Программа Занимательная математика
Прлан работы кружка подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnaya_matematika.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Айбечский детский сад «Аистенок»
Ибресинского района Чувашской Республики
Перспективный план кружка
«Занимательная математика»
(подготовительная группа)
Руководитель: Ильина О.П.
воспитатель 1 кв. категории
Д. Айбечи, 2018
Введение
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Данная программа состоит из разделов: введения, пояснительной записки, учебно – тематического плана, содержания программы, ожидаемых результатов, методического обеспечения программы, материального обеспечения программы, литературы. Программа реализуется в объёме 36 часов в подготовительной группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей.
Пояснительная записка
Программа математического кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Помораевой И.А, Позиной В. А «Формирование элементарных математических представлений.» (6-7 лет), рассчитана на 1 год. Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Занятия распределены по разделам:
- Количество и счет
- Величина
- Ориентирование в пространстве и во времени
- Геометрические фигуры
- Логические задачи (приложение№2)
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Цель программы: создание условий для углубления знаний детей по сенсорному развитию.
Задачи программы:
- способствовать формированию общего представления о множестве и числе;
- способствовать формированию навыков количественного и порядкового счета в пределах 20;
- создать условия для знакомства с составом числа;
- способствовать развитию умений детей решать простейшие арифметические задачи;
- способствовать формированию умений соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- создать условия для формирования умений сравнивать множества;
- обеспечить условия для знакомства с математическими знаками;
Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.
Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю 25-30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики Помораевой И.А, Позиной В.А. «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)», провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Дети должны уметь:
- Объединять группы предметов по общему признаку
- Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
- Называть числа в прямом порядке до 20;
- Соотносить цифру и количество предметов;
- Пользоваться цифрами и математическими знаками;
- Различать величины: длину, ширину, высоту;
- Делить предметы на несколько равных частей
- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
Дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
• Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание
Тема | Количество занятий | |
1 | Количество и счет | 9 |
2 | Величина | 9 |
3 | Ориентирование в пространстве и во времени | 9 |
4 | Геометрические фигуры | 9 |
Тематическое планирование
Перспективное планирование
Календарное планирование работы кружка
«Занимательная математика»
сентябрь | Количество и счет: |
Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом. | «Незнайка в гостях» Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. «В какой сетке больше мячей» Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество. |
Величина | Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера | «Кто быстрее подберет коробки» Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. | |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Закреплять временные представления | «12 месяцев» Цель: закрепить понятие о месяцах. «Когда это бывает?» Математическая сказка «Художники» №2 Цель: развитие ориентировки в пространстве | |
Геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник | «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. «Приключения Маши и Вани» Математическая сказка | |
октябрь | Количество и счет: | Числа и цифры от 1 до 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки + и -. | «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. |
Величина | Большой, маленький, поменьше. | ««Достань мяч» Карточка Цель: закрепить понятие величины. | |
Ориентировка во времени. | Знакомство с названием осенних месяцев. | «Назови пропущенное слово» Цель: закрепить знания о днях недели.
| |
Ориентировка в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги. | «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. | |
Геометрические фигуры | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. | «Подбери фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. «Как Круг и Квадрат отправились в поход» - математическая сказка | |
ноябрь | Количество и счет | Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. | «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. |
Величина | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | «Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
| |
Ориентировка в пространстве. | Понятия: лево -право, впереди, сзади. | «Как расположены фигуры» Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру», «Что где находится?» | |
Ориентировка во времени. | Повторение названий осенних месяцев. Части суток. | «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?» | |
Геометрические фигуры | Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. | ««Сложи из палочек» Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Какие фигуры видишь?» «Заполни пустые квартиры», «Кто лишний и почему?», | |
декабрь | Количество и счет | Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. | «Поездка» Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше. «Яблоко» -Математическая сказка |
Величина | Часть и целое. | «Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами. «Снеговики», | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. | «Клумба» Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. «Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Назови пропущенное слово», «Найди игрушку», «Найди похожую», | |
Геометрические фигуры | Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. | «Сложи фигуру» Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. | |
январь | Количество и счет | Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших Решение примеров на сложение и вычитание Знаки <,>. | «Встань на свое место» Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
|
Ориентировка во времени и в пространстве | Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. | «Найди парную картинку» Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.
| |
Величина. | Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. | «Чем отличаются полоски?»55 Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.
| |
Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | «Где какие фигуры лежат» Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам. «Сколько треугольников?», «Кто где живет?» | |
февраль | Количество и счет | Числа и цифры 1-9.Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. | «Живые числа» Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. |
Геометрические фигуры | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур Повторение названий геометрических фигур. | «Кто быстрее найдет предмет?» Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом. | |
Ориентировка во времени | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. |
| |
Ориентировка в пространстве. | «Куда бросим мяч?» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве. | ||
Величина. | Длинный - короткий. Часть и целое. | «Разложи по порядку» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. «Где, чей дом?» | |
март | Количество и счет. | Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. | «Аэродром» Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки», |
Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | ««Сосчитай, не ошибись» Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров | |
Геометрические фигуры | Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур | «Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. «Гном строит дом» | |
Ориентировка во времени и в пространстве. | Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. | «Угадай, где стоит» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь», | |
апрель | Количество и счет | Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | «Сосчитай правильно» Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. «Теремок» - математическая сказка «Игры с разноцветными прищепками» |
Геометрические фигуры | Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник. | «Найди свою фигуру» Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. «Укрась коврик», «Что на что похоже?», | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | «Найди нужную картинку». Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Времена года», «Назови скорей» Цель: формирование знаний о днях недели. | |
Величина | |||
май
| Количество и счет. | Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Каких кружков больше» Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
«Сколько разных игрушек» Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. «Напиши цифру», |
Геометрические фигуры | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Кто быстрее найдет» Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур. | |
Величина | |||
Ориентировка в пространстве и во времени. | Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. | «Подумай и закрась» Цель: развивать умение выделять признаки предметов.
«Назови скорее», «Нарисуй правильно» |
Литература.
1 От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. Мозаика-Синтез, 2014
2. И.АПомораева , В.А.Позина «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013
3. Н.Е Веракса,, О.Р,Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013
4. Е.Е Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)» - М.Мозаика-синтез,2014