Организация развивающей предметно-пространственной среды и методическое оснащение группы
Паспорт группы
При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2.Использование помещений спальни.
3.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Развивающая предметно-пространственная среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически привлекательной.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_gruppy.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт второй младшей группы
При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2.Использование помещений спальни.
3.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Развивающая предметно-пространственная среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически привлекательной.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
- Социально-коммуникативное развитие
Осваивать первоначальные представления социального характера и включать детей в систему социальных отношений. Развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной принадлежности. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Центр игры:
- сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей;
- игрушки – транспорт разного вида;
- игрушки – животные;
- куклы разного возраста;
- набор посуды;
- кукольный уголок;
- салон красоты;
- магазин;
- больница;
- одежда для ряжения;
- зеркало.
Центр уединения:
- стол и пуфик;
- книги, мозаика, разрезные картинки, пазлы, фломастеры, карандаши, бумаги.
Центр безопасности:
- материалы, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД;
- макет проезжей части;
- макет светофора и дорожных знаков;
- иллюстрации и предметы, изображающие опасные предметы (ножницы, иголки, опасные ситуации);
- наглядно-дидактическое пособие (водный, автомобильный, воздушный транспорт).
- Познавательное развитие
Сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развивать чувства привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине через решение следующих задач. Обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.
Центр познания:
- предметные и сюжетные картинки, наглядно-дидактические пособия, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, животные, транспорт, профессии, бытовая техника, инструменты домашнего мастера);
- картинки с изображением частей суток и их последовательности;
- мелкая и крупная геометрическая мозаика;
- «Чудесные мешочки»;
- игры для интеллектуального развития;
- фланелеграф;
- однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине;
- пазлы;
- доска, мел, указка.
Центр математики:
- игры, связанные с ориентировкой по схеме, планы, условным знаком, сигналом;
- игры на составление целого из частей;
- игры на сравнение предметов по нескольким признакам;
- игры на установление последовательности по степени возрастания;
- игры на поиск недостающего объекта в ряду;
- геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету и размеру;
- цветовой ряд;
- развивающие игры;
- двухполосные карточки для ФЭМП.
Центр экспериментирования:
- земля разного состава, чернозем, песок, камни, остатки частей растений;
- стол с клеенкой;
- емкости для измерения, присыпания, исследования, хранения;
- подносы;
- формочки для изготовления цветных льдинок;
- «Волшебный мешочек», «Ящик ощущений»;
- мыльные пузыри, трубочки, соломки;
- бумага, фольга;
- краски, пипетки;
- увеличительное стекло;
- поролоновые губки разного цвета, формы, размера;
- защитная одежда (халаты, фартуки, нарукавники).
Центр природы:
- картинки панорама леса в разное время года;
- иллюстрации с изображением признаков сезона;
- растения ближайшего окружения;
- муляжи овощей и фруктов;
- календарь природы;
- календарь погоды;
- инвентарь для ухода за растениями и животными (лейка, брызгалки, салфетки, щеточки, кисточки, совки и т.д.);
- условные обозначения;
- природный материал (плоды, шишки, сучки);
- кормушки и корм для птиц;
- иллюстрации животных и птиц;
- дидактические игры на природоведческую тематику.
Центр патриотического воспитания:
- Российский флаг, герб, портрет президента;
- иллюстрации военной техники;
- фуражки летчика, ракетчика, шлем танкиста, бескозырка моряка;
- фотографии исторических памятников России и родного города;
- книга о родном городе;
- народные игрушки и изделия народных промыслов.
- Речевое развитие
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
Центр речевого развития:
- картотека дидактических игр;
- игры на звукоподражание «Кто кричит?»;
- игры на развитие фонематического слуха «Найди, что звучит?», «Придумай слово со звуком»;
- игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках»;
- пособия на развитие речевого дыхания и мелкой моторики: воздушные шарики, снежинки, карандаши, массажные мячики, игры на шнуровку, мозаика.
Центр книги:
- детские книги;
- картинки на фланелеграфе;
- иллюстрации к детским произведениям;
- альбомы и подборка иллюстраций по темам;
- сюжетные картинки;
- выставка книг одного автора;
- портреты писателей;
- книжки-раскраски;
- столики для детей для рассматривания.
- Художественно-эстетическое развитие
Формировать интерес к художественно-эстетической стороне окружающей действительности, развивать детское творчество, приобщать к изобразительному и музыкальному искусству.
Центр музыки:
- плакаты народных музыкальных игрушек;
- музыкальные инструменты;
- музыкальный коврик.
Центр творчества:
- плакаты
- цветные мелки, карандаши, гуашь, кисточки;
- магнитная доска для рисунков детей;
- пластилин;
- стаканы-непроливайки;
- образцы узоров на полоске.
Центр театра:
- разные виды театра: настольный, бибабо, теневой, перчаточный;
- маски, шапочки;
- ширма, декорации, атрибуты;
- наглядно-дидактические пособия (герои сказок).
Центр конструирования:
- конструкторы различного размера;
- фигурки людей и животных для обыгрывания;
- образцы построек различной сложности;
- игрушки бытовой тематики;
- крупные и мелкие объемные формы;
- тематические конструкторы (пластмассовый, деревянный, металлический);
- машинки, светофор.
- Физическое развитие
Формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Центр двигательной активности:
- кегли;
- мячи разного размера;
- плоскостные дорожки, ребристая доска;
- султанчики, ленточки для дыхательной гимнастики.
- Учебно-образовательные ресурсы (ЭОР)
- интерактивная доска;
- проектор;
- ноутбук для педагогов;
- цветной принтер.
Учебно-методическая литература
Перечень программ:
- Образовательной программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.И. Белькович, Н.В. Гребенкиной, И.А. Кильдышевой.
Парциальные программы:
- Общеобразовательнай программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой;
- Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» под редакцией С.Н. Николаевой.
Методические пособия
- Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика», В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. – 528с.
- Методические рекомендации к образовательной программе дошкольного образования «Мозаика». Средняя группа. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. – 112с.
- Журнал взаимодействия с родителями: психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 3-5 лет. Е.П.Арнаутова, 2016.
- Журнал планирования образовательной деятельности в ДОО. Средняя группа. Е.П.Арнаутова, 2019.
- Журнал педагогической диагностики развития ребенка. Средняя группа. В.Ю.Белькович, 2018.
- Физические упражнения и игры на основе фольклора. В.М.Немеровский. 2020.
- Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм. 4-5 лет. Л.Л.Тимофеева. 2019.
- Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками. Л.Н.Лаврова, Н.И.Чеботарева. 2019.
- Увлекательное путешествие в мир взрослых. С.В.Кожокарь. 2018.
- Дети с трудностями в общении. Е.О.Смирнова, В.М.Холмлгорова. 2018.
- Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой. В.Н.Макарова, Е.А.Арнаутова. 2018.
- Хрестоматия для детского сада: средняя группа. А.Н.Печерская. 2018.
- Играем, дружим, растем: сборник развивающих игр. Средняя группа. И.С.Артюхова, В.Ю.Белькович, 2018.
Наглядно-дидактические пособия
- Книга-пазл. Наши любимые игры. Январь. Средняя группа. Е.И.Матвеева
- Книга-пазл. Вот она какая – осень золотая! Октябрь. Средняя группа.И.С.Артюхова.
- Картотека воспитателя. Образовательные проекты в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. К.Ю.Белая, Е.А.Каралашвили, Л.И.Павлова, 2020.
- Картотека воспитателя. 40 сценариев занятий с детьми с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности. 5 – 7 лет. Л.Г.Серебрякова.
- Картотека воспитателя. Тематические беседы с детьми старшего дошкольного возраста. К.Ю.Белая. 2020.
- Картотека воспитателя. Тематические недели в детском саду с детьми дошкольного возраста. К.Ю.Белая. 2018.
- Картотека воспитателя. Тематические дни в детском саду с детьми дошкольного возраста. К.Ю.Белая. 2018.
- Картотека воспитателя. Тематические прогулки с дошкольниками. К.Ю.Белая. 2018.
- Картотека воспитателя. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Н.А.Рыжова. 2017.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
- Авторские электронные интерактивные игры по пяти образовательным областям.
Участие в различных конкурсах по развивающей предметно-пространственной среде
№ | Мероприятие | Уровень | Год | Результат |
1 | Смотр-конкурс «Лучший спортивный уголок» | ДОУ | 2018 | Грамота 1 место |
2 | Смотр – конкурс «Развивающая среда» | ДОУ | 2019 | Грамота 2 место |
3 | Смотр – конкурс «Умывальная комната» | ДОУ | 2019 | Грамота 1 место |
4 | Смотр – конкурс «Спальных комнат» | ДОУ | 2020 | Грамота 2 место |
5 | Смотр – конкурс «Лучший уголок – ПДД» | ДОУ | 2020 | Грамота 2 место |
6 | Дистанционный всероссийский конкурс «Лучшая предметно-развивающая среда» | Всероссийский | 2020 | Диплом 1 место |
7 | Тематический контроль «Готовность ДОУ к учебному году» | ДОУ | 2020 | Грамота 2 место |
8 | Городской дистанционный конкурс видеороликов «Развивающая среда по русской культуре» | Городской | 2020 | Диплом 3 степени |