читали одно из представленных слов на слайде, называли его пару на другом языке и давали перевод. (Например, gland [glænd] - glandula, ae, f - железа).
На вопрос преподавателя, почему так быстро справились, и что помогло в нахождении словарных пар, студенты ответили, что многие слова созвучны либо с русскими, либо между собой. Это позволило сделать вывод, что многие слова имеют латинское или греческое происхождение.
Затем студентам было предложено заполнить англо-латино-русский словарь, содержащий вышеупомянутые слова (раздаточный материал прилагался).
Следующим этапом работы для расширения словарного запаса было предложено следующее задание. Каждый из членов команды выбирал по 1 предложению, в котором одно английское слово заменено латинским термином. Задача – перевести предложение и определить, о каком термине идет речь. Затем вставить это английское слово в предложение и перевести. (Напр.: The neck connects caput with the trunk. (caput, itis, n) – head /Шея соединяет голову с туловищем). Проверка задания происходила попеременно. Один студент зачитывал исходное и полученное предложение и давал перевод. Оппонент из другой команды с аналогичным предложением слушал и вносил свои поправки при необходимости. Сложность заключалась в правильном чтении предложения. По ходу разбора всеми заполнялся словарь.
На следующем этапе занятия необходимо было перевести сложные анатомические термины. Задача – как можно быстрее перевести, пользуясь словарем, латинские фразы, при этом исключить те, которые не имеют отношения к анатомии. Затем к оставшимся фразам нужно подобрать английские эквиваленты из предложенных. После выполнения задания производилась совместная проверка. Эти задания заняли много времени, они были сложны для студентов.
В заключении занятия была проведена рефлексия. Команды должны были оценить свою работу на занятии в общем, ответить на вопрос о достижении поставленных целей и оценить работу каждого студента индивидуально. Затем каждому студенту было предложено заполнить таблицу: что знал - что узнал - что хочу узнать. Домашнее задание состояло в дополнении студентами трёхъязычного словаря.
Хотелось бы отметить, что некоторые студенты впервые узнали, что многие английские слова имеют греческие или латинские корни. Все студенты сказали, что им понравились и форма проведения занятия и задания.
При разборе занятия присутствующие преподаватели задали мне вопрос, почему при постановке задания на английском языке я его переводила.
Ответ прост - многие студенты не получили должного уровня знаний в школах и не умеют аудировать на первом курсе. Устранением данной проблемы я занимаюсь постепенно. Я не считаю данный момент отрицательным, потому что сложно за 40 часов аудиторной работы с новыми студентами добиться полного ими понимания иностранных языков.
После такого опыта по проведению интегрированного бинарного урока мы пришли к следующим заключениям. Подготовка к подобному занятию требует больших временных и умственных затрат. Необходимо найти тонкую грань между дисциплинами, чтобы материал по одной гармонично сочетался с другой в рамках учебной программы. Задания должны быть нестандартными для привлечения интереса к занятию. Сложность еще заключалась в большом количестве студентов в группе (20 человек) - необходимо продумать их взаимодействие с преподавателями и между собой во время занятия. Каждый должен показать свои умения и знания при наличии разного уровня подготовки.
Положительными сторонами является удовлетворение преподавателей от проделанной работы, положительный настрой и мотивация студентов на дальнейшие занятия по иностранным языкам. Студенты занимали активную позицию на занятии - учились анализировать и обобщать полученную информацию. Некоторые коллеги захотели попробовать провести подобные занятия по своим дисциплинам. В планах у нас повторить бинарный урок по другой теме "Аптека".
В заключение хотелось бы отметить, что подобный тип занятия и активная форма его проведения способствуют развитию общих компетенций, таких как - умение работать в команде, умение работать в нестандартной ситуации, умению брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий. (Признаюсь, что заранее мы не готовили студентов, мы были в них уверенны)
Интегрированные и бинарные занятия обладают мощным потенциалом и заставляют преподавателя и студентов взглянуть на изучение дисциплин по-новому.
Рекомендую каждому преподавателю хотя бы раз в жизни провести такое занятие.
Источники:http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya-statya-po-teme-integrirovanniy-urok-60362.html
Предварительный просмотр:
О профессиональном стандарте педагога
(Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования)
При подготовке к данному педсовету методической службой было проведено анкетирование среди преподавателей, в котором приняли участие 46 человек. По результатам анкетирования 51,1 % преподавателей знают о существовании Профессионального стандарта педагога, но не знают подробностей; 39,5 % ответили, что владеют информацией о том, что такое Профессиональный стандарт педагога. Мы также спросили, мнение респондентов что такое, по их мнению, стандарт педагога. 55,8 % ответили, что это рамочный документ, содержащий основные требования к квалификации, 41,9 % преподавателей считают, что это перечень должностных обязанностей педагога.
Можно сделать предварительный вывод, что наши преподаватели имеют общее представление о профессиональном стандарте педагога, но не все имеют полное понимание, что же это такое (перечень обязанностей или требования к квалификации).
С 1 июля 2016 года регулирование трудовых отношений в образовательных организациях должно осуществляться на основе профессиональных стандартов (ПС) согласно Федеральным законам. Мы говорим о всех должностях работников, не только педагогах.
Приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2015 года, регистрационный № 38993) утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Срок вступления в силу Стандарта педагога был продлен до 1 января 2017 года.
Для кадровых служб и работодателей при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.
Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам в Великобритании.
В середине XX века в нашей стране были созданы квалификационные справочники. Единицей описания в них стала «должность» (для рабочих – «профессия»). Эти справочники ограничиваются слабо структурированным, фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к образованию и стажу работы. Они не содержат перечня трудовых функций, выполнение которых обеспечивает достижение цели профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности.
Понятия «квалификации работника», «профессионального стандарта», прописаны в статье 195.1. Трудового Кодекса согласно которой:
профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,
а квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции.
В профессиональном стандарте педагога определены основные требования к квалификации. Он призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования; установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
В перспективе внедрение профессиональных стандартов должно привести к увеличению числа высококвалифицированных работников и повышению производительности труда. Методика разработки профессиональных стандартов предусматривает их широкое публичное обсуждение. Таким образом, на смену общественному формату разработки профессиональных стандартов пришел государственно-общественный.
В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Приказ Минтруда России N 544н от 18.10.2013 г. |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Приказ Минтруда России N 514н от 24.07.2015 г. |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых. | Приказ Минтруда России N 613н от 08.09.2015 г. |
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. | Приказ Минтруда России N 608н от 08.09.2015 г. |
Далее по тексту мы будем употреблять понятие «Стандарт педагога», имея в виду Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (напр., моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога). А также он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
Профессиональный стандарт педагога включает в себя описание трудовых функций и требований к квалификации преподавателей СПО, мастеров производственного обучения, преподавателей дополнительного профессионального образования, методистов и профессорско-педагогического состава высших учебных заведений.
Основная цель профессиональной деятельности, согласно стандарту педагога, - организация деятельности обучающихся по освоению знаний; формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность; обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.
Профессиональной стандарт применяется с целью:
- определения необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития студентов;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Содержание профессионального стандарта педагога
Если представить профессиональный стандарт в виде схемы, то градация выглядит так (смотри схему на слайде)
Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции, уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.
Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др. Мы остановимся на трудовых функциях, касающихся должности «преподаватель и преподаватель СПО»
Требования к образованию и обучению:
- Среднее профессиональное образование или высшее образование, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
- Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
- При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и(или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
- Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
- Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
- Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы:
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Особые условия допуска к работе
- Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
- Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
- Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
В стандарте педагога 3 обобщенных трудовых функции относятся к преподавателям СПО (остальные касаются мастеров производственного обучения, методистов и профессорско-преподавательского состава высшего профессионального образования):
- 3.1. «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации»
- 3.1.1.«Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП»
- 3.1.2. «Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации»
- 3.1.3 «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП»
- 3.3. – «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО»
- 3.3.1. «Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО»
- 3.3.2. «Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии»
- 3.5. относится как к преподавателям, так и к методистам, мастерам производственного обучения, доцентам, старшим преподавателям и ассистентам и звучит так «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)»
- 3.5.1 «Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора»
- 3.5.2. «Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)»
На рассмотрение всех трудовых функций, трудовых действий, знаний и умений, которые должен выполнять педагог, можно посвятить отдельный педсовет.
Вот примеры трудовых действия педагога: проведение учебных занятий; организация самостоятельной работы обучающихся; руководство проектной, исследовательской деятельностью и ВКР; консультирование обучающихся и их родителей по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития; текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации студентов; формирование предметно-пространственной среды кабинета, обеспечивающей освоение учебного предмета и т.п.
- Обеспечение в рамках своих компетенций соблюдения прав студентов и предоставления им социальных и иных государственных гарантий,
- Планирование совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации
- Проведение мастер-классов по профессии для школьников
- Обеспечение организации и осуществление профессиональных проб для школьников
УМЕНИЯ:
- разрабатывать рабочие программы
- вести учебно-методическую документацию
- обрабатывать персональные данные с соблюдением требований и правил, установленных законодательством Российской Федерации,
- Мотивировать и организовывать участие студентов в волонтерской деятельности
- Организовывать совместно со студентами подготовку и проведение досуговых и социально значимых мероприятий
- Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.
- выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета
- обучать самоорганизации и контролю студентов
- Обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину
- Организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства по профилю предмета или модулю
- анализировать собственную профессиональную деятельность
- анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебном кабинете
- соблюдать требования охраны труда
- Информировать социальное окружение об успехах и достижениях студентов в различных видах деятельности
- Знакомить школьников и их родителей (законных представителей) с особенностями вида профессиональной деятельности:
- Зрелищно демонстрировать профессиональную деятельность и(или) комментировать ее выполнение студентами, специалистами-практиками
- Привлекать обучающихся по программам профессионального образования в профориентационную работу со школьниками и их родителями
- Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для школьников,
Необходимые ЗНАНИЯ (выборочно):
- Локальные акты образовательной организации в части организации образовательного процесса
- Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся
- Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении
- Основы эффективного педагогического общения, законы риторики и требования к публичному выступлению
- Основы психологии труда, стадии профессионального развития
- Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии
- Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
- эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение
- Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности
Хотелось бы подчеркнуть, что Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, позволяющий разработать в учреждении трудовые договоры и прописать индивидуально трудовые функции преподавателей в зависимости от их опыта, объема выполняемых работ, категории и т.п. и для установления соответствия оплаты труда предъявляемым требованиям.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я думаю, что каждый из присутствующих преподавателей, слушая информацию о профессиональном стандарте педагога, ловил себя на мысли: «как это все возможно выполнить одному человеку?», проанализировал свои сильные и слабые стороны с точки зрения способности выполнять вышеперечисленные трудовые функции. Хотелось бы успокоить Вас. По большей части наш коллектив выполняет данные трудовые функции в том или ином объеме.
Для устранения пробелов в знаниях или умениях есть несколько путей: проведение самоанализа деятельности, рассмотрение более подробно информации на заседаниях ЦМК, педсоветах, а также реализовать намеченные мероприятия в довольно короткие сроки можно посредством:
- самообразования;
- целевых курсов;
- курсов переподготовки;
- участия в мастер-классах;
- дистанционного обучения и т.д.
В дополнение к сказанному отмечу, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту. Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.
Проигнорировать применение профстандарта не удастся: ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность учреждения в виде штрафа до 50 тыс. рублей. Учитывая то, что судебная практика идёт по пути привлечения к ответственности за каждое нарушение, размер штрафа может достигнуть астрономического размера. Кроме того, если органы финансового контроля выявят факт замещения работником, не имеющим высшего профессионального образования, должности, в отношении которой профессиональным стандартом предусмотрено обязательное наличие указанного уровня образования, то с учреждения могут быть взысканы суммы заработной платы, выплаченные такому работнику.
P.S.
Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал предложение Минобрнауки России перенести на более поздний срок вступление в силу профстандарта «Педагог» (заседание комитета состоялось 8 ноября 2016 года). Сроки перенесли до 2019 года, но, к сожалению, это не касается стандарта педагога СПО.