Социокультурные технологии "Истоков" в преподавании физики"
Статья в "Сборнике трудов по материалам II Международной научно-практической Интернет-конференции "Информационные технологии в современном образовании" и участие в очном туре. (Выступление 19 декабря 2014. г. Королёв)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_tehnologii_istokov_obucheniya_fizike.docx | 198.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Социокультурные технологии Истоков в преподавании физики.
Середина А.В
МАОУ лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина
г. Щёлково Московская область
С социокультурными технологиями «Истоков» впервые познакомилась в 1993 году на семинаре Технологической школы бизнеса (TBS) «Менеджмент в образовании». Тогда она называлась «Технология эффективных коммуникаций». Работаю по ней более 20 лет, непрерывно открывая для себя новые возможности.
Цели методики «Истоков» - личностное и профессиональное развитие учителя и ученика.
Задачи:
- Организация эффективного общения;
- Развитие единого социокультурного контекста в процессе обучения;
- Использование целостного социокультурного инструментария;
- Использование социокультурных педагогических технологий;
- Развитие социокультурных ценностей;
- Использование стратегии качества социокультурного обучения.
- Обучение на едином аналоговом уровне
В основе технологии социокультурный системный подход профессора РАЕН Кузьмина И.А.:
- Обучение ведётся на едином аналоговом уровне с использованием подхода «И»:
- Настрой учителя на самоутверждение, т.е. достижение полезных мотивированных поступков.
- Общение на уровне Взрослый-Взрослый
- Изучение и развитие многообразия стратегий мышления.
- Главным является создание единого контекста.
- Групповая форма работы + делегирование + консультирование.
- Своевременный переход из ассоциированного состояния в диссоциированное обучение – в ассоциированном, наказание – в диссоциированном.
- Триада оценки: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
- Выход на родителей.
Социокультурные педагогические технологии «Истоков»:
- Технология присоединения (Мы мир все воспринимаем по-разному: визуально, аудиально, кинестетически. Поэтому и обучение должно вести с учётом ведущей модальности учащегося. Для этого её надо определить и присоединиться к ней).
- Технология развития целостного восприятия и мышления (Чтобы картина окружающего мира была полной, развиваем и используем все модальности у себя и у учащихся, Кластеры – четвёрки учащихся для активной работы на уроке подбираем по возможности так: руководитель группы имеет 2-3 развитых модальности и по одному визуалисту, аудиалисту и кинестетику в каждой группе).
- Технология развития чувствования (Чтобы лучше понимать друг друга, нужно учить учащихся осознавать свои чувства, называть их и грамотно проявлять, а также учиться считывать чувства собеседника. Поэтому рефлексия – непременный этап социокультурного урока).
- Технология мотивации (Эта социокультурная технология даёт широкий спектр факторов, мотивирующих на работу и учит их успешно применять:
- Успех и возможность увидеть результат
- Одобрение (словом, делегированием полномочий…)
- Своевременная обратная связь (Рефлексия)
- Взаимопонимание
- Творческие возможности, предоставляемые на уроке
- Методы самомотивации:
- Умение ставить цели и достигать их
- Умение брать ответственность на себя
- Технология развития личности (Две ступени:
- Первая ступень развития личности – освоение знаний
- Вторая ступень – проявление полученных знаний в жизни через поведение.
Задача учителя – дать необходимые знания, а как их использовать для поведения в жизни – выбор учащегося.
- Технология развития группы.
Умение работать в группе тоже нужно развивать. В данной технологии разработаны этапы развития группы:
- Формирование включённости в группу (Групповые нормы работы ещё не выработаны, всё время напоминаем правила работы в группе).
- Формируются групповые нормы и установки на взаимодействие и сотрудничество. Всё больше учащихся способны к согласованным действиям. Учитель может отойти от доминирующей роли, но осуществляет постоянный контроль).
- Согласованность всех действий, продуктивная совместная работа, групповые нормы выработаны. (от учителя требуется только поддержка).
- Сформирован и продуктивно работает весь коллектив. (Задача учителя – защитить группу от застоя. Для этого нужно готовить новые более интересные задания, выводя коллектив на новый уровень)
- Технология: Ресурс успеха
Эта технология объясняет учащимся, из чего складывается успех и учит его достигать. Ресурс успеха:
- Умение ставить цель и формировать будущий результат.
- Умение брать ответственность за собственные решения.
- Идти не от негатива, а к позитиву.
- Умение рефлексировать – переосмысливать результаты своей деятельности.
- Любое дело надо начинать в ресурсном состоянии (в состоянии радости, любви, благодарности, удовлетворения, то есть, на позитиве.
На основе этих технологий формируются активные формы работы «Истоков» - тренинги. Под тренингом в социокультурном системном подходе понимается интенсивное либо высоко интенсивное обучение, осуществляемое в виде практических упражнений по определенным технологиям с целью развития социокультурной основы Человека, Группы, Общества[1].
Тренинг – вид групповой психологической работы, направленный на приобретение знаний, умений, навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в процессе обучения.
Главными целями тренингов являются освоение учащимися социокультурных ценностей и накопление социокультурного опыта – в первую очередь навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, приёмов эффективного взаимодействия, обеспечивающих достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом тренинге выделяется пять аспектов[2]:
- содержательный аспект – освоение категорий предмета;
- коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого члена группы, толерантность (терпимость к иному, отличному от своего, мнению);
- управленческий:
- планирование:
- умение поставить цель, исходя из духовно-нравственных ценностей;
- умение достигать результата;
- умение делать ценностный выбор;
- умение управлять своим временем (в Истоковедении время воспринимается как структуированное и наполненное),
- психологический аспект – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма;
- социокультурный опыт – приобретение опыта взаимодействия, позволяющего учащимся в дальнейшем утверждаться, а не репрезентировать себя в обществе.
Реализация всех аспектов тренинга выводит на принципиально новое качество образования.
Уникальность педагогической технологии «Истоков» в том, что она впервые создаёт в образовательном процессе основу для организации личностно-ориентированного общения и обеспечивает единство рационального и эмоционального в психическом развитии ребёнка.
Виды социокультурных тренингов:
- Ресурсный круг:
- познавательный;
- рефлексивный;
- Работа в парах;
- Тренинг-выбор;
- Активный экзамен;
- Тренинг-третий-лишний (с вариативностью решений);
- Тренинг-покер;
- Тренинг «Авачинская бухта»
- Тренинг «Степ».
Принципы эффективного общения в группе:
Методика тренинга строится на основе следующих принципов:
- Принцип активности участников группы: в ходе занятия все ученики постоянно вовлекаются в активные действия.
- Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников тренинга. Обсуждаются только те проблемы и ситуации, опыт положительного решения которых есть у учащихся.
- Принцип творческой позиции участников тренинга. В ходе тренинга создаётся креативная среда, характеризующаяся проблемностью обсуждаемых вопросов, неопределённостью вариантов выполнения задания, принятием различных точек зрения, безоценочностью суждений и отношений участников группы.
- Принцип рефлексивной оценки результатов работы в тренинге предполагает выявление степени интереса, а также значимости обсуждаемых вопросов для участников, возможности использования полученных знаний в практической деятельности.
- Принцип диалогового общения, предусматривающий общение в группе на уровне «Взрослый» - «Взрослый». Это связано с осмыслением способов достижения результата, способностью договариваться, приходить к единому мнению.
- Принцип положительного подкрепления результатов деятельности: каждый даже маленький результат социокультурного развития учащегося и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения.
- Принцип психологической безопасности и доверия в группе. Замена оценивающей коммуникации на описательную, переориентация контролирующего поведения педагога на совместное решение проблем. Это вызывает эмоциональный подъём у учащихся, снижает чувство тревоги и беспокойства, которые нередко встречаются в традиционных формах работы.
Я бы хотела более подробно остановиться на тренинге «Авачинская бухта».
Методические рекомендации по проведению тренинга «Авачинская бухта»:
- Заранее, проводя работу в парах и тренинг-выбор, учащихся знакомят с правилами общения.
- Тренинг проводится по окончании полугодия, либо года.
- Рассчитан на два урока (90 мин.)
- Контролируются 4 больших темы.
- Столы ставятся большой буквой П.
- Учащиеся рассаживаются по кластерам – четвёркам, с учётом модальностей.
- Темы этапов работы (раундов) заранее фиксируются на доске.
- Учащиеся приветствуют партнёров по общению (
- Раздаточный материал выдаётся на кластер в конверте.
- Конверт для первого раунда содержит: жетоны самооценки, бланки взаимооценки, бланки для работы.
Жетоны самооценки:
Бланки для взаимооценки: Бланки для работы:
Оценка за технику | Оценка за культуру | Фамилия______________________ Индивидуальный выбор Выбор группы | ||
1. | 1. | 1. | 1. | |
2. | 2. | 2. | 2. | |
3. | 3. | 3. | 3. |
- Каждый выбирают для себя 4 жетона самооценки, жетон взаимооценнки, а также бланки ответов.
- Учитель объявляет этапы работы, записывает их на электронной или обычной доске.
- Учащиеся оценивают свои возможности по предстоящим этапам работы. (Четыре буквы Ф на жетоне соответствуют наилучшему владению материалом темы, одна буква Ф - наихудшему). Не показывая соседям, кладут выбранный жетон, соответствующий их знаниям по первому этапу работы, в конверт.
- Получают задания первого этапа.
- Задания каждого раунда содержат от трёх до 6 вопросов и несколько вариантов ответов, причём количество верных и неверных среди них не лимитировано.
- Работа проводится в два раунда: первый раунд индивидуальный. Учащиеся отвечают на вопросы, выбирая ВСЕ возможные правильные ответы, и записывают в столбце «Индивидуальный выбор».
- Через 5-7 минут приступают к обсуждению проблемы, добиваясь единого решения в кластере. Результат записывается в столбце «Выбор группы».
- По окончании этапа учащиеся ранжируют партнёров по общению: расставляя в листах взаимооценки партнёров по уровню овладения материалом (оценка за технику) и по умению вести дискуссию (оценка за культуру общения).
- Далее благодарят партнёров по общению, встают, забирая ручку и оставшиеся жетоны для самооценки и, делая шаг направо, занимают новое место.
- Далее приветствуют партнёров по общению и всё повторяется.
- По окончании урока учитель проверяет конверты каждого кластера, занося результаты в таблицу:
№ | Ф.И. | 1 раунд (А) | 2 раунд (Б) | 3 раунд (В) | 4 раунд (Г) | Общий балл | оценка | ||||||||||||
1* | 2* | 3* | 4* | 1* | 2* | 3* | 4* | 1* | 2* | 3* | 4* | 1* | 2* | 3* | 4* | ||||
- Результат каждого раунда складывается из:
1* - суммарный балл жетонов самооценки,
2* - результат взаимооценки,
3* - экспертная оценка по пятибальной системе, выставленная учителем за выполненное задание.
- Все цифры перемножаются, составляя результат раунда.
- Суммы баллов за четыре раунда дают итоговый балл, который затем переводится в отметку:
«отлично» - сумма больше 1000 баллов
«хорошо» - от 800 баллов до тысячи
«удовлетворительно» - от 500 баллов до 800.
«Неудовлетворительные оценки не выставляются.
- Полученная отметка выставляется в журнал.
На фотографии урок в 11 классе по теме: «Электрический ток в различных средах».
Подобные уроки очень нравятся учащимся. Можно приводить бесконечно положительные отзывы, накопленные за двадцать лет:
Мне очень понравилось работать на уроке-тренинге -Авачинская бухта «Электрический ток в различных средах). Во время таких уроков можно научиться высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую, работать в команде. В команде гораздо легче усвоить новые знания. (11 класс)
Мне очень понравился тренинг-степ «Механическая картина мира» потому, что была возможность поразмышлять, послушать мнение других, в результате мы ещё раз переосмысливаем свою точку зрения, то есть мы формируем себя. Коллективные работы очень полезны, так как мы учимся слышать друг друга и доказывать свою точку зрения. (10 класс)
Социокультурные технологии «Истоков» дают ответ на все поставленные новыми стандартами вопросы, позволяют:
- учащимся активно работать весь урок, формируя ключевые компетенции: организационные, информационные, познавательные, коммуникативные;
- развить единый социокультурный контекста в процессе обучения
- формировать:
- образовательное пространство в образовательном учреждении,
- мотивацию к обучению.
- целостное мышление развивающееся положительно.
- ориентацию на успех.
- команду преподавателей-единомышленников,
- обеспечить самореализацию педагога и обучающегося.
Литература:
- И.А. Кузьмин, А.В. Камкин О программе «Социокультурные истоки. //Истоковедение т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 23-28
- И.А. Кузьмин. Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1, 1997.
- Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. «Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология» «Истоковедение» т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 35-41
- Лекции И.А. Кузьмина «Технологии эффективного менеджмента»1994г.
[1] И.А. Кузьмин . Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1 1997. С.64.
[2] Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. «Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология» «Истоковедение» т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 37.