СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНИНГИ «ИСТОКОВ» В РАМКАХ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ.
Выступила на ежегодной научно-практической конференции на базе кафедры МПФ МГОУ Проблемы создания образовательной среды по физике в условиях реализации новых стандартов. 13-14 апреля 2016 г. по теме: «Социокультурные тренинги истоков в рамках конструирования содержания учебного материала по физике» (Проблемы создания образовательной среды по физике в условиях реализации новых стандартов. Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы: оклады научно-практической конференции (13-14 апреля 2016 г., Москва)/ Отв. Редактор: А.А. Синявина. – Москва: ИИУ МГОУ, 2016.- 144 с. Стр. 86-90)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_treningi_istokov_obucheniya_fizike.docx | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНИНГИ «ИСТОКОВ» В РАМКАХ
КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ.
Середина А.В.
МАОУ лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина
г. Щёлково Московская область
О социокультурных технологиях «Истоков» и их активных формах обучения я впервые узнала в 1993 году на семинаре Технологической школы бизнеса (TBS) «Менеджмент в образовании», применяю их более 20 лет.
В основе технологии социокультурный системный подход профессора РАЕН Кузьмина И.А.:
- Обучение ведётся на едином аналоговом уровне:
- Настрой учителя на самоутверждение.
- Общение на уровне Взрослый-Взрослый
- Изучение и развитие многообразия стратегий мышления.
- Создание единого контекста.
- Групповая форма работы + делегирование + консультирование.
- Своевременный переход из ассоциированного состояния в диссоциированное (обучение – в ассоциированном, наказание – в диссоциированном).
- Триада оценки: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
- Выход на родителей.
Социокультурный системный подход реализуется через активные формы обучения – социокультурные тренинги.
Под тренингом в социокультурном системном подходе понимается интенсивное либо высокоинтенсивное обучение, осуществляемое в виде практических упражнений по определенным технологиям с целью развития социокультурной основы Человека, Группы, Общества[1].
Более подробно хотела бы познакомить с тренингом – выбор (наиболее часто использую его на уроках и во внеурочной деятельности) на материале «Основные положения Молекулярно-кинетической теории строения вещества (МКТ)». Данный тренинг провожу в первый день изучения молекулярных явлений в 10 классе (до повторения).
- Подготовительный этап .
Учитель раздаёт бланки с заданиями тренинга и бланки ответов. Ученики вспоминают основные положения МКТ, заносят их на электронную доску.
I. Все вещества состоят из молекул.
II. Все молекулы непрерывно, беспорядочно движутся.
III. Молекулы взаимодействуют между собой.
- Основной этап.
Задание индивидуального этапа: определите, какие положения МКТ (I,II,III) подтверждают ниже перечисленные явления. Выберите все правильные варианты ответа, запишите их в столбец «Ваш выбор».
- Температурное расширение тел.
- Смачивание и несмачивание.
- Механическое дробление вещества.
- Растворение одного вещества в другом (при помешивании).
- Броуновское движение.
- Диффузия.
- Склеивание и спаивание веществ.
- Упругие деформации тел.
- Фазовые переходы вещества.
Задание для работы в парах: обсудите свои ответы, придите к единому решению. Результат занесите в столбец «Работа в парах». (Аналогично в кластере).
Экспертная оценка:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I, II | I,II,III | I,III | I | I,II | I,II | I,II,III | I,III | I,II,III |
- Рефлексия.
Бланк ответа:
Фамилия__________________________ Кластер_____________ Класс__________ | |||||
Раунд | Ваш выбор | Выбор после общения с партнеров (в парах) | Выбор после общения в кластере | Балл | Баланс |
Правила формирования оценки учащегося:
- Оценивается только вариант работы в парах или в кластере (конечный для данного вида работы)
- Правильным считается ответ, включающий в себя все возможные варианты.
- Формируется установка на достижение согласия в группе:
- Правильный ответ группы +3 балла, неправильный – (-1балл).
- Если мнения разделились: правильный +1 б., неправильный – (-3 б.)
- Пятый, седьмой, девятый вопрос – бонусные, результат (правильный и неправильный) соответственно умножается на 3, на 5, на 10 с учетом знака.
- Максимальный возможный балл – 72.
- После обсуждения вариантов ответа в кластере и экспертной оценки учащимся выставляется оценка:
«отлично» | «хорошо» | «удовлетворительно» |
68-72 балла | 52-64 балла | ≤ 52 баллов |
Методические рекомендации:
- В ходе работы учитель не дает никаких пояснений, кроме оформления.
- Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы имелась вариативность ответов, а заранее готовых ответов у учащихся не было.
- Индивидуальный раунд обязателен для формирования позиции ученика.
- Работа в парах предшествует работе в кластере. Научившись работать в паре, учащиеся легко переносят этот алгоритм общения в четверки.
- Кластер – базовая группа. В идеале кластер формируется их учащихся с разными видами модальностей. Работой четверки руководит лидер – ученик, у которого в равной степени развито все три модальности – визуальная, аудиальная, кинестетическая, что призвано обеспечить целостность восприятия, формирование единого аналога.
- На первом этапе учитель готовит лидера заранее, объясняя его роль: организация общения, представление мнения группы или выбор отвечающего.
- В дальнейшем рекомендуется проводить смену лидера, чтобы другие учащиеся попробовали себя в этой роли.
- Если сумма баллов за работу в кластере оказалась больше индивидуального выбора, то группа справилась с задачей тренинга, сработал принцип синергизма, (оценка за работу может быть максимальной по решению учителя, независимо от полученных баллов) если нет, то группа потеряла правильные решения. Это пища для рефлексии.
Литература:
- И.А. Кузьмин, А.В. Камкин О программе «Социокультурные истоки. //Истоковедение т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 23-28
- И.А. Кузьмин. Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1, 1997.
- А.В. Середина «Социокультурные технологии Истоков в преподавании физики» // Сборник трудов по материалам II Международной научно-практической Интернет-конференции. Наукоград Королев МО. стр. 316-321 или Мини-сайт Серединой Аллы Викторовны.
- Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. «Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология» «Истоковедение» т.2 Издательский дом Истоки М.2010. стр. 35-41
[1] И.А. Кузьмин . Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1 1997. С.64.