Организация развивающей предметно-пространственной среды и методическое оснащение группы

Тарская Светлана Андреевна

Паспорт группы

При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2.Использование помещений спальни.

3.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Развивающая предметно-пространственная среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной, развивающей;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной;
  • здоровьесберегающей;
  • эстетически привлекательной.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_gruppy.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт второй младшей группы

При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2.Использование помещений спальни.

3.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Развивающая предметно-пространственная среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной, развивающей;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной;
  • здоровьесберегающей;
  • эстетически привлекательной.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

  1. Социально-коммуникативное развитие

Осваивать первоначальные представления социального характера и включать детей в систему социальных отношений. Развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной принадлежности. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Центр игры:

  • сюжетные игрушки, изображающие животных  и их детенышей;
  • игрушки – транспорт разного вида;
  • игрушки – животные;
  • куклы разного возраста;
  • набор посуды;
  • кукольный уголок;
  • салон красоты;
  • магазин;
  • больница;
  • одежда для ряжения;
  • зеркало.

Центр  уединения:

  • стол и пуфик;
  • книги, мозаика, разрезные картинки, пазлы, фломастеры, карандаши, бумаги.

Центр безопасности:

  • материалы, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД;
  • макет проезжей части;
  • макет светофора и дорожных знаков;
  • иллюстрации и предметы, изображающие опасные предметы (ножницы, иголки, опасные ситуации);
  • наглядно-дидактическое пособие (водный, автомобильный, воздушный транспорт).

  1. Познавательное развитие

Сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развивать чувства привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине через решение следующих задач. Обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.

Центр познания:

  • предметные и сюжетные картинки, наглядно-дидактические пособия, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, животные, транспорт, профессии, бытовая техника, инструменты домашнего мастера);
  • картинки с изображением частей суток и их последовательности;
  • мелкая и крупная геометрическая мозаика;
  • «Чудесные мешочки»;
  • игры для интеллектуального развития;
  • фланелеграф;
  • однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине;
  • пазлы;
  • доска, мел, указка.

Центр математики:

  • игры, связанные с ориентировкой по схеме, планы, условным знаком, сигналом;
  • игры на составление целого из частей;
  • игры на сравнение предметов по нескольким признакам;
  • игры на установление последовательности по степени возрастания;
  • игры на поиск недостающего объекта в ряду;
  • геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету и размеру;
  • цветовой ряд;
  • развивающие игры;
  • двухполосные карточки для ФЭМП.

Центр экспериментирования:

  • земля разного состава, чернозем, песок, камни, остатки частей растений;
  • стол с клеенкой;
  • емкости для измерения, присыпания, исследования, хранения;
  • подносы;
  • формочки для изготовления цветных льдинок;
  • «Волшебный мешочек», «Ящик ощущений»;
  • мыльные пузыри, трубочки, соломки;
  • бумага, фольга;
  • краски, пипетки;
  • увеличительное стекло;
  • поролоновые губки разного цвета, формы, размера;
  • защитная одежда (халаты, фартуки, нарукавники).

Центр природы:

  • картинки панорама леса в разное время года;
  • иллюстрации с изображением признаков сезона;
  • растения ближайшего окружения;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • календарь природы;
  • календарь погоды;
  • инвентарь для ухода за растениями и животными (лейка, брызгалки, салфетки, щеточки, кисточки, совки и т.д.);
  • условные обозначения;
  • природный материал (плоды, шишки, сучки);
  • кормушки и корм для птиц;
  • иллюстрации животных и птиц;
  • дидактические игры на природоведческую тематику.

Центр патриотического воспитания:

  • Российский флаг, герб, портрет президента;
  • иллюстрации военной техники;
  • фуражки летчика, ракетчика, шлем танкиста, бескозырка моряка;
  • фотографии исторических памятников России и родного города;
  • книга о родном городе;
  • народные игрушки и изделия народных промыслов.

  1. Речевое развитие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Центр речевого развития:

  • картотека дидактических игр;
  • игры на звукоподражание «Кто кричит?»;
  • игры на развитие фонематического слуха «Найди, что звучит?», «Придумай слово со звуком»;
  • игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках»;
  • пособия на развитие речевого дыхания и мелкой моторики: воздушные шарики, снежинки, карандаши, массажные мячики, игры на шнуровку, мозаика.

Центр книги:

  • детские книги;
  • картинки на фланелеграфе;
  • иллюстрации к детским произведениям;
  • альбомы и подборка иллюстраций по темам;
  • сюжетные картинки;
  • выставка книг одного автора;
  • портреты писателей;
  • книжки-раскраски;
  • столики для детей для рассматривания.
  1. Художественно-эстетическое развитие

Формировать интерес к художественно-эстетической стороне окружающей действительности, развивать детское творчество, приобщать к изобразительному и музыкальному искусству.

Центр музыки:

  • плакаты народных музыкальных игрушек;
  • музыкальные инструменты;
  • музыкальный коврик.

Центр творчества:

  • плакаты
  • цветные мелки, карандаши, гуашь, кисточки;
  • магнитная доска для рисунков детей;
  • пластилин;
  • стаканы-непроливайки;
  • образцы узоров на полоске.

Центр театра:

  • разные виды театра: настольный, бибабо, теневой, перчаточный;
  • маски, шапочки;
  • ширма, декорации, атрибуты;
  • наглядно-дидактические пособия (герои сказок).

Центр конструирования:

  • конструкторы различного размера;
  • фигурки людей и животных для обыгрывания;
  • образцы построек различной сложности;
  • игрушки бытовой тематики;
  • крупные и мелкие объемные формы;
  • тематические конструкторы (пластмассовый, деревянный, металлический);
  • машинки, светофор.

  1. Физическое развитие

Формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Центр двигательной активности:

  • кегли;
  • мячи разного размера;
  • плоскостные дорожки, ребристая доска;
  • султанчики, ленточки для дыхательной гимнастики.

  1. Учебно-образовательные ресурсы (ЭОР)
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • ноутбук для педагогов;
  • цветной принтер.

Учебно-методическая литература

Перечень программ:

  1. Образовательной программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.И. Белькович, Н.В. Гребенкиной, И.А. Кильдышевой.

Парциальные программы:

  1. Общеобразовательнай программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой;
  3. Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» под редакцией С.Н. Николаевой.

Методические пособия

  1. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика», В.Ю.Белькович,  Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. – 528с.
  2. Методические рекомендации к образовательной программе дошкольного образования «Мозаика». Средняя группа. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. – 112с.
  3. Журнал взаимодействия с родителями: психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 3-5 лет. Е.П.Арнаутова, 2016.
  4. Журнал планирования образовательной деятельности в ДОО. Средняя группа. Е.П.Арнаутова, 2019.
  5. Журнал педагогической диагностики развития ребенка. Средняя  группа. В.Ю.Белькович, 2018.
  6. Физические упражнения и игры на основе фольклора. В.М.Немеровский. 2020.
  7. Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм. 4-5 лет. Л.Л.Тимофеева. 2019.
  8. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками. Л.Н.Лаврова, Н.И.Чеботарева. 2019.
  9. Увлекательное путешествие в мир взрослых. С.В.Кожокарь. 2018.
  10. Дети с трудностями в общении. Е.О.Смирнова, В.М.Холмлгорова. 2018.
  11. Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой. В.Н.Макарова, Е.А.Арнаутова. 2018.
  12. Хрестоматия для детского сада: средняя группа. А.Н.Печерская. 2018.
  13. Играем, дружим, растем: сборник развивающих игр. Средняя группа. И.С.Артюхова, В.Ю.Белькович, 2018.

Наглядно-дидактические пособия

  1. Книга-пазл. Наши любимые игры. Январь. Средняя группа. Е.И.Матвеева
  2. Книга-пазл. Вот она какая – осень золотая! Октябрь. Средняя группа.И.С.Артюхова.
  3. Картотека воспитателя. Образовательные проекты в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. К.Ю.Белая, Е.А.Каралашвили, Л.И.Павлова, 2020.
  4. Картотека воспитателя. 40 сценариев занятий с детьми с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности. 5 – 7 лет. Л.Г.Серебрякова.
  5. Картотека воспитателя. Тематические беседы с детьми старшего дошкольного возраста. К.Ю.Белая. 2020.
  6. Картотека воспитателя. Тематические недели в детском саду с детьми дошкольного возраста. К.Ю.Белая. 2018.
  7. Картотека воспитателя. Тематические дни в детском саду с детьми дошкольного возраста. К.Ю.Белая. 2018.
  8. Картотека воспитателя. Тематические прогулки с  дошкольниками. К.Ю.Белая. 2018.
  9. Картотека воспитателя. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Н.А.Рыжова. 2017.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

  1. Авторские электронные интерактивные игры по пяти образовательным областям.

Участие в различных конкурсах по развивающей предметно-пространственной среде

Мероприятие

Уровень

Год

Результат

1

Смотр-конкурс «Лучший спортивный уголок»

ДОУ

2018

Грамота 1 место

2

Смотр – конкурс  «Развивающая среда»

ДОУ

2019

Грамота 2 место

3

Смотр – конкурс

«Умывальная комната»

ДОУ

2019

Грамота 1 место

4

Смотр – конкурс

«Спальных комнат»

ДОУ

2020

Грамота 2 место

5

Смотр – конкурс

«Лучший уголок – ПДД»

ДОУ

2020

Грамота 2 место

6

Дистанционный всероссийский конкурс «Лучшая предметно-развивающая среда»

Всероссийский

2020

Диплом 1 место

7

Тематический контроль «Готовность ДОУ к учебному году»

ДОУ

2020

Грамота 2 место

8

Городской дистанционный конкурс видеороликов «Развивающая среда по русской культуре»

Городской

2020

Диплом 3 степени