Программа внеурочной деятельности "Здоровье и мы"
Содержание программы.
Раздел I
Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе
жизни
Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение
понятия «здоровый образ жизни.
Тема 1. Гигиена повседневного быта.
Гигиенические требования к одежде и обуви. Мой внешний вид – залог здоровья.
Правила ухода за одеждой и обувью. Тест «Ваше здоровье».
Тема 2. Физическое развитие.
Прибавление в росте и весе. Соответствие роста и веса возрастным нормам.
Окончательный рост мальчиков и девочек.
Сравнение своего роста и веса с возрастными нормами. Определение своего роста в 20 лет.
Тема 3. Формирование правильной осанки.
Нормальная и ненормальная форма стопы. Плоскостопие. Борьба с плоскостопием.
Проверка формы стопы.
Тема 4. Основы самоконтроля.
Пульс – показатель, дающий важную информацию деятельности
сердечно-сосудистой системы.
Физическая нагрузка и пульс. Зависимость частоты пульса от
физической нагрузки.
Тема 5. Закаливание.
Азбука закаливания. Виды закаливания организма человека.
Воздушные ванны. Босохождение. Умывание и обливание холодной водой.
Раздел II
Воспитание двигательных способностей
Характеристика и развитие основных двигательных способностей
человека посредством подвижных игр.
Быстрое овладевание новыми упражнениями. Действия в
изменяющихся условиях. Ловкость.
Комплексы физических упражнений для развития ловкости.Подвижные игры.
Раздел III
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков
через подвижные и спортивные игры. Подвижные игры с мячом. Подвижные игры на основе баскетбола
Игры народов мира.
Проведение осеннего Дня Здоровья , зимнего Дня здоровья, «Весёлые старты» в дни школьных канн
икул.
Раздел IV
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий
Методика и проведение динамических пауз, физкультурных минуток,
занимательных переменок.
Раздел У.Основы знаний о здоровом образе жизни младших школьников
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье и мы» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Ø Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Ø Проговаривать последовательность действий на уроке.
Ø Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Ø Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Ø Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ø Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Ø Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Ø Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ø Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Ø Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Ø Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Ø Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Ø Слушать и понимать речь других.
Ø Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Ø Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ø Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ø Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
1. осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
2. социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Предполагаемый общий результат реализации программы:
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках
по интересам;
- повышение уровня знаний по здоровому образу жизни;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности
родителей за здоровье ребенка;
- способность школьника соблюдать правила ЗОЖ.
-укрепление здоровья
Критерии результативности:
1. Автоматизм навыков личной гигиены.
2. Эффективность программы оценивается по результатам диагностики
· экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников;
· анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»
Требования к подготовке учащихся
· Младшие школьники научатся применять полученные знания в повседневной жизни:
· - о важности воды для человека;
· - о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей;
· - как следует питаться, спать, закаляться;
· - почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит;
· - о полезных и вредных привычках;
· - правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при обращении с огнём, электрическим током;
· - чего не надо бояться;
· - что добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным;
· - как относиться к подаркам, к наказаниям;
· - как нужно одеваться;
· - как вести себя с незнакомым человеком, за столом, в гостях, в общественных местах;
· - как вести себя, если что-то болит;
· - как выбрать друзей, помочь родителям, больным, беспомощным;
· - чем заняться после школы;
· - что такое наше здоровье;
· - как сохранить своё здоровье;
· - вредные привычки.
· Младшие школьники научатся:
· - оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах, различных отравлениях, перегревах, обморожениях, травмах, при попадании инородных тел, при укусах животных, насекомых;
· - сдерживать себя в различных ситуациях;
· - прислушиваться к советам родителей;
· - пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания;
- принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке.
Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.
Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни, своевременно делать прививки, следить за содержанием домашней аптечки, оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием
Способ проверки:
Наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы.
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Перечень учебно-методического обеспечения для руководителя:
Методическое пособие Пожидаевой Т. Ф., Стародубцевой Г. М., Сухаревской Е. Ю., Посошенко Е.В., Пономаревой И. П. «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы»;
Методическое пособие Е. В. Посошенко «Растим здоровых, умных, добрых»;
Методическое пособие А. А. Обуховой «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы»;
Методическое пособие В. И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД»;
Методическое пособие Е. Н. Литвиновой «Основы безопасности жизнедеятельности»;
Факультативный курс Г.А. Потемкина «Твое здоровье»;
Учебное пособие Е. А. Мальцевой «Рабочая тетрадь по пожарной безопасности».
Учебное издание М.Ф. Литвиновой «Русские народные подвижные игры»;
мультимедийные, аудио- и видеоматериалы и другие информационные объекты, отражающие темы курса;
Спортинвентарь;
Журналы инструктажа по технике безопасности;
Демонстрационный материал.
Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Пособия для учителя.
1. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
4. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.