Главные вкладки
План по самообразованию! "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста."
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Воронова Ксения Васильевна
на 2024-2025 учебный год
2024 г.
План самообразования
Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность:
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
- Способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
- Способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
- Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
- Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
- Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
- Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- Признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Срок реализации: 2024 – 2025 год
Предполагаемый результат:
Воспитатели:
- Оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
- Повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- Участие в педсоветах, семинарах;
- Повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Родители:
Повышение интереса родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
- Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- Знают российские деньги;
- Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- В случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство).
Форма отчета по проделанной работы:
Итоговое занятие (Подведение итогов, уточнение знаний детей).
Перспективный план на 2024 – 2025 учебный год по самообразованию на тему:
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Изучение литературы, интернет – ресурсов. | Систематизация полученного материала по теме. Составление плана работы с детьми, родителями и педагогами. | Мониторинг, анализ знаний по теме. | Анкетирование родителей: « Мой ребенок и финансовая грамотность». | Консультация для педагогов «Дошкольник и экономика» |
Октябрь | Беседа о профессиях мам и пап. | Воспитывать у детей бережное отношение к представителям различных профессий. | Электронная презентация «От куда появились деньги»? | Электронная презентация «Финансовая грамотность каждому дошкольнику». | Круглый стол для педагогов: «Развитие финансовой грамотности дошкольников» |
Ноябрь | Чтение сказок, рассказов с содержанием основ финансовой грамотности. | Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность. | Дидактическая игра: «Не ошибитесь». | Консультация: «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников через произведения художественной литературы». | Создание электронной библиотеки произведения художественной литературы по финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет. |
Декабрь | Пополнение предметно – развивающей среды дидактическими играми. | Использование разнообразных форм дает воспитателю проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. | Презентация: «Почему взрослые работают»? Подборка игр по теме. | Интерактивный практикум по формированию финансовой грамотности у детей. | Педагогический час: «Формы работы с детьми по финансовой грамотности». |
Январь | Составление картотеки сюжетно – ролевых игр по теме самообразования. | На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий. | Игры: «Где пригодится»? «Кто что производит»? «Кому что нужно»? «Назови монету»? | Консультация: «Что означает для ребенка быть финансово грамотным»? | Разработать на каждую возрастную группу картотеку игр по финансовой грамотности. |
Февраль | Создание игры «Монополия» своими руками. | Ребенок узнает много нового, сможет улучшить память, стать более внимательным. Увлекательный игровой процесс поможет ребенку развить стратегическое мышление, умение анализировать ситуацию и находить логические связи между двумя явлениями. | Беседа: «Когда продукт труда превращается в товар». Знакомство с экономическим понятием товар. Просмотр презентации. | Буклет для родителей: «Финансовая грамотность начинается в семье». | Разработать на каждую возрастную группу картотеку сюжетно – ролевых игр по финансовой грамотности. |
Март | Чтение сказки С.Я. Маршак «Кошкин дом». СРИ: «Сберегательный банк». | Выявление уровня сформированности представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете. | Викторина: «Профессии». | Консультация: Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности? | Консультация: Что означает для ребенка быть финансово грамотным? |
Апрель | Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон». | Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка. | Квест – игра: «Путешествие Буратино». | Практические советы родителям «Ребенок и карманные деньги». | Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против». |
Май | Подведение итогов, мониторинг знаний детей. | Самоанализ развития творческого потенциала. | Итоговое занятие. | Консультация: «Учить ребенка считать деньги». Отчет для родителей в электронном виде. | Представление опыта по теме самообразования в виде электронной презентации. |