СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Воронина Елена Ивановна

 

 

                                                                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_obshcheniya_rebenka_v_seme.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

 В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» /В. А. Сухомлинский/
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. 
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Появившийся в 2013 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.
Как же построить нормальные отношения с ребенком (вопрос к родителям)? 
Трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Как же надо общаться с ребенком? В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому общение с ребенком происходит через игру (видео интервью детей).
Вопросы детям:
• Чем ты больше всего любишь заниматься?
• Любишь ли ты играть?
• В какие игры ты любишь играть?
• С кем ты любишь играть?
• Играют ли дома с тобой родители?
Вопрос к родителям:
Как взрослые должны выражать свое недовольство ребенком? (ответы родителей)
Это надо выражать особым образом.
¬ Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
¬ Осуждать действия ребенка, но не его чувства.
¬ Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
Вопрос к родителям:
Что делать, если ребенок не слушается, раздражается?
Видео интервью детей.
Вопросы детям:
• Родители делают тебе замечания?
• Как ты реагируешь на замечания? Что ты делаешь в ответ?
Разные дети по-разному реагируют на замечания: одни грустят и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют. Часто то, что нам кажется простым, для ребенка на самом деле трудновыполнимо. И поступая несправедливо по отношению к нему, мы вынуждаем его на нас обижаться. Указывать на ошибки надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка, обсуждать ее лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо его послушать. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Прижмите к себе ребенка, придвиньте свой стул. Избегайте общения через плечо, смотря телевизор, читая газету, лежа на диване. Ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза говорит ребенку о том, насколько вы готовы его слушать. 
В повседневном общении с ребенком замечайте его переживания: когда он обижен, расстроен, боится и т.д. Называйте эти переживания в повествовательной форме при обращении к ребенку. В беседе держите паузу, которая поможет ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. В разговоре полезно повторить, как вы поняли, что случилось с ребенком, и обозначить его чувство. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начнет все больше рассказывать о себе, тем самым он будет сам продвигаться в решении своих проблем.
Вопросы детям:
• Родители называют тебя ласковыми словами? Какими?
• Часто ли тебя родители обнимают? Сколько раз в день?
Прежде всего, родителям нужно безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, способный, красивый, а за то, что он ваш, за то, что он есть! Психологи доказали, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря при этом, что объятия необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, причем не только ребенку, но и взрослому. Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастье человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живет, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребенком.

Желаю вам удачи и душевного благополучия вашей семье!